Ценность и бытие неотделимы. Где «я»? Каким задумал меня Бог?



М. Хайдегер

Мартин Хайдеггер (1889–1975) – философ, основоположник экзистенциализма.

Хайдеггер рассматривал бытие как некое непредметное начало, фундирующее весь мир вещей. Это «имманентный трансцендент». Имманентен же он потому, что мы знаем его изнутри собственной жизни, бытие не надо искать далеко, это – ближайшее для человека. Бытию противостоит «сущее» – предметная действительность. Мир – это место, где взаимодействуют бытие и сознание.

Хайдеггер рисует образ человеческого существования «на земле». Это истинное существование – патриархальный крестьянский быт.

Хайдеггер считал, что в мире вещей есть единственное сущее, с которого можно считать смысл бытия. Это человеческая жизнь. Поэтому необходимо описать «мирскость мира»..

Человеческое бытие – это Dasein – «тут-бытие», конечное, наличное бытие. Его сущность – экзистенция – открытость, устремленность к иному, выход к Ничто (за пределы всякого сущего, всякой предметности). Устремленность к Ничто – выражение нашей конечности, временности, но одновременно это вступление в истину бытия. Бытие, по сути, есть Бытие к смерти.

А. Камю

франц. бурж. писатель, публицист и философ, представитель т.н. атеистич. экзистенциализма. К. рассматривает жизнь как иррациональный хаотич. поток, лишенный смысла и закономерности.

Философ соглашался с тем, что наука углубляет наши знания о мире и человеке, но он указывал на то, что эти знания всё еще остаются несовершенными. По его мнению, наука до сих пор не дает ответа на самый настоятельный вопрос — вопрос о цели существования и смысле всего сущего. Люди заброшены в этот мир, в эту историю. Они смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире.

По мнению Камю, “все остальное…. второстепенно”. Стремление жить, полагает философ, диктуется привязанностью человека к миру, в ней “есть нечто более: сильное, чем все беды мира”

По его мнению, наука до сих пор не дает ответа на самый настоятельный вопрос — вопрос о цели существования и смысле всего сущего. Люди заброшены в этот мир, в эту историю. Они смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире.

Альбер Камю считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.

По мнению А. Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку: “жить в своем веке и веровать в вечное”. Последнее не импонирует мыслителю.

Людей, пытающихся возвыситься над абсурдом, Камю называет завоевателями

В абсурдном мире абсурдно и творчество. Согласно Камю, “творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы (т. е. отрешенности от мира, от его радостей и благ — С. Н.). И все это “ни для чего”... Но может быть важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека”.

Согласно Камю, бунт — это не противоестественное состояние, а вполне закономерное. По его мнению, “для того чтобы жить, человек должен бунтовать”, но делать это надо, не отвлекаясь от первоначально выдвинутых благородных целей.

Согласно Камю “в этом мире действует, один закон — закон силы, и вдохновляется он волей к власти”, которая может реализовываться с помощью насилия.

У Камю от простого бунта отличается метафизический бунт, представляющий собой “восстание человека против всего мироздания”. Такой бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели людей и вселенной.

Он считает буржуазную свободу выдумкой. По мнению Альбера Камю, “свобода — дело угнетенных, и ее традиционными защитниками всегда были выходцы из притесняемого народа”.

Анализируя перспективы человеческого существования в истории, Камю приходит к неутешительному выводу. По его мнению, в истории человеку ничего не остается, как “жить в ней... приноравливаясь ко злобе дня, т. е. либо лгать, либо молчать”.

В своих этических воззрениях Камю исходил из того, что реализация свободы должна опираться на реалистическую мораль, так как моральный нигилизм губителен.

Формулируя свою нравственную позицию, Альбер Камю писал в “Записных книжках”: “Мы должны служить справедливости, потому что существование наше устроено несправедливо, должны умножать взращивать счастье и радость, потому что мир наш несчастен”.

