ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИЕ И МАТЕРИИ.



Изучение бытия – онтология. Первый философ который ввел понятие бытие – Парминид. Категория бытия конечн изминилась в течении истории. В современности:

Бытие – наиболее абстрактная философская категория, служащия для обозначения всего существующего. НО, бытие – самое не есть нечто сущее. Стол стул – нечто сущее. На бытие мы так не покажем. Мы не сможем показать силу, дающию силу существование вещи. Надо различать бытие и то, что существет, существующие.

Онтико-онтологический разведчик: еть сущее, что существует, и то, что дает силу для существования – бытие. Чето типо этого.

Выделяют сферы бытия:

1)бытие предметов, вещей, процессов.

2) специфический вид – бытие человека(чел не вещь и не предмет)

3)бытие социальное(общества). Тож специфическая сфера бытия.

 

4) Вот пришла в голову высль – материального воплощения нет, но она же есть в голове. Она даже не сформулирована в звуках языка еще. И это отдельная область – область бытия духовного или идеального.

 

А есть ли у этого многообразия бытия какая то основа? И мы возвращаемся к вопросу:

Проблемма субстанции:

1)монизм(одна субстанция), он мб материалистический, мб идеалистический(АИ)

2)дуализм. Тут равноправие 2ух субстанций: идеальной и материальной. – Декарт.

3)плюролизм.(лейбниц)

 

расматриваем материалистический монизм:

ключевое – понятие материи.

Понятие материи тож изменилось сильно, выделим 3 этапа как ее понимали:

1)досократики. Материя отождествляется с некой стихией. Приэтом материя тут одушевоеная, живая, способная к самодвижению и тд.

2)вещественно-субстратное понимание материи: связано с ньютоном. Материя отождествляется с в-вом, и предпологается что элементарный элемент – неразложимый атом. Сие до 20го века было. Потом кризис в физике случился, были поставлены под вопросом принципы ньют. Физики. Сие открытие броуновского деления, и то что атом делить моно, преоброзования лоуренса, феномен радиактивности(будто уран бесконечно долго излучает энергию). И казалось что вобще материя изчезает, а раз она изчезает –под вопросом сама материализм.

Из этого кризиа пытался выйти ленин. Он дал свое определение: материя – философская катеория для обозначения объективной реальности, существующей не зависимо от нашего сознания, и которое дается нам в ощущениях.

Новаторство: ленин развел научное понятие материи от философского. Научное будет постоянно изменятся(например атом разложили, кварки всякие, протоны и пр.) но сие не озночает что будет поколебленно философское понимание материи, оно все равно будет объективной реальностью. Единственное с-во материи, незыблемо – быть объективной реальностью.

Существуют различные виды материи:

1)вещество.

2) поле. (электромагнитное например)

3) плазма – сильноионизированый газ.

Они относятся к неживой материи.(которые выше)

4)живая материя.

5)социальная. (сие к марксизму уже пренадлежит)

 

Движение, пространство и время.

           

Наряду с движением атрибутивными способами существования материи являются пространство и время. В мире нет материальных система, не обладающих пространственно-временными свойствами.

Пространство – это философская категория, которая характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – это философская категория, выражающая длительность существования различных форм бытия, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленял на предметы, которые в свою очередь не членились бы на элементы между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Также и понятие времени имеет смысл постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития.

Следует оговориться, что в философии проблема пространства и времени разработана преимущественно по отношению к материальному бытию. Вопрос же о пространственно-временных параметрах духовных явлений весьма сложен и не имеет однозначного решения.

 

В истории философии и науки сформировались две основные концепции пространства и времени: 1) субстанциальная и 2) реляционная.

Согласно субстанциальной концепции, пространство и время представляют собой особые самостоятельные сущности, независимые в своем существовании от мира вещей (Демокрит, Ньютон). В этой концепции пространство – это огромное вместилище вещей и явлений. И если мир вдруг исчезнет, то от него останется все-таки некий пустой «ящик» – абсолютное, «чистое» пространство. Время же в этой концепции – непрерывная, «чистая» длительность. Время течет как бы само по себе, вне связи с материальными явлениями.

В отличие от Ньютона, Лейбниц рассматривает пространство и время не как особые субстанциальные сущности, а как формы существования материи. Эта концепция получила название реляционной (от лат. «релятивус» – относительный). Идея ее уже содержалась во взглядах Аристотеля. В рамках реляционной концепции пространство и время связаны со свойствами самих объектов.

Реляционная трактовка пространства и времени преобладает в современной науке. Тем не менее, нужно оговориться, что отрицание «ньютоновского» (вселенского, абсолютного) пространства имеет только научно-практическое значение, но неприемлемо для философии.

