Романская базилика в основе своей повторяет конфигурацию римской базилики.



ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению. Великое переселение народов стало одним из источников культуры Средних веков наравне с поздней античностью.

Сегодня принято считать, что период культуры раннего и классического средневековья охватывает, по меньшей мере, 10 веков – с V по конец XV века, т. е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения.

Следует отметить следующие особенности средневековой культуры:

1. Тесная связь искусства с религиозными догмами, мировоззрение средневековья по преимуществу теологическое (теология – наука о Божественном, изучение Божественного писания).

2.  Близость искусства к народному творчеству.

3. Искусство не следует реальности, природным формам, оно превращается в символику запредельного. Вырабатывается система символического языка, языка условности и аллегоризма (иносказания).

4. Искусство передает внутренние переживания, состояния души.

 В искусстве Средневековья принято выделять 3 периода:

1. Дороманский (VI-X вв.) – раннее Средневековье;

2. Романский (XI-XII вв.);

3. Готический (XIII-XIV вв).

       В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI–XII вв.) и готический (XIII–XV вв.).

 

Романский стиль (XI–XII вв.)

Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Европе (преимущественно западной) в X-XII веках (в некоторых местах - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно проявил себя прежде всего в архитектуре.

Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Ярче всего романское искусство проявилось в Германии и Франции. Германию считают родиной романского стиля.

Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Главным элементом композиции замка становится башня — донжон - смотровая башня, являлась так же убежищем во время нападения врага. Вокруг неё располагались остальные строения, подобные простым геометрическим фигурам. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Благодаря своей твердости и прочности здания романской архитектуры были предназначены для военных целей, в частности — для обороны. В неспокойное время, в эпоху феодальной раздробленности романские крепости и башни были весьма функциональны.

       Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества                 (3 или 5) нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами.
Центральный неф выше и шире боковых, освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.
С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилики Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившие позднее место каменным крестовым или цилиндрическим сводам. Христианские базилики строились с поперечными нефами-трансептами, одним или двумя. На их пересечении, в средокрестии, устанавливался шпиль или купол.
Фасад часто фланкирован двумя башнями. Базилики получили широкое распространение в византийской, романской, готической архитектуре, а также в архитектуре Эпохи возрождения и барокко.

Романская базилика в основе своей повторяет конфигурацию римской базилики.

 


Романская базилика
а — восточные башни;
в — сакристия;
г — трансепт;
д — южный неф;
е — круговые хоры;
ж — средокрестие;
з — главный неф;
и — западные башни


Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.


 

Романский портал
в — дуги архивольта перспективного портала;
г — архивольты с орнаментальными и скульптурными украшениями;
д — люнет или тимпан;
е — карниз импоста;
ж,л — колонны портала;
з — колонна с венчающей скульптурой в уступах;
и — ступени портала;
к — двери портала;
н — цоколь


       Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.

       Важнейшим отличием романской архитектуры является наличие каменных сводов (преимущественно цилиндрических, крестовых, крестово-реберных), пришедших в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям.

 

 

Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.

Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни (Франция), разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию по рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.

       Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Его строительство длилось больше 100 лет (с 1171 по 1234 гг.). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены (вертикально расположенные плоские выступы на поверхности стены).

Искусство Италии формировалось  под влиянием многовековых культурных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали византийские черты, то в Риме и Центральной Италии - античные.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь работал архитектор Бускетто, в XII в. - архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня.

 

В XI-XII вв. одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, - правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры.

Искусство в средневековье являлось Евангелием для неграмотных. В росписях преобладают сцены страданий и мученичеств.  Здесь можно увидеть кентавров, львов, фантастических существ сил тьмы – аспидов, полуящеров-полуптиц рядом со святыми. Образы животных пришли из языческих народных культов. Такой тип декорирования получил название «звериного стиля». Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, предельная условность, разномасштабность, бесплотность фигур, отсутствие перспективы – удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Технические приемы «мастеров-рисовальщиков», как называли средневековых художников, в каждой мастерской были разными. Все имели свои рецепты и держали их в секрете. Это прежде всего относится к темперным краскам. Основой для картины служили сборные деревянные доски разных сортов дерева: дубовые – на севере Европы, во Франции, Фландрии и Голландии, ореховое – южнее Луары, липовое - в Германии и тополевое – в Италии. Художники романской и ранней готических эпох использовали в своих настенных и станковых картинах цвета в качестве символического языка. С этой целью они стремились создать ясные, ничем не затемненные тона. Они скорее искали простых и ясных символических впечатлений, чем многочисленных оттенков и цветовых вариаций. Формы получали подобную же обработку.

В первой половине XII века аббат Бугар впервые поставил в соборе в Сен-Дени (близь Парижа) цветные витражи. Он обосновал это следующими словами: «Я сделал это для того, чтобы материальные чувства людей были направлены на то, что находится вне материи». Цветные витражи являлись понятными для народа «сверкающими иероглифами». Чувственно-зрительное переживание являлось непосредственной подготовкой к высокому духовному переживанию.

 

С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносятся мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у городских ворот стояла охрана. Улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Внутри крепостных стен город рос в высоту, верхние этажи зданий нависали над нижними.

С XII в. появляется регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей располагается рыночная площадь с собором, позднее – ратуша. Ратуша – здание городского самоуправления. Как правило, город заселялся по профессиям, отсюда и названия районов и улиц – плотницкая, кожевенная, сапожников и т. д.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!