Известные высказывания Людвига Эрхарда



 

• Близорукость и работа «спустя рукава», с которыми мы стремимся к снабженческому государству и к «государству благоденствия», может для нас обернуться только бедой. Эта склонность способна привести к отмиранию настоящих добродетелей, заложенных в человеке: готовности нести ответственность, любви к ближнему и человеку вообще, стремления испытать свои силы, готовности заботиться о себе и многих других.

 • Разочарование не может изменить судьбу; в принципе не существует такой экономической ситуации, из которой воля и разум не могли бы подсказать выход и отыскать путь для нового подъема. Найти такое оптимальное решение – вот в чем задача.

 

Основные даты жизни и деятельности

 

1897 г. Родился в баварском городке Фюрт

 1916 г. Призван в армию

 1918 г. Комиссован в связи с тяжелым ранением в звании унтер‑офицера

 1919 г. Поступил в Высшую торговую школу в Нюрнберге

 1923 г. Поступил в докторантуру Университета имени Гете во Франкфурте‑на‑Майне

 1925 г. Защитил диссертацию на тему «Сущность и содержание стоимостной единицы»

 1942 г. Организовал исследовательский центр Институт промышленных исследований

 1945 г. Получил назначение на пост министра экономики правительства земли Бавария

 1949 г. Получил пост министра экономики в Коалиционном правительстве Германии

 1963 г. Избран канцлером ФРГ

 1965 г. Переизбран на второй срок

 1966 г. Ушел в отставку с поста федерального канцлера

 1977 г. Умер в Бонне

 

 

Фридрих Хайек

 

(1899–1992)

Экономист и философ, представитель «молодой австрийской школы» экономики, отец неолиберализма, лауреат Нобелевской премии по экономике (1974)

 

ПЕВЕЦ САМОРЕГУЛИРУЕМОГО РЫНКА

 С ранней молодости и до самого конца жизни Фридрих Хайек оставался последовательным и убежденным сторонником свободного рынка и ценностей открытого общества. Идеолог либертарианства и неолиберализма со всей беспощадностью обрушивался на социалистическое устройство экономики. Он утверждал, что социализм непременно скатывается к тоталитаризму и диктатуре. История XX века подтвердила его правоту.

 

 

Уроки войны

 

Фридрих Хайек (Friedrich Hayek) родился 8 мая 1899 года в Вене, в дворянской семье с научными традициями. Его отец, Август фон Хайек, был доктором муниципальной службы здравоохранения и профессором ботаники Венского университета. Дед по матери, Франц фон Юрашек – профессором права, а позже президентом Центральной статистической комиссии. Мать Фелицитас была в родстве с философом Людвигом Витгенштейном[201], дружба с которым оказала впоследствии значительное влияние на мировоззрение Фридриха. В 1919 году, с падением Австро‑Венгрии, дворянские титулы, привилегии и даже приставки к фамилиям были запрещены, и фамилия «фон Хайек» превратилась в «Хайек».

 Фридрих рос спокойным и любознательным ребенком, хорошо учился. Особенно его интересовали естественные науки. По настоянию отца в старших классах Фридрих изучил работы Людвига Фейербаха[202] и Хуго де Фриза[203]. Большое впечатление произвели на него труды Аристотеля по этике.

 В 1917 году он был призван на службу в армию Австро‑Венгерской империи. Фридрих служил в артиллерийском полку на границе с Италией. За боевые заслуги его наградили медалью за храбрость. Год службы в разгар Первой мировой войны оставил значительный отпечаток на жизни Хайека. Позднее он не раз признавался, что своей деятельностью стремится предотвратить повторение кровопролитного безумия в будущем. «Я осознал важность решения политических проблем», – говорил он.

