III . Милосердие и предпочтительное отношение к бедным



ГЛАВА VIII . Бедность и милосердие.

I . Проблема бедности.

Поэтому хочу обратить ваше внимание на ряд общих показателей, не исключая некоторые уточнения. Оставив в стороне анализ цифр или статистики, достаточно посмотреть на огромное количество реальных мужчин и женщин, детей, взрослых, пожилых, т.е. на конкретных и неповторимых человеческих личностей, страдающих под невыносимым бременем нищеты. Их многие миллионы, в разных уголках мира, лишенных надежды в результате того, что их положение значительно ухудшилось… Перед лицом этой драмы всеобщей нищеты и нужды, в которой пребывает множество наших братьев, сам Господь Иисус грядёт, чтобы спросить с нас. (Мф 25:31 46). (Sollicitudo Rei Socialis, н. 13) С уст невольно слетает слово «пропасть». (Sollicitudo Rei Socialis, н. 14)

Неимущих Церковь учит, что в глазах Божиих бедность не есть бесчестие и что нет ничего позорного в снискании себе пропитания физическим трудом. Это подтверждается тем, что мы видим на примере самого Иисуса Христа, Который «будучи богат, обнищал ради нас» (II Кор. 8, 9) и Который, будучи Сыном Божиим и Богом Самим, восхотел казаться и считаться сыном плотника, и более того, не пренебрег провести большую часть Своей жизни, Сам занимаясь плотничеством. «Не плотник ли Он, сын Марии?» (Марк 6,3). Созерцая этот божественный пример, легко понять, что истинное достоинство и превосходство человека заключается в нравственных качествах, то есть в добродетели; что добродетель есть общее наследие каждого, равно доступное для высокопоставленного и незнатного, богатого и бедного, и что добродетель, только добродетель, в чем бы она не заключалась, вознаграждена будет вечным блаженством. Более того, Сам Бог видимо по преимуществу склоняется к тем, кто терпит, ибо Иисус Христос называет бедных блаженными. Он с любовью зовет пребывающих в труде и горе идти к Нему за утешением. «Прийдите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». И он высказывает самое нежное участие к униженным и угнетенным. (Rerum Novarum, нн.20)

Здесь следует добавить, что в сегодняшнем мире существует множество других видов бедности. Действительно, разве недостаток или лишение чего-либо не заслуживает такого определения? Отрицание или ограничение прав человека - таких как право на религиозную свободу, право участия в управлении обществом, свобода объединяться в ассоциации, или образовывать профсоюзы, или проявлять инициативу в экономических вопросах - разве все это не обедняет человеческую личность так же, если не больше, как лишение материальных благ? А прогресс, не учитывающий важности стабильного соблюдения этих прав, является ли он настоящим прогрессом в масштабах человечества? (Sollicitudo Rei Socialis, н. 15)

И впрямь, у многих, быть может - у большинства, нет возможности занять достойное и полезное место в той системе производства, в которой труд действительно важнее всего. Поэтому если их не угнетают, их выталкивают на обочину. Экономика, так сказать, развивается поверх их голов, а то и сводит на нет те средства, которые и прежде позволяли только-только выжить. Другие люди не совсем извергнуты обществом, но сплошь и рядом оказываются в ситуациях, когда им приходится прежде всего бороться за выживание. К сожалению, именно так живет еще большинство в Третьем мире. (Centesimus Annus, н. 33)

 

