Платежи за оказание услуг по договорам с юридическими лицами
Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства обусловлен в значительной степени выполнением ими различных социально-творческих заказов.
В соответствии с «Основными положениями перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования» социально-творческие заказы на проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, театрализованных праздников, представлений и т.п. должны на конкурсной основе выдаваться различным культурно-просветительным учреждениям городскими комитетами, районными отделами по культуре, муниципальными органами.
Получение подобного заказа для бюджетных учреждений является достаточно важным для финансовой стабильности, поскольку позволяет развивать творческую деятельность и повышать свой культурно-художественный потенциал.
Поскольку в официальной статистике отсутствуют сведения о размерах средств, поступающих учреждениям культуры на выполнение ими соответствующих заказов, можно только предположить: социально-творческие заказы получают лишь те организации, которые имеют хорошие деловые связи с органами управления культурой.
Учреждения культуры могут также выполнять на договорной основе заказы различных общественных, коммерческих организаций (празднование юбилеев, проведение рекламных кампаний и т.п.), однако в отличие от стабильности социально-творческих заказов, данный источник финансирования носит, как правило, эпизодический характер.
|
|
Добровольные пожертвования, субсидии, средства, получаемые по завещаниям.
Данный источник формирования финансовых ресурсов учреждений культуры и искусства связан с развитием благотворительности.
Несмотря на государственные гарантии, декларированные в 1995 году Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», данный способ негосударственной поддержки деятельности учреждений культуры и искусства в России повсеместного распространения пока не нашел.
По некоторым данным доля «спонсорских» вложений в бюджет российских организаций культуры составляет не более 2% от всего объема внешнего финансирования. Одна из возможных причин тому - руководители отечественных учреждений в отличие от западных не всегда обладают необходимыми умениями и навыками взаимоотношений с потенциальными спонсорами или меценатами.
Кредиты банков
Данный источник наиболее широкое применение имеет в деятельности коммерческих организаций. В этом случае важны их стабильные финансовые результаты и наличие гарантий погашения кредитов.
Некоммерческие организации, формально являясь юридическими лицами, также имеют право на получение кредитов банков.
|
|
Фактически же учреждению, не являющемуся собственником своего имущества, которое могло быть внесено в качестве залога под возврат, получить кредит невозможно.
Государство могло бы быть гарантом по кредитным обязательствам некоммерческих организаций, выполняющих важные социально-культурные функции, но по объективным и субъективным причинам делает это чрезвычайно редко.
Другие доходы и поступления
К другим доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты предпринимательской деятельности.
Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства РФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся:
- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в создании коммерческих предприятий;
- приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;
- осуществление приносящих доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.
Снижение посещаемости должно побуждать учреждения культуры и искусства к поиску дополнительных источников доходов за счет развития предпринимательской деятельности.
|
|
Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре их финансовых ресурсов об этом не свидетельствует.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:
- увеличение поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру, и искусство в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия, как на федеральном, так и на региональных уровнях;
- изменение соотношения долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами регионов в сторону последних;
- увеличение собственных доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей, сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре финансовых ресурсов уменьшается;
- поскольку в официальной статистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковских кредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственных организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли они пока не играют. Для коммерческих организаций источником финансовых ресурсов является только собственные средства, полученные в результате их деятельности.
|
|
Анализ основных тенденций в формировании ресурсов государственных учреждений культуры и искусства позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, снижения уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости учреждений культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых источников формирования их финансовых ресурсов.
Вопросы:
1.Роль и значение финансирования сферы культуры.
2.Финансовая политика государства в сфере культуры
3. Два основных вида финансовых ресурсов.
4.Определение потребностей в денежных ресурсах
5. Бюджет.
6. Уровни финансирования.
7. Виды финансирования.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!