ГОРЕ ДО СРОКА СРАЖАЕТ УНЫЛЫХ...



Рутман Э.М.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРЕСС.

 - М.: ТОО "ТП", В. Секачев; 1998 г. — 160 с.

 

ОТ АВТОРА. 1

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС. 3

РЕАКЦИЯ БОРЬБЫ ИЛИ БЕГСТВА. 4

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС. 7

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ. 8

ГОРЕ ДО СРОКА СРАЖАЕТ УНЫЛЫХ... 10

ОБИДА. 15

НЕ СРАВНИВАЙ!.. 25

ТЫ ДУМАЕШЬ, ПРАВДА ПРОСТА?. 31

ПЛАНЕТА Я. 35

НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ. 49

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. 49

СПОСОБЫ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ. 53

Релаксация по методу Бенсона. 53

О йоге, медитации и аутотренинге. 55

САМОПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССОВ. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (для невезучих, обидчивых, застенчивых, страдающих от постоянных стрессов) 66

Рисунки. 71

 

 

Книга посвящена стрессам обыденной жизни: межличностных конфликтов, несбывшихся надежд, неожиданных и резких изменений, крушения планов, неопределенности и т.п. Можно ли научиться преодолевать обиду, гнев, отчаяние, безнадежность, не терять душевной бодрости, несмотря на беспрерывные стрессы?

Автор книги с глубоким проникновением в психологию «обычного» человека исследует различные реакции и поведение людей в типичных стрессовых ситуациях и показывает, что очень часто причины высокой чувствительности к стрессам в нас самих, в особенностях нашего характера, нашего понимания (точней — непонимания) жизни, неизжитых травмах детства. «Если руки не ранены, в них можно нести яд».

Готовность к усилию преодоления вместе с самоанализом, самопсихотерапией могут превратить стресс из угрозы здоровью в момент личностного роста, расширения сознания и жизненных возможностей — «для тех, кого любят Боги, несчастья оборачиваются благом».

Для широкого круга читателей.

 

ОТ АВТОРА

 

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» трансформировалась — «все болезни от стрессов».

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник — это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшении эмоционального состояния.

Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материалам американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом — депрессия и тревога, головные боли.

Может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Покинуть по возможности большие города, поменьше брать в голову тревог и забот, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском, неопределенностью и риском — стало быть стрессогенно. Может, просто нужно тихо жить, оберегая здоровье?

Но вот автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становится болезнетворным.

Да, здравый смысл и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — не выход, не панацея от болезней.

Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие — болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.

О том же свидетельствуют и наблюдения психологов. Например, обнаружилось, что у пенсионеров, которые ведут активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойно-пассивным существованием. Или более яркий пример: у матерей-одиночек меньше жалоб на здоровье (и реально меньше отклонений от здоровья), чем у их ровесниц в полных семьях. А ведь жизненная нагрузка у первых несомненно выше. В то же время известно, что в Швеции, стране с одним из наиболее высоких уровней жизни в мире, одно время наблюдался самый высокий процент самоубийств. Значит, стресс не всегда болезнетворен, а хорошие материальные условия не обязательно способствуют здоровью?

Заметьте, мы обычно полагаем, что человек здоров и радостен, несмотря на частые стрессы, или часто болеет и подавлен, несмотря на хорошие условия жизни, отсутствие стрессов.

А может быть именно благодаря стрессам могут люди приобретать жизнестойкость, оптимизм, здоровье? А депрессивность и тревоги, может быть, иногда возникают именно в связи с полнотой благополучия и стабильности, из-за полного отсутствия стрессов?

Известно, что во время войны у многих проходило такое несомненно стрессогенное заболевание, как язва желудка. Может быть, стресс иногда не только не вреден, но даже и полезен? Кто же он — наш враг или друг?

Он может быть и тем, и другим, и зависит это в большой степени от нас самих, от нашего умения, в частности, превращать своих врагов в друзей, учиться на ошибках, не падать духом.

 

* Для тех, кого любят боги, несчастья оборачиваются благом. *

 

Задача книги — рассказать, как «снискать любовь богов», как превратить врага в друга или успешно преодолеть его, если «подружиться» не удалось. Проще говоря, как предотвратить болезнетворность стрессов и повысить стрессоустойчивость.

Книга касается стрессов межличностных отношений, стрессов обыденной жизни.

Читатель узнает, каким образом психические переживания вызывают физиологические изменения и могут в результате привести к заболеванию органов или, как их называют, психосоматическим заболеваниям («сома» по-латински — тело). Узнает о резервах и коварстве человеческой психики, которая может быть как причиной стрессов, так и мощной против них защитой. Поймет, что надо справляться не только с обстоятельствами жизни, вызывающими стрессы, но и со свойствами своей натуры, которые «потворствуют» стрессам.

Каждый стресс (кризис, конфликт) — это момент выбора между отказом от цели (с огорчением, досадой, отчаянием) и новым усилием достижения, между паникой и активным преодолением. Книга поможет Вам осознать, какие реакции на стресс Вам присущи чаще всего: импульсивные, случайные, обусловленные сиюминутным стечением обстоятельств, легко переходящие в панику, плохо контролируемые, либо ответы на вызовы жизни — поступки, за которыми вся сила личности, обретенный опыт и устремленность в желаемое будущее?

В зависимости от этого стрессы и становятся преимущественно друзьями или врагами: точками роста, моментами развития, либо моментами слома, ступенькой вниз, к отчаянию, отказу от сопротивления, от активного поиска выхода, в результате — к болезни.

У Достоевского есть любопытное наблюдение, сделанное сто лет назад в «Записках из мертвого дома», относительно «молодых чиновников, большей частью из столиц», которые отправлялись в Сибирь, «прельщенные... окладом, жалованьем, двойными прогонами и соблазнительными надеждами в будущем... Из них, умеющие разгадать загадку жизни, почти всегда остаются в Сибири и с наслаждением в ней укореняются. Впоследствии они приносят богатые и сладкие плоды. Но другие, народ легкомысленный и не умеющий разрешать загадку жизни, скоро наскучают Сибирью и с тоской себя спрашивают: зачем они в нее заехали?»

Мне кажется, это можно отнести и к жизни: УМЕЮЩИЕ РАЗРЕШИТЬ ЗАГАДКУ ЖИЗНИ С НАСЛАЖДЕНИЕМ В НЕЙ УКОРЕНЯЮТСЯ.

Найдя свои способы преодоления стрессов, свой путь к стрессоустойчивости, вы обретете не только здоровье и силы, но и новое ощущение жизни, где не терзают страхи и тревоги, заботы жизни не выбивают из колеи, а наоборот, мобилизуют и наполняют энергией.

На примере стресса ярко высвечивается верность трех старых, как мир, но заново осознаваемых каждым поколением истин.

Первая. Здоровье — физическое и психическое — связано с мироощущением, «настроем» и образом жизни. То, как мы думаем, чувствуем и поступаем, к чему стремимся, определяет наше здоровье не меньше, чем здоровье определяет нашу жизнь.

