Социально-экономическое развитие Китая в XVII–XIX вв.



Билет

 

В чем же причины отставания Востока. Ответ на этот вопрос вызывает до сих пор дискуссии у исследователей, принадлежащих к разным историческим школам и придерживающихся различных политических взглядов.
Из самых распространенных в минувшее столетие версий следует отметить марксистскую теорию об ограблении державами Запада колоний и зависимых стран. Марксизм утверждает: “Невиданный по своим масштабам систематический грабеж неевропейских стран привел с одной стороны, к разорению и обнищанию Востока”, затормозив его нормальное развитие, с другой – позволил Европе в ходе первоначального накопления капитала сконцентрировать огромные денежные суммы, необходимые для развития промышленности, что ускорило развитие капитализма на Западе. Действительно, некоторые факты говорят в поддержку данной теории. Так англичане в 18 веке ежегодно получали в виде денежных поступлений от налогов, принудительной покупки товаров индийских ремесленников по низким ценам, прямого грабежа местного населения в годы военных действий до 2 миллионов фунтов стерлингов из Индии. При этом весь бюджет Англии 80 гг. 18 века составлял 15 миллионов фунтов. Огромный доход давала европейцам и обычная торговля: в 16 веке португальцы покупали перец в Индии по цене 3 дуката (золотая монета весом в 3.5 г.) за центнер, а продавали в Лиссабоне по 20 – 40 дукатов за центнер.
Однако многие факты из экономической жизни Запада и Востока противоречат марксистской теории. До середины 18 века торговые контакты между Западом и Востоком приводили к оттоку золота и серебра вследствие отрицательного торгового баланса из Европы в Азию. Эти драгоценные металлы оседали в сокровищницах восточных деспотов в отличие от европейских стран, где эти самые металлы использовались в виде монет как средство платежа, способствуя развитию торговли и становлению нового капиталистического общества. А почему капитализм возник именно в Западной Европе, а не в Азии ? Почему промышленная революция началась не в Азии, а в Европе?
Как показал анализ биографий британских промышленников и их бухгалтерских книг, промышленная революция на раннем своем этапе 1760–1815 гг. проходила без финансирования новых предприятий – фабрик со стороны торгового и банковского капитала. Почти все основатели новых промышленных предприятий были людьми скромного состояния, выходцами из деревни, а не английскими колониальными чиновниками в отставке, наживших себе состояние в Индии и других колониях, ни торговцами, разбогатевшими на колониальной торговле. Так или иначе, а к началу 19 века страны Востока предстают на мировом рынке как отсталая периферия.
Для цивилизации Востока были характерен ряд особенностей политической, экономической и культурной жизни, формировавшихся на протяжении веков. Преобладание государственной формы собственности над частной, отсутствие правовых гарантий у купцов сохранения своего имущества и даже жизни от произвола местных чиновников и центральной власти порождало отсутствие заинтересованности в налаживании производства товаров и услуг, где до них могли дотянуться чиновники правительства или местные правители. - Из-за этого накопленные ценности не вкладывались в мануфактурно-ремесленное производство, а в виде сокровищ изымались из обращения. Как писал шведский дипломат в Турции 18 века: “Отсутствие безопасности препятствует развитию промышленности… Люди не знают, как использовать свои капиталы. Разве они захотят вложить их в какое-нибудь выгодное дело, если вне столицы все подобные предприятия подвергаются многочисленным опасностям, проистекающим от отсутствия полиции и злоупотреблений судей.“ Чиновничий аппарат сковывал многочисленными ограничениями и предписаниями частную инициативу. Так в Китае эпохи Цин владельцы частных предприятий обязаны были сдавать свою продукцию государству по низким ценам. О производстве фарфора. Из китайской книги 18 века: \"Казенные и частные печи не одинаковы. На казенных все делают очень поспешно и продукция получается плохая. Частные печи делают все очень тщательно, так как не могут напрасно расходовать силы. Строгая экономия частных печей и расточительность казенных совершенно отличаются друг от друга\".
- На Востоке не было развитого городского самоуправления как в Европе, вследствие чего горожане – фундамент зарождающегося капиталистического общества на Западе, во многих азиатских государствах не признавались отдельным сословием общества со своими правами. Их считали частью простого народа, обязанностей у которого было гораздо больше, чем прав.
- Не последнюю роль в консервации старых докапиталистических порядков играл и особый менталитет народов Востока: отрицание всего нового, что способно изменить устоявшийся уклад жизни, поддержка не частной инициативы отдельного человека, а экономической деятельности в рамках и с дозволения всей семьи, рода, клана.

 

Билет

 

В 19 веке резко возрастает влияние на внутриполитическую ситуацию и экономическую жизнь стран Азии и Африки нескольких европейских держав. В глобальном масштабе это были Англия и Франция, чьи интересы охватывали весь громадный регион, притязания да и экономические возможности поскромнее были у Российской империи. Никакого сколь-нибудь сильного влияния на ход событий на Востоке не оказывали остальные две великие державы – Австрия ( за исключением влияния на Турцию ) и Пруссия. Лишь с конца 19 века объединенная под властью Пруссии Германия начала оказывать серьезное воздействие на политику Турции, Ирана, Китая. То есть количество игроков на арене борьбы за мировое доминирование можно было пересчитать на пальцах одной руки. После русско-японской войны клуб великих держав пополнился Японией – единственной азиатской страной, сумевшей не только сохранить независимость, но и значительно сократить отставание от стран Европы.
Главным действующим лицом в международных делах была, конечно, Англия – единственная сверхдержава с 1815 г. по 1939 г. Ее предшественницей была испанская империя династии Габсбургов 16 века. Противостояние Испании Османской империи оказывало огромное воздействие на европейскую политику в начале Нового времени. С тех пор и до 19 века, несмотря на ожесточенное соперничество великих держав, ни одна из них не смогла возвыситься на долгое время до статуса сверхдержавы. После разгрома Наполеона сверхдержавой оказалась Англия. В середине 19 века половина всей промышленной продукции мира производилась на английских фабриках. Ни один флот мира не мог и близко сравниться по количественным и качественным показателям с британским. Даже германский военный флот – второй по численности – на 40 % уступал английскому по количеству кораблей к первой мировой войне. За счет выкачивания ресурсов колоний, инвестиций за рубежом и торговли со странами Востока правительство Британской империи смогло обеспечить очень высокий уровень жизни своему народу. Заработная плата английского рабочего в начале 20 века уступала только американскому и российскому. Англия являлась лидером по объему иностранных капиталовложений по всему миру. Одни лишь проценты по вкладам позволяли безбедно жить в качестве рантье значительному числу англичан. Большая часть мировой торговли велась на фунты стерлинги (60 % на начало XX века). Не последнюю роль в таком возвышении Британской империи играли богатства стран Востока. К 1914 г. в состав Британской империи входило 25 % всей земной суши – мировой рекорд за все время существования человеческой цивилизации. На втором месте – 17 % занимаемой площади суши находилась Российская империя. Население стран Азии увеличилось с 277 миллионов человек в 1500 г. до 948 миллионов в 1900 г. В Европе (без России) в начале 20 века проживало 290 миллионов человек.

Билет

Государственный строй Цинской империи в XVII–XIX вв. Внешняя политика.

