И электрические процессы настолько изменены, что они не в состоянии обеспечить нормальной жизнедеятельности организма.



ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ В ПРОЦЕССЕ УМИРАНИЯ

Д-р Элизабет Кюблер-Росс в своих блестящих ра­ботах дает определение пяти стадиям смерти. Это:

 

 (1) Отрицание;

 (2) Гнев;

 (3) Торг;

 (4) Подготови­тельная депрессия;

 (5) Принятие.

Каждый из нас проходит эти стадии, и в зависимости от на­ших личностных свойств и жизненного опыта, дан­ные стадии имеют большую или меньшую протя­женность по времени и различаются по силе воздействия. "Смерть", с которой мы имеем дело, не обяза­тельно должна быть смертью физического тела. Всякий раз, когда жизнь представляет нам свою великую драму, мы тоже проходим эти стадии, при­спосабливаясь к ним в соответствии со своими неповторимыми жизненными стилями и особен­ностями личности.

Работа д-ра Кюблер-Росс наиболее полно рас­крывает периоды, которые переживаются челове­ком в процессе умирания. Понятно, что с этим, причем не обязательно в установленном порядке, но сталкиваются все. Можно согласиться с ее точкой зре­ния, потому что за многие годы работы в этой области имелась возможность убедиться в том, что эти паттерны соответственно повторяются.

 

(1) Отрицание

Д-р медицины Герман Фейфель, автор работы "Зна­чение смерти", обнаружил глубокое понимание сути про­блемы, сказав, что на самом деле мы не ощущаем того, что мы смертны, до тех пор, пока не потеря­ем родителей. Это очень точно подмечено; когда мы молоды, смерть обычно где-то далеко от нас. Да, нам известно о том, что однажды нам предстоит пережить это, и умом мы принимаем эту мысль. Когда мы теряем родителей, то ощущаем себя обе­зоруженными, оказавшимися на линии фронта; мы будем следующими... и большинство из нас про­должают идти дальше, старательно обходя эту тему. Бессознательно наше общество отрицает смерт­ность, чрезмерно включившись в погоню за моло­достью. Мы носим одежду, которая делает нас на 10 или 20 лет моложе, в 40 лет живем так, как будто нам 25, посредством косметической хирур­гии стираем отпечаток, который накладывают на нас годы, испытываем необходимость в связях на стороне, чтобы показать, что не утратили сексу­альной привлекательности. Мы оставляем болезнь докторам, а заботу о пациентах медицинскому пер­соналу и госпиталям. Мы не решаемся навещать тех, кто смертельно болен, даже когда это наши близкие друзья, и поступаем так не потому, что нас это не волнует, на самом деле дело обстоит совсем наоборот, а потому, что мы не знаем как себя вести, как плакать или как взглянуть в лицо этому событию. Мы избегаем разговоров о том, как встречать смерть. По причине того, что наше об­щество убеждено, что врачи и медицинский пер­сонал должны знать, как сделать что-то с этим тре­вожным состоянием, и мы испытываем гнев, когда им этого не удается сделать. Мы кидаем фразы типа: "Обратись к другому врачу" или "Он ничего не знает". Когда пациент умирает, предполагается, что виноват в этом врач. Нам кажется, что он сделал недостаточно, чтобы предотвратить летальный ис­ход. Следовательно, врачи запрограммированы на то, чтобы отказаться от эмоциональной поддержки пациента, они просто предписывают пациенту все то, что приносит облегчение.

Существует множество историй о бессердечных, невнимательных медсестрах, которые в своем фанатичном следовании больничным правилам при­выкли к смерти. Многие медсестры сегодня находятся   среди  тех, кто первыми осознал необходимость нового подхода. Они понимают, на­сколько их выжигает та эмоционально незащищен­ная роль, которая им отводится, и многие из них задаются вопросами: Как? Почему? Что? Вероят­но, представители этого медицинского персонала наиболее близко сталкиваются с проблемой отри­цания.

Зачастую они выражают свое собственное по­давленное отрицание во взаимоотношениях с па­циентами, или очень мало с ними взаимодейству­ют для того, чтобы избежать душераздирающих разговоров, с которыми они не могут адекватно справиться. Я полагаю, что нам всем будет полез­но понять, что инициатором такого общения выс­тупает сам пациент. Мы же только делаем все, что зависит от нас, слушая и проявляя заботу, под­держивая течение этих бесед, и с благодарностью пользуемся возможностью поразмышлять вместе с пациентом.