Вторая. Человек ответственен за свою жизнь и свое здоровье не меньше, чем за жизнь, здоровье и благополучие своих близких. Понимание и принятие этой ответственности может многое изменить в жизни. Оздоравливаясь, вы дарите радость жизни и окружающим.

 

*Стяжи мир в душе своей и тысячи вокруг тебя спасутся *

(св. Серафим Саровский).

 

И, наконец. Третья. Сохранение или обретение здоровья неосуществимо без соразмерности возможностей и притязаний.

 

* ПОДНИМАЙСЯ НАД СОБОЙ, НО НЕ ТЕРЯЙ СЕБЯ ИЗ ВИДУ *                            (Ежи Леи)

 

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС

 

Но ты, дружок, счастливец нас...

Ты видишь то, что есть сейчас,

А мы не сводим скорбных глаз

С былых невзгод

И в тайном страхе каждый раз

Глядим вперед.

Роберт Бернс, «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом».

 

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост—

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

А. Тарковский

 

РЕАКЦИЯ БОРЬБЫ ИЛИ БЕГСТВА

 

Слово «стресс» в английском языке обозначает состояние давления, натяжения, усилия, напряжения, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. В значении «давление», «напряжение» оно обычно употребляется в технике; в жизни чаще обозначает давление обстоятельств в выражениях типа: «под гнетом нищеты», «под влиянием непогоды». (Предполагается, что английское stress происходит от латинского stringere — затягивать. Впервые это слово появилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «...эта мука была манной небесной, которую Господь послал людям, пребывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе»),

В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало полвека назад. В 1936 г. в журнале «Ма1л1ге», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».

Еще будучи студентом, Селье обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты подтвердили наблюдение молодого ученого. Они показали, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и т.п.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом.

Что это значит — неспецифическая реакция? Различные воздействия на организм вызывают, как правило, и разные реакции. В морозный день мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого в организме тепла, а сосуды кожи сужаются, чтобы уменьшить теплоотдачу. Жарким летом желание двигаться сводится до минимума; возникает рефлекторное потоотделение, увеличивающее теплоотдачу. Как видите, реакции разные (специфические), но в любом случае нужно приспособиться к ситуации. Эта необходимость перестройки требует, по предположению Селье, неспецифической «адаптационной энергии» подобно тому, как «различные бытовые предметы — обогреватель, холодильник, звонок и лампа, дающие соответственно тепло, холод, звук и свет, зависят от общего фактора — электроэнергии».

Селье выделил три стадии развития стресса. Первая — реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия — истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний. Наступление третьей стадии не обязательно.

Позднее Селье предложил различать стресс и дистресс (англ. distress — истощение, несчастье). Сам по себе стресс он стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий. Такое различение стресса и дистресса не всегда строго проводится даже в научной, а тем более в популярной литературе. Научные статьи о стрессе, как правило, начинаются с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество определений. В кратком Оксфордском словаре — 5 определений стресса, среди которых следующие: побуждающая или принуждающая сила, усилие или большая затрата энергии, силы, оказывающие воздействие на организм.

Какие бы определения ни давали разные авторы, их смысл становится ясен из контекста. Всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая выявленная молодым Селье неспецифическая реакция организма, имеющая, независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Для нас важно разобраться в этом центральном — физиологическом и биохимическом звене стресса, чтобы понять, каким образом психические переживания, эмоциональные реакции «переходят» в телесные расстройства: болезни отдельных органов или общее физическое недомогание.

Возникающие при стрессе сложные физические и биохимические сдвиги — это проявление древней, сформированной в ходе эволюции оборонительной реакции или, как ее называют, — реакции борьбы или бегства.

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, нужных для борьбы с врагом или для бегства от него. Унаследованная от животных, она включается у человека при любой угрозе организму, хотя сейчас нам крайне редко требуется быстрота бега или сила в драке с «врагом».

В этом — один из основных источников болезнетворности стрессов. Представьте, что по сигналу тревоги автоматически включаются огнетушители, а пожара-то нет и гасить ничего не требуется. Они будут лишь заливать полы и портить мебель в помещении. Кроме того, каждый раз придется заряжать их сызнова, потребуются усилия. А если ложные сигналы будут частыми, то возникает еще и опасность: при реальном пожаре оказаться с пустыми огнетушителями. Однако, эта схема слишком уж общая, попробуем конкретнее представить, как именно переживания и страхи приводят к болезням.

Работу внутренних органов, процессы обмена, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения регулирует вегетативная нервная система. Ее деятельность направлена на сохранение постоянства внутренней среды — гомеостаза. В ней есть две подсистемы: симпатическая и парасимпатическая.

Повышение активности симпатической системы направлено на мобилизацию ресурсов организма, на увеличение готовности к действию: учащаются и усиливаются сокращения мышцы сердца, глюкоза выделяется в кровь, где служит готовым топливом для мышечной активности. Кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (бледность лица при волнении), а мышц и мозга — увеличивается. Возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, борьбе с инфекциями.

Активность же парасимпатической нервной системы в основном, наоборот, обеспечивает снижение энергетического обмена и восстановление «запасов энергии». Она способствует замедлению и нормализации функций, расслаблению организма.

Стресс вызывает активацию симпатической нервной системы. Она возникает рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении. Вот простой пример. Вы поскользнулись на льду, и прежде чем успели осознать опасность падения, одновременно с автоматическими реакциями сохранения равновесия, вас «бросило в жар». Это мгновенно выделяются так называемые аварийные гормоны или гормоны тревоги (адреналин, норадреналин). Можно привести и другие примеры: учащение пульса при волнении, мгновенная бледность от страха и т.д. Но такое — кратковременное — возбуждение симпатической системы еще не оказывает болезнетворного действия. Для развития стресса необходимо включение главного физиологического и биохимического звена стресса — «реакции борьбы или бегства», или оборонительной реакции.

При этом происходит рефлекторная активация коры надпочечников, которые дают «вторичный» мощный выброс в кровь аварийных гормонов, а это приводит, в свою очередь, к новому повышению активности симпатической нервной системы.

Но этим действие стресса не исчерпывается. При достаточно сильных и частых стрессах в реакцию дополнительно вовлекаются эндокринные системы, действие которых является еще более длительным и может влиять отрицательно на внутренние органы. Не имеет смысла рассказывать о них подробно, достаточно сказать, что их активация повышает риск инфаркта миокарда, повышает активность щитовидной железы, что, в свою очередь, приводит к дополнительному усилению активности симпатической нервной системы и т.д.

Первоначальный выброс истощает «запас» гормонов в коре надпочечников: начинается их усиленная «заготовка». В результате через некоторое время после первого стресса, даже при более слабом воздействии, наблюдается их повышенное выделение. Вот этот механизм и стоит за кулисами всем хорошо известных картин, когда после трудного дня, после сдержанно переносимых неприятностей на работе возникают срывы по мелочам на близких. Это объясняет и трудное поведение (повышенную капризность, возбудимость и т.п.) ребенка после детского сада и школы, если он плохо к ним адаптирован и переносит там стрессы.

Если бы за каждым стрессом сразу же следовала физическая активность, выделившийся избыток аварийных гормонов истратился бы на ее обеспечение и стресс не имел бы вредных последствий. Всем хорошо известно успокаивающее действие прогулки, бега, плавания, спортивной игры, любой физической нагрузки, даже и нежеланной.

