Немецкая класическая философя.



ФИЛОСОФИЯ. ПЛАТНЫЕ ЛЕКЦИИ.

 

1.

Философия. Ее роль в жизни общества

Философия – сфера общественного сознания( ЭТО НЕ НАУКА), которая занимается изучением наиболее общих законов развития, природы, общества, мышления.

Философия как дисциплина подразделяется на: (сферы фил .знания)

1) онтология – учение о бытие.

2) Гносеология – учение о познании.

3) Социальная философия.

4) Аксиология – акасис – ценность. Изучает и анализирует ценности

5) Этика. Учение о морали и нравственности

6) Эстетика – эстет – учение о чувственном. Но с 18в, означает учение о прекрасном как в природе как и в искусстве

7) Особая сфера: история философии. Тут фиксируется важное отличие философии от науки. Чтоб заниматься БХ моно и не знать историю БХ. А с философией нет. Философия как появилась 2000 лет назад, так и не сдвинулось с места, посему историю сильно изучают.

 

Функции философии:

1) мировоззренческая. Фил. Дает некую мировоззренческую ориентацию в мире.

2) Познавательная(гносеологическая) – изучая наиболее общие законы мы их познаем.

3) Методологическая. Философия претендует на то, чтоб давать методы другим наукам.

4) Прогностическая функ. Она пытается дать прогноз на будущее, ибо изучаем законы всех 3ех сфер, по ним моно спрогнозировать дальнейшее развитие.

 

В философии существует основной вопрос философии. Он имеет 2 стороны.

1) онтологическая. Он звучит так: Что первично? Материальное начало или духовное. По ответу на него философы делятся на:

а) материалистов(материя первична, материя имеет историко-философскую традицию, первого обычно называют Демокрита. Там еще маркс. Признают существование единственной субстанции – материи.

б) идеалисты: первично духовное начало(бог или какая нить абсолютная идея(гегель) и пр.) первый Платон считается. Он главный и первый. Он объективный идеалист.

идеалисты делятся на:

объективных идеализм. Т.е. существование не зависит от воли и сознания людей - Платон

субъективный. Джордж Беркли, он говорил – быть – значит быть воспринимаемым. И эта позиция субъективно-идеалистическая.

 

Тут еще моно еще рассказать основные исторические этапы развития.

 

2) гносеологическая сторона вопроса: тут он звучит так: познаваем ли мир?

Тут по ответу делятся на 3 группы философы.

 

1)гносеологические оптимисты. Ими могут быть как и материалисты(маркс например), так и идеалисты(гегель например) , но они тут отличались:

Гегель считал вообще, что он достиг абсолютное знание, а маркс грил что к абсолютному знанию будем приближаться, изучать и изучать, но не встречать препятствий к познаваемости.

3) агностики. А- отрицание, гнозиз – знание. Они считают, что в мире есть нечто, что принципиально не познаваемое. К ним Канта относят. Он считал, что мир как он есть сам по себе является принципиально не познаваемым.

4) скептики. Например девид Юм(18в, англия) они грят, что мы чето знаем о мире, но мы не знаем наскока это знание истинно, у нас нет критериев истинности.

 

Античная философия.

 

Общая характеристика:

Досократики. Эти философы жили до сократа. Это в основном была натурфилософия, их фил. Называли еще физиологами( фюзиз – природа). Их интересовало что является первовеществом/неразмножимими элементами, из которых состоит мир, и вот они:

1) первая школа – милетская(по наз. города, эт была греч. Колония в азии). Там жили3 философа:

а) фалес - вода

б) анаксимандр – апейрон - понятие беспредельного(апейрон по гречески). Что это значит: если берем некую стихию, например воду, то видим что она ограничена от других стихий. Вода это не огонь, не земля и пр. И он ввел то, что их объединяло, некое недеференцированое, отчего и произошли все стихии

 

в)анаксимен - воздух

 

Гераклит. Он не из милета. Он грил что первое огонь. Огонь – это одновременно и материальный эквивалент, того что он называл Логосом(логос – некий мировой ум, переводится по разному – слово, разум, мера), сие мировой разум который осмысляет, оживляет все мировое. При этом гераклит рассматривал мир не статически, а в динамике «в одну реку нельзя войти дважды». Сие значит, что река (мир) меняется, но движение это не хаотическое, а подчинено определенной закономерности, тут он высказывает первые диалектические идеи: « война – отец всех вещей» (по гречески война – мужского рода).

Война – некое напряжение, борьба противоположностей, и эта борьба и создает некое движение мировое, и мировую гармонию.

 

Демакрит. Левкиппат.(эт все досократики)

О левкиппе ниче незнаем вообще, кроме того что он был.

Это знаменитая атомистическая теория. Атом – не делимый.

Они предположили что мир состоит из неделимых далее частиц – атомов. При этом атомы демокрит отождествлял с бытием, а вот пустоту, в которой эти атомы движутся с небытием.

Атомы различны по форме(крючкообразные, пиромедальные и пр) и вот двигаясь, цепляясь друг с другом образуют вещи.

 

Эпикур. Он вводит понятие Клинамен. Это ключевое отличие от демокрита. Сие самопроизвольное отклонение атома от заданной траектории. А значит возможность всяких неожиданных комбинаций, а значит и изменения мира и пр.

