Информационно-дидактический материал к занятию
КАРАГАНДИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра медицинской информатики и биофизики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по информатике
Тема: «Основы алгоритмизации задач».
Курс: первый
Специальность: 5В110200 «Общественное здравоохранение»
Составитель:
преподаватель Омарбекова Н.К.
Караганда, 2011
Обсуждена на заседании кафедры.
Протокол №_____ от «____»______ 200__ г.
Утверждена зав. кафедрой
__________________ Койчубеков Б. К.
ТЕМА: «Основы алгоритмизации задач».
ЦЕЛЬ: овладение практическими навыками представления программ в виде алгоритмов.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
В результате изучения темы студент должен:
· виды алгоритмов;
- характеристики алгоритмов;
- формы представления алгоритмов;
- основные типы диалоговых сред;
- основные правила программирования;
· разрабатывать алгоритмы обработки информации
· представлять алгоритмы в различных формах
· использовать осмысленные имена переменных, функций, процедур
· контролировать входные данные
· различать типы диалоговых сред
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ :
- Понятие программы.
- Разновидности программ.
- Языки программирования.
- Среды программирования
- Виды данных
- Перечислите основные характеристики алгоритма.
- Назовите основные типы алгоритмических структур.
- Какие формы представления алгоритма вы знаете?
- Какие задачи относятся к детерминированным?
- В чем отличие интеллектуальных задач от эвристических?
- Перечислите основные правила программирования
- Назовите основные типы диалоговых сред.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:
|
|
Беседа.
Разбор материала по теме занятия. Самостоятельно выполнение контрольного задания. (Приложение 1)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Информатика: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательной школы. Базовый курс / Н. Ермеков, Н. Стифутина, В. Криворучко, Л. Кафтункина. Алматы: Атамұра, 2003 – 432 с.
2. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум (2-е изд.). – СПб: Питер, 2002. – 480 с.
3. 30 уроков по информатике. Экспериментальный учебник для старших классов общеобразовательных школ / Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б. – Алматы: 1999 – 443с.: ил.
4. Информатика. Базовый курс / Симонович В.Б. и др. – СПб: Пит2001- 640с.
КОНТРОЛЬ
I. Опрос по следующим вопросам:
1. Что такое алгоритм?
2. Назовите исполнителей алгоритмов?
- Как кодируется звук в компьютере?
- Что понимается под командой алгоритма?
- Какими свойствами должен обладать алгоритм?
- В каком виде можно представить алгоритм?
- Какие алгоритмы называются линейными?
- Что такое детерминированные задачи?
- Перечислите основные правила программирования ?
- Назовите основные типы диалоговых сред?
|
|
II. Выполнение и проверка контрольного задания.
1. Дискета 3,5" вмешает 1,44 Мбайт. Рукопись содержит 450 страниц текста. На каждой странице 60 строк по 80 символов в каждой. Поместится ли рукопись на дискету? Если нет, то сколько таких дискет потребуется? Составить алгоритм в форме построчной записи, вербальной форме, в форме блок – схемы.
2. Документ содержит текст из 32 строк по 60 символов в каждой и точечную черно-белую фотографию 10x15 см. Каждый квадратный сантиметр содержит 300 точек, любая точка описывается 4-мя битами. Каков общий информационный объем документа в Кбайтах? Составить алгоритм в форме построчной записи, вербальной форме, в форме блок – схемы.
3. В Казахстане ежегодно собирают около 90 млн тонн зерновых. Масса одного зерна около 5 грамм. Сколько зерен в таком урожае? Составить алгоритм решения в форме построчной записи, вербальной форме, в форме блок – схемы.
4. Продав квартиру, вы получили $ 22 000 и положили их в банк. Банк начисляет 1% в первый месяц, а каждый следующий — тоже 1%, но уже с получившейся суммы. Сколько денег будет в банке на вашем счету через год?
|
|
5. Пушка стреляет под углом 30° к линии горизонта. Масса снаряда 30 кг, начальная скорость 500 м/с. Какова будет дальность полета снаряда? (Формулу вспомните из курса физики.) Составить алгоритм решения в форме построчной записи, вербальной форме, в форме блок – схемы.
