Запорожцы на землях Луганщины.



Земли к западу от реки Лугани в XVII веке принадлежали Войску Запорожском. Закономерен вопрос: что привлекало запорожцев в этом в этом удаленном от Сечи крае, менее изобильном природными ресурсами, но более уязвимом для татарских набегов?

Прежде всего, Приазовье было важным для сечевиков своим географическим расположением. Бывало, что запорожцам, возвращавшимся из набега на Турцию, вражеский флот преграждал проход в Днепр. Тогда казацкие чайки устремлялись в Азовское море, где прибрежное мелководье препятствовало прохождению Турецких кораблей. Избавившись таким образом от погони, запорожцы поднимались вверх по Кальмиусу, потом волоком перетягивали свои челны к реке Волчьей, а затем через реку Самару по Днепру возвращались в Сечь.

Пикеты-пограничные разъезды казацких отрядов, расположенные в Подонцовье, держали под наблюдением один из самых опасных для запорожцев участков Дикого поля.

В 1650 году на Северском Донце и реке Луганчик они устраивают Суходольский пикет, который по наказу кошевого атамана должен был следить за перемещениями крымских татар и донских казаков. В пикете постоянно находилось около 200 запорожцев. В 1660 году часть Суходольского пикета расселилась в окрестностях байрака Тертишного и оврага Скелеватого. Здесь, над Северским Донцом, возвышался курган, где стоял сторожевой пункт пикета-«калавурня», окруженный крепостным валом.

Через земли нашего края поддерживалась постоянная связь между Запорожьем и Войском Донским. По этой территории проходил так называемый «секретный шлях» из Сечи на Дон.

Древнейшие запорожские поселения в нашем крае возникли на месте нынешнего Каменного Брода и Вергунки, в черте города Луганска, пгт Славяносербска, города Брянка, села Ореховка Лутугинского района, села хорошего Славяносербского района, села Анновка Перевальского района и во многих других местах на реках Лугани и Северском Донце.

Запорожские казаки, пришедшие на территорию нашего края устраивали хутора-зимовники. Зимовники, как правило, располагались по берегам рек, оврагов и байраков. Поселялись в них или семейные запорожцы, или оставившие сечевую службу старшины. Основные занятия казаков были- земледелие, скотоводство, рыболовство, пчеловодство. Загоны для скота и другие хозяйственные постройки были врыты в землю и тщательно замаскированы. Лишь только вытоптанная трава, дорожка в снегу да курящийся над зимовником дымок очага выдавали присутствие здесь людей. Ведение многоотраслевого хозяйства давало казакам достаточно продуктов для собственного пропитания, а также для продовольственной поддержки братьев-сечевиков, занятых военным промыслом. «Курень» казаков был представлен едва приметной возвышенностью над землей, покрытой толстым слоем сухого камыша, с крохотными окошками. Внутри мало чем отличался от украинской хаты: земляной пол, глинобитные стены, печь с лежанкой, икона в святом углу. Только сабля да ружье, висевшие на стене, говорили о принадлежности их хозяина к казацкому сословию.

Со временем, когда на смену первоначальному равенству и братству в Сечи пришло неравенство, вид части зимовников резко изменился. Среди пойменного леса в долине реки можно было натолкнуться на настоящую маленькую крепость. За неглубоким рвом над земляной насыпью возвышался частокол из толстых застроенных дубовых кольев. Внутри ограды стояли 5-6 куреней, где жили хозяева и их работники. Многочисленные хозяйственные постройки говорили о зажиточности их владельцев. Когда к ним приходили наниматься на работу беглые бедняки «бурлаки» или «молодики» - молодые сечевики, хозяева устраивали испытание. Например, оставят казаки новенького в зимовнике обед варить, а сами, сказав, что идут косить сено, спрячутся где-нибудь неподалеку в траву и лежат, трубки покуривают. Приходит время обеда, и кашевар зовет хозяев. Раз крикнет, другой, третий. Казаки не откликаются. Страшно становится «молодику», всякие мыслив голову лезут. Бывает, что плакать начнет, отца и мать призывая. Тогда переглянутся друг с другом запорожцы: «Не наш!». Дадут такому парню коня, денег на дорогу и отправят, откуда пришел.

А другой новичок-кашевар позовет раз-два «панов-молодцев» на обед, и, не услышав их ответа, крикнет: «Буду я сам кашу есть!» Да еще ударит гопака, приговаривая: «Ой, тут мне погулять на просторе». «Оце наш!»-скажут про такого казаки и оставят смельчака в зимовнике.

Жители зимовников были всегда настороже из-за постоянной опасности татарских набегов.

От небольшого и вовремя замеченного татарского отряда зимовник, где было до 10 человек, а иногда и более боеспособных мужчин, отбивался запросто. При нападении же большого татарского отряда отсидеться за деревянным частоколом было невозможно. В этих случаях все надежды возлагались на дозорных, которые должны были вовремя заметить опасность. Тогда обитатели зимовника прятались в лесах.

Но если татарам все же удавалось напасть внезапно, разыгрывалась настоящая трагедия: маленьких детей и стариков убивали, трудоспособных взрослых брали в плен, а затем продавали на невольных рынках, имущество грабили, угоняли весь скот, за исключением свиней, которых татары, будучи мусульманами, считали «нечистыми», и поэтому сгоняли этих несчастных животных в хлев и сжигали. После татарского захвата на месте зимовника оставались одни обугленные головешки и ничего живого-даже кошек и собак.

В начале ХVIII в. на Луганщине существовало свыше 50 разного типа поселений-зимовников, городков, станиц, не говоря уже о сторожевых постах. Одним из таких поселений был Святогорский монастырь на Северском Донце (Донецкая область), упоминания о нем были еще в ХV в., а в ХVI в. на него уже совершали набеги татары.

Вот поселения, которые существовали на Луганщине в ХVII — XVIII столетии: Адрианополь, Асессорское (оно же Приволье 1695 г.), Бараниевка на реке Камышной, Белолуцк, Беловодск (1686 г.), Боровское (до 1690 г.), Варваровка, Великолуцк, Городище (на берегу р. Деркул), Гричишкино, Евсуг (на берегу одноименной речки), Закатное (на правом берегу реки Айдар), Зориновка (на р. Камышной), Иванова Лука (с 1637 г. сторожевое укрепление, уничтожено по приказу Петра І за поддержку Булавинского восстания, отстроено в 1772 г., (ныне Булавиновка), Кабанье (1747 г.), Караяшник (с 1923 г. — Петровка), Кризское (на р. Деркул), Куземовка (на р. Ковилка, 1628 г.), Макаров Яр (1660 — зимовник, с 1939 г. — Пархоменко), Маньковка, Михайловка на р. Боровой и Михайловка на р. Белой, Морозовка в долине р. Камышной, Нижний Нагольчик на одноименной реке, Новый Айдар, Алексеевка, Осиновое (до 1643 г.), Павленково на р. Белой, Подгорное, Половинкино, Преображенское на р. Красной, Пришиб, Сватова Лучка, она же Сватова Пристань (ныне г. Сватово), Сиротино на р. С. Донец, Старая Белая (в ХVI в. сторожевой пост, ныне г. Старобельск), Старый Айдар (до 1642 г.), Сорокино (с 1938 г. Краснодон), Тишковка, Трехизбенка, Хорошее, Шульгинка. В ХVIII в. продолжалась колонизация территории, которая уже с середины столетия запорожцами официально считалась своею и охранялась.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!