Заселение Луганщины казаками.



Тема: «Поселения казаков на территории Луганского края. Возникновение Запорожской Сечи. Запорожцы на землях Луганщины».

1. Возникновение Запорожской Сечи.

2. Заселение Луганщины казаками.

3. Жизнь и быт донских казаков.

4. Запорожцы на землях Луганщины.

5. Совместные военные походы запорожских и донских казаков в XVII в.

Задания для выполнения

Напишите краткий конспект темы согласно пунктам плана.

Возникновение Запорожской Сечи.

Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация, сложившаяся в конце ХV в. - первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем (по расположению за порогами Днепра). Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV века. В 1492 году было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

В первых упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот, «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Причины возникновения Запорожской Сечи:

- пробуждением самосознания украинского народа в связи с колонизацией Среднего Приднепровья;

- постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд;

- организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и чиновников;

- усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства, крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов;

- наличие в обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими, шляхтой и крестьянством.

Казаки пользовались угодьями, занимались промыслами, участвовали в самоуправлении. Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды.

За первые десятилетия XVI века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, и на о. Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты.

Условия приёма в Запорожскую Сечь:

- он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом или закупом). От данной традиции гильдия «Вольные казаки» отступает, свидетельством тому служат очаровательные казачки. Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве»;

- должен был хорошо говорить на «казацком языке»; если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком» (в XVII веке украинский язык надднепрянских украинцев называли русским или казацким);

- должен был исповедовать православную веру, знать «Символ веры» и молитвы (если пришедший был иной веры, то должен был креститься в православную веру);

- должен был пройти полное обучение по прибытии в Сечь, также, изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения.

На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества.

Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка - старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество.

Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация имела ярко выраженный демократический характер Это объясняется тем, что:

- Запорожскую Сечь создал сам народ, воплотив в ней свой свободолюбивый характер и идеалы общественной жизни;

- чтобы выжить в условиях постоянной внешней угрозы (со стороны Крыма, Турции, Речи Посполитой), казачеству нужна была внутреннее согласие и стабильность, которые обеспечивались демократическим устройством.

На протяжении своего существования Запорожская Сечь (Войско Запорожское Низовое) находилась в той или иной зависимости от Речи Посполитой, Московского государства (затем Российской империи), или Османской империи.

Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.

Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками.

Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г. За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное. Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости. Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра - г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.

Царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление.

Правительство царя Петра I рассматривало Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период.

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П. Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

При правлении императрицы Екатерины II казаков пытались превратить в послушный винтик имперской военной машины. «Под раздачу» попали и донские, и яицкие (за поддержку Е. Пугачева; их даже переименовали в «уральских») казаки — но Запорожская Сечь пострадала более всего.

Заселение Луганщины казаками.

       Рост крепостничества в XV — XVI веках в Росcийском и Польско-Литовском государствах привел к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли южной и юго-восточной окраин России и Малороссии, в основном по рекам Днепр, Дон, Яик и их притокам.

В конце ХVI века сформировались две такие области, которые объединили казачество. Наибольшая область Запорожская Сечь, которая, в основном, состояла из этнических малороссов.

Другая область — донские казаки, состоявшие из местного населения (потомки половцев, тюрков и др. кочевников), русских (известных тогда под названием “черкасы”), а также беглых крестьян из Московии.

Расположенные по татарскому пути, так называемой Кальмиусской сакме, земли нынешней Луганщины свыше двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами. Ежегодно весной немало запорожцев шло сюда, присоединяясь к тем казакам, которые постоянно проживали здесь в зимовках и пограничных залогах. Они оставались основной вооруженной силой в Придонцовье, и московское правительство все чаще было вынуждено обращаться к их услугам. Так, 1559 году казаки во главе с гетьманом Дмитрием (Байдой) Вишневецким разгромили татар у Айдара. От 1641 по 1643 годы запорожской пограничной стражей возле Донца руководил казацкий предводитель Иван Богун. В 1650 году сюда, к реке Миус, приводил запорожское войско старший сын гетьмана Богдана Хмельницкого — Тимош.

Прошлое Луганщины связано с двумя ветвями Малороссийского казачества — Войском Запорожским и Слободским казачеством. Южная часть нынешней Луганской области принадлежала к Кальмиусской паланке Войска Запорожского Низового, а северная — к Изюмскому и Острогожскому слободским казачьим полкам.

Казаки не жили все на Сечи, но Сечь была столицей, а казацкие паланки были чем-то вроде областей, но территориально были обширней.

