Хозяйство. Материальная культура



Реферат

на тему:

«Народы Азии:японцы»

 

                                                             Выполнил обучающий:

                                                              Барышева А.С., ОБ-РИ-51

                                                              Проверил:

                                                     Доцент кафедры истории России

                                                      Евгеньев Андрей Александрович

 

 

Содержание

1.Этногенез и этническая история.

2.Хозяйство. Материальная культура.

3.Социальный строй и общественная организация.

4.Духовная культура.

 

Этногенез и этническая история.

  Вопрос этногенеза японцев не является решенным и в настоящее время все еще вызывает споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.
Раньше считалось, что первые следы человека на Японских островах относятся не далее, чем к границе мезолита ( 10-5 тыс. до н.э.) и неолита( V по III тыс. до н.э.), однако благодаря археологическим находкам сейчас эту грань отодвигают до раннего палеолита, оценивая находки возрастом в 59-56 тыс. лет,какутверждаетВ.Н.Горегляд.
    В те времена Япония не была разделена на отдельные острова проливами и соединялась сухопутными мостами с Восточное Азией через Сахалин и Корейский полуостров, а с Юго-Восточной Азией – сушей, на месте которой в наше время находится Восточно-Китайскоеморе.
  Это давало возможность миграциям носителей древнейших культур на значительных пространствах – от Алтая, Монголии и Приамурья через Сахалин и Северную Японию на Курильские острова, Камчатку и Аляску, других – от Маньчжурии и Северного Китая через Корею на Южную и Центральную Японию, третьих – на те же районы от Южного Китая (хаобиньская культура) и Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия – патжитанские орудия с о-ва Ява). Но это не сводилось к простому переносу культуры. Продвижение совершалось очень медленно и включало в себя трансформацию культурных комплексов.

 

 

Около 10 тыс. лет назад на Японские острова с юга начали переселяться две группы племен – сначала протоайнская, затем аустронезийская (протомалайская). Протоайнская постепенно распространилась на весь архипелаг, вторая осела в южной части (о-ва Кюсю и Сикоку, потомки – кумасо и хаято). Все они принимали участие в формировании антропологического типа японцев.
Трудно определить время проникновения на Японские острова их первонасельников – протоайнов, сформировавшихся, по мнению Маркова, в южной части Юго-Восточной Азии.
Изначально, пишет М.В. Воробьёв, основоположником айнской теории был Коганэй, который на основании измерения неолитических костяков и костяков современных айнов сделал вывод об их значительном сходстве. Развивая свою мысль, он пришёл к заключению, что именно предки айнов в каменном веке населяли всю Японию. Подтверждение этому положению он находил в айнских преданиях, сообщавших о былом могуществе айнов, живших в землянках по всей Японии и пользовавшихся глиняной посудой. Айнская теория происхождения японцев была подкреплена научными фактами и поэтому нашла многих сторонников. Её достижения обобщил в своей работе Мунро, который говорил о существовании тесного родства между людьми каменного века Японии и современными айнами. Некоторые учёные пытались увязать выводы, к которым пришли сторонники айнской теории, с данными древних японских письменных источников, топонимики, с айнскими легендами и фольклором.
 

 

 

 Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, что подтверждает гипотезу японского этногенеза, которую выдвинул Ока Масао, так как по Ока эпоха Дзёмон началась именно около 8 — 7 тысяч лет назад. Очень возможно также и то, что айны, по крайней мере часть из них, прибыла на Японские острова не из Азии, а с островов Тихого Океана. Найланд утверждает, что айны не только совершали плавания на Аляску за оленьими шкурами, но и совершали еще более дальние путешествия.
По мнению Кондратова А.М., истоки древнейшего пласта австралийско-камчатского культурного круга следует искать на затонувших землях. Общие элементы этих родственных культур возникли еще у протоавстралоидов ,населявших в плейстоцене (более 100 тысяч лет назад) материк Сунда. Этот материковый массив, ныне скрытый под водами океана, объединял большую часть Зондских островов, Калимантан, Филиппины, а возможно, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией. КАРТА Материк Сунда был той зоной, где происходило формирование протоавстралоидов и их культуры. Отсюда, возможно, вышли и айны, которые, оказавшись после затопления Сунды, Ниппониды [Япония и Сахалин, соединенные с материком] и Охотии [Камчатка и Курилы, соединенные с материком] в изоляции на островах Японского архипелага, Сахалине и Курилах, сохранили исчезнувший на Азиатском континенте древний антропологический тип. Однако айнская теория зашла в тупик. С одной стороны, признание айнов единственными неолитическими насельниками островов и предками японцев явилось лишь частичным разрешением вопроса, так как прошлое самих айнов — их