 

 

Большая наука

 

Вернувшись с фронта, Хайек поступил в Венский университет на курс правоведения, дополнительно посещая лекции по политической экономии и психологии. Научной работой Хайека в студенческие годы руководил профессор Фридрих фон Визер[204], представитель старой австрийской (венской) школы экономики, которая возникла в 1870‑е годы как реакция на экономическую теорию Карла Маркса (см. очерк 06. Карл Маркс). «Австрийцы» придавали большее значение не объективным факторам развития общества, таким как производительные силы, а субъективно‑психологическим, по их мнению, сущность экономических процессов сводилась к субъективным мнениям индивидов.

 В 1921 году Хайек стал доктором юридических наук. Он познакомился с вышедшими в это время «Логико‑философским трактатом»[205] Людвига Витгенштейна и книгой Людвига фон Мизеса[206] «Социализм: экономический и социологический анализ»[207], посвященной критике социалистических воззрений в экономике. Фридрих разделял взгляды фон Мизеса и вместе с группой университетских товарищей – Феликсом Кауфманом, Фрицем Махлупом[208], Альфредом Шюцем[209] и Готфридом Хаберлером[210] – начал посещать его частные семинары.

 

Научные интересы Хайека формировались на основе работ фон Мизеса по изучению колебания уровня деловой активности. Под руководством наставника молодой ученый работал в правительственной комиссии по урегулированию послевоенной задолженности, а затем участвовал в работе правительственной комиссии, контролировавшей применение норм, установленных Сен‑Жерменским мирным договором 1919 года[211].

 

В 1923 году Хайек получил степень доктора экономических наук. В этом же году он уехал на стажировку в Нью‑Йорк, в Колумбийский университет, где познакомился с концепцией «измерения без теории» Уэсли Митчелла[212] и посещал семинар великого американского экономиста Джона Кларка[213]. Вернувшись в Вену, совместно с Мизесом организовал Институт изучения деловых циклов.

 В 1920‑е годы работы Хайека активно издавались в европейских научных журналах. В 1929 году был издан его труд «Денежная теория и экономический цикл»[214].

 В это время Хайек считается наиболее активным и серьезным оппонентом Джона Кейнса (см. очерк 12. Джон Кейнс) с его теорией вмешательства государства в экономику. Теория Кейнса получила огромную популярность в 1930‑е годы в связи с событиями Великой депрессии, когда именно меры, предпринятые правительством, вывели США из глубокого кризиса. Кейнс указывал на значительный социально‑экономический ущерб, который наносит обществу свободный нерегулируемый рынок.

 Хайек, напротив, активно продвигал идею о саморегулируемом рынке. В 1930 году он опубликовал рецензию на работу Кейнса «Трактат о деньгах»[215], в которой критиковал автора за то, что у того нет теории капитала и процента и ясного изложения причин кризисов.

 В 1931 году увидел свет труд Хайека «Цены и производство»[216], в котором тот утверждал, что дополнительные вливания денег в экономику со стороны государства искажают межвременную структуру капитала и порождают временный бум, после которого наступает еще большее падение. Кейнс написал рецензию. Завязалась длительная научная дискуссия, в которой приняли участие практически все светила экономической науки того времени.

 

В Лондоне

 

В том же году по приглашению Лайонела Роббинса[217] Хайек поехал работать в Лондонскую школу экономики и политических наук. Первоначально предполагалось, что Хайек прочитает четыре лекции по денежно‑кредитной политике, но его пребывание обернулось тем, что ученый стал профессором кафедры экономики и статистики. Прочно осев в Соединенном Королевстве, в 1939 году ученый получил британское подданство.

 В 1941 году вышла в свет книга Хайека «Чистая теория капитала»[218]. В ней он рассматривал длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), требуемого для превращения сырья в готовый продукт. При этом, по его мнению, снижение процентной ставки (или повышение доходности новых инвестиций) будет удлинять период производства: фирмы будут применять более сложные технологические приемы и прибегать к большему разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Революционная для своего времени интерпретация классической теории капитала Хайека с большими трудностями внедрялась в экономический анализ.

