Каролингский Ренессанс (послед. чет. 8 в. – 9 в.)



Дороманское искусство (5-10 вв.).

С распадом Римской империи Европа превращается в большую сельскохозяйственную область, так как города обезлюдели, торговля замерла. В этих условиях началось формирование феодализма. Искусство периода становления феодализма (дороманское искусство) делится на 3 этапа:

1. Искусство «варварских» христианских королевств (6 - 8 вв.)

2. Каролингский Ренессанс (конец 8 – весь 9 в.)

3. Оттоновский Ренессанс (30 гг. 10 в. – перв. чет. 11 вв.)

В ранний период, в V—VIII веках, на территории бывшей Римской империи и за ее пределами одно за другим возникали и распадались королевства. Варварские народы не могли воспринять античные традиции, их культура стояла на ином уровне. В мифологии преобладал страх перед могуществом природы, изображение человека чуждо, однако образы птиц, зверей, чудовищ и демонов сочетают в себе магические верования и христианские представления о греховности в мире.

Искусство христианских «варварских» королевств

( VI - VIII вв.)

В ряде завоеванных римлянами районов принесенная ими цивилизация была лишь наслоением на почве более древних культур. С распадом империи пласты этих древних культур снова вышли на поверхность. Отличительная особенность искусства христианских варварских королевств – христианизация.

Архитектура

Уже первые постройки говорят об упадке строительной техники. Мавзолей остготского короля Теодориха в Равенне (ок. 530 г.) – это центрическое двухэтажное здание, десятиугольное в нижнем ярусе и круглое во втором. Стены сложены из камня (в Риме использовались кирпич и бетон). Римская конструкция купола оказалась недоступной для строителей, поэтому купол просто выдолблен из единого камня (14 м). Здание ни разу не было разрушено.

Главный тип храма – по-прежнему базилика. Деревянное перекрытие, колонны в качестве опор, нередко перенесенные из античных храмов. Ближе всего к раннехристианским – базилики И талии. Сант Аполлинаре Нуово в Равенне – редкий пример старой формы храма без трансепта. Расслоение христианской общины привело к тому, что при меровингах трансепт стали отодвигать к западу, появляется форма латинского креста, которой стали придавать символическое значение (записки хроникера о церкви Сен -Жермен де Пре). Помимо этого, в некоторых церквях 3 абсиды в восточной части, практически везде исчезает атриум, зато появляется нартекс. Колокольни «сливаются» со зданием церкви.

Огромная роль в украшении зданий выпала на долю орнамента. Украшались архитравы порталов, алтарные преграды, спинки и подлокотники деревянных скамей и кресел, ножки и бортики кубков. Излюбленный тип узора – мотивы плетений с проскакивающими кое-где частями тела животных. Этот узор получил название «абстрактного звериного орнамента».

 

Книжные миниатюры

Книги писались в скрипториях монастырей. Самые известные – во Франции, Англии и Ирландии. 3 школы: островная, континентальная, средиземноморская.

Новый принцип оформления книги - любовь к орнаментации, преклонение перед книгой, словом, буквой. Расцвеченная яркими красками, изукрашенная причудливым узором, заклю­ченная в роскошный оклад из слоновой кости или ме­талла с вставками цветной эмали, а иногда и драго­ценных камней, средневековая рукопись сама превра­щается в драгоценность. Художник не поясняет текст, а украшает страницу (декор распространяется на сам текст). Иллюстрации не были распространены. В античной рукописи текст и иллюстрации были четко разграничены, они поясняли текст, инициал отличался от остальных букв только размером.  

Континентальная традиция. Выделение зооморфического инициала (заглавной буквы), представленной в виде какого-либо животного, заменяет собой целую картину во французских меровингских рукописях («Геллонский сакраментарий» - богослужебные тексты, которые использовались во время литургии). Книги были полностью лишены иллюстраций. Зато орнаментами могли быть написаны целые строки, фигура человека присутствовала только в виде части орнамента. Чистые и светлые краски.

В Англии и Ирландии – характерная «плетенка» («ковровые страницы») - орнамент, «защищающий» текст, звериный стиль (зооморфный орнамент), символы евангелистов, линеарность, плоскостность, понимание фигуративного изображения как орнамента, микроскопическая структура изображений, точки – защитная функция («Книга из Дарроу», «Келлская книга», «Евангелие из Линдисфарна» (портреты и символы евангелистов – влияние континентальной традиции) - Четвероевангелия). Ирландская церковь долгое время не была подчинена Риму, и искусство впитало в себя влияние дохристианских культов.

 

Монументальное искусство

О фресках и мозаиках сейчас трудно судить, так как почти все они бесследно исчезли. Монументальная скульптура отсутствовала, как и в раннехристианский период. Лишь на юге Европы делались надгробные плиты с изображениями умерших (Нарбоннская плита (8 век), на ней помещены две человеческие фигуры) + ирландские придорожные кресты (7 -9 вв.). Отсутствие мимезиса, символизм, крайне примитивный рисунок, непомерно большие головы, короткие тела. В сущности, это не рельеф, а резьба по камню: полное отсутствие моделировки, рисунок врезан линиями, фон равномерно углублен.

