Типы (системы) политического господства



Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов политического господства, которые с ней связаны:

Линии сравнения Традиционное господство Легальное (рационально-правовое) господство Харизматическое (от гр. charisme — милость, Божий дар) господство
Правила (нормы), лежащие в основе господства Патриархальные или сословные нормы Рационально разработанные правила  
Глава системы господства (тип «господина») Монарх или религиозный глава Избранное должностное лицо или коллегиальный орган Пророк, военачальник, демагог, лидер
Источник авторитета главы системы господства Традиция или передача власти по наследству Делегирование на основе принципа большинства Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру
Форма легитимности (от лат. legitimus — законный) системы господства Вера в установленный порядок вещей Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи
Доминирующий тип социального поведения Традиционное Инструментальное или целерациональное Эмоциональное
Типичный политический режим Монархия Парламентская демократия Плебисцитарная диктатура

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает в себя элементы всех трёх типов.

Государственная власть

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти:

1) носит публичный характер, т. е. выступает от имени общества;

2) имеет суверенный (от фр. souverainete — верховная власть) характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);

3) ограничена территорией (базовое условие существования государства).

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является её деление на законодательную, исполнительную и судебную.

Развернуть

Что такое власть?

Власть появляется одновременно с возникновением человеческого общества, которое не может обойтись без организации, которую эта власть дает обществу. Отсутствие власти приводит к хаосу, дезорганизации и анархии.

Существуют разные определения власти:

«В повседневной жизни мы часто используем слово «власть», подразумевая любое сильное влияние, ограничивающее нашу свободу: власть природы, власть страстей или идей. Но в более строгом смысле власть – это отношение между людьми, при котором одни командуют, указывают, а другие подчиняются, выполняют»

Для сравнения – вот еще одно определение:

Властью называется способность властного субъекта направить подвластного субъекта (на достижение нужных целей, например: в случае политической власти — способность направить действия общества на достижение нужных результатов. Нужные результаты тоже могут быть какими угодно: например, общественное благоденствие или личное удовольствие, месть или болезненное желание, и так далее. Существенно то, что власть есть именно способность, а не намерение, возможность или же что-либо другое.

И еще одно определение:

Власть – это механизм организации и регулирования совместной деятельности.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти .

Наиболее распространенные источники власти – это сила, наследство, деньги (капитал), возможность распоряжения каким-то общественным продуктом или благами, владение знаниями, информацией, тайна, авторитет, социальный статус, харизма (не путать с авторитетом и статусом!) и пр.

К слову говоря: Любопытно проследить, как на протяжении человеческой истории менялись источники власти. Если в древнем мире физическое превосходство рождало власть – кто сильнее тот и правит, то уже в средневековье власть начинают наследовать. Средневековый король – символ и воплощение власти передаваемой по наследству. В Новое время в символ власти превращается капитал. Капитал дает власть над промышленностью, т.е. над рабочими местами, а это в свою очередь дает власть над людьми. В наше время таким символом власти стала информация. Контролируя поток информации, который распространяется в обществе, вы получаете возможность влиять на это общество. Хотя стоит признать, что насилие и капитал, тоже никуда не деваются, а просто отходят на второй план.

С источниками власти тесно связаны основания власти: база, источники на которые опирается власть – экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания (конституция, законы страны и пр.).

В свою очередь наиболее распространенные механизмы власти (ресурсы власти) – это прямое внушение (суггестия), принуждение (насилие), поощрение, право, шантаж, манипуляция, санкции, убеждение, традиции, мифы и пр. Сила есть не единственный механизм власти, более того своеобразной «монополией» на насилие в наше время начинает обладать государство, для которого оно становиться крайней узаконенной мерой в отношениях с обществом. Гораздо более действенны в современном мире другие механизмы, которые позволяют с большей эффективностью добиваться своих целей.

К слову говоря: Английский философ и гуманист ХХ в. Бертран Рассел считал, что на человека можно влиять: «а) посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают; б) воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, то есть предоставляя работу или отказывая в ней; в) влиянием на взгляды и мнения людей, то есть пропагандой в самом широком смысле» .

И здесь мы подходим к самому щекотливому вопросу данной темы, в котором можно выделить два нюанса.

Первый – мы живем и существуем в обществе, которое управляется какими-то людьми (условно – политиками) с помощью различных механизмов власти. Насколько эти механизмы жесткие зависит от политиков и от того - какой властью мы (общество) их наделяем. Если общество никак не реагирует на то - кто и как им управляет, то власть такого политика становится безграничной. На эту тему французский философ Ларошфуко еще в XVIII веке сказал: «Если вы не будете заниматься политикой, тогда политика займется вами».