То, как умирающие пациенты используют отри­цание, ничем не отличается от того, как мы сами в нашей жизни прибегаем к отрицанию. Помните, как вы потеряли кошелек или ваш ребенок совер­шил нечто такое, что не укладывается у вас в го­лове? Отрицание - это то же самое чувство. Наш внутренний компьютер продолжает выдавать ин­формацию, что "это происходит с другими людь­ми, но не с нами!"

Иногда человек не желает смотреть в лицо не­минуемой смерти, и он принимает решение не го­ворить об этом другим, какое-то время он делает вид, что это не так. В подобных ситуациях мне доводилось сталкиваться с высшими проявления­ми самоотверженной любви, так как некоторые люди лучше справляются с такими ситуациями, не признавая правду, что они умрут, пока не бу­дет достигнута некая внутренняя цель. Но этот процесс запускается самим человеком. Я полагаю, что и гнев, и стремление торговаться сгорают в пламени сильного отрицания. Впоследствии ког­да, в конце концов, пациент признает то, что с ним происходит, он успешно переходит к приня­тию.

Пока пациент преодолевает этот этап, находит­ся на стадии отрицания, через сдвиг в сознании может открыться путь к исцелению. Такое исцеле­ние требует открытости на духовном уровне или открытости к явлению, которое достигается медитацией... Человек входит в контакт с Божествен­ным в себе. Применительно к этому процессу час­то используется определение "духовного исцеления", и в этом человеку, как правило, по­могает кто-то, обладающий сильной духовной энер­гией. Здесь цель заключается в том, чтобы разжечь отстающую, естественную исцеляющую силу па­циента. Если пациент способен осуществить такое изменение, коснуться животрепещущих вопросов и избавиться от гнева, тогда исцеление становится возможным. Если момент для сдвига упущен, то обычно закрепляется физический паттерн и ухуд­шение заходит слишком далеко.

 

(2) Гнев

Когда консультируешься, то постоянно сталкиваешься с тем, что жизненная энергия связывается ограни­чениями и становится менее эффективной, когда нас переполняют чувства страха, ненависти или гнева. Эти чувства и являются злейшими врагами жизни. Страх парализует человека, ненависть уби­вает, а гнев съедает его. Когда мы переполнены страхом, то используем такие выражения: "остол­бенеть от страха" или "смертный холод". Именно так и происходит. Мы замираем, не в состоянии думать и чего-либо чувствовать. Мы не можем вы­ражать любовь, проявлять заботу или иметь дело с повседневными переживаниями.

Ненависть убивает в нас любящую природу. Подобно тому, как любовь и теплота, которые на­ходятся в нас, естественным образом наполняют нас вибрациями и приятными ощущениями, так и ненависть заточает в темницу нашу драгоценную трепещущую душу и разрушает в нас все. Нена­висть направляется вовне как отравленный поток, и тогда создающее хаос отрицание действует про­тив жизненной силы других людей. Все это убива­ет или вытравливает жизнеспособность той жиз­ненной силы, которая встречается на пути. Студентов, получающих духовное образование, учат делать их жизнь благословением. Они долж­ны распространять свою добродетель, живую при­роду и сострадание вовне, быть источником обога­щения, которым необходимо делиться.

Гнев - это сила, которая вводит в заблуждение и направлена вовнутрь. Это ярость подавляемого урагана. Гнев пожирает нашу личность до тех пор, пока не разрушит ее фундамент. Сильное тело сла­беет, языки пламени прорываются из него испепе­ляющими словами, несущими разрушение, или враждебность уничтожает наши отношения. Гнев подобен клокочущему вулкану, его мощь сокрыта от нашего взора до тех пор, пока однажды прямо перед глазами не произойдет извержение. Это вып­леск производит глубокое впечатление и прино­сит определенное облегчение, но вместе с тем при­чиняет боль и забирает силы у тех, кто оказывается на пути.