Завоевание Китая маньчжурами продолжалось с 1644 г. по 1682 гг. 700 тысячный народ покорил государство с 150 миллионным населением. 18 век – время расцвета маньчжурского господства над Китаем. Во главе государства стоял богдохан. Он обладал всей полнотой гражданской и военной власти. Особа богдыхана считалась священной и его воля ничем не была ограничена. Император как \"сын неба\" правил по повелению богов и был недоступен для подданных. Свою власть император осуществлял с помощью разветвленного аппарата чиновников. Наследник трона выбирался из числа родственников императора по воле самого монарха. При богдохане находился Военный совет – высший государственный орган управления. Его численность не превышала 9 человек и он не починялся другому органу власти – совету князей-регентов из маньчжурской аристократии. В состав Военного совета входили главы 6 ведомств и другие чиновники. Центральный аппарат управления был представлен шестью палатами-министерствами (чинов, финансов, ритуалов, наказаний, общественных работ и военных дел).
Страна была разделена на провинции, а последние, в свою очередь, на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще всего они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, сосредоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими соответствующими территориями при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. Действовал принцип круговой поруки – при невыплате должником налогов за него выплачивали соседи.
Формально доступ на государственную службу был открыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую степень, которых было три: сюцай, цзюйжэнь и цзиньши. Низшую чиновничью степень сюцая можно было купить, но она не давала права на занятие чиновничьей должности, то есть сдавший экзамен мог ее получить в случае существования вакансии. Если вакансии чиновника не было, у сюцая оставались только определенное привилегии. Третья (высшая) степень присваивалась после экзаменов в уезде, затем в провинции и в столице. 90 % от всех обладателей ученых степеней составляли именно сюцаи. Чиновничество делилось на девять классов, каждому из которых присваивались определенные знаки отличия. Лица разных рангов также различались и по одежде.
Маньчжуры держали китайцев под строгим контролем. Так, боясь тайного изготовления оружия, маньчжуры поставили под строгий контроль добычу руды и выплавку металла. Более половины всей добычи металла сдавалась в казну в счет налога или в качестве принудительных закупок по низким ценам. Для слежки за чиновниками и простолюдинами была создана секретная организация “всадников в красном” – тайных агентов. В 1724 г. было принято решение об изгнании из Китая католических миссионеров как представителей оппозиционного конфуцианству вероисповедания, при этом католические храмы закрывались.
Маньчжуры восстановили в полном объеме экзаменационную систему и сеть конфуцианских учебных заведений. Даже маньчжурская знать была вынуждена давать своим детям конфуцианское образование. Китайцы учили своих детей, предназначенных для ученой карьеры, выводить иероглифы с 4-х лет. С 7 лет ребенок начинал вызубривать наизусть, не понимая смысла, конфуцианское произведение в стихах “Канон из тысячи иероглифов“ и другие ученые труды. При ответе ученик стоял спиной к учителю. В случае ошибки по спине ребенка учитель бил тонкой палкой, которую ему дарил в красной оберточной бумаге сам ученик в первое посещение школы. Данная система обучения называлась “спинной”. Как только текст выучивался, ученику объясняли его смысл. Династию Цин привлекал в конфуцианстве упор на жесткую регламентацию взаимоотношений людей в обществе и закрепление их обязанностей перед государством. Литературные произведения, содержащие даже сдержанную критику существующего режима, запрещались к печати и сжигались на кострах. Специальный штат чиновников-цензоров выискивал и уничтожал труды по истории, содержавшие антиманьчжурские высказывания. В 18 веке произошли изменения в требованиях к претендентам на чиновничью должность. С 1757 г. исчезли требования владеть практическими знаниями, восторжествовал догматизм и выучивание наизусть томов конфуцианской мудрости ( а их насчитывалось 11 тысяч), содержащих высказывания конфуцианских знатоков по различным сферам жизни. Распространилась практика покупки ученой степени без сдачи экзаменов или получения ее через взятки экзаменаторам. В 1745 г. каждый четвертый чиновник в должности начальника уезда купил ее. К началу 19 века китайские чиновники уже численно преобладают над монголами и маньчжурами в государственном аппарате.
Пришедшая к власти новая династия в первый век своего правления, как это уже часто бывало в истории Китая, проводила активную внешнюю политику. В 17–18 веках на это хватало сил и средств: 1691 г. Цинский Китай присоединил к себе Монголию. В 1732 г. впервые китайские послы посетили Россию. Попытки Китая захватить Джунгарию в первой половине 18 века не принесли успеха, хотя ради этого были развязаны две джунгаро-китайские войны. Вторая война, длившаяся 20 лет (1715-1734), истощила обе стороны.
Вершиной могущества династии Цин признается правление императора Хунли (1736-1795). С помощью маньчжурских знаменных войск, китайской пехоты и монгольской конницы удалось подчинить Тибет (1751), Джунгарию (1757) и Кашгарию ( 1759 ). Две последние страны раздирались внутренними распрями, что способствовало завоеванию. Богдохан умело использовал междоусобицы среди знати и претендентов на трон, натравливая их друг на друга, тем самым ослабляя всех. При покорении Джунгарии 95 % населения было истреблено, а остальные бежали в Россию. Территория Джунгарии и Кашгарии получила название Синьцзян т. е. “Новая Земля”. Кашгарию отличала своя специфика – господство мусульманской религии. Завоевания середины 18 века привели к максимальному территориальному расширению маньчжурских владений. Новые границы просуществовали вплоть до падения Цинской династии и провозглашения республики в 1912 г.
После покорения Тибета, Кашгарии и Джунгарии Хунли стал переоценивать свои возможности, решая добиться покорения южных стран. Два раза в 60 гг. 18 в. маньчжурская армия вторгалась в Бирму (Мьянму) и оба раза терпела поражение. Тем не менее Бирма признала себя данником Цинской империи и выплачивала дань, а точнее подарки императору, раз в 10 лет, отправляя ее с посольством в Пекин.
К 1788 г. относится попытка маньчжуров захватить Вьетнам. Китайцы заняли столицу, но повстанцы смогли отбить ее. В ряде сражений успех сопутствовал силам, борющимся с иноземными войсками. В состоявшейся вскоре после захвата повстанцами столицы битве, китайские войска потерпели очередное поражение. Попытка династии Цин захватить южного соседа закончилась неудачей, хотя и вьетнамцы согласились формально признать себя данниками Китая, чтобы избежать вторжения новой армии.
Войны дорого обошлись Китаю. К концу 18 века все более наблюдалось нарастание социальной напряженности в китайском обществе. Завоевания истощали государственную казну: с 1685 по 1792 г. маньчжурские императоры вели 11 войн. На содержание армии уходила половина бюджета страны.
К началу 19 века Китай являлся самой богатой страной Азии, но с нарастающими экономическими и социальными противоречиями. Они усугублялись военным и техническим отставанием Китая от стран Запада. Страх перед далекими варварскими народами вынудил Китай проводить политику самоизоляции и запретить внешнюю торговлю с 1757 г. во всех портах кроме Гуанчжоу.

Социально-экономическое развитие Китая в XVII–XIX вв.

С 1683 г., времени завершения завоевания Китая маньчжурами, наблюдается восстановление экономики страны. Правительством и местными властями привлекались беженцы на брошенные в ходе военных действий земли и снижались налоги.
Все маньчжуры “восьмизнаменные” были приравнены по положению к высшему сословию профессиональных воинов “цижень” Занятие торговлей и ремеслом для них считалось позорным и было запрещено законом. Их можно было арестовать только с согласия властей, для маньчжуров существовали особые тюрьмы. Костяк сухопутной армии составляли именно маньчжурские части. Это были так называемые восьмизнаменные войска. Цветами знамен являлись желтый, белый, красный и голубой, а также желтый, белый и голубой с красной каймой и красный с голубой.
Сословие завоевателей господствовало над 4 исконно китайскими сословиями – ученых (ши), земледельцев, ремесленников, торговцев. Земледельцы, ремесленники и торговцы назывались “добрым народом”. Вне сословий располагался “подлый люд” – слуги, рабы, актеры, который не платил налогов, поэтому от него не было пользы государству, отсюда и название – подлый. Завоеватели опасались раствориться в массе многочисленных китайцев, поэтому были запрещены смешанные браки. Китайцы должны были носить косу – признак отличия от завоевателей. Разные социальные слои отличались даже цветом одежды. Император и члены его семьи носили желтую одежду, вельможи – бежевую, простой народ – белую. Признаком учености ши считались длинные ногти, означавшие, что их владелец не занимается физическим трудом.
C начала 18 века начались опасные для правящей династии процессы разорения маньчжуров и перехода земли от солдат и офицеров маньчжурской армии к китайским крупным помещикам, купцам и ростовщикам. Государство, борясь с этим явлением, неоднократно выкупало проданные и заложенные земли. Правительство запрещало продажу, залог и сдачу данной категории земель в аренду китайцам более чем на 3 года. Однако на практике все постановления оказались неэффективны. Также запрещалось переселяться китайцам за Великую стену в Манчжурию.
К 1790 гг. население Китая составило 300 миллионов человек, увеличившись за сто лет втрое. В это время треть населения мира жила в Китае. Пекин по численности жителей в 18 веке превосходил Париж. Если за 18 век число жителей возросло втрое, то пахотные земли только на две трети. В итоге обрабатываемая площадь земли на душу населения сократилась на 30 %. Несмотря на наличие внутренних таможен успешно развивалась межобластная торговля. Экономический рост укрепил финансовое положение империи. Большая часть государственных доходов поступала от сельского хозяйства. В середине 18 века доходы казны достигали 40 миллионов лянов. (1 лян – 37 грамм серебра).
С 1757 г. была запрещена иностранная торговля во всех портах, кроме Гуанчжоу. Европейцам даже в этом порту не разрешалось селиться в пределах городской черты, им запрещалось изучать китайский язык. Тех китайцев, которые обучали ему заморских варваров, казнили. Под страхом смертной казни запрещалось строить большие суда. Политика изоляции стала важной причиной технического, экономического и культурного отставания Китая от Запада.
В первой половине 19 века более 90 % населения страны было занято в сельском хозяйстве. Подавляющее большинство крестьян были арендаторами государственной или частной земли, при этом частные владения преобладали по занимаемой площади земель. Арендная плата составляла 50 % урожая и более. Существовала коллективная ответственность членов крестьянской общины за уплату налогов. Население страны достигло к 1850 г. 430 миллионов человек. Площадь обрабатываемой земли на одного человека постоянно сокращалась, что вызывало обнищание крестьян вследствие малоземелья, падение сбора налогов и рост социальной напряженности в обществе. Арендная плата к концу 19 века достигала 70-80 % урожая.
В 1861 г. в Китае, на столетие позже, чем в Англии, были открыты первые фабрики. В 1882 г. построена первая железная дорога из Шанхая. К 1914 г. в Китае протяженность железных дорог достигла 10 тысяч км.
В 1728 г. был подписан русско-китайский договор, в котором затрагивались среди прочих и торговые вопросы. В Нерчинске и Кяхте были открыты пункты постоянной торговли с китайцами. Из Китая в Россию привозили чай, спиртные напитки, шелк, сахар, фарфор. В обмен из России в Китай ввозили меха, шерстяные ткани, зеркала. Англия ввозила в Китай железо, олово, шерсть, с конца 18 века опиум. Вывозили из Китая шелк и чай. Торговый баланс до 1830 гг. складывался не в пользу Англии, которая вынуждена была оплачивать свои закупки серебром. И только массовый завоз опиума исправил ситуацию. Начался отток серебра из Китая в оплату за опиум. Попытка правительства Китая запретить ввоз опиума вызвала англо-китайскую войну в 1840–1842 гг., которую Китай проиграл. По мирному договору для английской торговли были открыты 5 портов. Англия получила Гонконг в вечное владение, устанавливались низкие пошлины на английские товары.
В 1844 г. Китай подписал неравноправные торговые договора с США и Францией. В 1854 г. Великобритания, Франция, США и Россия потребовали от Китая неограниченной торговли внутри Китая и официального разрешения торговли опиумом. Отказ Китая от исполнения этих требований вызвал вторую опиумную войну в 1856–1860 гг. По новым торговым договорам иностранцы получили право свободной торговли в Китае, были снижены пошлины, открыты новые порты и разрешена торговля опиумом. Россия в это время по Пекинскому соглашению с Китаем присоединила к себе Уссурийский край. В 1873 г. китайский импорт составлял 106 миллионов долларов, а экспорт 110 миллионов. В структуре импорта доля опиума достигала 44 %, хлопка – 27 %, шерсти – 6 %, металлов – 5%. То есть Китай не был в то время сырьевым придатком великих держав Запада. В экспорте на первом месте был шелк – 41 %, чай – 16 %, масло – 6 %. Главным торговым партнером являлась Англия. До 1874 г. Китай не имел внешних долгов.
В 19 веке из-за ряда внутренних и внешних причин уровень жизни китайского народа не улучшался. С 1820 по 1914 гг. ввп на душу населения оставался неизменным, в то время как страны Запада сделали рывок в своем развитии. В 1913 г. Китай как и Индия отставал от Англии по ВВП на душу населения в 7 раз (в ценах 1993 г. , по паритету покупательной способности). По подсчетам российского исследователя Б. М. Болотина отставание Китая и Индии было еще большим - десятикратным.

