IV . Государство благоденствия



       Государство в исключительных случаях может просто подменить те социальные секторы или предприятия, которые слишком слабы или только встают на ноги и еще не способны работать во всю силу. Такая помощь оправданна, если надо срочно действовать ради общего блага, но должна быть как можно более краткой, чтобы не лишать надолго общество и деловые системы их законных функций и не расширять свыше меры компетенцию государства в ущерб экономической и гражданской свободе. За последние годы такое вмешательство заметно увеличилось и даже возник новый тип государства - "государство благоденствия". Случилось это в некоторых странах, чтобы удовлетворить множество нужд и потребностей, устраняя бедность и нищету, недостойные человека. Однако всяческие злоупотребления, особенно - совсем недавние, привели к тому, что такое государство стали резко критиковать, называя его "государством социальной помощи". Ошибки его и недостатки проистекают от того, что неверно видят, что именно должно государство делать. Здесь тоже необходимо уважать "принцип субсидиарности (вспоможения)": сообщество более высокого порядка не должно вмешиваться во внутреннюю жизнь сообщества более низкого порядка, присваивая его функции; но ради общего блага поддержит его, если надо, поможет сообразовать его действия с другими составляющими общества. Вмешиваясь прямо и лишая общество ответственности, государство социальной помощи приводит к тому, что люди работают хуже, зато расходы страшно растут, и все больше учреждений, где царит скорее бюрократия , чем забота о человеке. По-видимому, нужду лучше распознает и удовлетворит тот, кто ближе к ней и действует как ближний. Прибавим, что многие нужды требуют не только материального удовлетворения, тут надо смотреть глубже. Нельзя забывать и о беженцах, иммигрантах, стариках, больных и всех тех, кому нужна помощь, скажем - наркоманах; помогут им, в сущности, только те, кто не просто позаботится о них, но и по-братски их пожалеет. (Centesimus Annus,н. 48)

Мы сказали, что государство не должно поглощать личности или семьи; личность и семья должны сохранять за собою полную свободу действия, поскольку она совместима с общим благом и интересами других. Тем не менее , правители должны ревниво оберегать общество и все его части; оберегать общество, ибо его сохранение есть по преимуществу дело высшей власти, а его целость составляет не только первый закон правительства, но и весь смысл его существования. (Rerum Novarum, н. 28)


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!