 

Каролингский Ренессанс (послед. чет. 8 в. – 9 в.)

Придворное искусство, замкнутый характер, быстро угасло. При Каролингах – походы на Рим, завоевание Равенны, как следствие, подражание античным традициям в архитектуре (например, Дворцовая капелла в Аахене – всё, что осталось от 56 резиденций Карла Великого). Самый ранний объём – центрическая постройка, перекрытая куполом. Капелла была сознательно построена по образцу храма Гроба Господня. Она превратилась в мавзолей Карла.

Развивалось строительство монастырей. Они представляли собой целые посёлки, сложные архитектурные комплексы (напр., Сен-Галленское аббатство, Бургундия). Монастырская церковь имеет 1-2 трансепта. Главные входы в храм располагались либо на западном фасаде по сторонам абсиды, либо на боковых фасадах. Внутри стены облицовывали выложенными узором плитками камня различных оттенков. Монументальная скульп­тура отсутствовала. Скульптурный декор ограничи­вался резными орнаментами на капителях колонн, столбах и других частях зданий. Внутри церкви стены расписывались фресками или покрывались мозаиками. К тран­септу пристраивались два неболь­ших помещения - ризница и библиотека со скрипторием. С южной стороны (в отличие от атриума раннехристианских базилик) к церкви примыкает клуатр обнесенный крытой галереей дворик с водоемом — центр монастырской жизни.

Монументальная живопись при Каролингах быларазвита, но памятников мало, т. к. сохранилось мало архитектуры (монастырь Сен-Жермен в Оксере, монастырская церковь в Мюстайе). Особенности: тематика мученичества, связанная с раннехристианским искусством, плоскостность, линеарность, обилие белого цвета как аналогия византийской золотой смальты (белый использован не только в фоне, но и в линеарной структуре складок, моделировке черт лица). Остальные цвета – разбелённые оттенки охры, которые сводятся к минимуму. Этот цветовое решения ляжет в основу монументальной живописи романики. Экстатическое движение! экспрессивность и напряженность повествования – новые черты. 

Такого количества монументальной каменной скульптуры, как в эпоху христианских варварских королевств, в Каролингскую эпоху не было из-за влияния иконоборческой Византии, зато мощный импульс развития получила скульптура малых форм из драгоценных материалов, в основном, из кости. 3 центра: Мец, Тур, Лорш. Оклад Евангелия из Меца (9 в.). Очень тонкая, технически совершенная, детализированная работа.

Книжная миниатюра при Каролингах характеризуется сочетанием орнамента и иллюстрации, появлением темы заказчика. 4 центра книжной миниатюры:

- Аахен («Венское коронационное Евангелие» - «пурпурные страницы», сильное влияние античной традиции: объём, глубина, перспектива, пейзаж, проработка складок, элементы античного мимезиса, постраничные иллюстрации с изображениями евангелистов в античных одеждах)

- Тур - важный епископский центр, в библиотеках монастырей были раннехристианские Библии, монускрипты Тура – интерпретации или копии этих Библий («Мутье Гранваль», «Библия Вивьена» - постраничные фигуративные иллюстрации, страница с историей прародителей («генезис»), фризообразно (ленточно) построенная композиция, изображения организованы строчками и читаются как текст – одна из первых попыток создать повествование, влияние античного мимезиса: стремление правдиво изобразить человеческое тело, ввести пейзаж в изображение, «Евангелие Лотаря» - тема дарения рукописи заказчику, кот. перейдёт в готическую миниатюру)

- Мец (книги богослужебного содержания – «Сакраментарий епископа Дрогона»). Рукопись в первую очередь направлена на инициал, украшение букв. Буквы соединяют фигуративный и растительный орнамент, что перейдёт в готику. В букву может быть вписано целое событие, например, Распятие.

- Реймс («Евангелие епископа Эбо=Эбона», влияние островной и континентальной традиций – инициал + постраничный портрет евангелиста в античных одеждах, очень нервозная линия)

Каролингская культура – «придворная», не распространилась на всю Европу.

Архитектура

При Каролингах – походы на Рим, завоевание Равенны, как следствие, подражание античным традициям в архитектуре (например, Дворцовая капелла в Аахене - всё, что осталось от 56 резиденций Карла Великого). Самый ранний объём – центрическая постройка, перекрытая куполом. Капелла была сознательно построена по образцу храма Гроба Господня. Она превратилась в мавзолей Карла. Развивалось строительство монастырей. Они представляли собой сложные архитектурные комплексы. В центре – базилика, при ней библиотека со скрипторием. Внешнее убранство скромное, зато внутри – обилие фресок и рельефов.

Церкви в Орвьедо (8-9 вв. – период христианских варварских королевств в Испании). Значительно меньше по размеру, чем романские церкви, но они масштабны, монументальны. Особенность: не скрыта природа материала (песчаник, известняк). Идея: храм – крепость Бога на земле.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!