Анализ рассказа Л. Андреева «Молчание»



Выдрак Оксана

 

Анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Произведение «О любви» является завершающим в сборнике «Маленькая трилогия». Отличительной композиционной чертой повествования автора считается форма «рассказ в рассказе. Такая структура прослеживается во многих работах писателя: сначала он рассказывает о случае из жизни или какой-то определенной ситуации; затем происходит ассоциативный переход к сути рассказа (зачастую это монолог основного действующего лица). Например, произведение «О любви» начинается с упоминания об отношениях повара-алкоголика Николая с красавицей Пелагеей. Этот прием помогает перевести читателя к сути, и лишь затем начинается рассказ.

Основная тема произведения — счастье человека и его недостижимость. Персонажи автора живут оседлой, обычной жизнью. Оковы такого существования так прочны, что даже сильные чувства не способны заставить героев покинуть зону комфорта. И Павел, и Анна страдают, доказательством этому служит эмоциональная и трогательная сцена прощания. Но к сожалению, их счастье навсегда упущено.

Своим произведением «О любви» автор обличает слабости человека, не позволяющие героям руководствоваться велением сердца. Чехов показывает людей, скованных внешними обстоятельствами, однако при желании они могут пожертвовать общественным положением и преодолеть общепринятые условия и нормы. Главные персонажи оказываются слишком слабыми, поэтому продолжают следовать принятой в обществе морали.

 

Рассказ Чехова выносит на первый план человеческие слабости, проблематику недостижимости счастья и любовную философию. Произведение неоднозначно, как и его персонажи. Однако с точностью можно сказать, что эта работа — некое предостережение для читателей по поводу того, что сильное чувство не подчиняется никаким законам.

 

Анализ рассказа И. А. Бунина «Грамматика любви»

Название «грамматика» (с греческого языка) означает “умение читать и писать”. Под этой фразой прячется оксюморон – совмещается несовместимое. Но также прячется и вопрос, который задает сам Бунин: можно ли научиться любви?

В рассказе все описывается простым языком. Ивлеев каким-то образом находит усадьбу, которую

разорили. Хвощинский – хозяин этой усадьбы – умер. Люди его считают чудаком.

Он имел хорошее место, репутацию, но влюбился в Лушку, но не мог жениться на ней из-за социального положения. У них рождается, а жена Ховащинского умирает, так рассказывают их соседи и жители. Хвощинский же редко выходит из дома, читает книги в бывшей комнате жены. Ивлеев наведывается к сыну, чтобы узнать тайну. Осматривает комнату, книги, так он находит книгу с названием “Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым”. В данном произведении автор показывает, что для главного героя жена стала самым важным в жизни. Хвощинский до конца своих дней не снимал обручальное кольцо.

Ивлеев, когда нашел книгу, то понимает, что “Грамматика любви” является молитвенником. Он покупает книгу за высокую цену. История Хвощинского стала примером, частью жизни Ивлеева.

Бунин в своем произведении показывает, что любовь – самое ценное в жизни. Такая любовь высока, значима. Как и в других произведениях Бунина, любовь не длится, вечна, она мимолетна, но хранится в сердце.

Для Хвощинского любовь стала смыслом жизни, он впускает в свою жизнь это светлое чувство. Именно поэтому его жизнь стала счастливее, священнее, более радостна. В книге, которую нашел Ивлеев, были записи хозяина, его история и грамматика любви. Тем самым, автор показывает, что Хвощинский приобретает духовный смысл жизни

Бунин показывает, что в жизни есть место любви, оно обязательно должно быть, иначе люди проживут свои жизни зря, попросту бесполезно.

Главный герой при посещении необычного места замечает на полке маленькую книгу, именуемую “Грамматикой любви”, которую сын помещика готов продать за большую сумму денежных средств, несмотря на то, что это творение было очень дорогим и ценным для возлюбленных. Они клали книгу под подушку, постоянно обращались к ней.