Билет

Первая опиумная война.

В первой трети 19 века в Цинской империи набирал силу очередной циклический социально-экономический и демографический кризис. Его проявлениями стало 1) массовое обнищание крестьянства и его обезземеливание 2) нарастание антиманьчжурских настроений и подъем повстанческого движения. В дополнение к существующим проблемам добавился новый фактор – вмешательство Англии во внутренние дела Китая. Это вмешательство выразилось в поставках контрабандного опиума из Индии. Курение наркотика негативно сказывалось на работоспособности и здоровьи государственного аппарата и армии, а отток серебра из страны в качестве платы за него подрывал финансы государства. В этих условиях чиновнику в Гуандуне было поручено покончить с ввозом опиума. В марте 1839 г. он потребовал от англичан и американцев сдачи всего опиума, а когда те отказались подчиниться, блокировал войсками территорию торговых складов. Торговцы опиумом вынуждены были сдать весь запас наркотика, который был уничтожен. Император после удачной операции объявил Китай закрытым для всех коммерсантов из Англии и Индии. В Лондоне закрытие китайского рынка сочли благоприятным поводом для войны с Китаем. Самая мощная держава мира, производящая половину всей промышленной продукции планеты, имеющая самый сильный флот и обширнейшие колонии, решила разделаться с Китаем, навязав ему свою волю. Древнейшая из существующих цивилизаций мира могла противопоставить Англии только средневековое войско, вооруженное в основном холодным оружием – пиками, мечами, щитами, луками и стрелами. Огнестрельного оружия было очень мало, естественно, устаревших образцов. Разумеется, исход войны был предрешен.
В марте 1840 г. Лондон направил в Китай эскадру кораблей и войска. В Индии к ней присоединились сипайские части. Летом 1840 г. войска прибыли в устье реки Чжуцзян и блокировали его. Так началась англо-китайская война 1840-1842 гг. Англичане в начале августа 1842 г. подошли к Нанкину, угрожая штурмом. Здесь под стенами южной столицы Китая они продиктовали послам богдохана условия мира. 29 августа 1842 г. на борту английского военного корабля был подписан Нанкинский договор. По договору 5 портов, в том числе Шанхай и Гуанчжоу, объявлялись открытыми для торговли и поселения англичан. Остров Гонконг переходил во владение Великобритании. Пекин должен был уплатить Англии компенсацию за уничтоженный в 1839 г. опиум и контрибуцию в размере 21 миллионов долларов. Пошлины на английские товары не должны были превышать 5 % стоимости товара. Этот договор стал первым неравноправным соглашением в истории Китая. В следующем году англичане получили право неподсудности китайскому суду и возможность создавать свои поселения в портовых городах. Данные привилегии распространились в 1844 г. на США и Францию. По соглашению с Францией католические миссионеры получили право вести пропаганду христианства. Убедившись на практике в мощи Англии, китайское правительство стало проводить вплоть до 1848 г. политику уступок и умиротворения заморских варваров.
После первой опиумной войны обострился кризис Цинской империи. Увеличился ввоз опиума, а следовательно, и отток серебра из Китая. Для восполнения военных расходов и выплаты контрибуции государство вынуждено было увеличить налоги. Резко вырос приток в Китай дешевых английских хлопчатобумажных и шерстяных тканей, что привело к разорению многих местных ремесленников.

Билет

Вторая опиумная война.

Поначалу державы Запада стремились использовать борьбу между тайпинами и правительством Китая в своих интересах. Англия, Франция и США заняли выжидательную позицию и через своих представителей, посетивших столицу тайпинов Нанкин, заявили о нейтралитете. Однако вскоре Запад решил нанести удар по династии Цин, в разгроме которой тайпинами тогда он не сомневался, вынудив ее на новые уступки в экономике и политической сфере. В октябре 1856 г. английская эскадра контр-адмирала М. Сеймура высадила десант, захвативший ряд китайский фортов, и подвергла Гуанчжоу сильной бомбардировке. Так началась вторая торговая война с Китаем, часто именуемая второй опиумной. В апреле 1857 г. Франция также вступила в войну под предлогом убийства французского миссионера. Восстание в Индии, начавшееся в 1857 г., заставило Лондон остановить военные действия в Китае. С подавлением основных очагов восстания англичане перебросили в Китай новые подкрепления. Союзники заняли Гуанчжоу и Шанхай, а затем и Тяньцзинь. Богдохан и его правительство были вынуждены принять все требования Англии и Франции. В июне 1858 г. состоялось подписание Тяньцзиньских договоров, по которым державы получали право иметь в Пекине свои постоянные миссии, подданные Англии и Франции могли свободно передвигаться по Китаю и вести миссионерскую деятельность. Для торговли были открыты 6 новых портов. Китай как и после первой проигранной войны обязался вновь уплатить контрибуцию. Легализовалась т. е. разрешалась опиумная торговля. Были подписаны договора с Россией и США, распространявшие на эти страны все права и привилегии, которые уже имели другие страны.
Однако китайское правительство решило не соблюдать заключенные договора и использовало время для перевооружения. Попытки союзников силой пробиться к Пекину, чтобы заставить соблюдать заключенные договора привели к новой, третьей по счету торговой войне. Англия и Франция стянули силы для вооруженного удара по Пекину. В конце августа союзники заняли Тяньцзинь, где учинили массовые грабежи и насилия. В сентябре англо-французская армия нанесла два новых поражения цинским войскам. Поражения вызвали панику при дворе богдохана. Император бежал из столицы, поручив своему брату заключить мир на любых условиях. В окрестностях столицы союзники захватили разграбили и сожгли жемчужину Китая, летний императорский дворец – памятник архитектуры и хранилище богатств. В октябре 1860 г. гарнизон Пекина без боя открыл “варварам” ворота столицы. Были заключены с представителями Англии и Франции Пекинские конвенции, подтверждавшие условия Тяньцзиньских договоров 1858 г. Однако сумма контрибуции теперь увеличивалась с 6 миллионов до 16 миллионов. Тяньцзинь превращался в открытый порт. После одобрения императором этих соглашений войска союзников покинули Китай, а иностранные послы окончательно обосновались в Пекине. Россия не участвовала в опиумных войнах, но смогла воспользоваться их плодами. Айгуньский договор, заключенный в мае 1858 г., содействовал дальнейшему территориальному размежеванию между Россией и Китаем и установлению границы по Амуру. Левый берег признавался владением России, Уссурийский край (Приморье) до окончательного размежевания оставался в общем владении государств. Пекинским русско-китайским договором 1860 г. пограничное размежевание было завершено и династия Цин признала земли к востоку от р. Уссури русским владением.
Проигрыш очередной войны привел к осознанию в правящих кругах необходимости реформ с целью преодоления отставания от стран Запада. С 1860 г. окончательно терпит крах политика искусственной изоляции от окружающего мира, начинает проводиться политика самоусиления Китая, то есть происходит заимствование у западного мира его технических достижений, особенно в военной области, строительство современных промышленных предприятий для перевооружения армии, закупка вооружения на Западе, создание новой армии и флота по европейскому образцу.

