АННА АХМАТОВА В 1941 ГОДУ В ЛЕНИНГРАДЕ



 

 

У Фонтанного дома, у Фонтанного дома,

у подъездов, глухо запахнутых,

у резных чугунных ворот

гражданка Анна Андреевна Ахматова,

поэт Анна Ахматова

на дежурство ночью встает.

 

На левом бедре ее

тяжелеет, обвиснув, противогаз,

а по правую руку, как всегда, налегке,

в покрывале одном,

приоткинутом

над сиянием глаз,

гостья милая — Муза

с легкою дудочкою в руке.

 

А напротив, через Фонтанку,—

немые сплошные дома,

окна в белых крестах. А за ними ни искры,

ни зги.

И мерцает на стеклах

жемчужно-прозрачная тьма.

И на подступах ближних отброшены

снова враги.

 

О, кого ты, кого, супостат, захотел

превозмочь?

Или Анну Ахматову,

вставшую у Фонтанного дома,

от Армии невдалеке?

Или стражу ее, ленинградскую белую ночь?

Или Музу ее со смертельным оружьем,

с легкой дудочкой в легкой руке?

 

 

1970–1971

 

Ответ

 

 

А я вам говорю, что нет

напрасно прожитых мной лет,

ненужно пройденных путей,

впустую слышанных вестей.

Нет невоспринятых миров,

нет мнимо розданных даров,

любви напрасной тоже нет,

любви обманутой, больной,—

ее нетленно-чистый свет

всегда во мне,

всегда со мной.

И никогда не поздно снова

начать всю жизнь,

начать весь путь,

и так, чтоб в прошлом бы — ни слова,

ни стона бы не зачеркнуть.

 

1962

 

 

СТИХИ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СБОРНИКИ

 

" Нет, не из книжек наших скудных, "

 

И я не могу иначе…

Лютер

 

 

Нет, не из книжек наших скудных,

Подобья нищенской сумы,

Узнаете о том, как трудно,

Как невозможно жили мы.

 

Как мы любили горько, грубо,

Как обманулись мы любя,

Как на допросах, стиснув зубы,

Мы отрекались от себя.

 

Как в духоте бессонных камер

И дни, и ночи напролет

Без слез, разбитыми губами

Твердили "Родина", "Народ".

 

И находили оправданья

Жестокой матери своей,

На бесполезное страданье

Пославшей лучших сыновей

 

О дни позора и печали!

О, неужели даже мы

Тоски людской не исчерпали

В открытых копях Колымы!

 

А те, что вырвались случайно,

Осуждены еще страшней.

На малодушное молчанье,

На недоверие друзей.

 

И молча, только тайно плача,

Зачем-то жили мы опять,

Затем, что не могли иначе

Ни жить, ни плакать, ни дышать.

 

И ежедневно, ежечасно,

Трудясь, страшилися тюрьмы,

Но не было людей бесстрашней

И горделивее, чем мы!

 

 

?

 

 

ПЕСНЯ

 

 

Мы больше не увидимся —

прощай, улыбнись…

Скажи, не в обиде ты

на быстрые дни?..

 

Прошли, прошли — не мимо ли,

как сквозняки по комнате,

как тростниковый стон…

 

…Не вспомнишь

как любимую,

не вспомни — как знакомую,

а вспомни как сон…

 

Мои шальные песенки,

да косы на ветру,

к сеновалу лесенку,

дрожь поутру…

 

 

1927

 

 

" Ты будешь ждать, пока уснут "

 

 

Ты будешь ждать, пока уснут,

окостенеют окна дома,

и бледных вишен тишину

нарушит голос мой знакомый.

Я прибегу в большом платке,

с такими жаркими руками,

чтоб нашей радостной тоске

кипеть вишневыми цветами…

 

 

Троица 1927

 

 

ПОЛЫНЬ

 

 

Но сжала рот упрямо я,

замкнула все слова.

Полынь, полынь, трава моя,

цвела моя трава.

 

Все не могли проститься мы,

все утаили мы.

Ты взял платок мой ситцевый,

сорвал кусок каймы…

 

Зачем платок мой порванный,

что сделал ты с каймой?..

Зачем мне сердце торное

от поступи земной?..