 

Сократ. Он переориентирует философию с изучения природы, на изучение человека. Вернее даже не скока изучение человека, для него философия – это учение о правильной жизни. Это некое искусство жить. Но сократ грит – всякое искусство требует умение и истинное знание. Чтоб изменить жизнь на то, что я считаю правильным, надо это правильное выделить осмыслить. Посему сначала надо поставить вопрос – что такое вообще правильное, истинное знание. Т.е. над отделить знание от мнения.

Знание/докса(мнение).

 Тут важен метод сократа, он включает несколько позиций:

во первых – сократ диалектик(тогда это понималось как искуство беседы.)

втрое – ирония. Сократ притворно налагает на себя личину невежества(я знаю что ничего не знаю), т.е. притворяется менее знающим, чем есть на самом деле.

И самое главное – майевтика: т.е7=. повевальное искуство(по гречески), и он сравнивал свой метод с повевальным искусством

Он пытается в диалоге с кучей вопросов задавай, заставляет чела самого сформулировать определения, что же такое мужество. Он помогает истине выйти на свет из чела, мол истина уже заложена в челе. И он пытается, что б чел сам осознал что это, а не просто написать самому определение.

 

Платон. Сие ученик сократа. От него дошли почти все сочинения(40 диалогов).

 Основные произведения платона – диалог «Государство». Диалог «Федон», посвященной душе. Диалог «тимей»(название – эт первые буквы имен учавствующих, не учи это).

Платон – родоначальник объективного идеализма. Ключевое понятие в его философии – эйдос(идея). Эйдос буквально переводится как вид( типа смотри какой прекрасный вид, в этом смысле).

Эйдос – порождающая модель, для чувственных вещей. Т.е. у нас есть масса столов. Есть такие, есть другие, из дерева, пластика, но все они являются столами, а не стульями, и в то мере в какой они являются столами, они причастны к своему эйдосу, к совей порождающей структуре, модели. Сие предел чувственных проявлений вещи. Есть какая то вариация столов, но есть некая стольность и пр, что и идея. Идея – бестелесная, не изменна, а стол ломается и пр. Идея не подвижна, не изменна, не изменяется от времени и пр.

А раз есть 2 такие структуры: эйдос и вещь. Их сравнивая, понятно что именно идея первоначальна. И мир этих эйдосов и является подлинным миром. Платон отождествляет эйдос с бытием, это подлинное бытие. А мир чувственных вещей – это мир становления.

Но есть и еще один этаж. Есть ейдос, есть вещь. Но что делает вещь отличной от идеи, почему они не идентичные, они же чем то отличаются!

И он вводит понятие материя(хора – он так называет это). Материя и есть то, что отличает стол, вещи от эйдоса. Т.е. вещь причастна одновременно и бытию (эйдосу), но одновременно и не бытию(материи) вещь определяется причастности одновременно и миру эйдосов и миру материи, посему наш чувственный мир и мир становления, он имеет такой мерцающий характер.

В книги государство приводит «пещера». Мы узники, привязаны, тут сыро, но мы привыкли, и там в далеке – жизнь. Люди ходят туда сюда и пр. Узники видят тени от них, и узники считали что тени – и есть мир в котором они живут. Но если мы приглядимся –увидим настоящие бытие, но осторожно, свет ослепить может. И вот мы типа живем в этих тенях, и подлинный философ может взглянуть и увидеть этот мир эйдосов, подлинный мир, сбросить эти цепи.

 

Платон выдвигает теорию, мол подлинное познание – это припоминание. Тут он грит что чел состоит из души; эйдоса) и тела, тело смертно, и когда тело дохнет душа уходит в мир эйдосов и там обитает. Но она там не навсегда остается, а потом обратно в чувственный мир опускается, но идя туда проходит через реку «лету» - реку забвения, и забывает все то, что знала о подлинном мире, и ребенок рождается и вроде ничего не знает, но знание заложено в нем внутри, задача – вспомнить, пробудить это знание с помощью этих его вопросов.

 

Социальное учение платона о государстве. Платон выделяет разные типы душ: есть души, в которых преобладает разумное сознание, а есть в которых афективное составляющая, а есть в которых вожделеющая составляющая преобладает, и по ним люди делятся:

У кого преобладает разумная – становятся философы, и по платону именно они должна править идеальном государством, ибо они вышли из пещеры и знают истинное знание.

Аффективное – их главное добродетель – мужество, сие класс страже(воинов), они должны защищать философов.

 А у кого вожделеющая, кто слишком привязан к этому миру – эт всякие ремеслиники. Рабов платон даже не упоминает.

И типа иерархия – ест 2 высших класса, есть низший, но вчитываясь в его диалоги, там он предъявляет серьёзные требования:

1)все должно быть общее, иначе будут раздоры. Все должно быть поровну, включая жен и детей. Никакой любви не предполагается. Типа выбирают пару, ты и ты, у вас крутое потомство будет. Потом ребенка отбирают и воспитывают в общем дет. Саду, где никто не знает где чей ребенок. Все общее. А у ремесленников все норм, у них и семьи и дети.

