Смерти, когда на фоне уже нежизнеспособной коры



Головного мозга изменения в других тканях еще обратимы, но вернуть человека к полноценной жизни невозможно.

Третий период

Биологическая смерть, когда все ткани оказываются нежизнеспособными и в них развиваются необратимые процессы.

 У постели умирающего человека врач должен решить и чрезвычайно болезненный вопрос о продолжении направленной на основной патологический процесс терапии, которая, хоть это в подобных случаях весьма проблематично, возможно, способна продлить существование больного.

Технические пособия (респираторы, диализаторы, капельное введение поддерживающих жизнь средств) должны быть, по мнению комиссии, замещены заботой, лаской, вниманием, свидетельства, о которых должны на равных входить в историю болезни.

Надежда умирает последней, и пока она теплиться в угасающем сознании, она не позволяет подписать себе приговор.

В условиях определенного и необходимого терминального состояния решение принимает лечащий врач, который опирается либо на мнение консультантов или соответствующей комиссии, либо на жизненное завещание пациента.

 

  ЧАСТЬ3.ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ТЕРМИНАЛЬНЫМ БОЛЬНЫМ.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ВРАЧА В ОБЩЕНИИ С УМИРАЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ.

   Общение с умирающим человеком относится к наиболее напряженным и тягостным компонентам врачебной деятельности. Современная обиходная культура отказывается принимать смерть как нормальное явление. В ней видится враг, с которым следует сражаться, не ограничивая себя ни средствами, ни временем. О ней можно говорить лишь отвлеченно от конкретного человека, собеседника как о чем – то, что имеет отношение лишь к некоему объекту наблюдения.

   В результате тотального оптимизма, возведенного в ранг государственной идеологии, все внимание, все усилия общества должны были быть сконцентрированы на жизни, и смерть не должна была омрачать настроений общества, занятого построением рая на земле. Примерно такое же отношение отмечалось и в развитых капиталистических странах, где его величество «бизнес» превращал жизнь в хорошо отлаженный механизм, а смерть – в досадное недоразумение.

   Умолчание смерти таило под собой страх общества и, особенно в нашей стране, где диагноз смертельного заболевания всячески скрывался от больного, что было узаконено в так называемой медицинской деонтологии. Умолчание – страх – ложь – отчуждение – депрессия складывались в логическую цепочку, отражавшую общую тенденцию к отрицанию негативных сторон жизни.

   Тщательное оберегание молодежи от контактов со смертью и умирающими приводило к своеобразному отрицанию смерти и, соответственно, обесцениванию самой жизни. Встречаясь со смертью лишь на экранах, молодежь не переживала ее реальности. Агрессивность, которая заняла место среди наиболее предпочитаемых у молодежи качеств, во многом обязана забвению смерти.

   Сугубо специальным – медицинским – следствием неприятия смерти было и сокрытие диагноза и прогноза от больного. Неблагоприятный прогноз включался в круг «врачебной тайны», которую предполагалось тщательно охранять от больного. Сторонники дезинформации пациента о прогнозе объясняют свое отношение к истине необходимостью уменьшить вероятность развития реактивных психических расстройств у больного. Предполагается, что ложный благоприятный прогноз, «деонтологическая легенда» облегчает течение болезни, что не только аморально, но и неверно по существу, поскольку не совпадает с реальной динамикой клиники заболевания.

   Пациент имеет право на представление сведений о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий.

   Однако знание важности такого поведения еще не означает легкости его реализации. Большая часть семейных врачей предпочитает не говорить о смерти с умирающим. В одном из исследований было показано, что они предпочитают говорить о фатальном исходе скорее с женщинами (22%), чем с мужчинами (15%), чаще с людьми более высокого социального класса (24% и 5% - среди мужчин и 30% и 26% - среди женщин). Многие из врачей, которые заявляют, что они теоретически уверены в необходимости обсуждать с больным подобные вопросы, на практике часто используют всяческие уловки для умолчания правды.

   Особый подход к умирающим больным накладывает особые требования к любому медику, работающему с пациентом. Одним из основных принципов психотерапевтического отношения является заповедь «Не навреди». Для этого с самого начала необходимо внимание к нуждам и желаниям пациента. Мы должны предполагать или знать, чего хочет пациент. Попытка навязать ему свою поддержку, свои представления может быть попросту не принята пациентом. Потому в работе с умирающим больным необходимо, прежде всего, уметь слушать и слышать его. Каждый из нас обладает системой психологической защиты, она индивидуальна и в основном столь совершенна, что реакция адаптации происходит самопроизвольно. И опасно неумелыми или нежелательными действиями разрушить ее.

   Потому – то в центре внимания при ведении терминального больного должен быть пациент, личность которого нередко игнорируется, а вовсе не сама болезнь. В ситуации, когда дополнительные лечебные мероприятия не могут принести пользы, пациент особенно нуждается в общении с тем врачом, который окажется способным организовать личностно – ориентированную систему терапии с акцентуацией внимания на вопросах его эмоционального и физического комфорта.

   Следует избавить пациента от изоляции по отношению к близким его людям. Ширма, которой он отгораживается от других больных, выполняет функцию могилы, разверзшейся перед ним еще до кончины. Молчание – враг умирающего и служит лишь увеличению степени его изоляции от общества.

   Семья и друзья больных раком часто объясняют свое желание обсуждать с ними тревоги и страхи тем, что это может вызвать у больных беспокойство, которого у них не было до того. В этом случае человек рассуждает примерно так: «Если я спрошу его, переживает ли он по поводу лучевой терапии, то он начнет переживать даже в том случае, если он не думал об этом, пока я его не спросил». На самом деле так не бывает. Это, в частности, подтвердили результаты исследований, проведенных в 60 – х годах в Великобритании психологами среди смертельно больных людей. Исследования показали, что разговоры с друзьями и родственниками не ведут к появлению новых страхов. Наоборот, страх усиливается, если человек не имеет возможности рассказать о нем. Людям, которым не с кем поговорить, часто страдают беспокойством и депрессией


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!