История возникновения и развития атеизма



 

Идейный конфликт между религиозным духом из различных конкретно- исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия. Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения. Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др. Свободомыслие проявляется в различных формах критики религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов. Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руставели, русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.).

Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен - от Демокрита  до Эпикура - считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривали в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы.

· Древнегреческое свободомыслие и атеизм

Древнегреческий атеизм, возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикур и их римский последователь Лукреций, дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при-роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об-мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык художественной литературы и театра, смешала ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей. Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с философией; именно на этой почве «безбожие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теоретическое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип философского неверия со всеми возможными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Греции философов, вообще отвергавших существование богов (т. е. атеистов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом . Атеизм (от греческого отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбожие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвиненного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля, опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много-численные случаи преследования за действительные или мнимые рас-хождения с узаконенным почитанием богов. Хотя невозможно утверждать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проблем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к теоретическому «атеизму», тем не менее, очевидно, что античные философские учения, несмотря на их существенные различия -- от понимания богов как явления «космической жизни» у Демократа , Эпикура и Лукреция до близких к монотеизму Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина,-- скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее. Однако не все античные философы выглядели в глазах современников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ - основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами»

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ АТЕИЗМА

Формирование и развитие атеизма прошло в своей истории несколько этапов. Условно выделим следующие:

1. Свободомыслие и атеизм в странах Древнего Востока

2. Античный атеизм (Атеизм в Древней Греции и Риме)

3. Свободомыслие в период Средневековья.

4. Атеизм эпохи Возрождения

5. Атеизм Нового времени

6. Революционно-демократический атеизм

7. Научный атеизм как высшая форма атеизма

 

СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ

В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

В странах древнего рабовладельческого Востока впервые появились условия для возникновения в них свободомыслия, а в некоторых из них — и атеистических учений: достаточно высокий уровень производства, позволивший человеку управлять определенными процессами действительности и давший возможность некоторым членам общества заняться творческой деятельностью, а также минимум знаний, необходимый для объяснения природных и общественных явлений, не прибегая к идее божественного. Однако не везде эти условия привели к появлению атеистических учений. В Египте, Вавилоне, Палестине, где благодаря монополии жрецов на духовную культуру еще не возникла такая форма общественного сознания, как философия, существовали лишь отдельные вольнодумные идеи в виде скептицизма относительно истинности религиозного учения, неверия в помощь богов, в правильность предписаний жрецов и в полезность религиозных обрядов.

В Древнем Китае и Индии материалистические учения появились довольно рано. Одним из них было учение чарваков или локаятиков, возникшее, по мнению исследователей, в III в. до н. э. Эта философия получила широкое распространение в народе (об этом говорит название «локаята» — распространенное в народе) и сохранялась вплоть до VII—VIII вв. Место мифологических богов у чарваков заняли обобщенные стихии — воздух, вода, огонь, земля; из них состоит все, в том числе человек с душой, неотделимой от тела. Чарваки отрицали божественное происхождение Вед, потусторонний мир, сверхъестественные силы. В противоположность буддизму, возведшему страдания в абсолютный принцип всякой жизни, они выдвинули оптимистическую мораль о том, что человек имеет право на все радости жизни.

В Древнем Китае в I веке н. э., в период бурных общественных событий, гражданских войн, крупный для того времени философ-материалист Ван Чун обосновал ряд атеистических идей. Его натурфилософское учение опиралось на естественнонаучные знания, в частности на медицину и астрономию. Первоначалом всех вещей Ван Чун считал материальные элементы. Сгущаясь в различной степени, они образуют многообразие вещей, в том числе человека с его душой. Мыслитель выступил с критикой идеи, согласно которой «путь Неба» подчинен божественной цели. «Дао» для Ван Чуна — естественный закон, а поведение человека не зависит от воли «небесного владыки», поскольку последний, как и многочисленные духи, в которых верят китайцы, не существует.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!