Одна женщина, в прошлом году, призналась в своем гневе по отношению к Господу Богу, за то, что он забрал ее мужа. У них был хороший брак, который длился двадцать девять лет, и они по-настоящему были дружны с мужем. Ее естественной реакцией было: "Почему он, Гос­поди? Почему это постигло не тех, кто живет в ссорах и жаждет поскорее освободиться друг от друга. Почему ты забрал его, когда я так в нем нуждалась?" Это те мучительные вопросы, кото­рые люди часто задают. На такие вопросы нет при­емлемого ответа. Реальность такова, что через этот опыт обе стороны делают шаг к тому, чтобы перей­ти на новые ступени развития.

Эта женщина, вмещая в крик весь свой гнев и таким образом освобождаясь от него, нашла воз­можность сделать для других то, что ей нужно было сделать для себя. Она решила творить добро, де­лать то, что сама ожидала от других. Она знала о собственных надеждах услышать от других теплые слова и выражения сочувствия, поэтому она мяг­ко говорила с другими и проявляла терпимость. Если жизнь несправедлива, то она, по крайней мере, будет справедливой! Благодаря работе над своим гневом, эта женщина сделала огромный шаг вперед. Ее любовь, которую не на кого было на­править, обернулась сочувствием к тем людям, с которым сталкивалась в повседневной жизни.

Смерть не является любовью Бога или отсут­ствием его любви, это жизненный паттерн. Мы можем познать ценность жизни в той мере, в ко­торой мы способны понимать или воспринимать. Вспомните о том, как течет для нас время - один день кажется таким долгим, что становится для нас мучением, а другой день может пролететь так быстро, что мы едва успеваем это заметить. Так же и в жизни. Чем больше мы начинаем осознавать, тем успешней мы учимся тому, чтобы мудро ис­пользовать каждый день и каждую возможность.

 

(3) Торг

Когда человек избавляется от гнева, он обычно подходит к тому моменту, когда необходимо стол­кнуться с периодом так называемого торга и пере­жить его. Иногда кажется, что именно на этой стадии многие пациенты стремятся получить какую-то по­мощь.

Шок и гнев сжигают пациента дотла, и тогда боль расставания, признание нереализованных целей и страх смерти переходят в агонию. Всепо­жирающий ужас от мысли, что мы уже никогда не сможем подержать за руку своего любимого, про­никает в нас, а мы еще не готовы противостоять этому. Внезапно мы ощущаем, как удавка тех дел, которые мы собирались реализовать в будущем, за­тягивается на шее. Мы не знаем, как посмотреть в лицо смерти, и мы в ужасе шарахаемся от одной только мысли о ней.

Страх смерти заложен в нашей природе; он на­носит нам такой сокрушающий удар, что мы начи­наем наслаждаться жизнью, которую раньше вос­принимали как должное. Повседневный опыт обретает новую остроту, и наступают дни, полные горечи и сладких мгновений...

Теперь человек готов к тому, чтобы торговаться. Он начинает складывать отдельные части и либо живет духовной жизнью, считает, что он может выдержать операцию, соблюдать странную диету, попробовать какие-то странные препараты, либо готов выполнять все то, что кто-либо предлагает.

"Я сделаю это, это и это, если в свою очередь кто­ то каким-то образом сделает так, чтобы мне стало лучше". Многие люди пытаются вести торг с Гос­подом через молитву, особенную молитву о зас­тупничестве: "Господи, я сделаю все, только не позволяй, чтобы это случилось со мной или с близ­кими мне людьми". Они хватаются за все в попыт­ках найти то, что поможет им обрести надежду. Необходимо понимать, что в это мучительное вре­мя многим действительно удается обрести надеж­ду и ответы, а некоторые продлевают жизнь. Важ­но понимать, что этот процесс, процесс торга, самый естественный и очень эффективный.

Заученные слова молитвы о заступничестве при­обретают искренний и глубоко честный смысл. А ответ на нее состоит в том, что человек подходит к осознанию чего-то большего, великого, сильно­го, и с каждым днем все пустое уничтожается. Настоящая полнота жизни измеряется по тому, какое зна­чение мы действительно вкладываем это понятие Через ежедневные молитвы многое в жизни че­ловека меняется. Любопытно, что изменения чаще всего происходят оттого, что имеет место очисти­тельный опыт самого молящегося, а не какое-то значительное или сверхъестественное внешнее со­бытие. Стадия торга длится до тех пор, пока над­вигающаяся смерть не становится реальностью, которую уже невозможно отрицать.