Билет

Восстание тайпинов 1850-1864 гг.

Тайпинское восстание (1850—1864) — крестьянская война в Китае против феодального гнёта маньчжурской династии и иностранных колонизаторов. Причинами восстания явились усиление налогового бремени из-за оттока серебра из страны и необходимости выплачивать военную контрибуцию Англии, агрессия капиталистических держав в ходе первой опиумной войны, обусловившие крайнее обострение кризиса китайского феодального общества. Причиной кризиса стал быстрый рост населения, из-за которого происходило уменьшение площади пахотных земель в среднем на каждое крестьянское подворье. С 1661 по 1851 гг. демографический потенциал страны возрос более чем на 200 %, а пахотная площадь – только на 40 %. Вследствие чего происходило обезземеливание крестьян, а как результат – неспособность выплачивать все налоги.
Тайпинское восстание вспыхнуло в провинции Гуанси летом 1850 г. Идейным вождём восставших был сельский учитель Хун Сюцюань, организовавший религиозное “Общество поклонения Богу”, которое проповедовало идею создания “небесного государства великого благосостояния” — Тайпин тяньго (отсюда название восстания). Общество заимствовало ряд идей из христианства, сочетавшихся с древнекитайскими учениями о справедливом обществе. Общество богопоклонников считало истинным Богом Отцом Иегову, ниже стояли три его сына Иисус Христос, Хун Сюцюань и Ян Сюцин – дети святой девы Марии. Сектанты проповедовали борьбу с конфуцианством и буддизмом. В руководство секты входил помимо бедняков и богатый землевладелец Ши Дакай.
К ноябрю 1850 Хун Сюцюань и его соратники Ян Сюцин, Ши Дакай во главе 20-тысячного войска начали военные действия против правительственной армии. 27 августа 1851 г. повстанцы захватили крупный город Юнъань и объявили о создании своего “небесного государства”. В апреле 1852 г. тайпины уничтожили 13-тысячную армию, направились на север и вышли в долину р. Янцзы.
Армия тайпинов, пополнявшаяся за счёт трудового люда (с 20 тыс. она выросла до 300—500 тыс. чел.), отличалась высокой боеспособностью и строгой дисциплиной. Тайпины выработали свою стратегию и тактику и успешно вели манёвренную войну. Последователи Хун Сюцюаня продавали свое имущество, а вырученные деньги отдавали в священные кладовые в Цзиньтяни, из которых все повстанцы и члены их семей получали продовольствие и одежду по общим нормам. Была установлена строгая дисциплина. Женщины жили в отдельных лагерях, общение между мужчинами и женщинами не допускалось. Повстанцы носили красные повязки на голове и в знак неповиновения маньчжурам отпускали длинные волосы. Бойцы тайпинской армии отличались строгой дисциплиной и следовали христианским заповедям. Армию отличали гуманное отношение к населению, отсутствие грабежей и жестокости. Сношения мужчин с женщинами были в армии запрещены, запрету подверглись азартные игры, вино, курение опиума и проституция. Повстанцы убивали всех маньчжуров и крупных чиновников-китайцев, а также своих противников из среды землевладельцев, конфисковывали их имущество. Но все прочие категории землевладельцев сохраняли свое имущество и земельные владения. Новый земельный налог был намного ниже цинского, а ряд прежних дополнительных поборов отменялись. Тайпины заставляли землевладельцев снижать арендную плату. В новом государстве запрещалась купля-продажа невест и рабынь, требование приданого и обычай бинтовать ноги женщинам. Отменялись пытки, был введен гласный суд, велась борьба со взяточничеством. Целью повстанцев было освобождение Китая от власти маньчжуров и снижение налогового гнета. Тайпинское движение по своей сущности являлось крестьянской войной.
В январе 1853 тайпины овладели трёхградьем Ухань (гг. Ханьян, Ханькоу и Учан), а в марте заняли Нанкин. Для окончательного свержения цинской династии тайпинам было необходимо разбить войска на севере страны и взять Пекин. Однако руководители Тайпинского восстания промедлили с походом на север и выделили для него незначительные силы, в результате поход закончился неудачно.
Обосновавшись в Нанкине и объявив его своей столицей, тайпинское руководство обнародовало свою программу, названную “Земельной системой небесной династии”, которая должна была стать своеобразной конституцией тайпинского государства. В соответствии с принципами утопического “крестьянского коммунизма” в ней провозглашалось полное уравнение всех членов китайского общества в сфере производства и потребления. “Земельная система” определяла порядок распределения земли, организацию армии, систему управления и другие стороны жизни. Организация всей жизни тайпинского государства была построена на армейско-бюрократической основе. Каждые 25 семей образовывали административную, хозяйственную, военную и религиозную единицу – взвод (лян), возглавляемый командиром и одновременно священником. Лян имел общественную кладовую, куда все были обязаны сдавать излишки продуктов и денег. Нетрудоспособные и сироты содержались членами взвода. Каждая семья выделяла одного воина. Четыре взвода образовывали роту, пять рот – бригаду, пять бригад – дивизию, пять дивизий – корпус численностью 13 тысяч бойцов. В основу государственного устройства был положен монархический принцип с традиционной для него иерархией чинов и рангов. Номинально главой Небесного государства и абсолютным монархом являлся Хун Сюцюань. По прибытии в Нанкин он удалился от мирских дел, занимался только религиозными вопросами и все время пребывал в своем дворце. Еще до переезда в Нанкин вся власть была передана им Ян Сюцину. Ему были подчинены все остальные предводители повстанцев, имевшие титулы князей. Тайпины создали свою бюрократию – чиновников 11 рангов и восстановили экзамены на звание шэньши. Князья стали строить свои собственные роскошные дворцы с массой челяди. Частная собственность, рыночная экономика и торговля были запрещены в столице тайпинского государства. Мастерские, мануфактуры, магазины и дома стали государственной собственностью. Любые денежные суммы отбирались в казну. Были запрещены семейные отношения и браки. Во избежание разврата мужчины были отделены от женщин и детей. Все население Нанкина, кроме воинских частей и домов тайпинской знати, было распределено по изолированным друг от друга мужским и женским трудовым лагерям и рабочим командам. Эти ячейки имели военную организацию в сочетании с бесплатным принудительным трудом, общежитиями, питанием из общего котла или пайками. Вся выработанная продукция сдавалась в священные кладовые и затем распределялась. В других городах подобные меры не проводились. Но и столичная система вызывала протесты рядовых повстанцев и весной 1855 г. была отменена.
В период 1853—56 государство тайпинов расширялось за счёт земель в среднем течении Янцзы. Маньчжурский режим в это время находился на грани краха. Тайпины наносили цинским войскам одно поражение за другим. Вскрылась полная неспособность восьмизнаменных противостоять повстанцам. На помощь маньчжурской династии пришли китайские помещики и чиновники, создававшие частные военные дружины, которые стали опасными противниками тайпинов. С 1856 г. власть тайпинов стала ослабевать в связи с тем, что среди руководства произошёл раскол, переросший в междоусобную войну, в результате которой был убит фактический вождь тайпинов Ян Сюцин, а Ши Дакай и ряд других порвали с Нанкином и стали действовать самостоятельно. Этим воспользовались маньчжуры и в конце 1856 перешли в наступление, которое было остановлено только к началу 1860 г. из-за 2-й опиумной войны, сковавшей войска Цин на Севере. Англия, Франция и США первое время открыто не выступали против тайпинов. Воспользовавшись гражданской войной в Китае, они начали 2-ю «опиумную» войну и добились заключения новых, кабальных для Китая, договоров. Когда стало очевидным, что тайпины не смогут свергнуть правящую династию и являются серьезным препятствием на пути торговцев опиумом, они начали против повстанцев открытую интервенцию, ускорившую внутреннее разложение их государственной власти. Цинские армии теперь были вооружены современными винтовками и артиллерией. Для тайпинов началась полоса военных неудач, закончившихся в 1864 г. занятием Нанкина маньчжурами. Небесный князь покончил с собой, приняв яд.
Длительная крестьянская война ослабила Цинскую империю, привела к гибели миллионов человек и потрясла экономику Китая.

