Особенность дипломной работы.



Введение

 

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху, Господу миров, Хранителю небес и земли, Единственному, Кто достоин поклонения. Благословения и приветствия лучшему из Его созданий, Его последнему Пророку и Посланнику Мухаммадуﷺ, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал и последует за ним вплоть до Судного дня.

Введение

Религиозная ситуация в современной России. Начиная с середины 80-х гг. наблюдаем явление, которое в зависимости от отношения к нему называют либо “возрождением духовности”, либо “модой на религию” или даже “новым средневековьем”. Речь идет о процессе приобщения широких масс населения к религиозности. Обычно утверждают, что народ возвращаетсяк своим истокам, к корням своей культуры, которые неразрывно связаны с религией. Мнение это, впрочем, довольно спорно; по крайней мере, оно не вполне полно и точно отражает суть происходящих изменений, у которых есть и ещё одна сторона, а именно: резкое падение популярности атеистических и вообще любых критических в отношении религии воззрений (то, что часто называют отходом от атеизма — что не менее спорно). Всё большее число людей причисляет себя к верующим, и всё чаще раздаются гневные проклятия в адрес атеистов. По крайней мере, стало уже общим местом говорить о крахе атеизма и о духовном возрождении, движущей силой которого должны стать традиционные религии. Получило широкую популярность мнение, согласно которому религия — это, в первую очередь, фундамент культуры народа. Религиозное стало однозначно отождествляться с нравственным и духовным, причем не только в обывательских, но и в научных кругах. Отношение общества к атеизму, как мы сказали, радикально изменилось — вернее, оно впервые обрело четкие формы (хотя понятие это наполняется самым различным смыслом). Стало принято говорить об атеизме как об источнике безнравственности и причине страданий и бедствий, переживаемых Россией, как о признаке духовной ущербности личности и общества. В какой-то мере подобное отношение может показаться заслуженным, потому что деятельность “воинствующих безбожников” в самом деле изломала много судеб простых верующих, которые, вообще говоря, никогда серьезно не задумывались о проблемах бытия и верили скорее по традиции — в их религиозности не было ничего идеологически опасного и вредного. Ныне же, наоборот, “обнаруживать свою внерелигиозность и тем более отстаивать её становится не только “неприличным”, но порой и опасным”. Как следствие, ряды атеистов заметно поредели. В беседе, опубликованной в “Литературной газете”, православный богослов А. Кураев утверждает: "Сегодня атеист — крайне редко встречающееся существо, занесенное в Красную книгу. Лично я уже давно с настоящими атеистами не встречался"

Отношение к атеизму можно определить как предвзятое. Это, конечно же, следствие политики советского государства по отношению к верующим — в общественном мнении запечатлелся именно образ стоящего у власти безжалостного атеиста-разрушителя. Атеизм дискредитировал себя “тем, что стал теоретическим обоснованием и составной частью недемократической практики, вылившейся в разрыв между провозглашенной свободой совести и её отсутствием на деле, в жесткий контроль за якобы отделенной от государства церковью и религиозными общинами”. С другой стороны, теперь получается, что рядовые атеисты несут ответственность за злодеяния отдельных своих предшественников или даже вообще за всю историю Советского Союза. “Массовые расстрелы священнослужителей и разрушение храмов,мечетей... безграмотная и безнравственная пропаганда так называемых "воинствующих безбожников" привели в сознании бывших советских граждан к известному отождествлению или, во всяком случае, представлению о глубокой связи большевизма с атеизмом и материализмом. Поэтому отторжение большевизма оказалось в какой-то мере связанным также с отходом от атеизма и материализма. Между тем, как это хорошо известно из истории философии, да и всеобщей истории, атеизм и материализм, возникшие и нашедшие известное оформление еще в давние времена, никак не могут отождествляться не только с большевизмом, но и с "классическим" марксизмом.”

С горькой иронией можно сказать, что если подобное восприятие атеизма сохранится в общественном сознании, то ничего удивительного, если в скором времени мы увидим материалы по атеизму среди исследований девиантного поведения.

 

Актуальность темы. Темой дипломной работы является атеизм, возникновение и исторические формы. Историческая реальность такова, что религия является важнейшей частью общественной, политической, духовной, культурной и индивидуальной жизни человека.То есть, в жизни современного человека религия имеет, с одной стороны, психическую и духовную основы, а с другой стороны — основу социальную и политическую. Актуальность темы обусловлена следующими причинами:

1. Эта тема является актуальной для нашей страны, в которой на протяжении многих десятилетий процветал «воинствующий атеизм». Атеизм под лозунгом «религия – опиум для народа» реализовывался в государственном масштабе. Поэтому образование и весь социальный уклад гласно и не гласно базировались на основах материалистического мировоззрения. В итоге смены нескольких поколений религиозное самосознание людей всех конфессий оказалось атрофированным. В повседневной жизни люди стали довольствоваться лишь элементами религиозных обрядов, совершенно не имея понятия о глубине и значимости религиозного воспитания и соответствующего образа жизни.