Некоторые люди, достаточно подготовленные к тому, чтобы принять смерть, недолго останавлива­ются на этой стадии. У других период торга зани­мает больше времени, и они рассматривают смерть как фиаско, провал или альтернативу, которая выходит за пределы сферы возможного. Некоторые люди, те, кто смотрит на эти вещи философс­ки, уже живут одним днем, и эта последняя кате­гория людей обычно блестяще преодолевает этот этап.

Самую сильную боль на стадии торга испытыва­ют те, кто слишком большую надежду возлагает на любое лечение, которое они пробуют. Причем неважно, обращается. Ли человек к самым после­дним достижениям в области медицины или ду­ховному целителю. Так же тяжело переживают этой те, у кого вообще отсутствует надежда. Надеж­да - это эликсир жизни. Без нее отсутствует тот свет, который оживляет красоту настоящего мо­мента. Люди, проживающие каждый свой день без надежды, не позволяют себе расти, испытывать радость и совершенствоваться. Таким образом, ста­райтесь поддерживать мысль об улучшении, если не продлении жизни, и пользоваться возможность вести добропорядочный образ жизни. Здесь клю­чевым моментом является новое понимание цен­ности всякого оставшегося опыта, который представляет жизнь.

Порой не верится, что кто-то может ответить на все эти вопросы, которые задаются на этой стадии. Кажется, что все это необходимо для того, чтобы выдержать борьбу. Человек должен задавать вопросы. Необходимо вести упорную борьбу с чув­ством сомнения. Необходимо бросать вызов Богу. Мы относимся к этому как к неизбежной встрече од­них сил с другими. Торг, вопросы и борьба могут привести к изменениям, причем как у самого па­циента, так и близкого больного. Бог перестает быть тем, кто предначертал нам жестокую судьбу, а теперь он воплощается в Поддерживающее При­сутствие. Постепенно мы чувствуем себя в безо­пасности, когда начинаем осознавать, что есть по­тенциальная модель для нашей природы, так же как мы чувствуем безопасность в том, что день сме­няется ночью или одно время года следует за дру­гим.

Очевидно, не каждому необходимо заключить свое соглашение с Богом. Некоторые, безусловно, к этому прибегают - но не забывайте об уникаль­ности каждого человека, его пространства. Это осо­бое место и время, чтобы вспомнить о том, что роза должна быть розой, а герань - геранью. "Ле­жалое яблоко", в конце концов, обязательно сгни­ет. Зачем с этим спорить? Мы обесцвечиваем нашу жизнь, если признаем только один стиль умира­ния, так же как нам было бы достаточно скучно иметь только одно направление в жизни.

Поэтому давайте примем для себя определен­ную систему. Давайте позволим себе расширить границы нашего опыта, чтобы он включал личнос­тные различия, по мере того как мы все движемся к нашему завершающему опыту. Давайте пораз­мышляем об уникальности, а не о том, что есть хорошо или плохо, верно или неверно. Давайте попробуем быть великодушными, внимательными и открытыми. В один день у нас это получится, в другой - нет. Каждый день мы будем делать все, что зависит от нас!

И помните: "То, что гусеница называет концом света, Мастер называет бабочкой".

 

 

(4) Подготовительная депрессия

Стадия торга остается позади, и процесс умирания постепенно переходит в свою следующую стадию. Теперь мы ощущаем собственное бессилие; мы на­ходимся в той точке, где "В любом случае, теперь уже все равно". Как правило, происходит то, что мы признаем, что наступление смерти - это про­сто вопрос времени, и часто картина, которую ри­сует наше воображение, кажется слишком болез­ненной, слишком безобразной, и слишком отвра­тительной нашему взору. Обескураженным, устав­шим от борьбы, обычно испытывающим неудоб­ство, нам необходимо какое-то время, чтобы произошла внутренняя адаптация.

Где же наш борющийся дух или наш позитив­ный взгляд? Можем ли мы поддерживать свой бле­стящий имидж? Хотим ли мы этого, и имеет ли смысл пытаться? Для чего? Жизнь, безусловно, не оправдала наших ожиданий. Мы только нача­ли жить... если бы нам еще один год или два. Если бы только... но мы здесь и сейчас.