Но почему у одного человека развивается язва желудка, у другого инфаркт, а у третьего подавляется иммунитет и т.д.? Нельзя сказать, что в этой области существует полная ясность. В общем, современные представления сводятся к следующему. Прежде всего, как величина реакции на стресс, так и степень включенности разных эндокринных систем индивидуально различны. Эти различия могут определять и «адрес» стрессогенного поражения.

Второй момент — разная чувствительность и разная ситуативная «включенность» органов в реакции на стресс. Дело в том, что реакции отдельных органов, возникающие при стрессе поначалу случайно, могут фиксироваться и повторяться. Например, у ребенка стресс, связанный с нежеланием идти в школу, в сочетании с недоброкачественной пищей накануне вызывает утром острое желудочное расстройство. Это освобождает ребенка от необходимости идти в школу и в дальнейшем становится типичной формой реакции на учебные и другие неприятности.

Есть и другое предположение: от стресса страдает «слабый» орган. Некоторые теории связывают поражаемые органы со свойствами личности или характером стрессогенных переживаний (гнев или обида, чувство потери и неудовлетворенности, беспомощности и т.д.). Например, было установлено, что во время эмоций гнева и ярости повышается количество кислоты и пепсина в содержимом желудка, отчего и возникло представление, что именно таким образом — из-за действия избытка этих веществ на стенки желудка — возникает язва.

Сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, ишемическая болезнь), а также сосудистые (мигрень и болезнь Рейно) чаще всего рассматриваются как следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Влияет стресс на появление и течение аллергических заболеваний. Например, известны случаи, когда сенная лихорадка может не развиваться в условиях комфорта и безопасности, но ярко проявляется при стрессовом воздействии.

Напряжение мышц, связанное со стрессом, приводит к различным патологическим симптомам: болям в пояснице, мышцах головы и шеи. Боль в мышцах может возникать от накопления в мышцах продуктов обмена при длительном напряжении. Есть исследования, говорящие о влиянии стрессов на развитие и течение ревматоидных артритов, на иммунную систему. Типичной мишенью стресса является кожа.

Никогда не забуду реальный случай из студенческой практики. В клинике кожных болезней студентов познакомили с больной, у которой вся кожа была покрыта зудящей сыпью. Была у нее благополучная жизнь, любимый муж, первый ребенок, она чувствовала себя любимой и счастливой. Однажды по случайному стечению обстоятельств попала в соседний поселок, где встретила мужа с другой, явно не безразличной ему, женщиной. Вернувшись домой, муж «признался». Хотя он не собирался бросать семью, готов был порвать «связь», героиня нашей истории спокойно, без сцен и упреков потребовала, чтобы он ушел. Она рассказала без злости или возмущения в адрес бывшего мужа, как наутро после той неожиданной встречи и «признания» она проснулась, вся покрытая зудящей сыпью. «Все зло вышло наружу», — закончила она свой рассказ.

Хронические стрессы могут, не проявляясь в каком-либо конкретном заболевании, приводить к постоянно пониженному настроению. Плохая работоспособность, вялость, пассивность, бессонница или неглубокий, беспокойный сон, не дающий чувства отдыха, — все это может быть результатом стресса.

Это состояние Авиценна характеризовал как «не здоровье, но и не болезнь». На этом фоне возникают преходящие (хотя иногда принимаемые за грозные признаки серьезного заболевания) сердечные недомогания, частые головные боли, чувство неодолимой усталости («как выжатый лимон»), особенно сильное по утрам. Трудное засыпание и еще более мучительное пробуждение... Нередко — чувство «тупой, щемящей тоски, которая нападает на человека в предчувствии загадочной и ничем не мотивируемой угрозы», «тоски беспредметной, самой себя питающей, почти осязаемой». Возникает ощущение, что жизнь — в тягость.

Возможен и другой вариант развития дистресса. Постоянное ощущение угрозы, присутствие «соперника за спиной», ощущение недоброжелательства мира до поры до времени может воплощаться в чрезмерно повышенной деловой активности. Такая активность (она отличается от творческой активности, но об этом позже), выглядит как гонка за успехом, за материальными достижениями: а на самом деле — это бегство от страха перед мнимым поражением в борьбе за «место под солнцем». Она-то и оборачивается рано или поздно психосоматическими заболеваниями: гипертонией, инфарктом, язвой желудка и др.

Может быть лучше всего сказал о связи типа болезней с психикой Герман Гессе в рассказе «Курортник»:

«Если душа болит, то она способна выражать это самыми различными способами, и то, что у одного принимает форму мочевой кислоты, готовя разрушение его Я, то у другого оказывает подобную же услугу, выступая в облике алкоголизма, а у третьего уплотняется в кусочек свинца, внезапно пробивающего ему черепную коробку».

Итак, главное — душа болит... Почему?

Поговорим об этом.

 

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

 

Как только ученые стали исследовать стрессы у человека, обнаружилось, что весь комплекс реакций, выявленный Селье, может развиваться вовсе без физически вредных для организма воздействий. События, вызывающие стресс, могут даже не содержать никакой угрозы здоровью, материальному благополучию или жизни, — достаточно мнимой угрозы самооценке, престижу, «месту в обществе».

Возникло понятие эмоциональный или психологический стресс. Стало ясно, что стресс всегда — психофизиологическая реакция личности, (а не организма, как это представлялось вначале). Ряд воздействий, которые его вызывают, оказался гораздо длиннее, чем предполагали первоначально — не только холод и жара, голод или боль, опасность для жизни или угроза здоровью, но и — обида, вина, ревность, стыд, разочарование, подозрение и т.п.

Возникновение и развитие стресса в каждый миг определяется взаимодействием трех звеньев, трех систем: оценки стрессогенного события, физиологических и биохимических реакций на стресс и, наконец, поведенческих реакций.

Ядром или, по меньшей мере, «заводящим» моментом стресса нередко оказывается оценка стрессогенного события. Известно, «человек есть мера всех вещей»: вещи сами по себе ни плохи, ни хороши, они таковы, какими мы их видим.

Ложные страхи, ошибочное понимание поведения близкого человека вызовут вполне реальные физиологические и биохимические сдвиги, может быть, даже большие, чем реальные угрозы или опасность. Оценка относится не только к начальному стрессогенному событию, но и к представлению о требуемых для преодоления стресса усилиях и к своей способности на эти усилия, своим возможностям. Как любят сейчас повторять «не фактом единым жив человек, но его многогранной оценкой».

Стресс усиливается, когда человеку кажется, что ситуация требует от него чрезмерных усилий, непосильных, несправедливых и т.п. На оценку своих возможностей влияет прошлый опыт: «пуганая ворона куста боится», «обжегшись на молоке, на воду дуют», «пришла беда — отворяй ворота» и т.д. Но рядом есть и другое: «не так страшен черт, как его малюют», «глаза боятся, а руки делают» и т.п. Это — активная позиция.