 

Зачем мне милые слова

от нелюбых — чужих?..

Полынь, полынь, моя трава,

на всех путях лежит…

 

 

Июнь 1928

 

 

" Вечерняя станция. "

 

 

Вечерняя станция.

желтая заря…

По перрону мокрому

я ходила зря.

Никого не встречу я,

никого, никого.

лучшего товарища,

друга моего…

Никуда не еду я

никуда, никуда…

Не блеснут мне полночью

чужие города.

Спутника случайного

мне не раздобыть,

легкого, бездомного

сердца не открыть.

Сумерки сгущаются,

ноют провода.

Над синими рельсами

поднялась звезда.

Недавней грозою

пахнет от дорог.

Малые лягушечки

скачут из-под ног.

 

 

1935

 

 

ГРИПП

 

 

Эти сны меня уморят

в злой тоске!..

Снилось мне, что я у моря,

на песке…

И мельтешит альбатросов

белизна,

И песков сырую россыпь

мнет волна.

Я одна на побережье,

на песке.

Чей-то парус небо режет

вдалеке…

И густое солнце стелет

зной вокруг…

…Я очнулась на постели

вся в жару…

Но вокруг еще — кораллы,

моря хрип…

Мне сказали — захворала!

Это — грипп…

«Да, конечно, это климат

подкачал…

Ты просил меня, любимый,

не скучать.

Я старалась не заплакать

при тебе…

Но зачем такая слякоть,

свист в трубе?!

Я боюсь — меня уморят

города…

Мы с тобой увидим море

скоро… да?»

 

 

31 января 1927

 

 

БЕАТРИЧЕ

 

 

В небе грозно бродят тучи,

закрываю Данте я…

В сумрак стройный и дремучий

входит комната моя…

 

Часто-часто сердце кличет

в эти злые вечера:

Беатриче, Беатриче,

неизвестная сестра…

 

Почему у нас не могут

так лелеять и любить?

Даже радость и тревогу

не укроешь от обид…

 

Почему у нас не верят,

а позорно и смешно

так любить, как Алигьери

полюбил тебя — давно?..

 

Тупорылыми словами

может броситься любой,

заклеймили сами, сами

эту строгую любовь…

 

И напрасно сердце кличет,

затихая ввечеру,

Беатриче, Беатриче,

непонятную сестру.

 

 

7 октября 1927

 

 

" Вот затихает, затихает "

 

 

Вот затихает, затихает

и в сумерки ютится день.

Я шепотом перебираю

названья дальних деревень.

 

Ты вечереешь, Заручевье,

и не смутит твоих огней

на дикой улице кочевье

пугливых молодых коней…

 

Ты знаешь, что за темным полем

стоит старинный, смуглый Бор

и звездным заводям Заполек

вручает прясла и забор…

 

Крепки в Неронове уставы

старообрядческих годов,

и скобки древние у ставен,

и винный запах у садов.

 

А заповедные кладбища

шмурыгой-лесом занесло,

и соглядатай не разыщет

и не прочтет заветных слов.

 

Ты вечереешь, Заручевье,

грибами пахнет по дворам…

. . . . . . . .

А ты? Не знаю, где ты, чей ты

и кто с тобой по вечерам…

 

 

Октябрь 1927, Ленинград

 

 

НА ИВАНА-ПЬЮЩЕГО

 

 

Во деревне у реки

в базарную гущу

выходили мужики

на Ивана-Пьющего.

 

Тут и гам, тут и гик,

тут летают локти,

тут и пели сапоги,

мазанные дегтем.

 

Угощались мужики,

деликатно крякали,

растеряли все кульки,

гостинцы и пряники:

 

А базар не в уголке,

его распирало,

он потел, как на полке,

лоснился, как сало.

 

У бабонек под мышками

выцветала бязь.

Базар по лодыжку

втоптался в грязь.

 

Но девки шли павлинами,

желая поиграться

с агентами длинными

в пучках облигаций.

 

А пономарь названивал

с колокольни утлой,

малиновым заманивал

еще намедни утром.

 

Тальянки ж в лентах-красоте

наяривали пуще,

как вдруг завыло в высоте

над Иваном-Пьющим.

 

Делать было нечего,

базар взглянул туда:

там самолет кружился кречетом,

а на хвосте его — звезда!