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием. Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что неотделимо от материи, поскольку является атрибутом материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение ,но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета ( особое состояние движения)

Зенон Зеленский с его апориями. Движение не есть покой, покой не есть движение.

Движение абсолютно, покой–относителен.

5 форм движения:

1)механическое.

2)физическое

3)химическое

они к неживой материи. (которые выше)

4)биологическое

5) социальное. (изменения в обществе).

 


10 : сущность сознания.

Сознание это функция мозга, существующая тока у людей и связанная с речью, состоящая в отражении объективной реальности, и причем отражение это – активно и целенаправленно.

 

Вообще: сознание – это функция. Функция чего? Мозга. Сознание ток у людей, узнать эт можно ток по речи(сигнализация о разумности), а функция эта заключается в отражении(но отражение эт универсальное св-во материи, но это высшая форма отражения, активное и целенаправленое).

Отражение – это св-во одних материальных систем воспроизводить особенности других материальных систем в ходе взаимодействия. Есть разные виды отражения:
есть в неживой природе отражения:
1)элементарное отражение(написал мелом на диске, доска отразила св-ва мела.)
биологическим видом материи:
2)раздражимость – типа когда про подсолнух за солнцем голову вертит
3)чувствительность
4)психические формы
5) высшая форма – человеческое сознание.
Ступени живой природы – живые организмы обладают раздражимостью и чувствительностью.
Раздражимость – это способ живых организмов целесообразно отвечать на кратковременные воздействия среды (растения реагируют на изменение температуры, смены дня и ночи; одноклеточные организмы на пищевой раздражитель). При увеличении уровня организации живого появляется качественно новое свойство – чувствительность.
Чувствительность – это способность отражать свойства предметов в форме ощущений, т.е. это начало форм психики. Психическое отражение – выражает способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и обращать их в виде целостного образа ситуации. Высшие животные способны к некоторым видам рассудочной деятельности, но сознанием они не обладают. Высшей формой отражения является сознание человека, которое по сравнению с мозгом животных имеет более сложную организацию, кроме того сознание является не только функцией мозга, но и продуктом общественного развития.

 

11 Проблема происхождения сознания возникает.
Биологические предпосылки (эволюция природы, увеличение объема мозга и пр), но чисто биол. Изменений не достаточно.
Социальные факторы. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.
Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество.
Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи.
Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.

Возврат к 10му вопросу:

Мы мжем осознать не тока содержание сознания, но мы осознаем то, что осознаем это содержание. Т.е. мы осознаем себя как сознательных существ. А это и есть самосознание(саморефлексие), я не просто воспринимаю мир, но и осознаю это. Я могу самого себя сделать объектом собственных размышлений.

Но как эт нистранно психика сознания самосознанием не исчерпываются, есть еще слой психического: бессознательное. К нему мы относим всеможные автоматизмы(например дышим не замечая, хотя мы можем и осознать это в любой момент), но есть еще кое что: есть область психического, которое является резервуаром вытесняемых представлений, они принципиально не могут стать объектом нашего опыта, ибо они не приемлимы для нашего сознания, они туда оттесняются, они могут проявлятся в качесве симптомов как Мы не знаем какая травма нас мучит, но чувствем это. Чет упустил. Они нас учат не напрямую, чет упустил.

 

Сознание и мозг.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.
Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

 

 

           

Мы видим предметы, они отражаются в нашем сознании в виде образов. Образ это копия предмета, поэтому материальное и идеальное едины. Но отображенные образы это идеальное, сами предметы материальны. Т.о. идеальное не имеет материи, это духовная деятельность человека.

Вопрос

 

Структуры сознания.

Сознательную сферу делять на:

1)рационально-логического(мышление, логика и пр)

2)эмоциональная сфера(все наши чувства, страхи и пр)

3)волевую(мотивационную) сферу.

 

 

Интенциональность. (направленность на мир). сознание направленно на мир.

 

Но человеческое начинается когда он использует оруие, чтоб делать орудие.

 

Третия структура:. Ток у него.

 

Мы мжем осознать не тока содержание сознания, но мы осознаем то, что осознаем это содержание. Т.е. мы осознаем себя как сознательных существ. А это и есть самосознание(саморефлексие), я не просто воспринимаю мир, но и осознаю это. Я могу самого себя сделать объектом собственных размышлений.

Но как эт нистранно психика сознания самосознанием не исчерпываются, есть еще слой психического: бессознательное. К нему мы относим всеможные автоматизмы(например дышим не замечая, хотя мы можем и осознать это в любой момент), но есть еще кое что: есть область психического, которое является резервуаром вытесняемых представлений, они принципиально не могут стать объектом нашего опыта, ибо они не приемлимы для нашего сознания, они туда оттесняются, они могут проявлятся в качесве симптомов

Беccознательное — это cовокупноcть пcихичеcких процеccов, актов и cоcтояний, обуcловленных воздейcтвиями, во влиянии которых человек не дает cебе отчета.