 Согласно этой теории, существует равновесная структура образования капитала. В период экономического подъема (как это было в конце 1920‑х годов) происходит принудительное сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к кризису. Концепция Xайека предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное Милтоном Фридманом (см. очерк 20. Милтон Фридман).

 В то же время Xайек утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в сочетании с неверной экономической политикой. Высокий уровень безработицы был вызван не несоответствием потребностей совокупному спросу, как это утверждал Кейнс, а перекосами, как упорно заявлял Xайек, в относительных ценах. Эти перекосы, в свою очередь, образовались из‑за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный механизм, по мнению Хайека, может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в состояние равновесия; вмешательство же правительства в экономику не приводит к нужным результатам.

 В научном экономическом мире сложилось мнение, что спор завершился в пользу кейнсианцев. Тем не менее теории Хайека стали неожиданно актуальны почти 40 лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане. Но из‑за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмана о «естественной норме» безработицы и явил собой точное описание «стагфляции»[219] 1970‑х годов. Утверждение Xайека о том, что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и изучение различия между изменениями в относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) предвосхитили революцию «рациональных ожиданий» в макроэкономике.

 

Критика социализма

 

Хайек настойчиво критиковал экономистов – приверженцев социализма. Одним из его оппонентов был Оскар Ланге[220], известный польский экономист, разрабатывавший планы экономического развития Индии, Цейлона, Египта и Ирака. Критические статьи Хайека о социализме вошли в опубликованную в 1948 году книгу «Индивидуализм и экономический порядок»[221].

 Книга «Дорога к рабству»[222], название которой было взято из знаменитого доклада для Конгресса США популярного французского либерального мыслителя Алексиса де Токвиля[223], писалась в начале 1940‑х, но увидела свет только в 1943 году. На ее страницах Хайек утверждал, что демократические правительства, следовавшие социалистическим целям, таким как равенство в распределении доходов и установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете приводят к политическим потрясениям, так как свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократией.

 «Сталинизм «…» – это сверхфашизм»

 Хайек, в отличие от социалистически настроенной интеллигенции, выдвигает тезис о том, что национал‑социализм Германии и фашизм в Италии являются не реакционной формой капитализма, а следующей стадией социализма. Целью книги, по утверждению Хайека, было изменение господствующих общественных настроений путем указания на существенные недостатки социализма: интеллигенты был очарованы преимуществами этого строя и потому критиковали и отвергали либерализм. Главным аргументом Хайека было то, что все виды социализма, коллективизма и системы плановой экономики противоречат принципам правового государства и личному праву. Причины варварства и насилия тоталитарных режимов того времени в Германии, Италии и Советском Союзе заключались, по мнению экономиста, не в особой агрессивности населения этих стран, а в реализации плановой экономики, которая неизбежно ведет к угнетению и подавлению, даже если это и не было изначальной целью приверженцев социализма. При этом оппоненты ученого, в частности профессор Майкл Эллман[224], достаточно часто указывали на то, Хайек «не был специалистом по проблеме и даже не был хорошо осведомлен о функционировании советской экономики».

 

Позже Хайек развил эту теорию и добавил, что любое вмешательство государства, даже когда дело не касается вопросов рыночной экономики, в перспективе ведет к устранению свободы. Таким образом, он отстаивал политическую свободу в виде демократии, «внутреннюю» свободу как отсутствие препятствий для достижения собственных целей и утверждал, что свобода от страха и нужды имеет мало общего с личной свободой и даже находится с ней в конфликте. Свобода от страха и нужды является целью всех освободительных движений и существует в виде отсутствия произвола и насилия, указывал Хайек. Он, однако, полагал, что иногда насилие необходимо для защиты самой свободы.

 Также Хайек доказывал, что эффективный обмен и использование ресурсов могут действовать только через ценовой механизм на свободных рынках. В эссе «Использование знаний в обществе»[225], написанном в 1945 году, Хайек утверждал, что механизм ценообразования служит для того, чтобы разделить и синхронизировать общее и личное знание, разрешая членам общества достигнуть разнообразных и сложных результатов через принцип непосредственной самоорганизации. Он использовал термин «каталлаксия», чтобы описать «систему самоорганизации добровольного сотрудничества».

