ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.



1. Стен, Ян. «Больная и врач». Голландия, около 1660 г.

«Больная и врач» — это один из излюбленных сюжетов голландских жанристов. К нему не раз обращался и Ян Стен. Яркие цвета в костюме героини сообщают картине жизнерадостный тон, да и сама молодая дама, пышнотелая, с румянцем во всю щеку, мало похожа на больную. Она только что оправилась от небольшого обморока, возможно, поддельного. В чувство её привели испытанным народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура. Его полуобгоревший конец еще торчит из стоящей на полу грелки. Из-за полога выглядывает ухмыляющийся парнишка, старая сплетница-служанка нашептывает что-то на ухо доктору, и тот явно больше заинтересован её рассказом, чем состоянием пациентки. Да и что он может сделать, ведь, как гласит голландская поговорка, «там лекарство не поможет, где виной всему любовь»! Потухшая свеча, очевидно, намекает на потухшие чувства возлюбленного, по которому тоскует девушка. Будучи талантливым рассказчиком, Стен не упускает случая передать и красоту окружающих человека вещей. Блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. На столике рядом с женщиной из разных предметов сам собой складывается изысканный натюрморт: прозрачный графинчик на оловянной тарелке, фаянсовая чашечка на фиолетовой бархатной скатерти, серебряная ложка, пергаментный и сафьяновый переплеты книг... Поздний период творчества мастера отличает характерная цветовая гамма: звучное сочетание красного, зеленого и белого цветов.

2. Картина «Деревенский шарлатан (извлечение камня глупости)», написанная Андрианом Браувером в 1620-е гг во Фландрии, на первый взгляд воспроизводит традиционную для нидерландской живописи сцену лечения больного ярмарочным знахарем-шарлатаном. "Врач" лишь надрезал бровь "пациента", в то же время доставая окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "рвача". Один - с повязкой на лбу - сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему "Извлечение камня глупости", воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем.

3. Рембрандт Харменс ван Рейн. (1606-1669) «Возвращение блудного сына», Голландия, около 1668 г.

В бледном, исхудавшем, усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, игрока и мота, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды? Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет и на сына нисходит свет его утешения. Красная накидка на плечах старца словно образует шатёр над бедным скитальцем. Рядом молча стоят потрясенные свидетели. Сюжет данной картины восходит к известному евангельскому сюжету - притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32).

ЧАСТЬ 5. Буддийское искусство.  

Название: Одиннадцатиликий бодхисаттва Авалокитешвара  Место создания: Китай, Тангутское государство Си Ся, Хара-Хото Время создания: Конец XII - XIII вв.

В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу. Это одна из лучших тангка большой коллекции тангутской живописи, привезенной из города Хара-Хото.

Часть 6. Экспонаты на выбор.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!