 

 

происхождение, место среди других народов земного шара, их прародина — оставалось совершенно непонятным, несмотря на теорию Кондратова. А с другой стороны, более тщательное антропологическое изучение неолитических костяков и костяков современных айнов и японцев разрушило установившееся было положение о прямой преемственности между современными айнами и населением Японии в каменном веке, хотя и было признано существование некоторых черт, общих для айнов и неолитического человека Японии. Стало очевидно, что вопрос о происхождении японцев нельзя сводить к установлению отдельных черт сходства с другими народами и что население каменного века Японии по расовым признакам отличалось от всех ныне существующих народов, а японская народность сложилась в результате взаимодействия нескольких расовых групп. Айнская теория происхождения японцев перестала существовать и переросла в айнскую проблему — проблему происхождения айнов, до сих пор не разрешённую
  В настоящее время Япония — одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

 

Хозяйство. Материальная культура

Из-за особенностей рельефа в Японии получили развитие три хозяйственно-культурных типа, находившихся в тесной взаимосвязи: приморский (рыболовство, собирательство моллюсков и водорослей, выпаривание соли), равнинный (земледелие с преобладанием заливного рисоводства) и горный (охота, собирательство орехов, каштанов, желудей, кореньев, ягод, грибов и дикого мёда, заготовка хвороста и древесины, богарное земледелие). Вместе с тем, природные особенности архипелага предопределили изолированность отдельных регионов, что затрудняло процессы товарного и культурного обменов (обилие гор способствовало консервации локальных особенностей жизни, а короткие и бурные реки не играли важной объединяющей роли, присущей рекам в других древних цивилизациях). Занятие морским рыболовством и орошаемым земледелием подталкивало древние племена к ранней оседлости. Самообеспеченность ресурсами большинства регионов Японских островов стала предпосылкой к проявлению политического сепаратизма, который наблюдался на протяжении всего периода древней Японии.
С течением времени значение охоты постепенно падало, а роль добычи морских ресурсов, напротив, росла. Начало производства керамики в период Дзёмон знаменовало собой важный этап эволюции древнего человека и его образа жизни. Поскольку наличие керамических сосудов позволяло дольше хранить запасы в ямных кладовых и готовить пищу на огне, изменился рацион и характер питания (значительная часть пищи стала употребляться в варёном виде, что привело к уменьшению риска инфекции и заражения паразитами, а следовательно увеличило продолжительность жизни). Во второй половине периода Дзёмон начинается практика выжигания участков леса для их дальнейшего хозяйственного использования. На севере Кюсю и в южной части Хонсю происходит развитие примитивного подсечно-огневого

 

земледелия, которое около 1000 года до н. э. практиковалось уже достаточно широко (люди культивировали ямс, гречиху, просо и суходольный рис, для чего изготавливали каменные ножи-серпы). Однако, возделывание культурных растений носило вспомогательный характер и не оказывало большого влияния на образ жизни племён.
   Большое значение в жизни японцев имеет потребление рыбы и других морепродуктов. Морское рыболовство дает в настоящее время 6-7 млн. т морепродуктов в год — страна стоит на четвертом месте в мире по улову морепродуктов. Япония располагает большим рыболовным флотом (более 400 тыс. судов общим тоннажем 2,7 млн. бр. рег. т), который ведет промысел во всех районах Мирового океана. До 1/3 улова обеспечивают прибрежные воды, главным образом вокруг Хоккайдо и Северного Хонсю. Довольно значительное количество рыбы и моллюсков дает их разведение в морских прибрежных водоемах (лагунах), а также в пресноводных водоемах.
   Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.
    В IV–VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые

 

 

сооружения — святилища, храмы, монастыри.
Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.
Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева. Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения.
 

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин.
  Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
  Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.
Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была ТЯСИЦУ— комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики. Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга

 

 

 Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.
    Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей, и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из пяти элементов и с коротким рукавом.
  Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от десяти тысяч долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около двадцати тысяч.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!