 

* ГОТОВНОСТЬ К УСИЛИЮ, К ПРЕОДОЛЕНИЮ ВСЕГДА УМЕНЬШАЕТ СТРЕСС *

 

Мы видим в сходных ситуациях: у одного человека — тревожная бессонница с мрачными воспоминаниями или еще более мрачными прогнозами, другой же, припомнив, что «утро вечера мудренее», спокойно погружается в «сон, что милосердно чинит заботы рваные лохмотья».

Итак, не только оценка определяется личностью в целом, но и вслед за ней физиологические сдвиги (например, сон-бессонница), и биохимические реакции. Они затем, в свою очередь, влияют на состояние и оценку.

Третье звено — поведенческое, пожалуй, более всего связано с личностью, установками, мировоззрением.

Поведенческая реакция — это не только действия, направленные на изменение ситуации, но и управление своими эмоциями.

Любое стрессогенное событие мгновенно включает все три звена, все время взаимодействующие. Происходит оценка (она обеспечивается взаимодействием разума и чувства) не только величины изначального стрессогенного воздействия, но возможных его отдаленных последствий, величины требуемых усилий по преодолению. Она тут же влияет на величину физиологических и биохимических сдвигов, которые, в свою очередь, влияют на оценку. Все это влияет на поведенческую реакцию, которая, в свою очередь, влияет на ситуацию, и на первые два звена — как непосредственно, так и за счет изменения ситуации. Итак, организуется многозвенная цепь, на которую можно влиять через любое из звеньев, во взаимодействии которых все время проявляется, воплощается единство души и тела.

Рассмотрим некоторые экспериментальные примеры взаимодействия физиологических и психологических факторов, доказательства единства души и тела, взаимосвязь чувства и рассудка, значение воли в преодолении стрессов.

 

 

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

 

Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

Козьма Прутков

 

Каждый согласится, что дождь со снегом в желанном походе на байдарке будет менее неприятен, чем такой же точно дождь, заставший вас в дороге из-за отмены или опоздания автобуса. А все-таки, одно дело — наше эмоциональное отношение, оценка, а другое — одинаково ли реагирует при этом сердечно-сосудистая система? Ответом на этот вопрос могут быть результаты двух экспериментов.

В первом из них ученых интересовал вопрос, влияют ли общие социально-культурные установки на вызываемые болью физиологические реакции. Для эксперимента отобрали три группы участников. В первую группу вошли люди, воспитанные в среде, где страдания и боль рассматривались как естественный удел человеческой жизни, которую нужно переносить мужественно, не обременяя своими страданиями ближних, не допуская жалости к себе... Вторая группа состояла из людей, выросших в иной социально-культурной среде, где принято не сдерживать, а наоборот, экспрессивно проявлять свои переживания, в том числе и вызываемые болью. Для них не только допустимы, но даже естественны стоны и жалобы, бурные проявления чувств, они встречают в этой группе не осуждение, а горячее сочувствие. Третья группа занимала среднее положение между первой и второй.

Всем участникам эксперимента было сказано, что изучают их болевую чувствительность. Применялось электрокожное раздражение, напряжение постепенно повышали, пока испытуемые не говорили, что чувствуют боль. Результат получился очень четкий: в первой группе болевой порог был самым высоким, а физиологические реакции — наименьшими, во второй — наоборот. Третья группа, как и следовало ожидать, по названным характеристикам оказалась посередине.

А вот другой эксперимент. Изучали физиологические реакции человека на очень громкий звук (одна из лабораторных моделей изучения стресса). Участие было, конечно, добровольным. Однако, договаривались о нем заранее, и нередко оказывалось так, что к нужному моменту эксперимент оказывался для некоторых участников очень тягостной необходимостью, отрывал от срочных дел, но надо было выполнять обещание. Экспериментатор перед экспериментом определял отношение к нему участников как «хорошее» или «плохое». А после этого было проведено сравнение насколько неприятным кажется громкий звук и какова реакция на него в группах «плохо относившихся» и «хорошо относившихся». Оказалось, что при «плохом отношении» громкий звук вызывал большее учащение пульса и миганий, а также чаще оценивался как «неприятный», «очень неприятный» или «ужасный».

Итак, опять мы видим, как отношение к физически одинаковому событию влияет на вызываемые им физиологические реакции, на оценку его свойств.

А чем определяется само исходное отношение к событию, к человеку? Непосредственно вызванным чувством, эмоциональным состоянием момента или оценкой разума? Тем и другим? Снова — эксперименты.

Разным группам взрослых людей показывают на 5 секунд фотографии незнакомых лиц и просят после этого дать их словесное описание. «Хитрость» эксперимента состоит в том, что в разных группах об одних и тех же фотографиях дают разные предварительные сведения. Например, про одну и ту же фотографию одной группе говорят, что это — герой, другой — преступник. Что же происходит? В одной и той же фотографии, когда она принадлежит «герою» чаще отмечаются положительные черты («лицо волевое, мужественное, с правильными чертами», «ничего не боящиеся глаза», «выражение лица гордое, одухотворенное»), а когда «преступнику» — отрицательные (лицо «зверюги», «очень злой взгляд» или взгляд «без отрыва», «стандартный бандитский подбородок»...)

Что же, выходит — «по-хорошему мил, а не по милу хорош»? Да, безусловно так. Но только отчасти и в разной степени у разных людей. В этом эксперименте нашлись все-таки 10 человек, у которых предварительное «знание» не повлияло на восприятие портрета.

Не меньше предварительного знания (которое может быть и ложным) на восприятие и оценку событий может повлиять сиюминутное наше физиологическое состояние.

В психологическом эксперименте участникам (под предлогом исследований влияния нового витамина на зрение) вводили либо адреналин, меняющий физиологическое состояние, либо не влияющий на нервную систему физиологический раствор. Затем создавали разные психологические ситуации, направленные на то, чтобы вызвать либо веселье и смех, либо гнев и возмущение.

Обнаружилось, во-первых, что одно и то же физиологическое состояние (после адреналина) способствует либо веселью, либо гневу — в зависимости от психологической ситуации. Во-вторых, те же самые психологические ситуации не вызвали никаких эмоциональных реакций без предварительного введения адреналина. Само по себе, без психологической ситуации, введение адреналина эмоциональных реакций не вызывало.

Таким образом, как в мгновенной эмоциональной реакции, так и в отношении к событию, в его оценке сплавлено множество взаимодействующих составляющих: и сиюминутное состояние, и предварительные знания о событии, и «непосредственно» вызываемое им чувство, и степень его совпадения с ожидаемым, и оценка своего состояния как следствия этого события, и т.д. и т.п.

При этом постоянно происходит деформация одних составляющих в угоду другим — чтобы сохранить целостность восприятия, избежать спора между рассудком и сердцем, противоречия между ожидаемым и случившимся и т.п. — для предупреждения диссонанса между сообщениями разных систем.