Доктор Кюблер-Росс называет эту стадию под­готовительной депрессией, самым низкой точкой в этом путешествии. Здесь создается впечатление, что человек пребывает в своем внутреннем мире, разрывает контакты с теми, кто любит его и забо­тится о нем, и, по меньшей мере, какое-то время пребывает в состоянии глубокой скорби. Нам очень важно сделать возможной эту часть процесса и не пытаться отрицать реальность происходящего. Употребляя здесь слово скорбь, вкладывается в него такой смысл: это - смерть меч­таний, надежд, будущих планов и Т.д. Даже в слу­чае с окончательной физической смертью, видно то, что это мало отличается от других уходов прекращение отношений во время развода или при потере детей. В этот период мы скорбим о смерти маленького "я" и его тайных сокровищах, о зер­нах, которым не суждено прорасти. И только пос­ле этой стадии человек, который начинает многое осознавать, может поддерживать последний опыт жизни. Подготовительная депрессия - это огром­ный шаг к личностному осознанию, и после того как этот шаг сделан, человек восстанавливает кон­такты с другими.

Многие попытки консультировать семьи, поощрять открытость, вытащить смерть в центр круга сво­дятся к тому, чтобы сделать более свободной эту определенную часть процесса перехода. Лучше все­го не уклоняться от этого опыта, а направлять его, не забывая о том, что умирающий человек прикла­дывает свои собственные внутренние усилия. На этом этапе семье и близким умирающего человека необходима огромная помощь. Быть может, имен­но мы, те, кто хочет оказывать поддержку, делаем самый большой вклад на этом этапе. И здесь тоже все люди ведут себя по-разному и используют раз­личные паттерны.

 

(5) Принятие

Одно из наиболее чудесных явлений в жизни ­это весеннее возрождение природы. С незапамят­ных времен созерцающие это мужчины и женщи­ны задумываются об этом изумительном возрож­дении. И в этом они могут видеть глубокий смысл пределов и борьбы, возрождения и вознесения че­ловеческой жизни.

Давайте попробуем сравнить этот цикл с реак­цией, которая имеет место, когда человек борется со своим умирающим эго. Уставший от торгов и потерь, он готовится к следующему этапу жизни или смерти.

После того, как борьба окончена, человек мо­жет перейти к принятию, возрождению, периоду развития уверенности в себе. Телофункционирует не так хорошо, но душе становится лучше. Она предчувствует новое путешествие и стремится к нему. Пробуждается смелость, теперь сила, едва родившаяся и прекрасная, может быть направлена вовне, и в семье может снова воцариться любовь.

На этой стадии умирающий человек чаще всего вызывает у других изумление. У людей, на чьих глазах это происходит, иногда возникает желание, чтобы все это уже закончилось, и они задаются вопросом: "Как долго это еще может продлиться?" В то же самое время возрастает своего рода страх перед энергией жизни, так как она считалась ухо­дящей и слабеющей. Если любимый человек нахо­дится под воздействием сильнодействующих пре­паратов, эта стадия бывает пропущена. Если же он находится в сознании и все понимает, инсайты и ощущение того, что представляет собой жизнь, бывают удивительными.  ,

Отважный воин, смотрящий в лицо смерти, го­товый вступить в борьбу и знающий, что его ожи­дает, чувствительный, но сильный. Он смотрит на нас прямым, осмысленным взглядом, знает нас по тому, что мы собой представляем, и побуждает нас так же смело смотреть в лицо жизни.

На стадии подготовительной депрессии внима­ние умирающего человека было сфокусировано во внутрь, чтобы анализировать и давать новые оценки. Теперь же, на этапе принятия, когда вни­мание опять направлено вовне, человек может ис­кренне любить тех, кого он оставляет. Беседы при­нимают более свободный и открытый характер, имеет место более разумное совместное планиро­вание. Так происходит до тех пор, пока своими знаками, мы не даем человеку понять: "Не говори этого, я не могу этого вынести", или каким-нибудь еще знаком отрицания не говорим ему: "Перестань, я не могу следовать с тобой в этой части твоего путешествия".