2. Научно-технический прогресс отнюдь не приводит к торжеству атеистических идей, а актуализирует вопросы, связанные с их состоятельностью. Этот прогресс внес кардинальные изменения не только в повседневную жизнь, но и существенно повлиял на жизнь духовную, в частности, на новом уровне поставив извечные вопросы о предназначении человека и цели человеческого бытия. Научно-технический прогресс ослабил позиции и доводы атеизма. Научные достижения показывают сложность организации познаваемого человеком мира. Этот мир, возникший «из ничего» в результате «Большого взрыва», не только материален, но и основан на неизведанных закономерностях, которые, судя по публикациям, допускают существование «высшего разума», «параллельных миров» и пр.

3. Улучшение благосостояния людей, не признающих своего Создателя и не понимающих источника благ, приводит к безответственности за свои деяния, что губительно для социума в целом. А ведь напоминание этому – истории былых цивилизаций и их пророков, которые не только излагаются в религиозных повествованиях, но и подтверждаются историческими свидетельствами.

Актуальность исследования и его задачи. В последнее время проводится большое количество исследований и публикуется немало работ, посвященных проблемам религиозного поведения современного человека. Интерес к этой теме, несомненно, связан с изменением отношения к религии и церкви в массовом сознании, сменой государственной религиозной политики, а также и с активной деятельностью проповедников различных вероучений. При этом, как правило, объектами внимания социологов оказываются либо верующие традиционных конфессий, либо представители нетрадиционных вероучений и сект. Что же касается атеистов, то они обычно остаются  вне поля зрения исследователей. “В настоящее время, — считает З.А.Тажуризина, — социальная потребность в атеизме, в силу кризисного состояния России, возрастающей несвободы личности в условиях усиления криминалитета, нестабильности общества, гибели людей в войнах, вследствие нищеты и наркомании и т.д. резко снизилась. Все большее распространение получают религиозно-философские и богословские представления об атеизме, который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Так и сейчас, социологи более охотно исследуют отклоняющиеся формы религиозного поведения, — сектантство и мистицизм, атеизм же опять фактически выпадает из области социологии религии. Однако, давно уже настала пора обратить взор в сторону неверующей части населения, тем более что даже для своих противников она должна представлять немалый интерес, хотя бы как реликт социалистического прошлого. Всё сказанное говорит о необходимости уделить более серьезное внимание атеизму как общественному явлению и атеистам как полноправным членам общества, пусть даже их точка зрения на мировоззренческие проблемы расходится с мнением большинства.

Таким образом, задачи, стоящие перед нами, как исследователями атеизма будут следующими:

1. Определить понятие атеизма, дать описание и анализ, выявить ценностные ориентации, идеалы и убеждения, жизненные нормы и принципы, найти критерии, по которым атеизм можно определить и охарактеризовать;

2. В исторической хронологической последовательности выявить и описать известные исторические формы атеизма;

3. Выявить формы атеизма не только в зависимости от временного контекста, а и в зависимости от целостности, оформленности данного явления в жизни общества.

Методы:

1. Изучить научную и научно-популярную литературу, касающуюся темы исследования, рассмотреть источники, статьи и посты в современном интернет-пространстве, дающие представление о нынешнем состоянии общества с точки зрения религиозности сознания и отрицания религии.

Но атеизм не есть отрицание веры как таковой; такое понимание, вероятно, возникло из современной трактовки понятия “безбожие”, которое означает отсутствие всяких идеалов и моральных норм (ещё 50 лет назад это слово имело скорее положительный оттенок). Чтобы быть атеистом, вовсе не требуется ни во что не верить, достаточно лишь не верить в Бога. На это иногда возражают, что то, во что человек верит, и есть его бог. Это просто подмена понятий, так как даже в расширенном пантеистическом понимании термин “бог” имеет все же довольно конкретное значение. Кроме того, для последовательного атеизма характерно отрицание даже не Бога, а сверхъестественного, а едва ли можно сказать, что всё, во что можно верить, сверхъестественно.

3. “Об атеизме в советское время уже написано было неимоверное число трудов, добавить к ним что-либо вряд ли возможно, и тема кажется исчерпанной”.

Во-первых, советские исследования посвящены в основном не собственно атеизму и атеистам, а преодолению религиозности как процессу. Главную роль в них играли политические и идеологические моменты, а не социальные, психологические или этические. Атеист становился объектом исследованию лишь потому, что существовали “недостаточно убежденные” атеисты, индифферентные, колеблющиеся и т.п., их необходимо было выявить и направить на пути истинный. Таким образом, и цели этих исследований при ближайшем рассмотрении оказываются не научными, а сугубо прагматическими.

 Во-вторых, многие из них вызывают сильные сомнения в свое правдивости, а другие настолько противоречивы, что не получают убедительной интерпретации. Наконец, с 1991-1992 гг. издание литературы, посвященной атеизму, практически прекратилось, — а изменилось с тех пор немало.