Движение за реформы в Китае в 1890-е гг. Кан Ю Вэй.

Сто дней реформ – период умеренных буржуазных преобразований в Китае, направленных на преодоление отсталости от Запада в конце 19 в. Их проведение было ускорено поражением Китая в ходе японо-китайской войны 1894-95 гг. Десятью годами ранее Китай проиграл войну с Францией за Вьетнам. Преобразования начались 11 июня 1898 г. с издания маньчжурским императором Гуансюем указа “Об установлении основной линии государственной политики” и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Преобразования длились 103 дня. Проведением реформ Гуансюй надеялся укрепить династию Цин и отобрать реальную власть у Цыси.
Согласно конфуцианским догматам, старики имеют почти неограниченную власть в китайской семье. Даже достигнув совершеннолетия, император Гуансюй вынужден был по полчаса на коленях дожидаться, когда всесильная тетка, соизволит пригласить его в свои апартаменты.
Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию китайской партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем, призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; планировалось открытие университета и медицинского института в Пекине, специальных технических заведений, поощрялось создание частных школ. В указе выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Гуансюй привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил. Сокращались чиновничьи штаты, менялась система экзаменов. Реформы носили умеренный характер, то есть не имели в виду радикальных изменений в политической и экономической сферах, и означали заимствования технических и научных достижений Запада и системы управления.
Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая, хотя сами реформаторы во главе с Кан Ювэем выступали за возрождение сильной конфуцианской империи, которая через 10 лет после начала реформ сможет господствовать над миром. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феодальной бюрократией и по существу остались на бумаге. Реформаторы не смогли опереться на китайскую буржуазию в виду ее малочисленности и экономической слабости.
Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель левого крыла реформаторов Тань Сытун с ведома Гуансюя готовил арест её лидеров, включая Цыси, однако заговорщиков предал генерал Юань Шикай, который объявлял себя сторонником реформ, но предал доверившихся ему реформаторов. Дворцовая гвардия осуществила арест императора и его приближенных реформаторов. Цыси от имени императора издала указ о передаче ей всей верховной власти в стране. Руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, которым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. Все они были отменены, за исключением военных. В октябре 1898 г. началось формирование 4-х армейских корпусов с учетом европейского военного опыта и вооружения. В декабре 1898 г. был открыт Пекинский университет.
Самого императора заточили на одном из островков в дворцовом парке и выпускали только на парадные аудиенции, где он молча сидел на троне по правую руку от Цыси…Когда в 1908 г. Цыси заболела, ей сообщили, что Гуансюй на своем острове радуется ее болезни, Цыси заявила: “Я не позволю ему умереть позже меня!” В результате император скончался.
После поражения реформаторов стало быстро развиваться революционно-демократическое направление национально-освободительной борьбы китайского народа, руководимое Сунь Ятсеном.


Восстание ихэтуаней ( боксеров ) 1898-1900 гг.

Движение ихэтуань возникло как реакция низов феодального китайского общества на иностранную экспансию. Идеологической основой движения был консерватизм – стремление вернуться к старым докризисным порядкам, существовавшим до прихода европейцев, конфуцианство и ксенофобия. Интересно, что в отличие от предыдущих массовых вооруженных движений, не было призывов к свержению правящей династии и политика императрицы Цыси даже не критиковалась. Организаторами антииностранной борьбы стало несколько тайных обществ, практиковавших даосские физические упражнения. Они напоминали кулачный бой, что и побудило иностранцев назвать их членов боксерами. Сами же ихэтуани именовали себя священными воинами.
Движение ихэтуаней началось весной 1898 г. в Шаньдуне – немецкой сфере влияния. Основным лозунгом стал “Поддержим Цин, смерть иностранцам”. Боксеры уничтожали все варварское – иностранцев, христианские церкви, школы и библиотеки, миссионеров и китайцев-христиан, а также их жилища. Они разрушали железные дороги, телеграф, европейские книги и товары. Ихэтуани считали предателями родины и реформаторов. Угроза реального раздела Китая заставила правительство пойти на союз с движением, чтобы использовать его в своих целях. В это время пока в правительстве спорили о союзе с ихэтуанями, те начали поход на север к Пекину. К лету 1900 г. их численность возросла до 100 тысяч бойцов. Лидеры не создали единого командования и действовали разобщенно. Успехи движения естественно встревожили западные державы. Их послы в Пекине потребовали от правительства принять все меры подавления восстания. Державы усилили охрану посольского квартала в Пекине, в Китае высадился вооруженный отряд Англии, Германии, России и Франции, США, Японии, Италии и Австро-Венгрии общей численностью в 2 тыс. человек. Он должен был пробиться к Пекину и взять под охрану посольский квартал. 10 июня экспедиция двинулась из Тяньцзиня к столице. На полпути она была остановлена ихэтуанями. Начались бои, в ходе которых боксеры бросались в атаки, массами гибли под огнем пулеметов, орудий и винтовок. Они разобрали железную дорогу в тылу войск, вследствие чего экспедиция попала в ловушку и с большим трудом смогла отступить назад в Тяньцзин. К моменту высадки войск Запада правительство Цыси окончательно решило пойти на союз с боксерами и открыло им доступ в Пекин. Они приступили к осаде посольского квартала, которая продолжалась 56 дней. Правительственные войска не только не мешали действиям повстанцев, но и сами участвовали в убийствах “заморских дьяволов”. От их рук погибли японский дипломат и германский посланник. Неудача военной экспедиции побудила державы готовить большой поход в Китай. 17 июня командующие иностранных эскадр потребовали от китайцев сдать им прибрежные укрепления. И в ходе штурма взяли их. 21 июня Цыси официально объявила войну державам. 14 июля державы заняли Тяньцзинь и стали вновь готовиться к походу на Пекин. В числе войск находились 10 тысяч японцев, 4 тыс. русских, 3 индусов-сипаев под командованием англичан и 2.5 тысяч американцев. Всего армия насчитывала 21 тыс. человек, из них 15 тысяч двинулись к Пекину. Им противостояла группировка войск численностью до 50 тысяч человек. После серии поражений цинских войск в Пекине началась паника, 14 августа русские и японские части ворвались в город. На рассвете следующего дня Цыси, император Цзайтянь (Гуансюй) и придворные бежали из Пекина. Город капитулировал. После поражения Цыси пыталась всю ответственность свалить на боксеров. Императорским указом они были объявлены виновниками всех бед и подлежали уничтожению. В свою очередь войска держав устроили, войдя в Пекин, массовые грабежи, были полностью разграблены императорские дворцы. Издевательства над населением и насилование китаянок были обычным явлением.
В конце октября 1900 г. в Пекине начались переговоры между Западными державами и Китаем. По итогам конференции Китай должен был выплатить 450 миллионов лянов в качестве контрибуции, а с учетом процентов, 1 миллиард. В Пекине создавался укрепленный Посольский квартал – государство в государстве со своей вооруженной охраной. Китай вынужден был выплачивать контрибуцию вплоть до второй мировой войны. Сохранился и раздел Китая на сферы влияния.

Сунь Ятсен – лидер китайского революционного движения.

Сунь Ятсен (1866 г., провинция Гуандун, – 1925 г., Пекин; похоронен в Нанкине), китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 г. окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 г. создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхуэй в Гонолулу на Гавайях, готовившую в 1895 г. вооружённое восстание, однако власти раскрыли организацию. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ятсен по-прежнему разрабатывал планы подготовки новых антицинских восстаний в Китае. По приказанию императрицы Цыси в 1896 г. его попытались выкрасть люди из китайского посольства в Лондоне, чтобы судить на родине и предать смертной казни. Сунь Ятсена держали в посольстве, пока поднятый в английских газетах шум и требование британского премьер-министра Солсбери не вынудили дипломатов отпустить революционера. В 1905 г. в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ятсеном “Три народных принципа”: национализм (свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской нации), народовластие (учреждение республики) и народное благосостояние (уравнение прав крестьян на землю). В 1905-11 гг. под руководством Тунмэнхоя в нескольких регионах Китая вспыхивали местные вооружённые выступления. Учанское восстание 10 октября 1911 г. провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая временная конституция республики. Сунь Ятсен считал возможным избежать развития капитализма в Китае. В период военной диктатуры Юань Шикая Сунь Ятсен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гоминдан (Китайская революционная партия). По просьбе Сунь Ятсена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером. На пост политического советника Сунь Ятсен осенью 1923 пригласил русского революционера-большевика М. М. Бородина, при помощи которого была преобразована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен в 20-е гг. изменил смысл “трех народных принципов”; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием – введение конституционного республиканского правления, основанного на идеях демократии; принцип народного благосостояния в новом звучании гласил: “каждому пахарю – своё поле” – национализация земли путем установления на нее прогрессивного налога, улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. Сунь Ятсен выдвигал претензии на Монголию и российское Приморье, считая их частью Китая, отторгнутых от него в период ослабления страны.
Последним документом, подписанным Сунь Ятсеном, было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась наивная надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества. СССР оказался не светлым будущим части человечества, а красным будущим – то есть кровавым. Сун Ятсен не знал, что в России от режима большевиков с 1918 по 1922 гг. погибло 18 миллионов человек. Да и позже Соловки никто не отменял, а ЧК исправно производила трупы даже в годы НЭПа.