 

Главная фишка платона: в том, чтоб было хорошо, вернее дело не в счастье одного отдельного класса типа филосовоф или стражей, нет! Отдельные части платона не интересуют. Все части существуют для благо целого. Они все существуют ради целого – безопасности и процветания целого государства.

 

 

Аристотель. Он ученик платона. Но Аристотель критиковал его за Дуализм. Он противопоставляет мир идей миру вещей.

Основные произведения 1) метафизика. (то что после физики. Какое то сочинение когда классифицировали, лежало сразу после физики. Но и еще и само содержание выходит за рамки, оно о сверх материальном, сверх чувственном)

2)физика.

3) политика.

4) поэтика.

 

Аристотель наоборот исходит из единичной конкретной вещи. Единичное бытие – конкретный стул, стол – то из чего надо исходить. И всякое единичная вещь(бытие) имеет 4 причины своего существования:

1) материальная причина. Стол – его материальная причина – дерово. Но из дерево моно еще кучу всего сделать, значь есть еще нечно, что из дерево делает именно стол. Эт вторая причина:

2) формальная. Вещь – взаимодействие материи и формы. Приэтом материя – эт потенциальное. Из дерева кучу всего моно сделать. А форма – актеальности, из дерева актуилизируется именно стол. Но помио есть еще:

3) действующая. Тут сложно. Кто сделал стол? Человек. И он именно и есть движущая причина, он соединяет материю и форму.

4) Вещь существует не просто так, а для чегото. Эт целевая причина. Для чего нужен стол? Писть на нем и пр. Чтоб чето с ним делать.

Сложность: не хорошо. Но дерево тож из чего то состоит. Для него тоже должна быть материя и форма:

Был еще досократик – эйдедон(?), он грил есть 2 жен. Элемента, и 2 мужских(вода и воздух), и все вещи – это сумма элементом, типа в этой веще 2 огна, 3 дерева и пр. И вот для дерева – эт вода+земля, а форма будет их соотнощение.ъ

Но вода, земля и пр есть нечно, они тож имеют свою материю. И тут аристотель оодит важное понятие – первоматерия. Первоматерия = ничто. Раз эт первоматерия, его ни с чем низя отожествлить, оно перчвичто, знач оно и есть небытие, это ничто, но это не вобще ничто, это чистая возможность появления чего бы то небыло.

 

И вот. Нижний этаж: материя(чистая потенциальность), потом вещи, а на верху чистая актеальность, читая форма, форма форм, нус (ум).

 

У платона – эйдоса отдельно от вещей, а у аристотеля она существует в самой вещи. Единственно отдельно существует – нус, чистый ум который живет отдельно и оживляет чтоли все.

 

Политические представления аристотеля:

Он разработал учение от типах правления. Он выдиляет 3 принципа правления, и у кажлого из этих принципов есть 2 формы: хорошая и плоха.

Согласно первому принципу(а они отвечают на вопрос скока человек должно править), править должен 1 чел. Его хорошая форма: монархия, монарх заботится не ток о себе, а о всех гражданах, о целом. А плохая: тирания, ибо тиран заботится ток о себе, о сохранении своей власти.

Второй принцип: когда правят немногоие. Хорошая форма: аристократия(аристос – лучшая, правление лучших) они о всех заботятся, а не ток о себе. Плохая форма – олигархия, они ток о себе заботятся.

Третия: когда правят большенство. Плохая форма – демократия. А хорошая – политейя по сути эт таже демократия, но тут не ток в своих интересах, а и о интересах меньшенства еще.

 

 

Средневековая философия.

Конечн, сие релегиозная философия. Берем европейскую – она христианская.

Они все немного в разной степени разделяли религиозные догматы. Наша задачи их различить.

 

Этапы. Средневековья – медленная эпоха, изменения не так быстры.

1) этап – апологетика. Апология – защита. Представитель: Юстин-Философ.(с большой буквы)

христианство возникло в год рождения христа. В первые годы(десителетя/столетия развития) – существовало в языческом окружении, в риме били гонения. Римские были толерантными людми, им было пофиго на кого молишся 6но надо было договорится, ритулал договора с императором, а они отказались от этого. И посему на них гонения были. И физические и интеликтуальные. Для язычества эт было оч странно, бог ряспятый на кресте, как так, будто раб. И были защиты от этого, надо было защитится от этих напастей ихних. Постепенно христианство становится лигитивной религией, а потом и официальной римской, при императоре константине. И тут следуйщий период – пик 4 век:

2) патристика. Патр – отец. Сие учение Отцов в Церкви. Сие учение тех богословов, которые разяснили основнуюсуть христианских докладов. Патристика делится на восточную и заподную. К восточной относились – «каподокийский кружок» :Василий Великий, Григорий Багослов. Западная патристика: Аврелий Августин. Затем произошло: герменские племена приплющили рим и наступил период темных времен с упадком культуры:

3) Схоластика. Схола – школа. Сие философия, которая практиковалась не в манастырях( как раньше), а в университетах. Начало 11в. Формально до 14-15веков. Представитили: Фома Аквинский. Уильям Оккам. Дунс Скотт. Оч кратко: общие фил. Проблемы ихние: в хитсианстве бог одновреммено и един(имеет 1 сущность) и 3 эпостасти(3 лица: бог отец, сын, бог дух), и проблемма: как же соотносятся меж собой единосущее и троичность. И тут уже греческая философия помоч не могла, да и воще авторитеты платона и аристотеля стали ниже, ибо они принадлежали к язычеству. Вторая проблемма: бог сотворил адама и еву, но сделалось не поправимое, господь отвернулся от них, и пролегла от людей и бога бездна, и люди замкнулись в модусе смерти, они стали умирать. Но бог послал сына своего, он милостев, чтоб снять не все грехи, а снять первородный грех. Христос совей жертвой снимает его, и терь возможен путь к богу, но сие зависит от воли чела, ибо чел со свободной волей, может идти по пути греха и сдохнуть, аможет пойти по другому и спостись. Бог стал челом, чтоб чел потом к ниму смог прийти. И вот еще проблемма: как же бог и бог и чел. Обе эти ущности существуют в христе нераздельно и неслиянно. Он и и не смешиваются, и разделить их нельзя. Еще проблемма: проблемма истории. В античности время – круг, а тут история вытягивается в линию, от сотворения до конца времен. Ну и еще социальная херь, долна ли цервков вмешиватся или нет…

 

Патристика: Аврелий Августин.

Родился в 50ые годы 4го века, умер в 430 году. Основные произведения: их оч много, 40 томов гдет. Над знать: « О граде божем», «исповедь», «о троице».

Конечн он верил в бога, но есть несколько спецефичных фещей:

Первое – учение о двух градах: граж земной, град божий. Град божий НЕ тождественен небесам чтоли. Град божий – сообщество всех людей, которые бога любят больше, чем себя. Символом(не более) является иерусалим, но люди могут и в других городах жить, но если бога так любят состовляют этот незримый град.

Град земной – сообщество всех тех, кто себя люит больше чем бога. Они могут жить где угодно, но символ – вавилон( традиционный еврейский символ греха там и более).

и он оч расуждал об истории, историю спасения, эту драмму. Это борьба меж эими городами.

 

Церковь и государство: сие смешанный города. Мол государство – шайка разбойников, но нельзя исключать, что мб какойто чиновник может оказатся приличным, посему нельзя однозначно отождествлять государсво дьяволскому миру. И тож самое церковь, там мб разные люди и праведники и грешники, нельззя ее отождествлять с градом божьем.

 

Второй момент: августин спорил с чел по имени пелагий. Тож богослов. Спор о: может ли чел спастись своими силами?. Пилагий считал что может, мол если следуещь божем заповедям, помогаешь бедным и пр, мол можно. А августин грил – что чел настока грешен, что как бы не пытался, эта масса греха ток нарастает. Даже лучшие из людей не достоин царствия божьего. Но тут делет ход: от родители любят же своих детей, пусть дае они мб козлами, так же и бог, он понимает что люди не достойны, он любит их, и если искренне стремятся – норм. И вот:

Теория предопределения: развита потом уже позднее, там ужегрили что бог уже все знает, че бы не делал субьа предопределена. Как узнать кто ты: если ты успешен, то бог люит тебя, а если ты неудачник – то тут отмучиешься, и в аду гореть будешь.

 

Третий момент: Августин автор одной из первых автобиографий, до этого никаких автобиографий неббыло. Исповедь – попытка описать свою жизнь, анализ своих передиваний, помыслов. И там он вспоминает, уже пожилым, он в детсве украл грушу у соседа, и он вспомниает, мол уже тогда в 7 летчервь греха заполз в меня, господи простишь ли ты меня за это????? И пр.

 

 

Схоластика: Фома аквинский. Сие 20е годы 13века родился. Умер в 70 годах 13в. 2 основный произведения: «сумма теологии», «сумма против язычников», последнее наиболее большое фил. Значение.

Кратко: фома – христианский аристотилих. Суть его проэкта – адаптировать аристотеля к нуждам христианской религии, что ему вобщем то удалось. И все понятия аристотеля сохраняют свое значения в фил. Фомы.

Важный спор схоластов: спор статусов универсалий(общих понятий). Философы делились на 2 направления:

1)номиналисты(нона – имя)

2)реалисты.

Что такое общее поянитя: есть конкретные столы, а есть общее понятие – стол вообще.

Номиналисты считали что существуют ток реальные столы. А реалисты думали что эти общие понятия реально существуют.

Фома – умеренный реалистом был. Он читал общие понятия существуют трояким образом:

1) до вещей, в уме бога.

2) В самих вещах, в качестве их формы( пмним аристотеля)

3) После вещей, как имен в языке.

Второй важный спор схоластов: соотношение разума и веры. Проблемма же, как и ислам, удаизм, христианство – религия книги, есть книга откровения, в которой бог все отрыл, нахера еще чет думать. Если бог не написал – не надо нам это для спасения. Фома занимал тут серединную позицию, он грил, что рациональное знание обладает относительной автономией, т.е. науками занимася надо, разум не просто так дан, но если данная наука противоречит данным откровениям, надо предпочесть откровению, но эт в случии конфликта.