II . Социальная справедливость

       Дабы удовлетворить требования справедливости и равенства, нужно всячески стараться, чтобы при соблюдении прав личностей и особого характера каждого народа были как можно скорее устранены разительные неравномерности в уровне экономического развития, которые существуют ещё и поныне и даже возрастают, сочетаясь с индивидуальной и социальной дискриминацией. Равным образом во многих странах необходимо, учитывая особые трудности в сельском хозяйстве (как в производстве продукции, так и в её сбыте), помогать крестьянам увеличивать количество продукции и продавать её, а также усваивать необходимые технические достижения и нововведения и получать справедливый доход, чтобы они, как это часто случается, не оставались в положении граждан низшего разряда. Со своей стороны, крестьяне, особенно молодые, пусть всячески стараются совершенствовать свой профессиональный опыт, без которого прогресс сельского хозяйства невозможен. Справедливость и равенство требуют также, чтобы мобильность, необходимая для развития экономики, направлялась таким образом, дабы жизнь отдельных людей и их семей не становилась шаткой и ненадёжной. Что же касается тех рабочих, которые, происходя из другой страны или другого региона, своим трудом содействуют экономическому развитию данной страны или местности, то следует старательно избегать всякой дискриминации в условиях их оплаты и труда. Кроме того, все люди, а прежде всего - общественные власти, должны видеть в них не просто своего рода орудия производства, но личности, и помогать им, чтобы они могли вызвать к себе свою семью и обеспечить себе приличное жилище. Кроме того, нужно поощрять их врастание в общественную жизнь той страны или региона, которые их принимают. Однако, по мере возможности, рабочие места следует создавать в их собственных регионах. В тех сферах экономики, которые в наши дни переживают изменения - речь идёт о тех формах индустриального общества, где развивается, например, автоматизация - надо заботиться о том, чтобы каждый был в достаточной мере обеспечен подходящим ему трудом, а также возможностью получить соответствующее техническое и профессиональное образование; кроме того, необходимо гарантировать пропитание и человеческое достоинство - прежде всего тем, кто в силу болезни или по старости находится в более затруднительных обстоятельствах. (Gaudium et Spes, н. 66)

Как мы уже не раз заявляли, важнейшей задачей в сфере справедливости является предоставление каждому государству возможности развиваться в рамках сотрудничества, свободного от всякого духа экономического или политического превосходства. Конечно, велика сложность проблем, поднятых в современном переплетении взаимозависимостей. Следует также проявить мужество и начать пересмотр отношений между странами (международное разделение производства, структура обменов, контроль над прибылью, денежная система, не следует также забывать и об акциях человеческой солидарности). Необходимо изучить модели роста развитых стран; утвердить в сознании людей приоритет интернационального долга, обновить международные организации с целью их большей эффективности. (Octogesima Adveniens, н. 43)

Наши современники всё живее осознают эти проявления неравенства. Они глубоко убеждены в том, что более широкие возможности техники и экономики, которыми располагает современный мир, могут и должны исправить это плачевное положение вещей. Но для этого требуются многочисленные реформы в экономической и общественной жизни, а также всеобщее изменение образа мыслей и привычек. Ради этого Церковь в течение веков излагала в свете Евангелия и провозглашала - особенно в последние времена - принципы справедливости и равенства, требуемые здравым разумом: как для личной и общественной жизни, так и для жизни международной. Священный Собор намеревается подтвердить эти принципы согласно условиям нашей эпохи и, принимая во внимание прежде всего потребности экономического развития, дать некоторые руководящие указания. (Gaudium et Spes,н. 63)

 

III . Милосердие и предпочтительное отношение к бедным

Милосердие представляет собой величайшую из социальных заповедей. Оно уважает других и их права. Оно требует применения справедливости, и только оно дает нам способность к нему. Оно вдохновляет на самоотверженную жизнь: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк 17, 33) (Катехизис Католической Церкви, 1889)

Поэтому не будет излишним пересмотреть в этом свете и углубить характерные темы и направления, вновь рассмотренные Учительством Церкви в последние годы. Хочу отметить здесь одну из них - это выбор в пользу бедных, т.е. преимущественная любовь к бедным. Свидетельством в пользу этого выбора, т.е. особой формы первенства в осуществлении христианского милосердия является всё Предание Церкви. Этот принцип относится к жизни каждого христианина, поскольку он является подражателем жизни Христа, но в той же мере он приложим к нашим общественным властям, а потому - к нашему образу жизни, к логике принятия решений в вопросах собственности и использования благ. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 42)

«Если брат или сестра наги», говорит святой Иаков, «и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь» но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак 2:15 16). Сегодня никто не может отрицать, что на всех континентах множество мужчин и женщин переживают голод, бесчисленное множество детей недоедает до такой степени, что многие из них умирают еще в младенчестве, что физический рост и умственное развитие многих других становятся в этих условиях невозможными и что о целые регионы находятся, поэтому, в глубочайшем упадке. (Populorum Progressio, н. 45)

Обязанность, всегда провозглашаемая Церковью, помогать тем, кто страдает в нужде и бедности, естественно более всего должна быть сознана католиками, которые находят к этому благородное побуждение в том, что они являются членами Таинственного Тела Христова. Апостол Иоанн учит: «Любовь Божию познали мы в том, что Он положил на нас душу Свою, и мы должны полагать души свои на братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (I. Иоанн 3, 16 - 17). (Mater et Magistra, н. 159)


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!