Свержение монархии в Китае.

К 1910 г. в Китае сложилась предкризисная ситуация. Рост народонаселения вплотную подошел к отметке 430 миллионов человек, то есть достиг уровня 1850 г. К критической отметке приблизились и два других важнейших показателя: посевная площадь на душу населения и душевое производство зерна. Китай вновь переживал очередной циклический кризис. Были и другие традиционные для Китая признаки упадка: ослабление власти центрального правительства, финансовый кризис, коррупция и неспособность правящей элиты принимать нужные для страны решения. Несмотря на развитие новых капиталистических отношений национальная буржуазия оставалась крайне слабой, страдая от произвола властей, высокого налогообложения, и иностранной конкуренции. Ситуацию чрезвычайно осложнял внешний фактор – превращение Китая в полуколонию Запада. Северная Маньчжурия стала сферой влияния Российской империи, Английская империя захватила 10 провинций в бассейне реки Янцзы, свой кусок пирога получили также Франция, Германия и Япония. Последняя кроме Тайваня (1895 г.) и провинции Фузцянь, отобранных у Китая, забрала у России после русско-японской войны 1904-1905 гг., южную Маньчжурию. Великие державы установили контроль над налоговыми поступлениями цинской казны, которая к тому же выплачивала контрибуцию, в Пекине находились иностранные войска. Русская оккупация Манчжурии 1900–1905 гг. и русско-японская война привели к дальнейшему падению престижа династии Цин. В очередной раз иностранцы находились на землях империи, а правящий режим ничего не мог с этим поделать. Официальный Пекин промолчал и когда Япония присоединила к себе Корею.
После восстания Ихэтуаней и его подавления союзом европейских держав, Цинское правительство, возглавляемое императрицей Цыси, начало реализовывать реформы предложенные в период ста дней. Одной из крупнейших перемен была отмена традиционной системы императорских экзаменов. Правительство начало строить школы нового типа. После первой японо-китайской войны правительство династии Цин решило сформировать 36 современных полков для замены старых сил. Шесть из них составили северную армию, которой командовал Юань Шикай. Для подготовки офицеров было создано много новых военных училищ.
Однако проводимых скромных по масштабу реформ было явно недостаточно ни для успешной модернизации Китая, ни для уничтожения общественного недовольства политикой правительства. Усиливали свое влияние либеральные организации и революционные кружки. В 1905 г. в Токио был основан в результате объединения трех наиболее влиятельных революционных организаций Тунмэнхуэй (Объединённый союз, Союзная лига). Главными лидерами революционных организаций были Сунь Ятсен, Хуан Син , Сун Цзяожэнь. После отмены императорских экзаменов правительство Цин создало много новых школ и поощряло учёбу за границей. Особенно много китайцев училось военному делу в Японии.
В 1900-ых, учеба в Японии была довольно популярна в Китае. Перед Синьхайской революцией в Японии было более 10000 китайских студентов, и многие из них были настроены антиманьчжурски. Когда в Токио в 1905 году был основан Объединенный союз, 90 % его участников были китайскими студентами, учащимися в Японии. В конце правления династии Цин было основано много тайных обществ, ставивших своей целью борьбу с Цинским правительством. Членами этих организаций были землевладельцы, крестьяне, рабочие, торговцы, солдаты и гражданские лица. Эти организации, возглавляемые землевладельцами в основном продвигали идею “Сопротивления Цин и восстановления Мин”. Организации были тесно связаны между собой. До 1908 г. революционеры концентрировались на использовании этих организаций для подготовки восстаний, превращая их в ударную силу революции. Помощь заморских китайцев была особенно важна для китайской революции. Они поддерживали Тунмэнхой и финансировали революционную деятельность. Некоторые из них вернулись на родину для создания революционных организаций и участия в вооружённых восстаниях. Начиная с 1908 г. революционеры сконцентрировали свои усилия на армии. Многие новые интеллектуалы поступили на службу в армию нового образца и стали её основой.
Поводом к восстанию стало создание кабинета министров, состоящего только из маньчжуров. Правительство объявило, что оно не будет ответственно перед парламентом, чей созыв планировался в 1913 г. Подобным решением династия окончательно оттолкнула от себя либералов. Сычуанское восстание в сентябре-октябре 1911 г. стало первым вооруженным движением за свержение существующего строя. Хоть оно было подавлено войсками, вооруженная борьба вспыхнула в это же время и в других провинциях Китая. 29 октября произошел мятеж в двух правительственных дивизиях. Их командиры потребовали введения конституции и прекращения подавления повстанческого движения. В тот же день против маньчжуров выступили новые войска в разных регионах Китая, которые высказались в поддержку республики. Начался развал империи. О независимости объявили Гуандун, Монголия и Тибет. Синьхайскую революцию поддерживали многие группы людей: студенты и интеллектуалы, вернувшиеся из-за границы, заморские китайцы, солдаты новой армии, местное дворянство, крестьяне и другие. Новые интеллектуалы состояли в основном из студентов, учившихся за границей и в школах нового образца.
Из-за критической ситуации Цины согласились отдать всю полноту власти в руки Юань Шикая для подавления беспорядков. По этой же самой причине его поддержали и великие державы. Однако генерал не захотел быть послушным слугой маньчжурской династии. Он вел свою политическую игру. Взяв под контроль столицу, он начал переговоры с югом, где укрепились республиканцы. Республиканцы настаивали на провозглашении республики во главе с Юань Шикаем в качестве президента, а он настаивал на провозглашении конституционной монархии. Поскольку переговоры ни к чему не привели, южане решили в качестве временной политической фигуры назначить вернувшегося в Китай из-за границы Сунь Ятсена на пост президента при условии, что тот сложит с себя обязанности, если Юань Шикай согласится стать президентом. За 40 дней своего пребывания у власти Сунь Ятсен выработал Временную Конституцию Китая, по которой провозглашались основные политические свободы, равноправие всех граждан, принцип разделения властей, избрание постоянного парламента. Отменялось долговое рабство и пытки при допросах, запрещалось бинтование ног девочкам, курение опиума. Переговоры закончились согласием Юань Шикая на свержение маньчжурской династии, взамен юг признал его президентом Китая. В обмен на отречение богдохана от трона бывший император Пу-и получал ежегодный доход в 4 миллиона лян серебра и основную часть дворцового комплекса Запретного города. 12 февраля 1912 г. было объявлено об отречении Пу-и от верховной власти. 1912 г. по лунному календарю назывался годом синьхай, отсюда пошло и название революции – синьхайская. После отречения Пу-и Юань Шикай сформировал Временное правительство и стал временным президентом. В марте 1912 г. Временный сенат принял выработанную Сунь Ятсеном Конституцию. Однако против передачи власти в государстве парламенту, что и предусматривалось конституцией, выступил президент республики. С 1912 г. началось противостояние президента, мечтавшего о восстановлении монархии во главе с самим собой, и республиканцами. Перед предстоящими выборами в парламент республиканцы на базе Объединенного союза создали Национальную партию во главе с Сун Цзяожэнем. Гоминьдан действительно победил на парламентских выборах 1913 г. и объявил о формировании своего правительства во главе с Сун Цзяожэнем. Однако тот вскоре был убит по негласному приказу президента. В последовавшей в июле-сентябре гражданской войне пал Нанкин, Шанхай. 2 сентября республиканские военные части вынуждены были сдаться. Военная победа открыла для Юань Шикая дорогу к установлению режима неограниченной власти как первого шага к восстановлению монархии.


Государственные культы в Китае. Право. Традиции и образ жизни.