Самостоятельная работа
Преподаватель раздаёт студентам варианты заданий для самостоятельного выполнения. Студенты должны составить алгоритм (нарисовать блок-схему) решения предложенной задачи. Варианты заданий представлены ниже:
Линейные алгоритмы:
1. Вычислить сумму, разницу и произведение двух чисел a и b.
2. Рассчитать объём и площадь поверхности куба со стороной a. Объём рассчитывается по формуле , площадь поверхности – .
3. Рассчитать среднее арифметическое четырёх чисел.
Разветвляющиеся алгоритмы:
1. Найти корни квадратного уравнения ax2+bx+c=0. Принять во внимание, что любой из коэффициентов может быть равен нулю. Вывести результат или сообщение об ошибке.
2. Найти квадрат наибольшего из двух чисел a и b. Вывести наибольшее число и его квадрат.
3. Определить, является ли число чётным или нечётным. Вывести результат.
4. Упорядочить 3 введённых числа по возрастанию и убыванию. Вывести результат.
|
|
Циклические алгоритмы:
1. Найти количество цифр во введённом числе.
2. Найти .
3. Найти .
4. Найти .
5. Вывести все целые числа от a до b.
III. Тест-контроль усвоенного материала.
Приложение 1.
Информационно-дидактический материал к занятию
ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ
Поскольку язык алгоритмов должен быть понимаемым ясно и однозначно, под языком программирования мы будем понимать совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.
Существует разделение всех языков программирования на две большие группы — языки высокого и низкого уровней. Языком самого низкого уровня считается язык так называемых машинных кодов. Все остальные алгоритмические языки лежат где-то посередине. Например, к языкам низкого уровня принадлежат так называемые языки семейства ассемблеров. Их достоинство в том, что они почти не требуют перевода для компьютера, и он практически сразу выполняет алгоритм. Есть, однако, существенный недостаток — писать программы на таких языках может только очень опытный программист, и получаются они слишком громоздкими. Напротив, языки высокого уровня в достаточно сильной степени приближены к человеческому (чаше к английскому) языку — это и Фортран, и Паскаль, и Си, но выполнение алгоритма компьютером в данном случае несколько тормозится предварительным переводом на язык машинных кодов.
К языкам высокого уровня принадлежит и Basic. Аббревиатура BASIC так и расшифровывается — "Beginner's All purpose Symbolic Instruction Code", что в переводе значит "многоцелевой язык символических команд для начинающих". Разработан первый Бейсик в 1964 г. сотрудниками Дартмутского колледжа Дж. Кемени и Т. Курцем. Мы будем изусать одну из версий Basic – QuickBasic или QBasic.
Алфавит языка
В любом учебнике иностранного языка вначале дается его алфавит, т. е. набор символов для записи слов, предложений и всевозможных понятий этого языка. У языка Бейсик тоже есть алфавит, который содержит в себе следующие символы:
· Заглавные (или прописные) буквы латинского алфавита: А, В, С, D, E, F, G, H, I, J, К, L, M, N, О, Р, Q, R, S, T, U, V, W, X, Y, Z. При наборе программы, впрочем, нет нужды следить за тем, чтобы буквы были заглавными. Интерпретатор сам изменит строчные буквы на заглавные.
· Арабские цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
· Разделители: , (запятая), ; (точка с запятой), . (точка), : (двоеточие), ' (апостроф), " (кавычки), ( (открывающая скобка), ) (закрывающая скобка), символ <Пробел>.
· Знаки арифметических операций: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление), л (возведение в степень).
· Знаки операций отношений: > (больше), < (меньше), = (равно), <> (не равно), >= (больше либо равно), <= (меньше либо равно).
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!