 

Все христианские догматы фома разделил на 2 группы: те которые не доказумемы и не достяжимы( типа воскрешение во плоти, доказать нельзя, моно ток верить, сие тайна. Или например единство и троичность бога, логике не подвластно), а вот есть ли бог или нет – моно доказать. Фома дал 5 доказательств бытия божего: все они постоены на невозможности построить бесконечный ряд. Например: доказательство причины: есть причина, которая причина для седствия, а это следсвие – причина для нового следствия и пр. И есть конечная точна, должна быть – это бог. Так же о движении, необходимости и случайностях, теологическое(все вещи в мире стремятся к наилучшему для себя и разумные и не разумные. А кк животные ставят цль, они же не могут, значит кто-то для них цели ставит – эт бог. Ва мы сами цель ставим)

 

Философия нового времени.

 

Новое время переоринтирует философию на гноснеологию. Теорией познания. Важные философы: Френсис бэккон, Ране декард. Раскажим о них. Но для хорошй оценки над еще спинозу, лейбниц, англичан, не в деталях, но хотяб упомянуть.

 

Бэккон: конец 16 в. Основные произведения: новый органом, новая атлантида.

Он представитель Эмпиризма. Сие оч важно. Сие учение по которому подленное знание мы получаем из опыта. Именно опут – источник подленного знания. Беккон считал, что все ученые делятся на 3 типа:

1)муравьи. Те кто просто собирает факты и знания без всякой систематизации. Как муравьи все тащат.

2)пауки. Под ними имел виду схоластов. Те кто занимался всякими умственностями, без обрвщения к опыту жизни

3)пчелы, себя к ним относил. Они не тока собирали, но и обрабатывали и превращали в заниня.

 

Опыты он делил на 2 типа:

1)светоносные: что то типа фундаментальной науки, выгоды прямой не приносит, но выводит законы, чтоб потом получить ченить

2)плодоносные. Прикладное использование, чтоб результат прям щас получить, основываясь на светоносные.

 

Методы получения подлинного знания:

Теория его идолов, идолы- мешают постич истину.

1)идол рода. – заблуждение присущие человечеству вобще, как родовому существу, мол чел видит в природе больше порядка чем есть на самом деле, мб порядок мы сами придумываем.

2)идол пещеры. – индивидуального ела. У каждого свой вкус, воспитиние, и сие формирует ту пещеру, из котрой мы смотрим на мир.

3)идол рынка. Сие проблеммы связанные с неправельным образованием и использованием научных понятий. Короч с научным языком проблемма.

4) идол театра. Тут как то прозрачно. Типа приходим в театор, если пьесса хорошая – мы верим, забываем что тут 4 стены и не так все. Вот и чел верит авторитетам прошлого, слепо, а ученый должен создавать чет новое, а не повторят все старое.

 

 

Эти идолы нельзя устронить, но нужно о них помнить, ибо искожают факты они.

 

Главный метод для бекона – метод индукции – от честного к общему. Но всегд есть проблемма с ним – слишком поспешного обобщения.

Например, есть деревня, вы переписчик населенияя. Заход в дом – там джон, во втором тож джон и д. А гдет есть дом в ебенях, хуй дойдешь, и ты думает там тож джон, а эт не так.

 

Типа мы изучаем, но чето почтич не можем и обобщаем, но может ошибатся, и вот чтоб избежать он приводт таблицы открытия:

(Бэкон подвергает индуктивному изучению не объекты, а качества! Анпример золото разделяется на орпеделенн=ую ковкость6 плавкость и пр.)

и как пример он приводт теплоту. Изучаем это простое качество.

Первая колонка: колонка присутсвия. Туда мы собираем все случии, где присутсвует теплота. Например пришли домой – зажги очаг, выпили вино пряное – тепло. Шубу надели – тепло и пр.

Вторая колонка – отсутсвие – тут множество ПОДОБНЫЙ случаев, где теплота отсутсвует. Напрмер солнце зимой так же светит на подоконик, но подоконик не нагревается. А не все случии когда нет, не перечилсить их.

И третия – степень этого.

 

Потом сравниваем и приходим к выводу, что есть уловия для присутсвия, отсутвия, изминения.

 

 

Декарт. Франция. Основное произведение – расуждение о методе.

умер – история о королеве и философии.

 

Важный аспект – учение о субстанции. Декарт был дуалист. Он верил в существование 2ух независмым друг от друга субстанций(субстанция – то что сущесвтует только на ссвоих основаниях, что не имеет причины в другом). 2 субстанции: 1)материальная, основной атрибут – протяженность. 2)духовная, основной атрибут – мышление.

Раз они не зависимы друг от друга, значит нет общих границ. Но возникает проблемма, есть существо в мире, у которого они соеденины – человек. Душа и тело. О раз они не зависят друг от друга, как же они воздействют друг на друга? Вот я заохет взял мел – духовное, я взял – материальное. Сие сложная проблемма, он вводит понятие животных духов, которые являются посредниками меж ними.

Помимо дуализма: спиноза – монист(одновремено бог и природа), лейбниц – плюролист(монады)

 

Декарт – рационолист еще.(бэкон – импририк – индуктивизм),

Мод подлинное знание – не опыт, а зание, мол чувственый опыт может давать не правельные сведения, морочить нас может. И тут жекарт делает еще радикальный ход – картозианское сомнение. Он тож не верит в традицию, не верит античным хреням.

Типа давай сомниватся, могу ли я сомневатся в чувствах? Да! Палочку в стакан, и она кажется переломленой и пр.