 

И, слушая, как он поет,

базар, казалось, замер,

базар впивался в самолет

трезвевшими глазами,

а тот белел со злости,

сияя как пожар…

 

…До горизонта — гостя

провожал базар.

 

 

1927

 

 

О ГОНЧАРАХ

 

 

Мне просто сквозная усмешка дана,

да финские камни — ступени к Неве,

приплытие гончаров, и весна,

и красная глина на синеве.

 

(Уж гиблые листья сжигают в садах,

и дым беловатый горчит на глаза —

о, скупость окраски, открыты когда

лишь сепия веток и бирюза…)

 

Звенящая глина тревожит меня,

и я приценяюсь к молочникам утлым.

Старик балагурит, горшки гомонят,

синеет с воды валаамское утро,

 

и чаек безродных сияет крыло

над лодкою — телом груженым и длинным.

Почетно древнейшее ремесло —

суровая дружба с праматерью-глиной…

 

С обрывов коричневых глину берут,

и топчут, и жгут, обливают свинцом,

и диким узором обводят потом

земной, переполненный светом, сосуд,

 

где хлебы затеют из теплой муки,

пока, почернев и потрескавшись в меру,

он в землю не сложит свои черепки,

на ощупь отметив такую-то эру.

 

И время прольется над ним без конца,

и ветрам сходиться, и тлеть облакам,

и внуки рассудят о наших сердцах

по темным монетам и черепкам.

 

 

1927

 

 

"Словно строфы — недели и дни в Ленинграде "

 

 

Словно строфы — недели и дни в Ленинграде,

мне заглавья запомнить хотя б:

«Прибыл крымский мускат…»

На исходе пучки виноградин,

винный запах антоновок сытит октябрь.

 

Это строфы элегий,

желтеющих в библиотеках,

опадающих с выступов перистых од:

«Льды идут на Кронштадт,

промерзают сибирские реки,

ледоколы готовятся в зимний поход».

. . . . . . . . . . .

Но такие горячие строки доверить кому нам?

Только руку протянешь —

обуглится, скорчится — шрам…

Говорю о стихе

однодневной Кантонской коммуны,

на газетах распластанной по вечерам.

 

Но сначала — Кантон. И народ, и кумач на просторе;

после РОСТА рыдающая на столбах.

А потом, леденя, в почерневшем свинцовом наборе

отливаются петли, и раны, и храп на губах.

 

А потом — митингуют, и двор заводской поднимает

на плечах, на бровях,

на мурашках ознобленных рук —

рис, и мясо, и кровли повстанцам Китая,

и протесты,

железом запахшие вдруг…

 

 

Декабрь 1927

 

 

" О, если б ясную, как пламя, "

 

 

О, если б ясную, как пламя,

иную душу раздобыть.

Одной из лучших между вами,

друзья, прославиться, прожить.

 

Не для корысти и забавы,

не для тщеславия хочу

людской любви и верной славы,

подобной звездному лучу.

 

Звезда умрет — сиянье мчится

сквозь бездны душ, и лет, и тьмы, —

и скажет тот, кто вновь родится:

«Ее впервые видим мы».

 

Быть может, с дальним поколеньем,

жива, горда и хороша,

его труды и вдохновенья

переживет моя душа.

 

И вот тружусь и не скрываю:

о да, я лучшей быть хочу,

о да, любви людской желаю,

подобной звездному лучу.

 

 

1927, Невская застава

 

 

" Как на озерном хуторе "

 

 

Как на озерном хуторе

с Крещенья ждут меня —

стреножены, запутаны

ноги у коня…

 

Там вызорили яро

в киноварь дугу

и пращурный, угарный

бубенчик берегут…

 

Встречали неустанно

под снежный синий порск,

а я от полустанка

за сотню лет и верст…

 

Встречали, да не встретили,

гадали — почему?

…Полночный полоз метил

обратную кайму…

 

И пел полночный полоз

сосновой стороной,

как в тот же вечер голос —

далекий голос мой:

 

«Ты девять раз еще — назад

вернешься, не взглянув

сквозь финские мои глаза

в иную глубину…

 

Вернись, забыть готовый,

и путы перережь,

пусть конские подковы

дичают в пустыре…

 

И киноварь не порти зря,

и в омут выкинь бубенец —

на омутах,

на пустырях

моя судьба

и мой конец…»

 

 

1927 или 1928

 

 

ПРИЗЫВНАЯ

 

 

Песенкой надрывною

очертивши темя,

гуляли призывники

остатнее время.