Философ полагал, что для достижения счастья богатство не обязательно. Он был против достижения индивидуального счастья путем принесения несчастья другим. Согласно Камю, “самая большая заслуга человека, чтобы жить в одиночестве и безвестности”.

Эстетическое в творчестве философа служит выражению этического. Искусство для него является средством обнаружения и описания тревожных явлений жизни. Оно, с его точки зрения, может послужить оздоровлению общества, так как способно вмешиваться в течение жизни.

Ж. П. Сартр  

Известен как один из главных деятелей философских идей экзистенциализма и французского марксизма в 20 веке.

Экзистенциализм - это направление в философии  20 века, акцентирующее свое внимание на уникальности бытия человека.

 Центральным понятием является «для себя-бытие» - это высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственный внутренний мир.

Однако полностью осознать себя может только через «для–другого-бытие» - это различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

Идея «человек-это проект» - человек находится в процессе становления и обретения своей сущности. Этот процесс длится всю жизнь. Он всегда полон испытаний и напряженности, и человек ответственен за его осуществление.

Человек определяется согласно его действиям, и это является основой принципа экзистенциализма.

Для человека «существование предшествует сущности».

Человек отличается от вещей, потому что он является сознательным существом. Вещи завершены сами по себе, в отличие от людей, которые являются неполными существами.

Человек, это не только то, как он себя представляет, но и то, кем он хочет быть.

Люди не могут быть классифицированы как плохие или хорошие по природе.

Сартр считал, что, если Бога не существует, он не создал человека, то человек сталкивается со своей свободой. В этом смысле ценности зависят исключительно от человека и являются его собственным творением.

По словам Сартра, Бог не связан с человеческой судьбой, согласно человеческой природе, человек должен свободно выбирать свою          судьбу, а не сверхъестественную или божественную силу.

Г. Марсель

Первый французский философ-экзистенциалист, драматург. В последствии Ж.П. Сартр назовет его «христианским экзистенциалистом».

Бог – это абсолют, несомненное общее благо. Но ему на смену приходят частные и довольно абстрактные идеалы (раса, нация и т.п.). Замена Бога частной идеей приведет к взрыву жестокости.

Подлинное бытие:

• чувство ценности жизни и доверие к ней;

• чувствовать по-настоящему;

• связь с жизнью;

Ценность и бытие неотделимы. Где «я»? Каким задумал меня Бог?

К. Ясперс

Основные понятия философии К. Ясперса: экзистенция, пограничная ситуация, забота, страдание, вина, всеобъемлющее, философская вера.

Философия К. Ясперса отличается от других разновидностей экзистенциальной философии. Критически оценивая позитивизм, называя его мировоззрением, которое отождествляет бытие с тем, что доступно естественнонаучному познанию и считает действительным только то, что может восприниматься в пространстве и во времени, К. Ясперс считал, что мир нельзя мыслить как предмет, как объект познания или место приложения практического действия. Человека нельзя рассматривать объективно, как это делала предшествующая философия.

 К. Ясперс считал философию неотъемлемым достоянием людей. Ее цель
заключалась в том, чтобы возвышать человека, помогать ему осознать свою
независимость.
В своих социально-политических воззрениях К. Ясперс исходил из того, что
философия не может существовать безотносительно к политике. Философия
должна показать человеку, что возможно полное крушение того, чем он жил.
В своей концепции философии истории К. Ясперс исходит из неприятия
теории культурных циклов, согласно которой культуры независимы друг от
друга. Ясперс считал, что человечество имеет единые истоки и общую цель.

Исходным понятием философии К. Ясперса является экзистенция, которая понимается как источник мышления и действия в самом человеке. Экзистенция способна проявляться в коммуникации.

По мнению К. Ясперса, философия не тождественна науке, хотя наука является помощницей философии. Исследование ее предмета — “личностно-мировоззренческой проблематики” позволяет философии бесконечно углублять и совершенствовать свои выводы.