Могу сомневатся, что стою и пишу лекцию? Да! Друг это мое безумие/сон и пр. 

А моно сомневатся что 2на2 = 4? Тут он тож грит да, мол вдруг есть демон котрый наводит на меня это.

Типа сомневатся моно во всем, кроме того, что нельзя сомневатся в том, что я сомневаюсь, ибо это акт мышления,, мол мыслю, значит существую.

 

Немецкая класическая философя.

Феербаха не качаемся. Мы выбираем либо канта либо гегеля когда отвечаем. Но лучше обоих выучить конечн.

 

КАНТ. Интилектуальная биографи канта делится на 2 периода: до критический ,и после 70ых – критический.

Остановимся ток на критическом. Он пытался выяснить там возможности позновательной деятельност. 3 работы: критика чистого разума, критика практческого разума, критика способности суждения.

Крит. Чистого разума посвещена гноснеологии. Вторая – этики, третия – эстетике(по сегодешнему) – анализ прекрастного и возвышеного.

Ток первые 2. Первую кратко.

Кант делит наши позновательные возможности на 3 уровня:

1)чувственность.

2)рассудок

3)разум.

 

И познание начинается с чувственности. НО у чевственности есть так называемые априорные формы(не зависимые от опыта). Есть некие формы знание, которые от опыта не зависят, но благодоря им опыт становится возможным, и ими являются пространство и время.

Пространство и врея – НЕ характеристики мира. Они пренадлежат нашей прекцептивной возможности. Ир является нам через них, через наше способность воспрятия. Вот блогодоря априорам и чувственым, мы получили чувственный материал, но его надо обработать, чтоб опытом стать. И тут расудок вступает6 е него тож есть априорные формы, эт 12 расудочных понятий. Идет синтез чувственного и расудочного. И когда синтез произошол – мы получили опыт. Но, чел так устроен, что он хочет этот опыт упереть во чтото безусловное(например есть фрагмент реальности, но мы же им не органичем, мир как целое), и тут вступает разум – у него уже не априоры, а транцендентальные идеи, их 3:

1)таологическая идея – идея бога

2) космологичекая – идея мира

3)психологическая – души.

Понятно мы опытом их подтеврдить не можем. Когда мы опыт хотим на этих идеях основать, покинув сферу опыта, разум запутывается в антиномиях. Сие особый вид противоречия, где 2 противоположенных суждения, каждое из которых мб доказано. Он выделяет 4 антиновмии чистого разума:

1)мир ограничем в пространсве и конечен во времени, и мир безгранчиен в пространсве и времени

2) все состоит из простого(неразложимого). Нет ниего простого, все из сложного(составного)

3) все в мире причинно обусловленно и нет свободы. И не все в мире причинно обусловенно, свобода есть.

4) бог есть. Бога нет.

 

Оказывается что разум может доказать люое утверждение из антиноми, а сие означает, что метафизика как наука невозможна!(сие важно). Мы не может о боге знать так же, ак об обычных вещах. Что выходит за сферу опыта – разум путается и мы можем ток верить.

В сфере разума выхода нет, но есть выход в сфере практического. Тут кант сформулировал нравтвенный закон. Он дал 3 формулировки: (1 упустим)

1)относись к себе и другим людям, тока как к цели и никогда как к средству.

2) постпупай так, чтоб максимум твоей воли могла в то же время стать основой всеобщего законодательства. (просто – поступай так, как ты хочешь чтоб поступали все)

 

(вернемся к гноснеологии, к агностицизму. Мир который мы воспринимаем – прошел через решетку априорных форм и расудка, мы сами их сконструировали, с помощью них мы создали картину которую мы понимаю. А вот каков мир сам по себе мы не способны узнать. Посему канта к агностикам причесляют)

 

 

Гегель. Основные работы: энцеклопедия философских наук, феноменалогия дуба(пишется именно так).

Система гегеля: гегель –идеалист. В основе мира – абсолютная идея. Она познает саму сбея, и вот все развитие мира –это процесс познания идеи самой сбея. Отсюда главный тезис гегеля – бытие = мышление. Т.е. весь мир перед нами – это и есть процесс мышления, это то как идея понимает саму себя проходя через различные формы:

1)сначало она развивается сама в себе – сие логика. Например мы занимаемся науками, физикой. Изучаем всякие процессв, закономерности. И мы можем эти закномерности в законы. А гегель грит, что сначало возникает модель развития его либо, законы первичны, это логия, сие и есть модель развития чего либо.

Но гегель диалектический. У него идея переходит в свою противоположенность – природу. Она сама не развивается, она лишь мертвый слепок с этой самой логической модели.

Есть и треий момент: дух. Под духом гегель имеет ввиду челоечество.(сначало абстрактный логич. Процесс, потом природа, а потом человечество), заметим – человечество это лишь продукт развития, мышления абсолют. Идеи, а не венец чего то там дух делится на:

1)субъективный – учение об индивидуальности(индив. Душе, психосознании)

2)объективный – учение о праве и морале. Учение о нормах орпеделяющих нашу комуникацию

3) абсолютный дох. Он сначало дается на уровне образа. Первая форма раскрытия Абс. Духа – искуства. Потом дается нам на уровне представления – религия. И наконец дух дается нам на высшем уровне – на уровне понятия, а этим заведует философия. А высшее проявление философии – Гегель сам. И тут АИ познала сама себя и процесс закончился. Она поняла сама себя, познала.