Следует заметить, что на этой стадии, когда умирающий человек пытается справиться со смертью, неверно отчуждаться от него. Прямо здесь, когда мудрость и характер нашего друга проявляются больше все­го, своими знаками мы ставим блокировку. Ослеп­ленные своей болью, мы лишаем его возможности говорить. Перед нами проплывают события про­житой жизни, И мы, готовые разрыдаться, гово­рим: "Я не хочу этого слышать - скажи что-ни­будь еще, притворись, защити меня, играй со мной 'в игру". Я хочу призвать этих людей: "успокой­тесь. Сядьте и помолчите!" Когда умирающий че­ловек находится на этой стадии, я обычно подхо­жу к нему и говорю: "МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК, что Вы видите? Расскажите нам, что дала Вам жизнь".

Если бы мы были способны слышать! Любимый нам человек произносит такие слова, которые бу­дут очень ценными для нас в будущем. В его ре­чах мудрость и поддержка, советы, слова могут быть жесткими или мягкими, но в них прекрас­ный цветок, оценка всего того, что тщательно со­бирал человек. Конечно, остаются незавершенные дела, и теперь приходит мудрое понимание того, что их нужно завершить. Тот, кто совсем недавно нуждался в нашей поддержке, теперь может сам поддерживать нас.

Возросшая сила, смелость и воля пациента по­могают нам вместе анализировать, обсуждать, про­щать и освобождаться от самых разных пережива­ний, которые раньше не представлялось возможным затрагивать. Теперь, когда внутренние силы пациента вырывались из своего заточения, мы тоже испытываем подъем. Боль уже не так сильна. То, что было невыносимым, теперь становится терпимым, и мы живем более свободно. Мы с боль­шей готовностью откликаемся на проявления чувств, большое значение теперь придается сим­волическому их выражению, а общение становиться более удовлетворяющим и требует меньше усилий. На этом этапе у умирающего человека редко отме­чается жалость к себе; в основном, умирающие смело смотрят вперед, в особенности, если смерть уже обсуждалась и все готовы к ней.

Это время, если оно прожито достойно, вооду­шевляет и поддерживает родных и близких по­койного в будущем. Воспоминание о прямом и искреннем взгляде любимого человека, которым он одаривал нас, проходя через все это, разделяя все это с нами, помогает нам осознать, что жизнь представляет собой огромную ценность. За после­дними словами любви, за последним прикоснове­нием стоит то, что мы рядом, когда костер его жиз­ни едва тлеет, предоставляя нам свое последнее тепло. Мы становимся свидетелями того, как от некогда физически сильного тела остается тень, когда любимый наш человек переходит на следую­щую стадию. Мы отдаем ему, а он возвращает нам поддержку, любовь и близость. Мы отправляем его в путь, щедро одаривая и окружая его своей любо­вью.

Если бы только процесс умирания мог всегда быть таким идеальным. Все больше и больше, благода­ря отзывчивости со стороны помогающих и новым методам профессионалов, смерть поддается наше­му пониманию. Иногда процесс принятия не проходит так легко; здесь отмечается напряжение, дли­тельные кризисы и непонимание. Вас не должно сбивать с толку физическое состояние человека, ибо принятие смерти нельзя наблюдать. Поддер­живайте умирающего человека. Прикасайтесь к нему с большей нежностью: давайте волю своим эмоциям. Позвольте человеку, которого вы люби­те, найти свой стиль.

В этом наш шанс найти дорогу к любви и пони­манию. У любимого нами человека свой собствен­ный путь существования, который он не собирает­ся изменять. Помните, что на этой стадии проявятся сильные стороны его личности! Если он обычно искал поддержки других, здесь это проявится. Если ему было свойственно брать заботы на себя, он расскажет. Вам, что нужно сделать по­том. Если У него он склонен к тому, чтобы вести себя спокойно или предъявлять требования, это проявится, но за этим стоит новая сила и осознание того, что это предстоит сделать именно ему. Уверенность в своих силах позволяет ему направ­лять вас, зная, что он не ищет вашей помощи. Он сам ответственен за свои дни. Получайте удоволь­ствие от этого. Радуйтесь той силе, которую он обрел.