 

Мальчишечки русые —

все на подбор,

почти что безусые…

Веселый разговор!..

 

Дни шатались бандами,

нарочно напылив,

украшены бантами

тальянки были их.

 

Дышали самогонкой,

ревели они:

«Прощай, моя девчонка,

остатние дни!»

 

Им было весело,

таким молодым,

кто-то уж привесил

жестянку звезды…

 

Мальчишечки русые

шли в набор,

почти что безусые…

Веселый разговор!..

 

 

1927 или 1928

 

 

" Галдарейка, рыжеватый снег, "

 

 

Галдарейка, рыжеватый снег,

небо в наступившем декабре,

хорошо и одиноко мне

на заставском замершем дворе.

 

Флигель окна тушит на снегу,

и деревья тонкие легки.

Не могу укрыться, не могу

от ночного инея тоски,

если небо светится в снегу,

если лай

да дальние гудки…

 

Вот седой, нахохленный сарай

озарит рыданье петуха —

и опять гудки,

и в переулке лай,

и заводу близкому вздыхать…

 

Всё я жду —

придешь из-за угла,

где фонарь гадает на кольцо.

Я скажу:

«Я — рада!

Я ждала…

У меня холодное лицо…»

 

Выпал снег… С заводов шли давно.

«Я ждала не только эту ночь.

Лавочка пушиста и мягка.

Ни в душе,

ни в мире не темно,

вздрагивает на небе слегка…»

 

Но ложится иней на плечах.

За тремя кварталами пыхтит

темный поезд, уходящий в час

на твои далекие пути…

 

 

1927 или 1928

 

 

" О, наверное, он не вернется, "

 

 

О, наверное, он не вернется,

волгарь и рыбак, мой муж!

О, наверное, разобьется

голубь с горькою вестью к нему..

 

Мать, останься, останься у двери

пойду его отыскать.

Только темным знаменьям верит

полночь — тело мое — тоска.

 

А если он возвратится,

из мира шагнет за порог —

вот платок зеленого ситца,

мой веселый девий платок.

 

Вот еще из рябины бусы,

передай и скажи: «Ушла!»

С головой непокрыто-русой,

босиком, глазами светла…

 

А если придет с другою,

молчи и не плачь, о мать.

Только ладанку с нашей землею

захвати и уйди сама.

 

 

Март — апрель 1927 или 1928

 

 

" Потеряла я вечером слово, "

 

Б. К.

 

 

Потеряла я вечером слово,

что придумала для тебя.

Начинала снова и снова

эту песнь — сердясь, любя…

И уснула в слезах, не веря,

что увижу к утру во сне,

как найдешь ты мою потерю,

начиная песнь обо мне.

 

 

Март — апрель 1927 или 1928

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ

 

 

Позволь мне как другу — не ворогу

руками беду развести.

Позволь мне с четыре короба

сегодня тебе наплести.

 

Ты должен поверить напраслинам

на горе, на мир, на себя,

затем что я молодость праздную,

затем что люблю тебя.

 

 

1927 или 1928

 

 

ЗАМЕТЬ

 

 

Заметь, заметь! Как легчает сердце,

Если не подумать о себе,

Если белое свистит и вертится

По глухой осине-голытьбе…

 

Я не знаю — кто я, для кого я,

Чьи сегодня брови отогреть?

Верно то, что за сугробным воем

Вязнет полночь в жухлой проворе…

 

— Задыхается, синеет, молит…

Не моя ль то песня, не моя ль?

Заметь, ты пророчествуешь, что ли,

Накипая мукой по краям?

 

Ей ли, проще радужного ситца

Растянув пургой спаленный рот,—

Посинеть, задохнуться и биться

У чужих заборов и ворот?..

 

Не хочу! Не верится, не верится

Наколдованной такой судьбе

…Как легчает, как пустеет сердце,

Если не подумать о себе.