 

Законы диалектики:

1)закон единства и борьба противоположеностей.

2)закон перехода кол. Изменений в качественые

3)закон отрицания отрицаний.

 

1) закон переходя кол..

Согласно нему любые кол-веные изменеиня в объекте приводят к качественным изменениям. Качество – выражает внутрению определенность предметов и явлений, их черты, свойства и структуру. Кол-во это определенность предмета со стороны его велечины, объема, эт то, что можно измерить в тех или иных системах измерения.

Мера – эт границы, переходя через которую кол-веные изменения приводят к качественным изменениям в системе.

пример с водой

 

2)закон единства и борьбы противоположеностей. Предыдущей – показывает как происходит, то тут раскрывается источник развития – внутрение противоречие.

Пример: вот телефон, пришла смс, мол отправвь смс и поможешь детям. И возникает противоречие. Отправить или нет? И это проитворечие становится движущей силой для какого то действия.

Посему этот закон – источник любого направленого изменения, развития.

В челе есть 2 тенденции – изменчивость и наследственность. Одна система стремится к изенчивости, другая к неизменности, фиксации. И это толкает эволюцию. Борьба идет из противоречия внутри системы.

 

3)закон отрицания отрицаний.

По нему всяка последующая фаза развития отрицает предшествующую фазу развития, которая в свою очередь отрицала еще более ранию фазу.

пример с яблоней

 

Философия истории(гегель написал): он делит историю человечства на 4 основных преиода:

АИ выберает отдельные народы, а не все сразу.

1) восточный мир. Критерий прогресса -свобода. Посему восточный мир – самы осталый, там все рабы, один ток свободен – тиран, но и он раб своей собсвенной властии.

2) Античный. Он делит на римский и гречиский. Тут уже есть свободные(полис, община, граждане рима), но тут остается еще и рабство.

3) Германский. Тока германцы достигли абсолютной свободы и создали государство всеобщего признания без рабства, и тут история заканчивается, как и философия.

 

Марксизм.

Маркс позаимствовал что то у гегеля (диалектику), у феербаха (материализм), у экономистов – теорию прибавочной стоимости, у биологов – учение клетки, у дарвина – учение о эволюции, и анализируя это он создает марксизм.

 

Предпосылок к марксизму:

1)исторические предпосылки: востание лионских ткачей. Если шире – возникновение пролетариата как класса. Для маркса пролетариат – это тот класс, который должен уничтожить классоую систему как таковую. (хотя когда маркс жил пролетариат – как животные, самый низ социальной структуры, он отождествляет себя с те, что предельно ему далеко, он был в норм емье)

2)естественно-научные предпосылки: закон сохранения энергии, открытие клеточной теории, теория дарвина. Эти 3 открытия повлияли на развития марксизма, дали основу.

3)теоритические. Тут они оч легко разбиваются по национальным категориям:

а)нмецкая класическая философия: Гегель(диалектика), Феербах(материализм, он ученик гегеля, но перешел в материализм и критиковал еще диалектику, а маркс грил делать жэтого нельзя. Посути жэто синтез их)

б)политэкономика: английская полит-экономика(преждевсего Адамс Смит, Рекордон еще.) – произведение Капитал(маркс)

в)француский утопический социолизм.: Сенсимон, Фурье.

 

марксизм обычно делят на:

1)диалектический материализм – учение о природе, познании и общая философия - диамат

2)учение об обществе истории и тд. (исторический ) - истмат

 

Маркс в основном социальный философ, его интересует бытие общество, закономерности развития этого общества и маркс разрабатывает диалектико-материалист. понимание общественной жизни и истории. Он оппонирует гегелю! Гегель утверждает что некая абсолютная идея(мировой дух) управляют общественными процессами типа познание свободы, построение общества, и для гегеля общественное сознание – первично, а общественное бытие – вторично. А для маркса наоборот, общественное бытие – первично, а общественное сознание – вторично, он материалист же. Маркс грит что и в природном и соц. бытие есть закономерности, которые нам надо раскрыть, и узнав их, мы сможем познать окружающую действительность, использовать их во благо себе, или во вред.

По марксу чел рождаясь в определенных условиях формируется как личность отражая те общественные условия, в которых он живет.

 

Система общественных отношений: по марксу общество состоит из 2ух глобальных систем: базиз и надстройка. Базисные отношения –материальные средства производства, которые формируются в той или иной соц-экон. реальности, посему чел не в силах их изменить, это реальность в которой мы живем! Это устоявшиеся основания общества. Базисные они потому что они определяют надстроечные компоненты общества. К надстройке относятся: политические, правовые, нравственные, философские, религиозные концепции, а так же характерные для этой эпохи институты, такие как церковь как институт, государство ка соц-эк. институт, полит. партии, по марксу базис – соц.эконом. условия определяют надстроечные компоненты, НО в тоже время и надстройка может определять базисные компоненты, т.е. эта взаимосвязь диалектичная.