Особым почтением в Китае пользовались мудрый правитель в мифической древности Яо и культ Неба, Основатели трех философско-религиозных учений Конфуций, Лао-цзы и Будда имели статус божеств. С 6 века н.э. императорским указом предписывалось в каждом городе, где есть представители государственного аппарата, строительство храма в честь Конфуция. Всего их было 1500. Верховным божеством являлся нефритовый император Юйхуан Шанди. Он являлся небесным отражением земного императора и был окружен на небе множеством министров и небесных богов. Его жена – богиня Сиванму, владычица Запада. Ей принадлежал сад, где созревали раз в 6000 лет персики бессмертия, которые она дарила богам. В чиновничьем аппарате Нефритового императора были министерства Грома, Огня, Вод, Времени. Одно из главных ведомств – Ведомство Вод. Ведали ведомством Драконы, морские и речные. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. В отличие от стран запада, в Китае дракон чаще был символом добра, чем зла. 5-го числа 5-го месяца отмечался праздник Дракона – один из самых популярных в Китае. В этот день люди на лодках ездили по рекам и приносили жертвы Драконам. Популярностью у китайцев пользовались бог долголетия Шоу-син, бог счастья Фу-син и бог богатства Цай-шэнь. Многие боги жили на Земле и только раз в год посещали небо для доклада нефритовому императору о поступках населения Земли. В рамках каждой семьи действовали различные божество и духи среди них дух домашнего очага – Цзао-шэнь. Китайцы верили, что за 7 дней до нового года Цзао-шэнь посещает с докладом нефритового императора. Китайцы задабривали его бумажное изображение, мазали ему рот патокой, чтобы его было нелегко открыть и не появилась охота говорить лишнего Юйхуану Шанди. Буддизм оказал значительное влияние на представления китайцев о загробном мире. Так бодхисатва Дицзан-ван является защитником грешников. Он путешествует по коридорам ада и спасает души людей. Другая бодхисатва стала в Китае богиней милосердия Гуаньинь.
Главным праздником являлся Новый год. Считалось необходимым к Новому году расплатиться с долгами, праздник начинался в полночь, когда под гром хлопушек и вспышек фейерверка семья встречала вернувшегося Цзао-шэня, в честь чего на стену вешали его новое изображение. На праздник родители дарили детям деньги в красном конверте. В праздничную ночь считалось нужным наедаться всей семьей за одним столом и бодрствовать до утра. Новый год отмечался в течение пяти дней. На 5 апреля приходится праздник чистого света. Китайцы посещают могилы предков и наводят порядок на них. На могилах оставляют жертвенные деньги. В 5-й день 5-го месяца отмечают праздник “двойной пятерки”. В этот день люди делали себе обереги, стремясь защититься от воздействия злых сил, устраивали гонки драконьих лодок. В 9-й день 9-го месяца происходил праздник “двойной девятки”. В этот день народ поднимался на холмы и горы, устраивал пикники с рисовым вином, запускал воздушных змеев.
Кроме Цзао-шэня почитались домашние духи 6-ти направлений (четыре стороны света, духи Верха и Низа). Существовали добрые и злые Духи, подчинявшиеся Нефритовому императору. У входа во двор стояла каменная плита, преграждавшая путь злым духам, поскольку они могли ходить только прямо.
Культ семьи был тесно связан с культом Конфуция. Чиновники долго соблюдали траур по умершим предкам. На время траура по родителям чиновник более чем на два года уходил в отставку с сохранением жалования. Для чиновника самым страшным считалась потеря лица – публичное унижение, обвинение в чем-либо. Младшие в семье во всем подчинялись старшим. Глава семьи мог наказывать и продавать детей в рабство. Жена не имела права доносить на мужа. Муж не привлекался, в отличие от жены, за убийство супруги по ошибке к уголовной ответственности. Жена по закону обязана быть верной мужу, муж же имел право иметь наложниц. Самым страшным преступлением, по Конфуцию, считалось отсутствие сыновьей почтительности. Сын не имел права обвинять отца, даже если тот совершил преступление. За словесное оскорбление родителей детям полагалась смертная казнь. Жена в семье во всем подчинялась матери мужа и муж не имел права вступиться за жену в случае, если мать жестоко с ней обращалась. В присутствии гостей супруги не обедали вместе, на улице жена следовала позади мужа. Дети и внуки главы семьи проживали вместе с родителями под одной крышей. Они не должны жить самостоятельно. По китайскому этикету если старший подает при встрече младшему руку, то последний должен принять ее в обе свои.
После смерти главы семьи все имущество делилось поровну между его сыновьями. Развод муж мог получить, если жена была бесплодна, то есть у нее не было до 50 лет детей, из-за измены жены, непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и по некоторым другим причинам. Жена могла развестись, если муж покинул ее на срок более 3 месяцев, продал в рабство или заставлял вести аморальный образ жизни. С 10 лет девочкам запрещалось выходить из дома одним. Девочки воспитывались в духе покорности отцу, братьям, мужу. До замужества девушкам нельзя носить никаких ювелирных украшений, одежды должны быть только темных оттенков. Брак мог быть заключен без предварительного знакомства супругов, по договору родителей. Рождение сына в семье отмечали как праздник, появление дочери являлось печальным событием. Богатые китайцы могли позволить себе помимо жены содержать и наложниц. Императору Китая полагалась в гареме одна императрица, 3 старшие жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница.
Главным предметом чествования в семье должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и зажжением курительных свечей, а в известные дни – и жертвоприношениями из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.
Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в шатре во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу. Его длительность – три года. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться. Сын, носящий траур по отцу или матери, не должен мыться, стричься и прикасаться к женщине.
Законы. За участие в заговоре против императора, восстание против существующих порядков, измену государству карались смертью не только сами преступники, но и их отцы и сыновья старше 16 лет по принципу коллективной ответственности. Женщины семьи становились рабынями.
Судьи руководствовались презумпцией виновности обвиняемого, трижды его пытали с целью добиться признания вины. Если после этого обвиняемый отрицал свою вину, то судья мог пытать и обвинителей, чтобы уличить их в лжесвидетельстве. Смертная казнь могла применяться только после утверждения ее императором. Лица старше 90 лет и младше 7 смертной казни не подлежали. За преднамеренное убийство полагалась смертная казнь. За убийство по неосторожности можно было внести выкуп – откупиться. За кражу виновного наказывали 60 ударами бамбуковых палок или ссылкой в случае значительного ущерба. За прелюбодеяние и мужчина, и женщина наказывались полутора годами каторжных работ. За ложный донос доносчику полагалось такое же наказание, какое получил бы обвиняемый по данной статье в случае его вины. Анонимные доносы не рассматривались судом.
Кухня: О степени важности еды для огромной перенаселенной страны, в которой значительная часть населения в 19 веке плохо питалась, свидетельствует приветствие китайцев друг друга при встрече: “Ел ли ты сегодня рис?” В Китае в пищу идет все: вареные и квашеные овощи, каши, рыба, личинки некоторых насекомых – для бедняков. Особенно распространен в их среде сладкий картофель и бобы, рисовая, бобовая, капустная похлебки. Лакомства: мясо собак и кошек, сушеные лягушки, поджаренная саранча, корни водяной лилии, водяные каштаны, пастила, сладкие сушеные фрукты – для богатых. Деликатесом считались засоленные лапы медведя. Из мяса наиболее распространена была свинина для зажиточных слоев населения. Потребление молочных продуктов в Новое время очень незначительно.
Одно из самых известных блюд с названием “борьба дракона с тигром“ состоит из ядовитых змей трех видов, мяса дикой кошки и пряностей. Еще одно экзотическое блюдо “Мыши на свечах” Повар берет новорожденного мышонка в кулак и бьет деревянным молоточком по носу. Остается взять оглушенных, но живых мышат за хвост, опалить над свечой и на полминуты окунуть в кипяток. Потом грызуна макают в соус и съедают целиком кроме сырого хвостика. Отличительной чертой китайской кухни является использование огромного количества пряностей, соусов и подливок, кардинально меняющих вкус блюда. Добиться того, чтобы по вкусу нельзя было угадать, из чего приготовлено блюдо – цель китайской кухни. Так овощные блюда зачастую имеют вкус мясных. Трапеза начиналась с холодных закусок, а заканчивалась супом, сладкими блюдами и фруктами.