 

12: взаимодействие  и социального в приролде чела.

 

Биологизаторские концепции: стремление истолковать сущность человека преимущественно с позиций биологии. К биологизаторским концепциям относится расизм, который, исходит из того, что в главном, существенном, природа человека определяется его расовой принадлежностью. В соответствии с этим учением существуют « высшие » и « низшие » расы, что, в частности, проявилось в фашистской идеологии, ратовавшей за « расовую гигиену » и осуществление « расового отбора ». Подобно расизму, дискредитировало себя другое биологизаторское течение — социал-дарвинизм, довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего века. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни (такие, например, как борьба классов), опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции (так, они делали вывод о том, что представители высших классов занимают ведущее место в обществе, поскольку наиболее высоко развиты). Этим идеям созвучна и получившая развитие в конце XIX – начале XXвв. евгеника – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать « высшего качества наследственности человека » .

 

Социологизаторские концепции:
Сторонники одного из вариантов социологизаторского подхода к пониманию природы человека утверждают, что человек рождается с единственной способностью – “ способностью приобретать человеческие способности. Эксперимент со слепо-глухими детьми, проведенном в специализированной школе в Загорске. Оторванные от мира своими физическими недостатками, они не имели возможности освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. У них отсутствовал даже исследовательский рефлекс, и они могли умереть от голода, даже, если пища была бы рядом. В результате применения специальных обучающих методик, они овладели способностью действовать, начиная с приема пищи и кончая сложными навыками письма, научились говорить и читать с помощью азбуки Бройля.
ролевая теория личности. Согласно этой теории, человек вынужден играть какие-то роли повсюду, их у него не одна, а несколько. Поэтому не существует индивида, лишенного социальных ролей.

 

Фил. Учение о челе.

Сущность чела как совокупность обществ. Отношений уже сказано было.

 

 

Человек осозновался по разному:

1) В родовом обществе чел не мыслил себя вне природы и рода. Экономика была ток присвающего характера, чел там всегда часть чего то. Все формы деятельности имели групповой характер, типа охота, собирательство и пр.

2)античная культура: чел – как выделенное из окружающего существо. Тут ключевое понятие – разумность. Чел отличается тем, что он обладает разумом. Но он обладает разумом не сам по себе, он лишь причастен к мировому разуму(логос у гераклита, нус у аристотеля), но чел это не вершина, не царь зверей. Он занимает определенное место внутри целого космоса, и чел его часть, пусть и отличающегося.

Платоновское, аристотелевское понимание человеческой сущности, как деятельности души, приобретает дальнейшее развитие и становится составной частью христианской религии и Средневековой философии.

3) в средневековой: в центре бог, но по сути как в античности.

Человек сотворен по образу бога, значит в нем все элементы божественного и от него зависит спасения мира, и чел как бы второй центр мира(первый центр – бог). Тут не так высоко ценится разумность, ибо разум на грех может навести (Фома Аквинский – соотношение разума и веры). Тут ценность – вера. Именно вера помогает все соблазны преодолеть. И еще у чела – бессмертная душа.

4)возраждение – антропоценризм тута. Тут уже чел – как творец. Точнее он уравнивается с богом своей творцовой мощи. Обладает способностью к творческому развитию.

5) еще другое представление о челе, более новое, человек – случайно возникшее существо в эволюции. Сказать о соотношении биологического, социального.

Марксизмом - наибольшим существенным признаком понятия человека является способность трудиться, создавать орудия труда.

Вопрос: проблемма позноваемости мира: о ней сказано в самом начале(гноснеологическая сторона основного вопроса философии – именно с этого надо начать. Про основной вопрос, одну сторону. Тут мы расказываем еще о канте, Юме, марксе. Когда характеризуем эти позиции моно еще о них расказать немного, чтоб сочеталось ток.) сюда моно подключить что говорили о эмпиризме, рационализме. Еще надо сенсуализм:

Основное знание о мире дают наше чувства. Чусвтненное позанние структурировано(ощущение, восприятие, представление.)

 

 

Сущность человека. Воспитание. развитие человека в обществе ключевое условие для нормального развития человека. Важную роль играет социальные и биологические сущности. Рассказать про Маугли. Всё это доказывает социально-биологическую природу человека. Когда в человеке не заложено сериального он перестает быть полноценным человеком и так жене может достичь уровня развития животных. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет практика и труд. Занимаясь определенным делом, которое тебе нравится, а так же оно общественно полезно, только тогда человек понимает свою соц значимость, может раскрыться как личность.
Ценностные ориентации. Ценности носят соц характер. Они формируются на остнове общественной практики и индивидуальной деятельности человека. Весь жизненный опыт и знания влияют на характер его ценностей.
Классификация:
• по признаку
• с какой соц сферой связаны (художественное, научное)
• по степени общности – для какого индивида имеет значение
• какую функцию выполняют

 

 

14

2) гноснеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: позноваем ли мир?