Главное, что следует делать человеку, оказыва­ющему поддержку, это наблюдать спокойно за про­цессом умирания, не торопить или подталкивать умирающего к тому, чтобы что-то произошло имен­но в соответствии с этим конкретным паттерном. Представьте, что эти пять стадий - это цвета ра­дуги. Они все проявятся там, частично совпадая, переливаясь одна в другую, не всегда в идентич­ном паттерне, но все направленные на общий ре­зультат.

Важно понимать, что инсайты, которые будут иметь место в ходе этого процесса, могут оказать­ся очень полезными не только для родных и близ­ких умирающего, но и для тех, кто оказывал ему поддержку, и кто должен теперь пройти свои соб­ственные пять стадий в освобождении от уз друж­бы и любви.

Когда мы теряем любимого человека, то начина­ем оглядываться назад до того, как мы столкну­лись со смертью. Мы вновь и вновь прокручиваем в памяти то, что пережили вместе с ним. Обраща­ясь к воспоминаниям, мы часто пытаемся изменить реальность, чтобы получить утешение. Это вполне естественная реакция. Однако порой случается, что человек возвращается к про­шлому постоянно и не может смотреть в будущее. И тогда он заболевает.

 Воспоминания о счастли­вом времени, прожитом с любимым человеком, необходимы нам для того, чтобы в данный момент дать нам положительную энергию, которая помо­жет нам понять, как хороша жизнь. Воспомина­ния также вооружат нас смелостью для того, что­бы встретить следующий новый этап нашей собственной жизни, и на самом деле вдохновят нас к тому, чтобы стремиться найти сокрытые цен­ности этого этапа.

Наша способность к адаптации - это закон вы­живания. Мы все знаем, что мы способны пере­жить многое из того, что казалось нам не под силу, и многое из того, что мы даже не хотели пытаться. Удивительно, сколько всего может преодолеть че­ловеческий дух.

Подумайте о чудовищных мучениях людей, ко­торые прошли концентрационные лагеря, были по­хищены, изнасилованы; травмы тех, кто побывал в огне, пострадал во время урагана, авиакатастро­фы, войны, получил ранения... этот список мож­но продолжать до бесконечности. И часто жертвы чувствуют себя намного лучше, чем их семьи. Все внимание сосредоточено на процессе восстановле­ния жертвы, и этот человек часто возвращается к нормальной жизни и функционированию, еще бо­лее эффективному, чем раньше. Но люди, находя­щиеся рядом с ним, - родитель, супруг или дру­гой близкий человек - испытывают боль, но не фокусируются на самих себе. Близкий человек ча­сто остается с чувством горечи, сталкивается с па­ранойей или уходит в себя.

Никто не может делать фокус на смерти и уми­рании и не считать жизнь и существование более ценными. Люди, который смотрят в лицо смерти осознанно - и мы все видим изменения - не мо­гут избежать понимания того, сколько нам еще необходимо сделать или сколько мы хотим сделать. Если вам осталось жить один год, составьте спи­сок своих целей; после этого перечислите то, чтобы вы сделали, если бы вы узнали, что вам оста­лось жить только две недели. Сделайте это. Нам всем необходимо жить настоящим. Каждый день мы должны совершать важные длянас поступки! Таким образом, мы не позволяем незавершенным делам остаться незавершенными.

 

   ГЛАВА 10. МЕДИЦИНСКИЙ АСПЕКТ УМИРАНИЯ.

Смерть – по - латыни mors , по – гречески – tanatos – как биологическое явление изучено значительно хуже по сравнению с социальным, психологическими, философскими, религиозными и другими аспектами этой проблемы. Она лучше освещена теоретически и в ее идеальном выражении писателями, поэтами, художниками, музыкантами, кинематографистами, философами

Умирание – процесс угасания функций организма является качественным переходом от жизни к смерти и представляет собой ряд последовательных закономерных нарушений функций систем организма, заканчивающихся их выключением

ПЕРИОДЫ УМИРАНИЯ ОРГАНИЗМА

•  Первый период– предагония, агония, клиническая смерть –  характеризуются угасанием деятельности организма когда химические реакции, физические

и электрические процессы настолько изменены, что они не в состоянии обеспечить нормальной жизнедеятельности организма.

Второй период – период промежуточной жизни или


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!