4. “Атеизм, безусловно, сыграл значительную роль в судьбах России ХХ века, возможно, это как-то проявляется и сейчас, но всё это — позорные страницы нашей истории. Лучше не возвращаться к этой теме”.

Подобное приходится слышать очень часто, хотя в действительности это вообще не годится как аргумент. Даже если признать негативную роль атеизма, то это наоборот должно стимулировать его научное изучение, подобно тому как исследуются наркомания, проституция и т.п. Но такой подход был бы сам по себе неверен, ибо ненаучен по сути — как можно выносить оценочное суждение об объекте,  которые еще не изучен всесторонне? Как бы то ни было, замалчивание чего-либо ещё никогда не приводило к хорошим последствиям. То есть, в жизни современного человека религия имеет, с одной стороны, психическую и духовную основы, а с другой стороны — основу социальную и политическую. Актуальность темы обусловлена следующими причинами:

1. Эта тема является актуальной для нашей страны, в которой на протяжении многих десятилетий процветал «воинствующий атеизм». Атеизм под лозунгом «религия – опиум для народа» реализовывался в государственном масштабе. Поэтому образование и весь социальный уклад гласно и не гласно базировались на основах материалистического мировоззрения. В итоге смены нескольких поколений религиозное самосознание людей всех конфессий оказалось атрофированным. В повседневной жизни люди стали довольствоваться лишь элементами религиозных обрядов, совершенно не имея понятия о глубине и значимости религиозного воспитания и соответствующего образа жизни.

2. Как ни парадоксально, научно-технический прогресс отнюдь не приводит к торжеству атеистических идей, а актуализирует вопросы, связанные с их состоятельностью. Этот прогресс внес кардинальные изменения не только в повседневную жизнь, но и существенно повлиял на жизнь духовную, в частности, на новом уровне поставив извечные вопросы о предназначении человека и цели человеческого бытия. Научно-технический прогресс ослабил позиции и доводы атеизма. Научные достижения показывают сложность организации познаваемого человеком мира. Этот мир, возникший «из ничего» в результате «Большого взрыва», не только материален, но и основан на неизведанных закономерностях, которые, судя по публикациям, допускают существование «высшего разума», «параллельных миров» и пр.

3. Улучшение благосостояния людей, не признающих своего Создателя и не понимающих источника благ, приводит к безответственности за свои деяния, что губительно для социума в целом. А ведь напоминание этому – истории былых цивилизаций и их пророков, которые не только излагаются в религиозных повествованиях, но и подтверждаются историческими свидетельствами.

Задачи дипломной  работы. Достижение поставленной цели позволяет решить ряд задач:

1) рассмотреть понятие «атеизм» с точки зрение светских и мусульманских ученых;

2) выявить причины возникновения атеизма;

3) обозначить основные исторические этапы развития атеизма;

4) показать отрицательные стороны атеизма для общества и самого человека.

Особенность дипломной работы.

Таким образом, атеизм — и как социальный феномен и как форма поведения человека — не есть что-то однородное, монолитное. Этим понятием охватывается весь широкий круг явлений: от безразличия, равнодушия к религии, которое большей частью носит стихийный характер, т.е. не опирается на научное мировоззрение, до атеизма, как разновидности мировоззрения, когда неприятие религии предстает как продуманная сознательная позиция. Конечно, эта дифференциация уровней атеистического умонастроения и поведения носит весьма общий характер и не претендует на исчерпывающую полноту. Но суть дела не в ней, а в стоящем за ней явлении — возрастающем отходе людей от религии, явлении, которое находится в центре внимания представителей всех религий на всех континентах мира.

При обсуждении вопроса, связанного с объектом, о котором каждая из сторон имеет собственное представление, в корне отличающееся от представления другой стороны, невозможно прийти к согласию, не поменяв одной из сторон своего собственного мнения. В нашем случае для выяснения истины тут не достаточно приводимых аргументов и фактов, научных данных и логики рассуждений. Для подтверждения правильности своей позиции каждая из сторон в итоге будет апеллировать “к суду высшей инстанции”.

Например, атеист материалистического мировоззрения изначально допускает мысль о невозможности достижения абсолютной истины в познании законов природы, поскольку исходит из того, что “электрон также неисчерпаем, как и атом”, но, тем не менее, как на высшую инстанцию, полагается на ограниченную данным моментом совокупность накопленных человечеством знаний и логику своего разума.

А какая высшая инстанция для человека верующего? Для мусульманина это Аллах, Его слова, изложенные в Коране, это Сунна Пророка Мухаммадаﷺ. Поэтому заявленная тема рассматривается главным образом исходя из убеждений автора, основанных на позициях исламской науки. В этом заключается особенность работы.

Значимость дипломной работы. Значимость работы заключается в том, что представленные в ней материалы и выводы могут использоваться в качестве аргументов в проповеднической деятельности и дискуссиях, а также при чтении курсов лекций по предметам «История атеизма с точки зрения Ислама», «Основы исламской этики и мировоззрения», «Исламская акида».

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка использованных источников.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!