Тут по ответу делятся на 3 группы философы. В вопросе 14 – проблемма позноваемости мира, его по этому учить:

1)гноснеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(маркс например), так и идеалисты(гегель например) , но они тут отличались:

гегель считал вобще, что он достиг абсолютное знание, а маркс грил что к абсолютному знанию будем приближатся по асимтите, изучать и изучать, но не встечать препятсвий к позноваемости.

3) агностики. А- отрицание, гнозиз – знание. Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не позноваемо. К ним Канта относят. Он считал, что мир как он есть сам по себе(ир вне нашего восприятия) является принципиально не позноваемым. Сие мир вещей самих по себе. И как бы развивалась наука мы никогда не узнаем как вещи сами по себе, ибо они даны в нашем осприятии и мы из него не выпрегнем

4) скептики. Например девид Юм(18в, англия) они грят, что мы чето знаем о мире, но мы не знаем наскока это знание истинно, у нас нет критериев истинности. Мы не знаем существуют ли причинно следственные связи, или нет. Чет в этом роде, подробнее в лекции моно глянуть старой.

Эмпиризм - учение по которому подлинное знание мы получаем из опыта. Именно опыт – источник подлинного знания (Бэккон – новая философия).

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей еще( Декарт).
Мод подлинное знание – не опыт, а знание, мол чувственный опыт может давать не правильные сведения, морочить нас может.
Могу ли я сомневается в чувствах? Да! Палочку в стакан, и она кажется переломленной и пр.
Могу сомневается, что стою и пишу лекцию? Да! Друг это мое безумие/сон и пр.
А можно сомневается что 2на2 = 4? Тут он тоже говорит да, мол вдруг есть демон который наводит на меня это.
Типа сомневается можно во всем, кроме того, что нельзя сомневается в том, что я сомневаюсь, ибо это акт мышления,, мол мыслю, значит существую.

 

Формы чувственного познания:

-ощущения;

-восприятие;

-представления.

Познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах их свойствах и протекает в 3-ех формах.

ОЩУЩЕНИЕ – чувственный образ, определяющий предмет, свойства. Человеческий организм – самонастраивающаяся система.

Целостный образ предметов, возникающий в результате непосредственного воздействия органов чувств, называется ВОСПРИЯТИЕМ. Оно формируется на основе ощущений, представляет их комбинацию.

11.06.12        

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – высшая форма чувственного познания, сохранившая в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком ранее.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Абстрактное мышление, опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основном в логических формах:

-понятие;

-суждение;

-умозаключение.

В ПОНЯТИЯХ отображаются существенные признаки предметов, выступающие как абстракции, существующее в нашем сознании. Более высокими ступенями логического мышления являются суждения и умозаключения.

СУЖДЕНИЯ – мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо и дается оценка. При наличии суждений раскрывается какие-то стороны предмета, явления, выражающие наличие, отсутствие у этого предмета какого-то признака. Данный признак – существенен, не сущесвеннен.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический процесс, когда из 2-х или большего числа суждений, выводится заключение. Отделить суждение от умозаключения можно лишь с большой долей условности. Однако необходимо отличать его от псевдосуждения и от псевдоумозаключения.

Чувственное и рациональное познание составляет стороны, моменты процесса познания данного, отражая объект с внешней поверхностной стороны. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание включает в себя момент чувственного, ориентирует и обуславливает его. Хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, оно выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый позновательный процесс.

Сначала мы наблюдаем, на останове наблюдений делаем эксперимент. Получаем новые знания – т.е одно вытекает из другого.

 

Практика

           

Практика – философская категория, означающая материально-чувственную деятельность человека по ПРЕОБРАЗОВАНИЮ окружающей предметной действительности.

Она включает:

1. Реальное преобразование данной человеческой деятельности.

2. Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.

3. основной критерий истины – практика. Практика – основная процедура проверки наших знаний.

 

Единство практической и познавательной деятельности врача:

Как известно, нас окружает огромное многообразие биологических возбудителей. но они постоянно изменяются. В своей деятельности врач нередко сталкивается с новыми формами возбудителей, в результате которых заболевание протекают атипично. Тут и начинается познавательная деятельность врача. Он наблюдает за пациентом и на основе этих наблюдений делает исследования, создает гипотезы о заболеваниях. Всё это соединяет его практическую и познавательную деятельность. Практика определяет познавательную деятельность. А также познавательная деятельность будет определять практику. Врач разрабатывает лекарство, а потом он воплощает это на практике, как подействует лекарство.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!