 

 

<1927–1928>

 

 

СПОР

 

 

Загорается сыр-бор

не от засухи — от слова.

Веселый разговор

в полуночи выходит снова:

 

«Ты скажи, скажи, скажи,

не переламывая рук:

с кем ты поделила жизнь

полукруг на полукруг?»

 

«Ты ответь, ответь, ответь,

голосу не изменя:

с кем ты повстречаешь смерть

без любимой — без меня?»

 

Сыру-бору нет конца,

горечь поплыла к заре,

и вот уж нет у нас лица,

друг другу не во что смотреть.

 

Надо, надо, надо знать:

нас не двое на земле —

нам со всеми умирать

и со всеми веселеть…

 

Холодеет горький бор

не от ливня, но ответа.

Веселый разговор

исходит до рассвета.

 

 

1927 или 1928

 

 

" Чуж-чуженин, вечерний прохожий, "

 

 

Чуж-чуженин, вечерний прохожий,

хочешь — зайди, попроси вина.

Вечер, как яблоко, — свежий, пригожий,

теплая пыль остывать должна…

 

Кружева занавесей бросают

на подоконник странный узор…

Слежу по нему, как угасает

солнце мое меж дальних гор…

 

Чуж-чуженин, заходи, потолкуем.

Русый хлеб ждет твоих рук.

А я все время тоскую, тоскую —

смыкается молодость в тесный круг.

 

Расскажи о людях, на меня не похожих,

о землях далеких, как отрада моя…

Быть может, ты не чужой, не прохожий,

быть может, близкий, такой же, как я?

 

Томится сердце, а что — не знаю.

Всё кажется — каждый лучше меня;

всё мнится — завиднее доля чужая,

и все чужие дороги манят…

 

Зайди, присядь, обопрись локтями

о стол умытый — рассказывай мне.

Я хлеб нарежу большими ломтями

и занавесь опущу на окне…

 

 

1927 или 1928

 

 

ДЕТСКОСЕЛЬСКИЙ ПАРК

 

 

Вот город, я и дом — на горизонте дым

за сорокаминутным расстояньем…

Сады прекрасные, осенние сады

в классическом багряном увяданье!

 

И странствует щемящий холодок,

он пахнет романтичностью струи,

замшелою фонтанною водой,

гранитом портиков

и щелями руин.

 

А лукоморье смеркнется вблизи,

не узнанное робкими стихами.

И Делия по берегу скользит,

обветренною статуей стихая…

 

Сады прекрасные!

Я первый раз

аллеи ваши в узел завязала,

но узнаю по смуглым строфам вас

от ямбов опьяненными глазами,

которые рука его слагала.

 

 

1927 или 1928

 

 

СЛЕПОЙ

 

 

Вот ругань плавает, как жир,

пьяна и самовита.

Висят над нею этажи,

гудят под нею плиты,

и рынок плещется густой,

как борщ густой и пышный,

а на углу сидит слепой,

он важен и напыщен.

Лицо рябее решета,

в прорехи брезжит тело.

А на коленях отперта

слепая книга смело.

А женщины сомкнули круг,

все в горестях, в поту,

следят за пляской тощих рук

по бледному листу.

За потный рыжий пятачок,

за скудный этот звон

судьбу любой из них прочтет

по мягкой книге он.

И каждая уйдет горда

слепым его ответом…

Но сам гадатель не видал

ни женщин и ни света…

Всё смыла темная вода…

К горстям бутылка льнет,

и влага скользкая тогда

качает и поет.

И видит он тогда, что свет

краснеет густо, вязко,

что линий не было и нет,

и нет иной окраски…

И вот когда он для себя

на ощупь ждет пророчеств,

гнусаво матерясь, скорбя,

лист за листом ворочая.

Но предсказанья ни к чему,

и некому сказать,

что смерть одна вернет ему

небывшие глаза.

 

 

1927 или 1928

 

 

ОЗЕРНЫЙ КРАЙ

 

 

Тлеет ночь у купырей,

озерная,

теплая…

Ты не бойся, не жалей,

ежели ты около…

 

Не жалея, не грустя,

полюби, хороший мой,

чтобы скрипнули в локтях

рученьки заброшенные.