Тем самым, писатель говорит о том, что “любовь не есть простая эпизода в нашей жизни”, ибо это прекрасное чувство мимолетно, быстротечно. Любовь имеет печальное свойство заканчиваться. Она в итоге имеет трагичный конец, но это не повод не влюбляться, не открывать для себя теплое чувство.

Любовь – это восхитительно, ибо минуты, проведенные с дорогим тебе человеком, бесценны. Чудесный мир, который вы, пускай на мгновение, создаете вокруг себя, дарит свет, надежду, приятные воспоминания. Ради всего этого стоит просыпаться каждый день.

Пусть чувство не бесконечно длиться, пускай оно в итоге приносит боль, страдание, но важно то, что с этим надо столкнуться, испытать на себе, попробовать вкусить жизнь! Потому Бунин, несмотря на трагичный конец, считает, что любовь и есть смысл жизни, благодаря которому мир становится интереснее и прекраснее!

Анализ рассказа Л. Андреева «Молчание»

Рассказ «Молчание» основан на реальных событиях: самоубийство дочери священника церкви Михаила Архангела в Орле. Семья Андреевых была прихожанами этой церкви. Причина самоубийства так и осталось невыясненной.

Молчание пронизывает всю структуру этого рассказа. Андреев делает молчание «главным героем» произведения. Само название говорит о главной теме, вокруг которой будет развиваться действие.

При этом Андреев различал понятия «тишины» и «молчания». Это подтверждается и текстом: «тишина – лишь отсутствие звуков, а это было молчание, когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят». Но в конце концов ее сменила тема молчания, так как именно оно имеет признаки «субъективности.

Молчание Веры было чем-то большим, чем просто нежелание общаться. Оно возникает в первую очередь из-за непонимания ее чувств окружающими, из-за отчужденности. Девушка осознавала, что сложившаяся ситуация не будет ими воспринята. Сначала это было сокрытием информации, умолчанием, но постепенно все нарастает невозможность выразить то главное, что не поддается выражению. Происходит уход в молчаливое одиночество. Она выбирает смерть – вечное молчание, переходящее в безмолвие.

«В одну лунную майскую ночь, когда пели соловьи, в кабинет к о. Игнатию вошла его жена. Лицо ее выражало страдание, и маленькая лампочка дрожала в ее руках. Подойдя к мужу, она коснулась его плеча и, всхлипнув, сказала…» Идет описание обстановки, автор сразу погружает читателя в темную атмосферу. Детально описаны эмоции попадьи. На лице страдание и руки дрожат. Автор моментально воздействует на читателя. Чувства показаны, но не объяснены.

«Не поворачивая головы, о. Игнатий поверх очков исподлобья взгляну на попадью и смотрел долго и пристально, пока она не махнула свободной рукой и не опустилась на низенький диван.» Из этого отрывка понятно, что у отца Игнатия некоторое пренебрежение к своим домочадцам. Так же можно представить себе картину унылого жилища героев рассказа: "узенькая деревянная лестница гнулась и стонала под тяжелыми шагами о. Игнатия. Высокий и грузный, он наклонял голову, чтобы не удариться о пол верхнего этажа, и брезгливо морщился…»

Катастрофическое восприятие действительности, мрачно таинственное и это мы можем увидеть в следующих отрывках: «О. Игнатий умолк, и ему представилось что-то большое, гранитное, страшное, полное неведомых опасностей и чуждых, равнодушных людей. И там, одинокая, слабая, была его Вера, и там погубили ее. Злая ненависть к страшному и непонятному городу поднялась в душе о. Игнатия и гнев против дочери, которая молчит, упорно молчит.» Экспрессивная образность. Автор использует прилагательные: большое, гранитное, страшное – напоминает описание надгробное плиты, а не людей.

«Она неподвижно лежала в полутемной комнате, пока рядом с нею, на колокольне, перезванивали колокола. Она слышала, как вышли все из церкви, как пели против их дома певчие, и старалась поднять руку, чтобы перекреститься, но рука не повиновалась… И поза ее была так спокойна, что если бы кто-нибудь взглянул на нее, то подумал бы, что этот человек отдыхает или спит.». Полутемная комната, напоминающая склеп, звенящие колокола и живой труп. Экспрессивность в изображении окружающей действительности.