Зигмунд Фрейд

Онообозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности.

Стремится к немедленной разрядке психической энергии.

Функционирует целиком в бессознательном.

Руководствуется принципом удовольствия.

Я ответственно за принятие решений.

Стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Руководствуется принципом реальности.

Представляет собой усвоенные человеком общественные нормы и стандарты поведения.

Не является врождённой структурой.

Включает в себя: совесть (поведение, за которое родители наказывают) и Я-идеал (поощряемое поведение).

Инстинкт Жизни (Эрос)

включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.

Инстинкт Смерти (Танатос)

лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.

К. Юнг

К. Юнг, основатель «аналитической психологии», развил теорию «коллективного бессознательного». Идею о коллективном бессознательном Юнг развивает в работе «Метаморфозы и символы либидо». Коллективное бессознательное является, с точки зрения автора, отражением опыта прежних поколений, который был запечатлен в структурах мозга. Его содержание составляют архетипы - прообразы. Их динамика лежит в основе народного творчества, сновидений, мифов и т.д.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ: 1. Юнг в человеке видел, прежде всего, существо духовное, способное инстинктам противопоставлять дух. Суть позиции Юнга состояла в том, что он отказался воспринимать человека как существо, движимое инстинктами, подчиняющееся стихии бессознательного. Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К. Юнг открыл изначальные культурные истоки бессознательного.

Исходя их этого, Юнг разделил бессознательное на два слоя: 1) личное бессознательное – это утерянные воспоминания, а также содержания, которые ещё сознательно не созрели; и 2) коллективное бессознательное – это древнейшие и всеобщие формы представлений человечества, родовая память человечества, это запечатлённое в структурах мозга отражение опыта прежних поколений.

Э. Фромм

 Основная книга Э. Фромма "Иметь или быть". В этой книге он пишет, что есть две основных модели жизни человека: по принципу "иметь" или по принципу "быть". Жизнь по принципу "иметь", означает отождествление себя с вещами: «я то, что я имею». Поэтому такой человек стремится постоянно иметь все больше и больше и из-за этого не чувствует себя гармонично, а когда он теряет что имеет, то чувствует себя несчастным.

"Быть" - означает не зависеть от вещей. Человек - не совокупность вещей, а совокупность особых внутренних качеств: «я – личность, свободная личность; не так важно, что я имею, как важно то, какой я есть человек, что я действительно из себя представляю».

Э. Фромм приводит примеры. Когда человек "иметь" идет на собеседование, он думает: "я ИМЕЮ два диплома, я ИМЕЮ опыт, я ИМЕЮ награды, меня возьмут!" он продумывает ход беседы, всегда готовится и не может действовать спонтанно. Человек "быть" не думает о том, что имеет. Он знает, что он УМЕЕТ и действует спонтанно.

Идею любви Э. Фромм развивает в книге "Искусство любить". Он пишет, что любить - это большой труд. Любить, значит уважать человека, принимать его таким какой он есть, чувствовать с ним глубокое духовное единение. Если этого нет, а есть только страсть или необходимость создать ячейку общества потому что все так делают - то это не настоящая любовь.

Любовь - это путь духовного самосовершенствования, а не только плотские удовольствия и семейная стабильность.

На основе всего вышесказанного, Э. Фромм критикует современное общество: современное общество устроено по принципу "иметь" поэтому оно очень негармонично и люди постоянно страдают от стрессов и неврозов, но изменить общество нельзя через политическую революцию. Настоящая революция должна произойти внутри человека. Человек должен отказаться от погони за вещами и научиться жить по принципу "быть". А как это сделать описано в книге "Искусство быть". Там Э. Фромм дает лишь примерные рекомендации о том, как можно сделать свою жизнь более гармоничной.

М. Герберт

Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979), немецко-американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером — один из основателей Франкфуртского института социальных исследований.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!