Задание: Сравните высказывание Ларошфуко с известным афоризмом Наполеона Бонапарта «Если вы отказываетесь кормить армию своего государства, тогда будете кормить армию вражеского государства».

Второй нюанс заключается в том, что власть непостижимым образом меняет людей. Одни древние философы говорили, что власть развращает людей, другие о том, что она делает людей высокомернее и недостижимее. Еще Платон писал: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью».

К слову говоря: Спустя две с лишним тысячи лет после Платона в 1887 году известный британский политик той эпохи лорд Актон, высказался с трибуны британского парламента примерно в том же духе: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда — дурные люди… Среди того, что ведет к деградации и деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила.».

И для того чтобы стараться избежать подобного «самопорабощения властью» надо понимать одно – власть дается человеку обществом и пониматься должна, как забота об этом самом обществе. «Защищать и служить» - это не пустые слова. Власть должна восприниматься как честь, которую оказали человеку, для того чтобы он управлял другими. Но для этого власть должна доверятся лучшим из лучших. Причем понятие «лучший» трактуется именно с нравственной точки зрения, то есть наиболее честный, справедливый и порядочный, т.е. по-своему - «человек не от мира сего». Однако XX век породивший феномен «восстания масс» , противопоставляет ему свой идеал политика-популиста – человека из народа, человека как все, «выдающейся посредственности».

Задание: Подумайте – какой механизм можно придумать, чтобы не дать человеку заразиться этим своеобразным «микробом власти»? Вспомните какой механизм придумали древние греки для этого древние греки?

Что же отличает политическую власть от других видов власти?

Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis – город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти .

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность – политика, дает возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал руководителем Германии, а был бы всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность – за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбе не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества.

 

Развернуть

 

Известные цитаты о власти:

Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью (Платон).

Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно (Лорд Актон).

Власть — возможность теми или иными способами добиться подчинения со стороны группы людей (по Максимилиану Веберу).

Максимилиан Вебер (1864−1920) — немецкий социолог и теоретик политики.

Ключевой труд: «Протестантская этика и дух капитализма».

Классификация легитимности властвования по Максу Веберу:

1. Традиционный.

2. Харизматический.

3. Рационально-легальный (рационально-правовой).

  Традиционный Харизматический Рациональный
Что приводит к подчинению власти? Почтение, уважение к традиции Эмоции, преклонение перед даром правителя Разум, интерес в стабильной работе законов
Типичная форма правления Монархия Диктатура Парламентская демократия
Примеры в современном мире Королева Великобритании Елизавета II Бывший правитель Ирака Саддам Хусейн Президент Франции Франсуа Олланд

Данные типы рассматривались им с точки зрения эволюционного подхода.

В работе «Политика как призвание и профессия» (1919) он рассматривает государство как некоторый институт, обладающий монополией на легитимное применение насилия, это делегируемое право государства.

Политика понимается Вебером как процесс распределения государственной власти между различными группами. Подробно рассматривал чиновничество как социальный институт, исследовал аспекты бюрократизации. Считал её наиболее действенным способом организации государственного управления, одной из важнейших характеристик рационально-легального типа власти.

Решающим аргументом, определяющим превосходство бюрократической организации, является её чисто техническое превосходство над любой другой формой организации.

Под разногласиями о средствах скрываются разногласия о целях.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство.

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других,— харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны чер­ты сходства государственной и политической власти и черты отличия государственной власти от политической. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — порядковые номера черт отличия (2).

1) осуществляется специальными лицами — чиновниками
2) распоряжается силами, возможностями, ресурсами, которыми располагают люди
3) распространяется на всё имущество
4) является средством упорядочения общественных отношений

 

Ответ

2. Ниже приведён перечень терминов. Все из них, за исключением двух, являются характеристикой субъектов политики:

1) государственный аппарат; 2) электорат; 3) гражданские организации; 4) политический плюрализм; 5) элиты; 6) представительная демократия; 7) лоббистские группы.

Ответ

3. Назовите любые два средства осуществления политической власти и каждое из них проиллюстрируйте примером.

Ответ

1. Поощрение — учёные, совершившие крупное научное открытие, получили государственную премию.

2. Санкции — за нарушение ППД нарушителя ожидает крупный денежный штраф.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!