Готический стиль (XIII–XV вв.).



       Го́тика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV—XVI вв.). Термин «готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

       Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII в. благодаря стараниям аббата Сугерия и достигла расцвета в первой половине XIII в. В XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

       Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

       В готическом периоде развития архитектуры условно различают три этапа:

  • ранняя готика (XII–XIII вв.),
  • высокая готика (XIII в.),
  • поздняя, или «пламенеющая» готика (XIV–XV вв., а в отдельных случаях – XVI в.).

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерными чертами являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождала новые типы зданий гражданского назначения, такие как биржа, таможня, суд, больницы, склады, рынки, ратуша, собор. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан.

       Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. При взгляде на готический собор создается впечатление, что вся его каменная громада движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

       В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет.

       Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Аркбута́н — наружная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб — контрфорс.

Контрфорсы - вертикальные части стен, увеличивающие их устойчивость.

Нервюра — выступающее ребро каркасного крестового свода.

 

       Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, за стены собора, придавила ему ажурность, так характерную для готики. Невидимая изнутри, эта система снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами.

       В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

Появляются и характерные декоративные элементы: перспективный портал, ползучие цветы или крабы (орнамент из листьев по краям готических архитектурных деталей), вымперг (декоративный фронтон над порталом или окном), капители колонн с лиственными орнаментами, роза (центральный витраж фасада), ряд капелл, обрамляющих апсиду.

       Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями), окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны (вимперги). Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

           

При украшении храма реже используются фрески, ведущая роль переходит к витражам (витраж - орнамент или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из кусков стекла или другог о материала, пропускающего свет). XIII в. – век витража во Франции. В средние века в начале при изготовлении цветного стекла использовали ограниченное число цветов, вследствие чего оно производило несколько примитивное впечатление. Это объясняется несовершенством технологии. В середине XIII в. использовали совмещение стекол, получая сложные оттенки цветов (красный и синий давали лиловый). XIV в. – время угасания искусства витража во Франции.

В период готики наблюдается расцвет монументальной скульптуры и горельефа (высокого рельефа). Вырабатывается канон скульптурных композиций (расположение их в определенной части здания). Так в алтарной части располагаются сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта – Новый Завет, на северном фасаде трансепта – Ветхозаветные сцены. Со второй половины XIII в. пластика фасадов более динамична, фигуры подвижнее. В позднеготической скульптуре наблюдается измельченность форм и дробность композиций.

Национальные художественные школы в это время имеют свои особенности.

Во Франции готика делится на периоды:

1. ранняя - конец XII-XIII вв.;

2. зрелая или «лучистая» – вторая половина XIIIв.;

3. поздняя или «пламенеющая» - XIV-XV вв.

       Колыбелью готического искусства считается французская провинция Иль-де- Франс, центр королевских владений. Во многом это было связано с усилением могущества французского государства, укреплением королевской власти, ростом городов. Расцвет литературы, науки, разнообразных ремесел превратил Париж, главный город провинции Иль де Франс, в столицу европейской культуры.  

       Именно здесь был построен один из шедевров ранней готики - собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари (означает «Наша Госпожа», то есть Богородица). Строительство его было начато в 1163 г.  и продолжалось в течение нескольких столетий - до XIV в. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовал король, епископы и простые граждане. Собор Парижской Богоматери (архитекторы Жан де Шелль, Пьер де Монтро, 1163-1208) – представляет собой базилику длиной 129 метров, состоящую из пяти продольных нефов и короткого трансепта, почти не превышающего ширины фасада, вмещающее до 9000 человек. Здесь присутствуют романские черты: полуциркульные арки, невысокие окна, скупость декора. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, а единственным источником света в однообразно - сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.

       Шартрский собор (1194-1260) знаменует переход к зрелой готике. Шартр, где находились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством короля Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу. Витражи пожертвовали собору ремесленники города. Шартрский собор сохранился до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограблений, никогда не реставрировался и не перестраивался. Одной из особенностей храма и его достопримечательностью является обилие цветных стеклянных витражей. Их в соборе 176, и общая площадь витражей составляет около 2 тыс. кв. м. Это самый большой из дошедших до наших дней ансамбль средневековых витражей. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

       Одним из самых совершенных творений зрелой французской готики является собор Нотр-Дам в Реймсе (1211 - 1330 гг.), где короновались французские короли, свидетельство силы и богатства города Реймса и его жителей, активно участвовавших в строительстве своего городского собора.

       История строительства собора насчитывает не один век, началось оно в 817 году, но в 1210 г. собор полностью сгорел. Строительство нового здания было начато в 1211 г. и продолжалось до 1481 г.  Здание будто растет из земли, поднимаясь, ярус за ярусом, дробясь множеством остроконечных арок, крутых треугольных фронтонов, пирамидальных острых шпилей. Массивность собора куда-то улетучивается и гигантский храм длиной 150 м с двумя 80-ти метровыми башнями стремительно взлетает к небу.