 

Маркс выделяет в рамках обществ. отношений 2 основных вида:

1)идеологические отношения, где каждый чел руководствуясь своими интересами, идеями выступая как сторонник той или иной политики и пр, но я не сам создаю свою философскую идею, она на основе, она отражение общественного сознания!

2)материально-производственные отношения. Например: про влияние новинок на стоимость старых товаров. Не мы формируем рынок, а рынок формирует отношения наши в этой жизни. Посему для маркса материальная структура производства – первична.

 

 

Ранний маркс в ранних работах анализирует понятие отчуждение.

Отчуждение он понимает в 3ех смыслах:

1)отчуждение людей от результатов их труда. Рабочие работуют, делают, а плодом их труда пользуются другие.

2) человек отчуждается и от самого труда: труд перестает быть радостью и творчиством, а становится отвратительной необходимостью ради выживания. Вобщем радости от работы мало.

3)люди отчуждаются друг от друга, июо они расматривают друг друга как конкуренты, а не как товарещей, соработников.

 

Он анализирует их, и грит что все это приводит к тому, что чел отчуждется от своей сущности, все это как бы разрушет нас самих.

 

Но потом он грит, что родовая сущность – эт тож абстракт. Он грит – сущность чела – совокупность всех общественных отношений. А знач наша сущность такова, как сущность общества, в котором живем.

В поздних работах он анализирует элементы общества в которых ы живем. Он вводит понятия общественно-экономическую формацию, еще чет и пр.

Он грит, что история – переход от одной формации к другой, а из 5:

1)первобитно общинная

2)рабовлыдельческая

3)феодальная

4)капиталистическая

5)комунистическое

 

движение происходит так: производственные силы развивается, а общество отстает, возникает и нарастает конфликт, происходит революция и переход от одной общ.эк. формации к другой.

И вот в итоге это должно приветси к комунистической.

Но фишка: капитализм: в ней нарастанеие ведет к прогрессу капитализма самого, а не к комунисту.

А в комунизме преодолено отчуждение, где нет частной собственности и пр.

 

 

Русская философия.

На выбор либо соловьев либо бердяев.

Основные этапы:

1)принятие христианства(988). При князе Владимере, и это совпадает с обретением писмености.

Усвоение христианского наследия из византии(а она наследница рима и греции) к нам идет и античные здания(минимальные).

Но в этот период появляются и самостоятельные мыслители.

«слово о законе и благодате» - метрополит Илорион

2)татаромонгольсое нашествение. Русь под золотой ордной. Там не до философии.

3) московский период. Там иван калита объединяет земли по москвой. Как таковой философии небыло, но: доктрина «москва – третий рим» (первый рим – пал. Второй рим – константинополь – пал от турков. Мол отошли от подленного православия – наказал бог. И вот москва – последняя.)

проникновение исихазма на русь. Исихия – уединенная молитва. Сие православно-мистическое учение из везантии(святой Григорий Палама разроботал. Учение об неких божественных энергиях, с котороми прав. Христианин молитвами может соединится с божественными херями)

спор меж нестяжатилями и иосифлянами. Иософляни – считали, что церковь должна быть богатой, чтоб помогать. А другие – что церковь должна не вмешиватся, а ток молится. Победии иосифляни.

4)питербурский период. Век руского просвещения. Тут и ломоносов, и Татищев, родищев, Новиков и пр. Идет усвоение и накопление западных образцов.

5)В 19в моно уже грить о философии в норм смысле. Тут важно: спор меж словянофилами (Хомяков, Самарин, Тютчев, Даль) и западниками. (Соловьев, Чаадаев, Тургенев, Белинский)

Словянофилы – хомяков и пр, мол у нас своя судьба, ресурсов дохера и пр.

 Учение революционных демократов.  

70ы годы – народники, хождение в народ

След: становление русского марксизма: ленин и пр.

 

Ключевая фигура – соловьев. Основные произведения: оправдание добра», «3 разговора», «россия и будущность теократии»

Ключевое понятие – понятие всеединства. Говоря о итсине он дает определение: истина – это сущее, всеединое.

 Всеединство - единство Вселенной, всего сущего, единство всего человечества – высший онтологический принцип организации бытия, означающий взаимопроникювение и, вместе с тем, взаиморазделенность всех вещей и явлений мира. Основоположник философии всеединства в России – В.С. Соловьев, опирался в ее разработке как на мировую, так и на отечественную мысль (досократики, неоплатоники, Н.Кузанский, славянофилы). В онтологии всеединство предстает как благо, истина и красота, в гносеологии – как система цельного знания. В.С.Соловьев различает всеединство отрицательное (то, что содержится во всем) и положительное (то, что все в себе содержит). Положительное всеединство есть Абсолют. Вслед за В.С.Соловьевым концепцию всеединства развивали в России Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин,

С.Л. Франк, П.А. Флоренский.
К концу жизни «три разговора» -он жутко разочеровался в будущем и разроботал теорию Панмонголизма. Мол европейская расса будт уничтожена рассов желой(а тут как раз в китае боксерское(??) востание случилось.) и он решил что вот оно! И умер с осознанием этой мысли.

 

Бердяев: основные произведения: «судьба россии», истоки и смысл руского комунизма, философия неравенств.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  • царство духа,
  • царство природы,
  • объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  • трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!