Очень хорошим примером может служить отрывок из рассказа китайского писателя Сюй Дюшаня о сне своей героини:

«..Я стояла в стороне и смотрела, как она разбрасывает жемчуг. И вот что интересно: жемчужины, попадая на цветы и листья, превращались в разноцветные росинки. Они покрыли собой и все мое тело. Я не удержалась и спросила девушку, почему это так получается. Она ответила: «Вещь все та же, она не изменилась. Но сначала ты думала об одном, а потом о другом, вот тебе и показалось, что вещь изменилась. Сначала ты считала, что это жемчуг, так как думала, что в моей корзине не может быть росы. Потом ты решила, что это росинки, так как подумала, что на цветах и листьях жемчужинки удержаться не могут. То, как мы. воспринимаем вещь, зависит не от самой вещи, а от того, кто и когда соприкасается с ней. То, что мы любим, не зависит от чувства, которое оно порождает. Почему мы любим луну? Неужели можно любить висящий в небе давно потухший черный шар? Почему мы любим снег? Разве можно любить холод, пронизывающий человека до мозга костей?»...

Среди взаимодействующих факторов постоянно действует, влияет на развитие стресса наше общее отношение к жизни, к ее требованиям, наша готовность к преодолению стрессов, воля к жизни, в конечном счете.

 

ГОРЕ ДО СРОКА СРАЖАЕТ УНЫЛЫХ...

 

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой.

Гете, «Фауст»

 

Для начала — два эксперимента.

В первом — три группы участников решают задачи (эксперимент проводится как изучение их способностей и всё стараются решать лучше и быстрее). В двух группах время от времени включается неприятный громкий звук. Участникам говорят, что они могут попытаться сами его выключить. В первой группе звук действительно выключается нажатием четыре раза подряд на один из выключателей, и вскоре все участники этому обучаются. В другой группе поиски не могут привести к успеху — звук в действительности не выключается. В третьей — экспериментатор вообще не включает звук.

Через какое-то время эксперимент повторяется — с той разницей, что неприятный звук есть во всех трех группах и всем сообщают, что его можно прекратить, найдя нужный выключатель.

Однако, в то время как участники первой и третьей группы ищут и легко находят, как это сделать, те, кто входит во вторую группу, даже не пытаются выключить звук. Ведь в предыдущем эксперименте они усвоили, что звук не удается выключить, они обучились беспомощности!

Другой эксперимент. Опять решение задач, опять три группы. Первая серия: одной группе дают задачи, которые решаются в 100% случаев, второй — задачи, из которых в действительности решаема только половина, в третьей — все задачи нерешаемы. Далее, во второй серии всем трем группам дают нерешаемые задачи, а в третьей — решаемые. Оказывается, что в третьей серии лучше всего справляются с задачами участники второй группы, те, у кого в первой серии была решаема половина задач. Почему?

По аналогии с первым экспериментом читатель понял причину худших показателей в третьей группе — ее участники дважды «обучались беспомощности». Но почему же участники первой группы решают задачи хуже, чем во второй? А дело в том, что полный неуспех во второй серии по контрасту с полным успехом в первой привел к еще большему ощущению беспомощности, чем у участников второй группы. Ведь испытуемые второй группы в первой серии усвоили, что часть задач решается, часть — не решается. У них не было ощущения своего «всемогущества» в решении задач и поэтому не возникло столь сильного чувства «провала» оттого, что во второй серии они не решили ни одной задачи.

Мы видим здесь как бы модель двух истоков неспособности к преодолению трудной ситуации. Одни сразу опускают руки оттого, что впервые сталкиваются с трудностями, не привыкли делать усилия, не имеют опыта преодоления. Другие, наоборот, оттого, что в прошлом у них только отрицательный опыт, от «обученной беспомощности» — «мне всегда не везет», «у меня не получается»... Знакомо, не правда ли?

Кратковременное, сиюминутное чувство беспомощности, естественно, может возникнуть в момент неудачи. Мы видим в этом эксперименте, как важно иметь иммунитет против распространения этого чувства на повторные ситуации. Любая неудача не предопределяет последующий исход. На ошибках можно учиться и полученный опыт станет залогом последующих успехов.

Чувство беспомощности, невезучести опасно тем, что подрывает готовность к усилиям, мешает упорству. А иногда мы даже держимся за это чувство, чтобы избегать усилий. Между тем, как уже говорилось, отношение к усилию — одно из ключевых звеньев в развитии стресса. Ведь стрессогенность события определяется не только и не столько самой по себе величиной требуемого усилия, сколько ощущением его чрезмерности, непосильности. А усилия, естественно, кажутся тем более непомерными, чем меньше готовность к усилию и вера в успех. Вот поэтому-то так важно не дать чувству невезучести парализовать ваши возможности преодоления стресса.

 

* МОЕ ЗНАНИЕ ПЕССИМИСТИЧНО, НО МОИ НАДЕЖДА И ВОЛЯ ОПТИМИСТИЧНЫ *

(Альберт Швейцер)

 

Значение уверенности в своих возможностях в любой момент прекратить неприятную ситуацию очень хорошо видно в эксперименте, где 2 группы студентов решали задачи при действии очень неприятного звука.

Участникам первой группы сообщали, что они могут пойти и выключить этот звук, если он очень мешает, объясняли куда идти; во второй — возможности выключить звук не было. Никто из участников первой группы так и не отправился выключить звук, но они решили в 4-5 раз больше задач, чем участники второй. Позиция жертвы (меня мучают этим звуком, мне мешают) — радикально снизила способность решать задачи (или желание их решать).

Представим себе реальную жизнь: плохую погоду, плохие квартирные условия, нежеланную тяжелую работу и т.п. — при чувстве, что ты не в силах ничего изменить и без всякой надежды, что само течение жизни приведет к изменениям.

Такая безнадежность и унылость может возникнуть и без всяких серьезных оснований.

Вспомните сказку об умной девочке Эльзе, которую послали за водой. Долго не возвращается Эльза. Пошли ее искать и видят: сидит Эльза у колодца и горько плачет. « Что случилось Эльза? » Она объясняет, что увидела висящий на стене над колодцем топор, представила себе, как она вырастет, выйдет замуж, родится у нее сын, пойдет за водой, а топор упадет на него и убьет...

 

* КАК МНОГО ГОРЯ ПРИЧИНЯЮТ НАМ ТЕ НЕСЧАСТЬЯ, КОТОРЫЕ ВОВСЕ НЕ СЛУЧИЛИСЬ *

(английская пословица)

 

Готовность к усилиям — один из главных факторов стрессоустойчивости не только потому, что он повышает порог возникновения стресса. Активность сама по себе — мощное лекарство против стресса. Не только физическая (об этом уже говорилось), но и любая целенаправленная Деятельность, любой активный поиск смягчает стресс, предотвращает его переход в дистресс благодаря определенным физиологическим и психологическим механизмам, не говоря уж о том, что активное противостояние что-то реально изменяет в стрессогенной ситуации. Любые обстоятельства, способствующие активности, пробуждающие ее, помогают преодолению стрессов.

Вспоминается рассказ И. Бунина «Сверчок». Шорник Илья, по прозвищу Сверчок, старый, «маленький и, несмотря на видимую бодрость, весь разбитый», заблудившись в зимнем тумане, целую ночь носит на спине замерзшего 25-летнего сына, надеясь его спасти. На вопрос кухарки, как же это он «сам-то в такую страсть не замерз? », Илья отвечает: «Не до того было...».

Видимо, в этом — в существовании захватывающей цели, для которой не жаль любых усилий — один из ключей устойчивости к стрессу.

