Оттоновский Ренессанс (30-е гг. 10 в. – перв. чет. 11 в.)



10 век – вторжения норманнов, венгров и арабов в Европу. Не до строительства. 962 г. – коронация Оттона 1, возвышение Германии. Искусство узких придворных кругов, для понимания которого требуется ученость. Большое влияние Византии, застылость, суровость образов. По-прежнему трехнефная базилика, однако преобладает строгость форм, скупость декора. Вместо колоннад – чередование колонн с мощными квадратными столбами.

Архитектура саксонской группы (церк. св. Михаила в Гильдесгейме, церк. св. Кириака в Гернроде) заложила фундамент для романского стиля (кто-то даже относит её к романике). Эсхалологическая тема - храм – «крепость Господня на земле», защищающая души верующих от грядущёго пришествия Антихриста. Явная мощная кладка глухих стен, обилие расчленённых поверхностей (сходство с романикой), скупой архитектурный декор.

церк. св. Михаила в Гильдесгейме

 

Имеют плоские деревянные перекрытия, но в отличие от раннехристианских базилик имеют 2 трансепта и 2 апсиды (двухапсидные базилики=базилики разной ориентации) => вход в церковь с продольной стороны здания, боковые нефы имеют двухъярусную структуру – эмпоры (галереи 2 яр. станут неотъемлемой чертой романских церквей), башни над средокрестиями или на углах трансептов врастают в объём здания (вертикализм обеспечивает господство над ландшафтом). Свет идёт через наружные стены эмпор. Арки – римские полуциркульные. Главная особенность интерьера – чередование опор разного сечения (в романике опоры одного типа: круглые или сложного сечения). Вестверк – самостоятельно строение с западной стороны, наличие триумфальных арок между центральным нефом и трансептом и между трансептом и алтарной частью (обязательный элемент романского храма).

Церковь св. Михаила в Гильдесгейме. 1010-1033 гг. План.

Церковь св. Кириака в Гернроде. Вид с северо-запада. Вестверк

 

Монументальная скульптура

11-12 вв. – развитие бронзолитейного производства. Центры: Аугсбург, Магденбург… Технология: лепка фигуры → изготовление гипсовой формы→ отливка → полировка → металлические пластины крепились на деревянные двери. «Гильдесгеймские врата» - «врата в романику». Народная струя, искусство (изображение) становится понятным для простого человека, широких народных масс, дидактичным. Романика вся эмоциональна, передаёт жизнь души, драматургию события через позу и жест. Символика числа – количество пластин на левой и правой створке. Сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Принцип чтения – по вертикали. Чтение событий ветхого Завета – сверху вниз (от рая к убийству Каином Авеля), Нового Завета – снизу вверх (от Благовещения до Вознесения). Символика пути с неба на землю и наоборот. Каждая из дверных панелей тематически соотнесена с панелью напротив (напр., «Сотворение Евы» - «Явление Христа Марии Магдалине»). Местами рельеф врат переходит в горельеф, а в других – в процарапывание. 

Книжная миниатюра.

Центры: монастырь Рейхенау (конец 10 – нач. 11 в) – «Евангелие Оттона III », «Бамбергский Апокалипсис, Трирская школа рукописей (последняя чет. 10 в.), скриптории в Регенбурге и Кёльне (правление имп. Франконской династии (перв. чет. 11 в.).

Школа Рейхенау – сознательно подчёркнутая линеарность, жёсткая линия контура, локальность цвета, условность фона, в палитре преобладает творёное золото. Изображаются императоры, восседающие на троне, античный принцип персонификации 4 стран-данниц. Усложнённая интеллектуальность: изображение евангелиста и его символа включено в очень сложную фигуративно-орнаментальную композицию.

 Евангелист Лука. Миниатюра Евангелия Оттона III. Около 1000 г. Мюнхен, Государственная библиотека.

«Книга евангельских чтений» Генриха II из Франконской династии. Появляется тенденция к прямому иллюстрированию текста Евангелий => многофигурные композиции. Плосткостность подчиняет себе даже изображение двух событий на одном листе по принципу «выше – ниже». Всё утопает в золоте, по своему значению заменяющем золотую смальту византийских мозаик (сильное влияние Византии в Оттоновском Ренессансе). Событие евангельской истории вписано в архитектурное обрамление. Присутствуют элементы ордера, имитации мраморных колонн, капители переведены в орнаментику. Пропорции человеческих тел не подражают натуре, а раскрывают смысл изображённого. Значимость жеста: по сравнению с головой руки выглядят большими.

«Бамбергский Апокалипсис» (хранится в сокровищнице Бамбергского собора). Был заказан Генрихом II и его супругой Кунигундой. Расцвет школы Рейхенау (рубеж I – II тыс.) – эсхатологическая тематика. Ещё в 30-е гг. 10 в. в Европе становится востребованным текст Апокалипсиса, который был последним причислен к числу канонических текстов. Тема эсхатологии станет центральной темой романского искусства! (для готики она характерна в меньшей степени).

Монументальная живопись (церк. св. Георгия в Оберцелле (остров Рейхенау, ок. 1000 г.) – тесная связь с оттоновской миниатюрой

 - отличается торжественной монументальностью, чертами сурового величия

- отсутствуют мистические настроения и экзальтация 

- наивной попыткой подчеркнуть жизненную достоверность событий («Воскрешение Лазаря»)  

- фигуры моделированы в контрастных светлых и темных тонах

- фон разделяется на условные горизонтальные полосы (три красочные зоны светло-коричневая, зеленая и голубая — условно обозначают степень пространственной удаленности) 

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!