 

Хайек рассматривал систему свободного ценообразования не как сознательное изобретение, а как самопроизвольный порядок или результат человеческого действия. Он уподоблял его, например, языку. В связи с этим он задумывался о том, как человеческий мозг мог приспособиться к такому развитому поведению. В книге «Естественный порядок»[226], на написание которой его вдохновило знакомство с трудами выдающегося физиолога Эрнста Маха[227], Хайек выдвинул гипотезу, которая легла в основу технологии нейронных сетей и большей части современной нейрофизиологии.

 

10 апреля 1947 года в курортном местечке Мон‑Пелерин в Швейцарии состоялась конференция, на которую по приглашению Хайека съехались 36 известных ученых‑экономистов. По итогам конференции было основано научное общество, названное по имени этого местечка. С 1947‑го по 1961 год его возглавлял сам Хайек.

 Организация поддерживала экономическую политику свободного рынка и политические ценности открытого общества. Заложенное членами общества направление в экономической науке назвали неолиберализмом. Среди отцов‑основателей общества были Морис Алле[228], Аарон Директор[229], Вальтер Ойкен[230], Милтон Фридман, Генри Хэзлитт[231], Бертран де Жувенель[232], Людвиг фон Мизес, Майкл Полани[233], Карл Поппер[234], Леонард Рид[235], Лайонел Роббинс, Джордж Стиглер[236]. Восемь участников общества: Фридман (см. очерк 20. Милтон Фридман), Стиглер, Алле, Хайек (см. очерк 18. Фридрих Хайек), а также Джеймс Бьюкенен[237], Рональд Коуз[238], Гэри Беккер (см. очерк 27. Гэри Беккер) и Вернон Смит[239] – впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии по экономике.

 

Нобелевский лауреат

 

В 1961 году, после успеха книги «Дорога к рабству», Хайека пригласили на должность профессора социальных наук Чикагского университета. Участниками его научного семинара были коллеги по Мон‑Пелеринскому обществу Джордж Стиглер и Милтон Фридман.

 Спустя два года Хайек вернулся в Европу, получив должность профессора кафедры экономической политики во Фрайбургском университете. В 1968 году ученый вышел на пенсию и вернулся в Австрию, где стал преподавать в Зальцбургском университете. Однако на родине у него не все шло гладко, он столкнулся с непониманием и неприятием своих идей. Поэтому в 1977 году Хайек вернулся во Фрайбург и уже не покидал его до самой смерти.

 В 1974 году Хайек на пару с Гуннаром Мюрдалем[240] получил Нобелевскую премию по экономике «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В своей нобелевской лекции[241] Xайек высказал упрек экономистам по поводу «наукообразности» их теорий и эконометрических моделей и фактически обвинил своих оппонентов в «претензии на знание».

 

Помимо Нобелевской премии, Xайек был удостоен многих наград, включая медаль за достижения в науках и искусстве от австрийского правительства (1976). Он являлся членом Британской академии, Австрийской академии наук, Аргентинской академии экономических наук. Ему было присвоено также большое число почетных ученых степеней и званий.

 

В книге «Пагубная самонадеянность: ошибки социализма»[242], опубликованной на закате жизни, Хайек подвел итог более чем полувековым размышлениям над природой необычайной и губительной для человечества популярности социалистических идей в XIX и XX веках, а также над причинами, которые делали неизбежным провал всех и всяческих проектов построения социалистического общества. За свои труды в 1991 году он был удостоен высшей награды США – Президентской медали Свободы.

 В 1992 году Фридрих фон Хайек скончался во Фрайбурге и был похоронен на родине, в Вене.

 События, связанные с развалом СССР и крушением социалистического блока, вызвали новый всплеск интереса к трудам Хайека.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!