«Человек может вынести любое «как», если он знает зачем жить», — пишет известный психотерапевт Виктор Франкл, переживший опыт четырех гитлеровских концлагерей.

«Без твердого представления себе для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей, истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были одни хлебы — был убежден Ф.М. Достоевский. Личностно значимый смысл порождает усилия, как магнитное поле — движение магнитной стрелки.

Наверное, излишне говорить о том, как поддерживает усилия надежда. Именно внушение надежды, веры в успешность усилий составляет нередко суть психотерапевтической и дружеской помощи.

В известном рассказе О’Генри «Последний лист» девушка, прикованная к постели тяжелой пневмонией, смотрит, как день за днем опадают с плюща под окном осенние листья. И ждет смерти в день, когда упадет последний лист. А последний лист, единственный лист на дереве — о, чудо! — держится, неподвластный осенним и зимним ветрам. Девушка обретает надежду на выздоровление, интерес к жизни, выздоравливает. Весной она узнает, что этот оставшийся лист — последний шедевр соседа — старого художника Бермана, который осенью нарисовал его на кирпичной стене, чтобы поддержать в ней надежду.

Итак, в возникновении, течении, и преодолении стресса можно выделить как бы два круга: круг порочный и круг спасательный, и отличает их друг от друга отношение к усилию. Готовность к усилию снижает вероятность стресса, а сами усилия, активность преодоления в свою очередь смягчают стресс, предотвращают развитие дистресса: «в бурях жизни выковывается характер». Нежелание усилий, неспособность к усилиям (неважно каким — физическим, умственным, усилиям по преодолению самого себя или ситуации) повышает «стрессогенность» жизни, одновременно уменьшая и возможность справиться с ее тяготами: «горе до срока сражает унылых»...

«ВЕСЕЛИЕ СЕРДЦА БЛАГОТВОРНО, КАК ВРАЧЕСТВО, А УНЫЛЫЙ ДУХ СУШИТ КОСТИ», — говорится в Библии.

Уныние... В христианстве оно считается грехом. А что может ему противостоять? Что противоположно унынию? Жизнерадостность? Пожалуй, но не только. Не обязательно быть жизнерадостным, чтобы не быть унылым. Надежней — неугасимый интерес к жизни в сочетании с надеждой на лучшее, открытостью, готовностью к новому опыту и действию. Может быть, именно своим противодействием унынию обеспечивает стрессоустойчивость поисковая активность, наличие которой двое ученых — В.В. Аршавский и В.С. Ротенберг считают тем фактором, который предотвращает болезнетворное развитие стрессов. Теория возникла у них под влиянием полученных экспериментальных фактов.

У кроликов и крыс искусственно создавали «модели » разных заболеваний, а затем исследовали влияние на их электрораздражения мозговых центров положительных и отрицательных эмоций (центров «ада» и «рая», как называют их в научно-популярной литературе).

Стимуляция положительных эмоций всегда смягчала, облегчала течение искусственно создаваемых болезней, действие же стимуляции отрицательных эмоций оказалось неоднозначным. Стимуляция «отрицательных центров» вызывала по сути дела оборонительную реакцию животных, которая протекала в двух формах: активной и пассивной. В первом случае животное проявляло одновременно признаки страха и сопротивления: оно яростно металось по клетке, пыталось перекусить провода, вырваться... При пассивной реакции животные с вздыбленной шерстью забивались в угол клетки и там замирали, дрожа от страха. (Как известно, в животном мире наблюдаются оба типа оборонительных реакций. Есть животные, у которых преобладает пассивно-оборонительная реакция: еж при внешней угрозе замирает неподвижно, дергач притворяется «совершенно мертвым, голова его висит, члены тела свободно болтаются, ни в чем не заметно признака жизни». Но чаще возможны оба варианта в зависимости от силы стимула.)

Оказалось, что ухудшение течения вызванных заболеваний (вплоть до смерти) наблюдается только у животных с пассивно-оборонительным поведением, при активно-оборонительном поведении тяжесть патологических процессов уменьшалась.

Другой эксперимент. Двух крыс помещали в одинаковые, рядом расположенные камеры и одновременно подвергали ударам тока. При этом одна из крыс могла нажимать на рычаг и прекращать действие тока одновременно у себя и своей соседки, которая такой возможности не имела. Таким образом, обе подвергались абсолютно одинаковым воздействиям тока. Разница была в том, что одна была бессильна что-либо изменить, а другая могла влиять и влияла на ситуацию. Оказалось, что у пассивно страдающих крыс появились обширные кровоизлияния и язвы слизистой желудка ^ и кишечника, тогда как у животных активных, контролирующих ситуацию, были лишь отдельные точечные излияния.

Обдумывая связь разных типов поведения с течением патологических процессов В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский пришли к выводу, что

ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ при оборонительно-активном поведении — это ПОИСКОВАЯ АКТИВНОСТЬ;

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЖЕ ВЛИЯНИЕ пассивных вариантов связано с ОТКАЗОМ ОТ ПОИСКА.

Поисковой активностью они называют «деятельность, направленную на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств. Неопределенный (или по крайней мере не вполне определенный) прогноз конечных результатов делает активность поисковой... по существу человек запрограммирован природой на гибкое поисковое поведение в меняющемся, динамическом мире»...

«.. В ходе его поискового поведения не только его конечные, но и промежуточные результаты должны постоянно учитываться, оцениваться и использоваться для коррекции поведения, которое без этого окажется недостаточно гибким и в конечном итоге — малоэффективным. Этим поисковое поведение отличается от панического, при котором животное или человек по внешнему впечатлению тоже пытается активно действовать для изменения неприемлемой ситуации. Однако, эта активность носит хаотический, непродуктивный характер, ошибочные действия не корригируются, ни один из путей спасения не прослеживается до конца, и такое поведение, как правило, не оказывает защитного действия на здоровье».

К поисковой активности относится также и «деятельность, направленная на изменение отношения к ситуации... Эта активность, которая содержит компонент поиска, часто направлена на переосмысление ситуации, на изменение ее значимости в глазах человека»...

Антиподом поисковой активности является отказ от поиска... Проявления отказа от поиска разнообразны: «сюда относится депрессия, невротическая (непродуктивная) тревога, ощущение апатии, беспомощности и безнадежности, которые часто предшествуют развитию заболеваний, особенно язвенной болезни желудка и кишечника, аллергических расстройств, образованию опухолей. Подмечено, что чем более высокой поисковой активностью характеризуется человек в его обычном состоянии, тем тяжелее переносит он внезапно наступивший отказ от поиска...

Состояние отказа от поиска не только отрицательно сказывается на результатах любой деятельности. Возникнув в конкретной ситуации, оно имеет тенденцию иррадиировать на все поведение, потому что если даже ощущение безнадежности и депрессия явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом другом направлении».

Потребность в поисковой активности «присуща человеку от природы и не требует каких-то специальных побуждающих мотивов. Достаточно только не подавлять ее в детстве, дать ей полноценно развиваться.