Культура Китая эпохи Цин.
Крестьянские восстания 17 века и завоевание маньчжурами Китая нанесли огромный ущерб не только экономике, но и культурной жизни страны. Положение изменилось к лучшему с конца 17 века. Императоры династии Цинь проводили широкое строительство дворцов, правительственных учреждений, храмов. От них не отставали маньчжурская и китайская знать. Для китайской архитектуры этого периода характерны обилие декоративных украшений, изогнутость линий. Оригинальных архитектурных построек в эту эпоху было создано немного – маньчжуры восстановили дворцовые cооружения предыдущей династии, поврежденные в годы смуты, да и новые здания создавались в старинном стиле.
Литература и наука. В 1732 г. была закончена энциклопедия под названием “Собрание древних и современных книг” из 800 томов, в которой содержались сведения из разных областей знаний. В 18 веке работал известный историк Чжан Сюэчэн, написавший труд “Проникновение в смысл литературы и истории”. Существовали энциклопедии, посвященные отдельным отраслям знаний – истории, астрономии, сельскому хозяйству. Но при Цинах развитие науки происходило крайне медленно, приоритет отдавался не новым открытиям и изобретениям, а переписыванию и толкованию старинных трудов. Необходимым считалось изучение гуманитарных наук; математика, физика, химия и биология считались менее значимыми для общества и государства. Географические знания китайцев о отдаленных странах в 18 веке были весьма поверхностны и даже смешны: считалось, что есть страны, где у людей собачьи морды вместо лица, в других странах живут люди со сквозным отверстием посреди туловища. Признавая достижения китайцев в медицине (лечение травами, иглоукалыванием ) следует отметить, что в качестве лекарств использовались сухие человеческие экстременты (лечение тифа), кровь казненного преступника. В качестве обезболивающего перед операцией применялся удар дубинкой по голове.
В 18 веке увидело свет собрание поэзии династии Тан из 50 тысяч стихотворений. Многие поэты считали необходимым подражать древним образцам, а не придумывать что-то новое, оригинальное. Некоторые направления в поэзии (тунчэнская школа) порицали создание произведений, посвященных современной им жизни. Из поэтов-новаторов 18 века особо выделяется Юань Мэй – автор юмористических новелл.
Среди множества значительных литературных работ можно выделить пьесу Кун Шан-жэня “Веер с цветком персика” о приключениях влюбленной пары конца эпохи династии Мин и роман Цао Сюэциня “Сон в красном тереме”. В последнем произведении критикуются нравы жизни одного богатого маньчжурского семейства Цзя. Основа сюжета – несчастная любовь богатого юноши к бедной девушке. Роман был запрещен к изданию властями. Всего в книге насчитывалось около 400 персонажей, подробно описан быт 18 века на протяжении жизни трех поколений семьи Цзя. Так же получила известность “Неофициальная истории конфуцианцев” У Цзинцзы, в котором едкой критике подверглась система экзаменов на ученую степень, продажность, подлость и невежество чиновничества. Писатель требует возврата к учению древнего конфуцианства, незапятнанного по его мнению пороками современности. Что касается философов и историков, то к тем из них, кто не шел на службу к правительству и позволил себе критиковать правящую династию завоевателей Китая, применялись репрессии. Многие книги изымались и сжигались. Писатели подвергались казням и ссылкам. Запрещался воз иностранных книг и их перевод на китайский.
С 1774 по 1784 года правительство запретило издание более двух тысяч книг. За этот период 24 раза происходило сожжение запрещенной литературы.
В 19 веке по-прежнему было популярна приключенческая и историческая литература. Пример данного жанра является роман “Трое храбрых, пятеро верных”, построенный на фольклоре. В 19 веке китайцы активно знакомятся с европейской литературой. Этому способствуют переводы на китайский язык. Одним из самых известных переводчиков является Линь Шу (более 150 переводов книг). Получили известность стихи Хуан Цзунь-сяня, в которых содержится критика правящей династии. Среди оппозиционных произведений можно выделить роман “Наше чиновничество”, в котором показана деградация административного аппарата как в провинции, так и в столице. В 1905 г. был опубликован роман Цзэн Пу \"Цветы в море зла”. Автор в нем обличает существующие порядки и излагает идеи реформ китайского общества. В 1912 г. начинает свое творчество известный в новейшее время писатель – Лу Синь.
Живопись. При маньчжурской династии продолжала работать придворная академия живописи “Сад живописи”. Правительство привлекало к императорскому двору европейских художников, например итальянца Джузеппо Кастильоне. Художник Чжэн Баньцзяо получил известность, несмотря на то, что специализировался на крайне узком наборе тем – рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни. Самыми знаменитыми художниками 17–18 вв. являлись 4 Вана – все обладали одной фамилией. Некоторые из них работали на императора Канси, составляя историю его царствования, или писали картины о путешествии императора по южным провинциям. Одной из наиболее известных картин Ван Ши стала работа “Фазаны и деревья в цвету” (17 в.). Изделия, покрытые лаком, и фарфоровые изделия являются гордостью декоративного искусства, шедеврами китайской культуры. Только в начале 18 века Европа смогла наладить производство столь ценного фарфора на своей территории.

Борьба за объединение Японии в XVI в.

Эпоха Усобиц (сэнгоку дзидай, эпоха воюющих провинций) – период феодальной раздробленности в истории Японии. В процессе междоусобной борьбы, тянувшейся с конца 15 века, первые попытки объединить Японию сделали Ода Нобунага и Тоетоми Хидэеси. Ода Нобунага являлся мелким феодалом, который с 1551 г. начал присоединять к своим владениям земли соседей не щадя даже родственников. Одного из своих братьев, который был его противником, Нобунага убил, нарушив клятву о его безопасности. Военным успехам способствовало вооружение его войск огнестрельным оружием. Так в 1560 г. в битве при Окэхадзама 45 тыс. войско его врага было разбито 3 тыс. отрядом Ода. Ода смог добиться подчинения половины территории страны. Для обеспечения войск продовольствием он в 1558 г. ввел ренту продуктами, которая сохранилась до конца периода сегуната в 19 веке.
В завоеванных районах отменялись таможенные сборы, которые взимались феодалами за провоз товаров, вводилась единая мера объема. Однако первая попытка объединения оказалась недолговечной – в 1582 г. будучи окружен в одном из храмов войсками противника Ода покончил жизнь самоубийством.
Вторым объединителем страны стал Тоетоми Хидэеси. В отличие от Оды Хидэеси происходил не из самурайской, а из зажиточной крестьянской семьи. Отличался с детства озорным нравом, одно время участвовал в шайке разбойников. Служил у одного феодала, потом бежал от него, прихватив доверенные ему деньги и поступил на службу к Ода, где проявил себя как способный руководитель. За службу Хидэеси получил земельные владения от Ода и после смерти последнего и до 1598 г. становится правителем страны.
Впервые в масштабе всей страны провел перепись населения. Крестьяне были подразделены на две группы: податные основные крестьяне и безземельные, которые не были привязаны к земле. Им разрешалось покидать свою деревню и передвигаться по стране. По закону 1568 г. податные крестьяне прикреплялись к земле, устанавливалась норма подати – крестьянин имел право не более чем 1/3 урожая. Сам будучи выходцем из крестьян, Хидэеси подавлял жестокими способами крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Кроме них оружие не могли иметь и буддийские монахи, противившиеся объединению страны из-за боязни лишиться независимости.
В 1591 г. издается указ, закреплявший сословные различия в японском обществе. По нему устанавливалось трехсословное социальное деление на самураев си, крестьян но, горожан симин. В качестве низшей административной единицы в 1597 г. вводятся 5 и 10-тидворки и устанавливается система круговой поруки. Хидэеси запретил деятельность католических миссионеров, но считал возможным вести торговлю с европейцами для получения от них оружия. Так или иначе, 19 июня 1587 Тоётоми Хидэёси издал указ, требовавший от христианских миссионеров в течение 20 дней покинуть страну под угрозой смерти. 26 христиан, в том числе 9 европейцев, были подвергнуты жестоким пыткам и показательному распятию на крестах в Нагасаки.
Хидэеси перешел в 1590 гг. к осуществлению агрессивной внешней политики, пытаясь подчинить себе Корею. Корейский правитель отказался стать вассалом Японии и в 1592 г. японцы высадились на юге корейского п-ва.
Причины начала войны не совсем понятны. Одни историки объясняют ее стараниями Хидэёси удалить с Японии потенциально опасных самураев, направив их за море. Согласно другим главной причиной начала конфликта было состояние психического здоровья Хидэёси — его действия свидетельствовали об отклонениях от норм поведения здоровых людей. Действительно, получив огромную власть, Хидэёси начал совершать странные поступки: организовал гарем из 300 наложниц, в большинстве своем 12-13-летних девушек, заставлял трудиться сотни тысяч крестьян на строительстве ненужных для обороны крепостей.
Однако несмотря на оснащение огнестрельным оружием японской армии и ее успехи на суше, в тылу разгорелась партизанская война против захватчиков. Корее существенную помощь оказал Китай, направив свою армию на театр боевых действий. Сухопутные и морские силы Кореи и Китая совместными усилиями оттеснили на крайний юг Корейского полуострова японскую армию. Весть о смерти Хидэеси явилась сигналом к бегству японцев из Кореи.
После смерти Хидэеси в 1598 г. вспыхнула междоусобная борьба за власть между Токугава Иэясу и его противниками, объединившимися вокруг сына Хидэеси Хидэери. Битва при Сэкигахаре в 1600 г. принесла победу Токугава. В 1603 г. Токугава провозгласил себя сегуном и подчинил большую часть страны. Император по-прежнему не имел никакой реальной власти, хотя ему оказывались все причитающие почести.
В 1614 году, во время войны Хидэёри (сына Хидэёси) с Токугавой Иэясу, замок г. Осака выдержал осаду двухсоттысячного войска. Токугава не смог взять крепость, но ему удалось засыпать окружавшие её рвы. В следующем году Хидэёри предпринял попытку восстановить внешний ров и наполнить его водой. В ответ Токугава послал в Осаку отряд своих воинов, которые захватили вражеский замок. Хидэёри и его мать покончили жизнь самоубийством. Ряд князей в ходе междоусобных войн и после них был уничтожен.

Билет


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!