«…о. Игнатия за то, что он был в обхождении суров и горд, ненавидел грешников и не прощал их, а сам в то же время, завистливый и жадный, пользовался всяким случаем, чтобы взять с прихожанина лишнее. И всем хотелось видеть его страдающим, сломленным и сознающим, что он виновен дважды в смерти дочери: как жестокий отец и дурной священнослужитель, не могший уберечь от греха свою же плоть. И все пытливо смотрели на него, а он, чувствуя направленные на его спину взгляды, старался выпрямлять эту широкую и крепкую спину и думал не об умершей дочери, а о том, чтобы не уронить себя.». В этом отрывке мы видим более детальное описание главного героя отца Игнатия. Автор использует ряд глаголов: ненавидел, не прощал, пользовался, взять и главное не уронить себя. Из этого следует, что он любил только самого себя и думал только о самом себе. Экспрессия в описании внешности и характера человека. Человек, любящий только самого себя одинок, экзистенциальное одиночество.

Далее появляется гробовое молчание. Оно страшное, мертвое, мрачное, таинственное, темное… Молчание как будто живое существо, которое поглотит героя. Молчание можно услышать. Отсюда находит страх на главного героя и на самого читателя: «Но уста были немы; молчали и глаза. О. Игнатий положил руку на лоб: он был холодный и влажный, и Ольга Степановна ничем не выразила, что она ощутила прикосновение. И когда рука о. Игнатия была им снята, на него смотрели не мигая два серые глубокие глаза, казавшиеся почти черными от расширившихся зрачков, и в них не было ни печали, ни гнева.». «Клетка молчала тихо и нежно, и чувствовались в этом молчании печаль, и слезы, и далекий, умерший смех. Молчание жены, смягченное стенами, было упорно, тяжело, как свинец, и страшно, так страшно, что в самый жаркий день о. Игнатию становилось холодно. Долгим, холодным, как могила, и загадочным, как смерть, было молчание дочери…звук обрывался и умолкал…когда он возвращался домой, он думал, что весь день молчал. Это происходило оттого, что ни с кем из людей…

Автор описывает кладбище, как нечто страшное, ужасающее, живое. Образ возникает в подсознании главного героя, как плод больного воображения: «Дорога к кладбищу шла по длинной прямой улице, слегка поднимавшейся вверх, и в конце ее белела арка кладбищенских ворот, похожая на черный, вечно открытый рот, окаймленный блестящими зубами.» .

«…ему кажется, что весь воздух дрожит и трепещет от гулкого молчания, словно на этом страшном море поднялась дикая буря. Молчание душит его; оно ледяными волнами перекатывается через его голову и шевелит волосы; оно разбивается о его грудь, стонущую под ударами…Молчание гонит. Оно поднимается от зеленых могил;

им дышат угрюмые серые кресты; тонкими, удушающими струями оно выходит из всех пор земли, насыщенной трупами…»

«Всем большим телом потянулся он к жене — и встретил взгляд серых глаз. В них не было ни сожаления, ни гнева. Быть может, жена прощала и жалела его, но в глазах не было ни жалости, ни прощения. Они были немы и молчали".

"И молчал весь темный опустевший дом."

Все вокрук молчит. Главный герой боится и бежит от молчания, он одинок в молчании. Он слышит молчание демонстративное, почти презрительное, О. Игнатий слышит, что Бог отвернулся, что Он не хочет больше говорить, и это молчание заполняет мир вокруг него. Молчание является «провалом», тесно связанным с экзистенциальной парадигмой человеческого существования: страхом, одиночеством, бессмысленностью и т.д.

Рассказ написан о молчании. Л. Андреев описывает его в как страшное ледяное безмолвие мира, в котором не слышно человеческого голоса, молчание стало главным звуком нашей жизни, потому что Бог молчит, Он не хочет разговаривать с ним. Автор обращается к одиночеству, страху, черноте человеческой жизни.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1770; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!