Поисковая активность имеет общие биологические корни у человека и животных. Но только у человека она становится самоцелью и реализуется в творчестве». Потребность в поисковой активности относится, таким образом, к высшим человеческим потребностям или «потребностям роста» в отличие от «потребностей нужды», направленных на самосохранение и воспроизводство, а не на развитие.

Потребности роста связаны преимущественно с положительными эмоциями, поскольку «...в отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе и т.п., ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным (П.В. Симонов).

Может быть, именно это обстоятельство — положительные эмоции, сопровождающие поисковую активность — составляет существенный момент в противодействии развитию болезней, при стрессах?

Нельзя не отметить, что полезность поисковой активности при стрессе давно осознана: человеку, терзаемому горем или неудачей, советуют «не замыкаться в себе», «заняться чем-нибудь», «найти себе дело» и т.п. Недостаточно осознано у нас, к сожалению, лишь такое направление творческой активности как самопознание (у этого есть свои причины, которых мы не будем сейчас касаться). Более того, к нему нередко относятся с подозрением, как к «самокопанию», «самоедству», эгоцентризму и т.п. Между тем, для преодоления стрессов именно это направление поисковой активности нередко является главным (это, кстати, проявляется в широчайшем применении психологической и психотерапевтической помощи в современной западной культуре).

Подавляющая часть стрессов обыденной жизни связана не с экстремальными ситуациями, опасными для жизни, и даже не с угрозами жизни и здоровью, а с конфликтами на работе и в семье. Невзначай сказанное или, наоборот, не сказанное вовремя, но страстно ожидавшееся слово, неправильно истолкованный поступок, мало что меняющие в реальном течении жизни, могут вызывать стресс за стрессом, становясь в итоге источником многолетних искажений реальности, приводящих к стрессам и болезням.

 

* УСТАЛОСТЬ ВОЗНИКАЕТ НЕ ОТ ТОГО ШАГА, НА КОТОРОМ МЫ ПАДАЕМ, ОН ТОЛЬКО ВЫЯВЛЯЕТ ЕЕ *                                  (Сенека)

 

Подобно этому многие стрессовые реакции не столько возникают под действием данного стимула, сколько выявляются им. Когда мы ощущаем жизнь как беспрерывные стрессы, стоит задуматься о внутренних причинах. Нередко источником долгих глубоких переживаний, сложных межличностных конфликтов являются исключительно плоды нашего воображения или ложные предубеждения, а не реальные события или отношения.

Как это ни покажется нелепым, не так уж редко можно видеть поведение, напоминающее пассажира из анекдота, который на каждой остановке сыплет из окна купе какой-то порошок. «Зачем вы это делаете?» — спрашивает сосед. — «Это порошок от слонов». — «Но здесь же не водятся слоны!» — «Вот потому и не водятся!»

Да, трудно видеть окружающую реальность как она есть, еще трудней — самого себя. Между тем, часто противострессорная защита должна быть прежде всего направлена именно на «внутреннего врага».

В следующих главах мы рассмотрим постепенно, слой за слоем, некоторые психологические механизмы, ловушки сознания, которые «запускают» или усиливают стрессы.

Начнем с обиды.

 

 

ОБИДА

 

Обиды как китайские шары.

Они искусно вставлены друг в друга,

Теснятся, сталкиваются упруго,

Но не видны снаружи до поры.

В. Ротенберг

 

Самые главные обиды — мелкие.

Эмиль Кроткий

 

Любое неожиданное изменение ситуации, требующее быстрой перестройки ожиданий, активных действий или переоценки своих возможностей — в какой-то степени стресс. И чем неожиданнее событие, чем более непредсказуемое будущее оно сулит, тем стресс сильнее. Но, пожалуй, его сила более всего определяется тем, насколько глубоки и значимы чувства и потребности, затронутые происшедшим (или так и не происшедшим, но желанным и ожидавшимся) событием. Едва ли надо доказывать, что к таким жизненно важным потребностям человека относятся потребность в ощущении безопасности (своей и близких людей) и потребность в самоуважении. Иначе говоря, необходима возможность доверять и пользоваться доверием, оказывать помощь и получать ее, иметь уважаемых значимых людей и пользоваться уважением.

Любые события, угрожающие названным чувствам, — как бы они ни были незначимы сами по себе, — могут быть более стрессогенными, чем тяжелые физические травмы или большие материальные потери. Например, переживания по поводу потерянного кошелька или травмы во время гололеда могут психологически показаться менее тяжкими событиями, чем грубость близкого человека, его невнимательность и т.п.

Если же кражу или травму воспринять как свидетельство собственной неполноценности (« я всегда растяпа», «у меня ничего хорошего быть не может»), то «душевный перелом », вызванный ощущением своей неудачливости, может оказаться более долгим и осложненным, чем костный. Не является ли во всех этих случаях человек не только «жертвой», но и источником стресса, ответственным за свое (казалось бы, непроизвольное) ощущение несчастности.

Попробуем рассмотреть это на примере такого часто встречающегося в жизни эмоционального состояния, как обида. Нередко обида — слагаемое плохого настроения, иногда — основной его источник, подчас — причина долгих, мучительных переживаний и обиженного, и обидчика, и большого круга сопереживающих.

Если страх — эмоция, имеющая общий «радикал» у животных и человека, то обида — сугубо человеческое чувство* (* Мне довелось слышать возражения: собаки обижаются, лошади, обижаются. Не буду спорить: «обижаются» в меру своей «очеловеченности» и человеческого истолкования их поведения.). Для его возникновения необходимы начальное доверие к людям, ожидание любви, понимания и заботы; о себе, система представлений о том, как должно быть, о справедливости. От индивидуальной, подчас неосознаваемой, системы представления о «должном», от широты круга людей, которые воспринимаются как близкие, зависит диапазон ситуаций, в которых может возникнуть чувство обиды. Например, у человека, который с готовностью откликается на любые просьбы о помощи, на нужды любого другого человека и считает такую отзывчивость обязательным качеством, есть основания и от других людей ждать подобной отзывчивости. А у того, кто только для очень немногих (членов семьи, друзей, родных) представляет возможными близкие отношения, такие ожидания гораздо скромнее. Естественно, для первого реальнее опасность, что он будет чаще попадать в ситуации, которые вызовут чувство обиды.

В результате исходно очень симпатичный своей отзывчивостью человек может легко стать занудливо-обидчивым (по принципу «наши недостатки — продолжение наших достоинств»). Ведь у него даже невнимание прохожих, которые не кидаются помочь ему нести тяжелую сумку, окажется свидетельством их «душевной черствости». Именно такие люди нередко изливают (подчас не без гнева) свою «обиженность» на славного юношу в метро, который читает книгу и не видит женщину с ребенком, хотя лучше бы спокойно (с доверием, доброжелательно) попросить его уступить место?

«Так что же, — может подумать читатель, — отзывчивые, хорошие люди неизбежно обидчивы? » Нет!

ОБИДА - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ОШИБКИ обиженного или обидчика, либо того и другого одновременно. Именно результат ошибки, а не следствие доброты и отзывчивости. Ошибки, например, в ожидании, что все (или, во всяком случае, те, кого мы «считаем за людей») должны считаться с интересами других, интересоваться нашей жизнью, откликаться на наши заботы. Естественно, чем больше таких ожиданий, тем больше обид. (Для настоятельности таких ожиданий, кстати, вовсе не обязательна собственная отзывчивость.)