 

Только звезды по озерам

вымечут икру свою,

рыбаки пойдут дозором,

по осоке хрустнув…

 

Будут греться у огня,

у огня кострового,

будут рыбу догонять

темною острогою.

 

Бьется рыба о бока

лодки ладно слаженной,

горяча твоя рука,

от тумана влажная…

 

Только звезды по озерам

плавают в осочье,

да росы трясутся зерна

на осинах сочных…

Только белая слеза

накипает на глазах.

 

 

1927 или 1928

 

 

БЕССОННИЦА

 

 

В предутрии деревня,

лесная сторона.

И слухом самым древним

бессонница полна.

 

Пыхтят и мреют кочки

у залежей озер.

Над кладом кличет кочет

в двенадцатый дозор.

 

А в чаще бродят лоси,

туман на их рогах,

глядят, обнюхав росы,

за синие лога.

 

К осокам тянут утки —

прохладны крылья всех;

и теплый заяц чутко

привстал в сыром овсе…

 

Мой милый где-то дрогнет

за кряквами пошел.

Тревожен пыж у дроби,

и холод словно шелк.

 

…Предутреннему зверю,

ночному ковылю,

тебе и кладу — верю,

как песне, и люблю…

 

 

<1927 или 1928>

 

 

" Нет, не наступит примирения "

 

 

Нет, не наступит примирения

с твоею гибелью, поверь.

Рубеж безумья и прозренья

так часто чувствую теперь.

Мне всё знакомей, всё привычней

у края жизни быть одной,

где, точно столбик пограничный,

дощечка с траурной звездой.

Шуршанье листьев прошлогодних…

Смотрю и знаю: подхожу

к невидимому рубежу.

Страшнее сердцу — и свободней.

Еще мгновенье — и понятной

не только станет смерть твоя,

но вся бесцельность, невозвратность,

неудержимость бытия.

…И вдруг разгневанная сила

отбрасывает с рубежа,

и только на могиле милой

цветы засохшие дрожат…

 

 

1937, март 1938

 

 

" Знаю, знаю — в доме каменном "

 

 

Знаю, знаю — в доме каменном

Судят, рядят, говорят

О душе моей о пламенной,

Заточить ее хотят.

За страдание за правое,

За неписаных друзей

Мне окно присудят ржавое,

Часового у дверей…

 

 

1938

 

 

" Сейчас тебе всё кажется тобой: "

 

 

Сейчас тебе всё кажется тобой:

и треугольный парус на заливе,

и стриж над пропастью,

и стих чужой,

и след звезды,

упавшей торопливо.

Всё — о тебе, всё — вызов и намек.

Так полон ты самим собою,

так рад, что ты, как парус, одинок,

и так жесток к друзьям своим порою.

О, пусть продлится время волшебства.

Тебе докажет мир неотвратимо,

что ты — лишь ты, без сходства, без родства,

что одиночество — невыносимо.

 

 

1940

 

 

" Не сына, не младшего брата — "

 

 

Не сына, не младшего брата —

тебя бы окликнуть, любя:

«Волчонок, волчонок, куда ты?

Я очень боюсь за тебя!»

Сама приручать не хотела

и правды сказать не могла.

На юность, на счастье, на смелость,

на гордость тебя обрекла.

Мы так же росли и мужали.

Пусть ноет недавний рубец —

прекрасно, что ранняя жалость

не трогала наших сердец.

И вот зазвенела в тумане,

в холодном тумане струна.

Тебя искушает и манит

на встречу с бессмертьем война.

 

Прости, я кругом виновата —

горит и рыдает в груди;

«Волчонок, волчонок, куда ты?»

Но я не окликну. Иди.

 

 

1940

 

 

" Откуда такое молчание? "

 

 

Откуда такое молчание?

О новый задуманный мир!

Ты наш, ты желанен, ты чаян,

Ты Сердца и Разума пир.

 

Откуда ж молчанье на пире?

И чаши с вином не стучат,

И струны безмолвны на лире,

И гости, потупясь, молчат.

 

 

1940, Финляндия

 

 

" О друг, я не думала, что тишина "

 

 

О друг, я не думала, что тишина

Страшнее всего, что оставит война.

 

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.

 

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли…

Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод —

никто, никогда, никогда не придет.

