Богоматерь с младенцем Иисусом. IX в.
Мозаика в храме Святой Софии, Стамбул
Иконопись.
Средневековое византийское искусство началось с росписи фресок в больших фресках, а также с реализации мозаики в религиозных зданиях, таких как церкви. Эти работы оказали такое большое влияние на художников того времени, что византийский художественный стиль был быстро принят художниками в наиболее влиятельных художественных регионах Италии. Среди этих регионов выделяются Равенна и Рим.
В дополнение к традиционным стилям фресок и мозаик в монастырях Константинополя широко использовался другой художественный стиль: икона. Эти иконы были религиозными деятелями, которые были нарисованы на панелях, созданных в монастырях, расположенных в восточной части империи.
Иконы были написаны на переносных деревянных панелях, и для их качества использовался воск. Это послужило византийскому представлению библейского искусства.
Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.
Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.
|
|
Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).
Двенадцать апостолов
Сошествие Христа в ад
Господь Иисус Христос – Ветхозаветные праведники, вызволенные
Победитель ада и смерти. Спасителем из ада.
Святые Пророки Моисей и Иоанн Предтеча, вызволенные Господом из ада.
Фрагмент византийской иконы, на котором видны высветленные элементы. Снятие со креста; XIV век; Византия
Мозаика.
Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI веку сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X веку утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII века как в самой Византии, так и за ее пределами.
|
|
Сретение, мозаика, кафоликон монастыря Осиос/Хосиос Лукас, в Фокиде, Греция
Добрый пастырь, мозаика. Церковь Сан-Аполлинаре, Нуово
Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!