Каменный Брод на реке Лугани — сейчас Каменнобродский район областного центра — древнее запорожское займище, старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 годом. Так, существовал зимовник казака Вергуна на реке Лугани (нынешнее село Вергунка Октябрьского района г. Луганск). К сожалению, не сохранило свое название поселение Макаров Яр — нынешнее село Пархоменко Краснодонского района. Эта местность с древних времен была любимым убежищем для запорожского казачества. 1738 здесь поселился зимовником отставной сечевик Макар Безродный. Вблизи этого села есть Скелеватый Яр и Тертышный Байрак. В 1690 и 1700 годах казаки этих зимовников поставляли в Бахмутскую крепость на продажу большое количество скота, зерна и других продуктов. Почему-то не сохранил свое название Черкасский брод — ныне это г. Зимогорье Славяносербского района, упоминается в 1645 году. Запорожцы Лисьего Байрака на Донце (сейчас город Лисичанск) еще в ХVII веке использовали каменный уголь для бытовых нужд и при ковке железа, однако годом основания Лисичанска считается 1710-й.

А у нынешнего поселка Чернухино Перевальского района проходил казацкий путь из Сечи на Дон и Кагальник. В начале ХVII века запорожцы устроили там одну из своих главных попутных станций с большими запасами продовольствия, оружия и других припасов. Путешествующие казаки могли там отдохнуть и запастись продовольствием.

Поселки донских казаков, подобные Луганскому городку, распространились на значительной территории нашего края. Земли по Северскому Донцу и его притокам – Айдару, Деркулу, Боровой, Красной, Лугани донские казаки считали своими.

История этих поселков начинается по-разному. Так, в 1607г., когда под Тулой царские войска разгромили повстанческую армию Ивана Болотникова, согласно легенде, один из его сподвижников- атаман Шульгейко с уцелевшими казаками ушел на земли Дикого поля. Здесь на берегу реки Айдар, они основали городок Шульгин, названный по имени предводителя (ныне село Шульгинка Старобельского района).

В связи со строительством Белгородской черты в 40-е годы XVII столетия появляются городки, основанные донскими казаками: Боровской в устье реки Боровой, возле татарского перевоза и Кальмиусской сакмы, Старый Айдар в устье реки Айдар (ныне село Старый Айдар Станично-Луганского района) и другие.

Поскольку со временем жителям старых казачьих городков становится тесно, из них выделяются новые населенные пункты: Новый Боровской городок в 1672 году (ныне пгт Боровское Лисичанского горсовета), Новый Айдар в 70-80-е годы XVII века (ныне пгт Новоайдар).

В 1680 году в 16 верстах от Старого Айдара был построен городок Трехизбенск. Название ему дали три избы казаков-уходников, то есть крестьян ушедших от крепостной неволи и занимавшихся здесь рыболовством и охотой. В задачи нового городка входила защита от набегов крымских татар (ныне село Трехизбенка Славяносербкого района).

К концу XVII века относятся основания еще одного ряда казачьих городков. Среди них Караяшник у слияния рек Евсуга и Ковсуга (ныне пгт Петровка Станично-Луганского район), Сухарев городок неподалек от устья реки Красной, Красноярск и Кабанье на реке Красной (ныне пгт Краснореченское Кременского района). На месте татарского городка на реке Деркул, по сведениям старожилов, возникло Городище (ныне Беловодского района).

Кроме городков у казаков были еще временные поселения-зимовища. Там в шалашах и землянках проводили зиму казаки, не имевшие своих домов в городках. С наступлением весны они уходили в походы. Одни зимовища забрасывались, а другие превращались в городки.

Со временем свободной земли становилось все меньше и меньше. Разрешение на основание городков-станиц начинает давать Войсковой Круг Войска Донского, роль которого возрастает во всех сферах жизни донских казаков.

Жизнь и быт донских казаков.

Войско Донское начинает формироваться с середины XVI века. Управление войском было сосредоточено в городе Черкасске, расположенном в низовьях реки Дона (ныне станица Старочеркасская Ростовской области). Высшим органом власти Войска Донского являлся Войсковой Круг. Он избирал атамана, двух есаулов и дьяка-письмоводителя. Атаман избирался на один год большинством голосов.

На рассмотрение Круга выносились важнейшие вопросы жизни Войска Донского:

-организация военных походов;

-принятие законов;

-политика и отношение Крыма, Турции, Москвы.

Разбирались на Кругу и конфликты, возникшие между казаками. Самым серьезным преступлением у донских казаков считались:

-измена;

-трусость;

-убийство товарища;

-воровство у своих.

За них полагалась смертная казнь-«в куль да в воду» (утопление).