Обида, как и всякая ошибка, — не беда, если на ней учатся. Беда, когда не учатся...

Подобно тому «сколько голов, столько и умов», сколько душ человеческих, столько и обликов у обиды.

Каждый по-своему остро чувствует свои болевые точки, горестную убежденность в своей «правоте», в СПРАВЕДЛИВОСТИ своей обиды и «неправоте» другого — ОБИДЧИКА, несправедливости его поведения, слов и поступков. Однако попробуем посмотреть на ситуацию обиды со стороны. Забудем на миг все свои (конечно, справедливые) претензии...

Обида — это прежде всего боль. Что же болит? На что, на кого можно обидеться? Невозможно обидеться на неодушевленный предмет, на явление природы, как бы много неприятностей не возникало из-за них. Немыслима и обида на врага, намеренно причиняющего нам ущерб.

Обида возникает только по отношению к человеку близкому, по меньшей мере — на фоне взаимной симпатии или хотя бы некоторой взаимной «договоренности» (не обязательно словесной, она может быть предполагаемой, интуитивной). Иначе говоря, обида возникаете лишь там, где есть какая-то неформальная связь с другим человеком, неформальные взаимные обязательства, сопричастность.

Значимо и представление о возможностях другого человека, что он по крайней мере понимает все не хуже нас и даже МОЖЕТ ПРЕВОСХОДИТЬ НАС, НО НЕ НАОБОРОТ. Вспомните: «слишком много он о себе думает, чтобы я на него еще обижался!», «на обиженного Богом не обижаются»...

Гнев, расположение, жалость, ненависть, любовь — все может вспыхнуть на миг по отношению к совершенно незнакомому человеку под влиянием поступка, слова, жеста, собственного настроения. Не то с обидой. Он «даруется» не каждому. Не обижаются на врага — его ненавидят, на более слабого — его обычно жалеют (и лишь иногда — сердятся). Обида не может быть абстрактна, как плохое настроение. Она всегда должна «иметь адрес», чтобы возникнуть. Нужно ожидание, что она может быть услышана и причинит боль обидчику — вызовет неловкость, чувство вины, угрызения совести.

Гнев ищет возможность внешнего наказания, то обида — внутреннего. Отчасти поэтому не обижаются ни на врага (у него не может быть чувства вины), ни на дождь, ни на более слабого. Итак, обида — это не только боль, но одновременно и протест против нее, потребность выразить эту боль «виновнику», обязательно ощущение, что именно он виноват в возникшей у вас боли и что это НЕСПРАВЕДЛИВО.

Что же именно в отношениях вызывает обиду? Каждый знает, что причиной обиды бывает не «материальный» урон, нанесенный поступком или словом. Если подруга случайно обольет новое платье соком или друг прожжет его искрой от сигареты, вы, может быть, и очень расстроитесь, и даже рассердитесь. Но назвать это чувство обидой едва ли можно. А вот если покажется, что друг не понимает вас или — хуже того — подозревает вас в чем-то, или не ценит вас по достоинству, а может быть, и презирает, не проявляет ожидаемого внимания — вот в этих случаях может возникнуть горечь обиды. Иногда к ней примешивается оттенок возмущения или даже злости — особенно когда мы не получаем того тепла и сочувствия, которое, нам кажется, проявляли сами, на которое рассчитывали, когда не оправдывается наше доверие; когда возникает чувство несправедливой обделенности по сравнению с другими и т.п.

Есть ли что-то общее во всех названных ситуациях? Прежде всего — несоответствие реальности нашим ожиданиям, НАРУШЕНИЕ ОЖИДАНИЙ.

Однако не любое нарушение ожиданий вызовет обиду. Если приятель не придет к началу сеанса в кино, и вы, ожидая его, промерзнете до костей, а потом узнаете, что он в это время отвозил в больницу свою мать, — обиды не будет. Но вот другая ситуация. Подруга, с которой накануне Вы говорили о том, как хорошо бы сходить вместе на выставку, сообщает, что уже успела побывать на выставке. Она восторженно делится с вами впечатлениями, говорит, что и вам надо обязательно пойти, более того — взяла для вас билет... А вы едва слушаете, потому что вас захлестнула волна не совсем понятного, но отчетливо неприятного чувства. В нем есть огорчение: нарушено обещание пойти на выставку вместе. Но ведь обещание-то было довольно неопределенным — вы даже день не наметили?! Дело в чем-то другом. В чем же? Я хотела пойти именно с ней, а она пошла без меня!.. Значит, она не хотела пойти именно со мной? А с тем, что я на ее общество рассчитывала, она не посчиталась! Она даже забыла о нашем разговоре!.. Она общается со мной, только когда ей это надо! Последняя формулировка звучит уже как упрек в «корыстности» и становится лазейкой для перевода обиды в агрессию... Но за всеми этими предположениями скрывается БОЛЬ — оказывается, я ей не нужна, неинтересна! Боль возникает от такой рассогласованности ожиданий и реальных событий, которая РАЗРУШАЕТ ОЩУЩЕНИЕ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ, ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ДРУГОГО.

«...Жажда признания, пожалуй, самый неистребимый инстинкт цивилизованного человека», — пишет, Сомерсет Моэм. I

ОБИДА - БОЛЬ ОТ УГРОЗЫ ЭТОЙ ЖАЖДЕ ПРИЗНАНИЯ, УВАЖЕНИЯ, ЛЮБВИ, СИМПАТИИ. Как и боль, она — сигнал неблагополучия. Как и при боли, непосредственные реакции могут быть разными: бурными и сдержанными, демонстративными или скрытыми. Конечно, сдержанность, мужество, забота о других (не испугать, не оскорбить, не обременить и т.п.), всегда поставят рамки даже для непосредственного выражения боли. Иной раз она вообще останется невысказанной («прежде чем обременять своими чувствами другого, попробую сам разобраться...»).

При физической боли за ощущением следуют различные действия по ее устранению: мы смотрим на то место, которое заболело, ощупываем его, стараемся узнать причину боли (сами или обращаясь к врачу) и принимаем меры. Таким образом, неприятный сигнал боли оказывается полезен: мы узнаем о неблагополучии организма и устраняем его причины. Но бывают случаи, когда человек, пока в силах терпеть, не устраняет причину боли, например, из боязни идти к врачу. Из страха обнаружить у себя серьезную болезнь можно скрывать (пока это терпимо) боль и от себя, и от окружающих. Иначе говоря, на биологически полезный, необходимый болевой сигнал человек может реагировать неправильно, избегать поиска его причин и не устранять их.

То же самое часто происходит и с обидой. Честное, глубокое, объективное раздумье о ее причинах, здравое изменение своих представлений о себе и о другом (других) — это и есть то самое лечение, которое нам необходимо!

Обида при этом не обязательно исчезнет бесследно — она может смениться другими чувствами: негодованием, досадой, гневом на другого или на себя, горечью от переоценки самого себя или отношения другого человека. Но это уже не обида — застывшая тупиковая боль,


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!