       Собор украшают более 2300 скульптур, недаром его так часто называют «царством скульптуры», среди них изображения королей, рыцарей, святых, ремесленников и даже дьявола. Благодаря тому, что Нотр-Дам де Реймс — наиболее высокий собор во Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности, он находится в реестре Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1991 года.

       Амьен - главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, на реке Сомма. В центре города возвышается огромный Амьенский собор - самая большая готическая постройка во Франции. Размеры собора действительно впечатляют: длина - 145 м, максимальная ширина - 59 м, высота сводов центрального нефа - около 42 м, а общая площадь сооружения составляет 7800 кв. м. Собор был настолько велик, что мог вместить все население Амьена, насчитывавшее в то время около 10 тысяч человек. Собор называют «готическим Парфеноном».

       Строительство этого истинного шедевра готической архитектуры началось в начале XIII в., после того, как в 1218 г., из-за удара молнии, погиб в пожаре ранее находившийся на этом месте собор романской архитектуры. Уже в 1220 г. был заложен первый камень в основание храма. Проектировщиками и руководителями строительства Амьенского собора были: Робер де Люзарш, а потом Том де Кормон и его сын Рено де Кормон. Интересно заметить, что за основу был взят видоизмененный проект собора в Шартре, а строительство Нотр-Дам д'Амьен велось практически одновременно со строительством знаменитого Реймского собора.

       Именно здесь, в Амьенском соборе, хранится священная христианская реликвия - голова Иоанна Крестителя, как источник исцелений и главная цель паломничества множества верующих. Именно благодаря этим мощам, по словам старожилов, Амьенский собор остался невредим во время фашистских бомбежек. Приближаясь к его стенам, снаряды меняли траекторию и таким образом пролетали мимо.

 

Немецкая готическая архитектура сложилась позже французской. Период высокой готики здесь приходится на конец XIII – начало XIV вв., поздней – конец XV- начало XVI вв.

Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада – большое стрельчатое окно.    

Кельнский собор – яркий пример пламенеющей готики. Собор Святых Петра и Марии, напоминающий в плане латинский крест, на сегодняшний день является одним из крупнейших католических соборов на территории Европы и самым значительным храмом Германии. Устремленный ввысь собор, возвышающийся над историческим центром Кельна, является одновременно монументальным и ажурным, величественным и изящным. Грандиозные размеры храма поражают и сегодня – собор простирает на 144 метра в длину, его ширина составляет 83 метра, а купола собора, возвышающегося над площадью на высоту в 60 метров, видно со всего центра старинного немецкого города. А остроконечные шпили двух расположенных по бокам собора по своей высоте сопоставимы лишь с современными небоскребами – они устремляются в небо на высоту 157 метров.

Первый камень в основание собора был заложен 15 августа 1248 года. Но лишь спустя 632 года и 2 месяца, 15 октября 1880 года, состоялось его торжественное открытие. Однако ещё и сегодня собор не покидают строительные леса. Его возведение всё продолжается и продолжается. И если верить легенде, так будет вечно.

На сегодняшний день Собор Святых Петра и Марии в Кельне является не только храмом, в котором проводятся религиозные службы, но и одним из самых значимых музеем страны, в котором собрана богатейшая коллекция скульптур, редких картин и всевозможных драгоценностей, а оценить бесценные сокровища храма просто невозможно.

 

К началу XIII в. окончательно складываются особенности, типичные для английской готики. Вялое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Так как большинство крупных соборов строились на открытых пространствах, для них была характерна «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора -- огромная башня.

В храмостроении английская готика лучше всего представлена собором в Солсбери. Солсберский собор был выстроен в небывало короткие сроки для того времени — 38 лет, в период с 1220 по 1258 год. Но отделочные работы продолжались на протяжении еще полувека. Башня собора построена через сто лет после самого здания. Шпиль собора самый высокий в Англии, его высота 123 метра. Стены собора украшает более ста разнообразных ниш, занятых статуями. Весь фасад богато украшен резьбой, орнаментами и колоннами. В центре установлено большое витражное окно.

Огромное значение имело Вестминстерское аббатство - использовалось как королевская усыпальница, место коронаций и бракосочетаний монархов. Общая площадь сооружения примерно 3 000 квадратных метров. Высота Западных башен – без малого 70 м. Аббатство способно одновременно вместить около 2000 человек. Часть аббатства представляет собой некрополь, где имеется наибольшее число захоронений известных людей Англии. В наши дни здесь сосредоточенно около 3000 захоронений и сотни бюстов учёных, поэтов, политиков, экономических деятелей. В сущности, Вестминстерское аббатство превратилось в своеобразный пантеон, где нация может почтить память своих героев и великих людей.

 

Готическое искусство - одно из ярких достижений Средневековья, но его влияние на европейскую культуру не ограничивается Средними веками. В XIX в. пробудился интерес к готической архитектуре, скульптуре и живописи, что позволило глубже исследовать этот стиль.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!