Круг тщательно следил за соблюдением неписанного закона: «С Дона выдачи нет». Это означало, что ни правительства, ни бывшие владельцы не вправе требовать от Войска Донского убежавших сюда людей.

Таким образом, Войско Донское в решении своих внутренних проблем было вполне самостоятельным в течении XVI-XVII веков.

Однако в своей внешней политике донское казачество уже в тот период во много зависело от Москвы.

Политика Москвы по отношению к донскому казачеству носила двойственный характер. С одной стороны, Россия нуждалась в военной силе казаков для борьбы с Крымом и Турцией. С 1570 года московский двор высылал на Дон порох, свинец, хлеб, вино и денежное жалованье. Донские казаки нанимались на службу в русские сторожки и станицы для защиты от татарских набегов. Да и сами походы донцов против турок и татар во много соответствовали задачам обороны южных рубежей Российского государства.

С другой стороны, своевольное казачество, притягивавшее к себе угнетенных и недовольных, страшило Москву. Опасения эти не былы напрасными. Донские казаки приняли активное участие в антиправительственном восстании под предводительство Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Еще более заметна их роль в восстании крестьян и казаков под руководством донского казака Степана Разина (1670-1671гг.).

После разгрома этого восстания донские казаки были вынуждены принести присягу на верность русскому царю.

Это произошло 28 августа 1671 года в городе Черкасске. Казаки обязывались раскрывать все возмущения и тайные заговоры «против государя и отечества», защитников отправлять в Москву, а их последователей казнить.

Все присягнувшие казаки вписывались в книгу из Посольского приказа. Вторая книга была оставлена в Черкасске. В нее должны были вписывать имена новых казаков.

Военный промысел составлял основу жизни донского казака. Это обстоятельство наложило глубоки отпечаток на весь образ жизни дончаков, их нравы, обычаи и традиции.

Жестокие по отношению к врагу, жадные к военной добыче, донские казаки относились к друг другу по-братски, уважительно и доверчиво.

Холостые казаки жили по куреням своеобразными коммунами, включавшими 10-20 человек. Продукты и многое другое имущество у них были общими. Называли казаки друг друга товарищами или односумами (так как у них вся добыча шла в одну общую сумку).

В отношении врагов казаки проявляли определенное благородство. За несколько дней до нападения они направляли своим врагам «размирную грамоту», в которой сообщали о начале военных действий.

В мирное время казаки старались быть на виду. Их тянуло на майдан (площадь), в станичную избу. Здесь, сидя в кругу, они вязали сети и тенета, рассказывали о военных эпизодах, пели. Молодые казаки в присутствии старых стреляли из луков и ружей в цель, состязались в искусстве верховой езды.

Если в походы донские казаки одевались скромно, то на людях стремились показаться во всем великолепии. В публичных местах их можно было увидеть в бархатных кафтанах, атласных зипунах, шелковых рубашках, подпоясанных дорогими турецкими кушаками, в красных или желтых сафьяновых сапогах, куньих шапках с бархатным верхом. Некоторые одевались в трофейные богатые турецкие, черкесские, калмыцкие одежды.

Часть казаков обзаводилась семьями. Они женились на захваченных турчанках, татарках, черкешенках, русских. Жили женатые казаки в отдельных куренях.

Одевались зажиточные казачки красиво и богато. Они носили турецкие, татарские, черкесские одежды, русские сарафаны. У них были дорогие, иногда серебряные пояса. Зимой носили длинные шубы. Головы девушек украшали повязки с медными позолоченными гвоздиками и бахромой. В косы они вплетали яркие ленты и махры. Замужние казачки носили «кички» (шапкообразный головной убор). На лоб на лоб одевали вышитую повязку с подвесками, нитки с жемчугом или бисером. На шее носили «ожерельники» из монет или монисты. Руки украшали браслетами, обували красные сапожки на каблуках.

Главная роль донского казачества в освоении нашего края в то время состояла в вооруженной защите от татарских набегов.

Мирные занятия казаков- скотоводство, охота, рыболовство-закладывали основу использования природных богатств Подонцовья.

Таким образом, в XVII веке донская колонизация нашего края имела военно-промысловый характер.

Войско Донское в XVII веке было надежным убежищем для всех угнетенных и недовольных. Это заставляло крепостников из соседних государств умерять свои аппетиты в эксплуатации бедноты.

Как надежный щит против Крыма и Турции, донское казачество вполне устраивало Российское государство. Однако донская вольница все более раздражала Москву. И по мере роста мощи Российского государства усиливалось его стремление установить надежный контроль над Войском Донским.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 2149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!