 

Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь — немота, немота —

Отчаяние, стиснувшее уста.

 

Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.

 

 

1940, Финляндия

 

 

ДОРОГА В ГОРЫ

 

 

1

 

Мы шли на перевал. С рассвета

менялись года времена:

в долинах утром было лето,

в горах — прозрачная весна.

 

Альпийской нежностью дышали

зеленоватые луга,

а в полдень мы на перевале

настигли зимние снега,

 

а вечером, когда спуститься

пришлось к рионским берегам,—

как шамаханская царица,

навстречу осень вышла к нам.

 

Предел и время разрушая,

порядок спутав без труда,—

о, если б жизнь моя — такая,

как этот день, была всегда!

 

2

 

На Мамисонском перевале

остановились мы на час.

Снега бессмертные сияли,

короной окружая нас.

Не наш, высокий, запредельный

простор, казалось, говорил:

«А я живу без вас, отдельно,

тысячелетьями, как жил».

И диким этим безучастьем

была душа поражена.

И как зенит земного счастья

в душе возникла тишина.

Такая тишина, такое

сошло спокойствие ее,

что думал — ничего не стоит

перешагнуть в небытие.

Что было вечно? Что мгновенно?

Не знаю, и не всё ль равно,

когда с красою неизменной

ты вдруг становишься одно.

Когда такая тишина,

когда собой душа полна,

когда она бесстрашно верит

в один-единственный ответ —

что время бытию не мера,

что смерти не было и нет.

 

 

1939-1940

 

 

РАЗВЕДЧИК

 

 

Мы по дымящимся следам

три дня бежали за врагами.

Последний город виден нам,

оберегаемый садами.

 

Враг отступил.

Но если он

успел баллоны вскрыть,

как вены?

 

И вот разведчик снаряжен

очередной полдневной смены.

И это — я.

И я теперь

вступаю в город, ветра чище…

Я воздух нюхаю, как зверь

на человечьем пепелище.

И я успею лишь одно —

бежать путем сигнализаций:

«Заражено,

заражено»…

 

…И полк начнет приготовляться.

Тогда спокойно лягу я,

конец войны почуя скорый…

. . . . . . . .

А через час

войдут друзья

в последний зараженный город.

 

 

<1940>

 

 

[ПОЛУНОЧНАЯ]

 

 

Маятник шатается,

полночь настает,

в доме просыпается

весь ночной народ.

 

Что там зашуршало,

что там зашумело?

Мышка пробежала,

хвостиком задела…

 

(Никому не видные,

тихонькие днем,

твари безобидные,

ночью мы живем.)

 

Слышишь сухонький смычок

ти-ри-ри, ти-ри-ри?..

Это я пою, сверчок,—

тири-ри, тири-ри…

В темной щелочке сижу,

скрипку в лапочках держу…

 

Если вдруг бессонница

одолеет вас,

лишнее припомнится,

страшное подчас,—

 

слушай тихий скрип смычка —

тири-ри, тири-ри…

Слушай песенку сверчка —

ти-ри-ри, ти-ри-ри…

 

И тоску постылую

заглушит сверчок —

сны увидишь милые:

пряник и волчок.

 

Слушай, слушай скрип смычка

ти-ри-ри, ти-ри-ри…

Слушай песенку сверчка —

ти-ри-ри, ти-ри-ри…

 

 

Осень 1940

 

 

МАРШ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ

 

 

Эй, солдат, смелее в путь-дорожку!

Путь-дорожка огибает мир.

Все мы дети Оловянной Ложки,

и ведет нас Юный Командир.

 

Гремят наши пушки,

штыки блестят!

Хорошая игрушка,

дешевая игрушка —

коробочка солдат.

 

Командир моложе всех в квартире,

но храбрей не сыщешь молодца!

При таком хорошем командире

рады мы сражаться до конца.

 

Гремят наши пушки,

штыки блестят!

Отличная игрушка,

любимая игрушка —

коробочка солдат.

 

Всех врагов мы сломим понемножку,

все углы мы к вечеру займем,

и тогда об Оловянной Ложке

и о Командире мы споем.

 

Гремят наши пушки,

штыки блестят!

Первейшая игрушка,

храбрейшая игрушка —

коробочка солдат!

 

 

Осень 1940

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!