Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти.



Политика и власть

Сложность статьи подготовиться к егэузнать больше, чем в школепобедить в олимпиаде

Что такое власть?

Власть появляется одновременно с возникновением человеческого общества, оно не может обойтись без организации, которую эта власть дает обществу. Отсутствие власти приводит к хаосу, дезорганизации и анархии.

Существуют разные определения власти:

«В повседневной жизни мы часто используем слово „власть“, подразумевая любое сильное влияние, ограничивающее нашу свободу: власть природы, власть страстей или идей. Но в более строгом смысле власть — это отношение между людьми, при котором одни командуют, указывают, а другие подчиняются, выполняют».

Для сравнения — вот еще одно определение:

«Властью называется способность властного субъекта направить подвластного субъекта (на достижение нужных целей, например: в случае политической власти — способность направить действия общества на достижение нужных результатов). Нужные результаты тоже могут быть какими угодно: например, общественное благоденствие или личное удовольствие, месть или болезненное желание, и так далее. Существенно то, что власть есть именно способность, а не намерение, возможность или же что-либо другое».

И еще одно определение:

«Власть — это механизм организации и регулирования совместной деятельности».

Компоненты власти

Важно понять, что власть — это отношения двух сторон: субъекта и объекта, которые характеризуются степенью возможности первого навязать свою волю второму. Отсюда следует, что любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими и подвластными и возможность злоупотреблений властью. Субъектами и объектами власти могут быть как отдельные люди, так и группы людей, организации, структуры и даже целые социальные классы.

В зависимости от задач, которые субъекты власти ставят в отношении объектов власти, вырисовываются функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т. п.

Наиболее распространенные источники власти — это сила, наследство, деньги (капитал), возможность распоряжения каким-то общественным продуктом или благами, владение знаниями, информацией, тайна, авторитет, социальный статус, харизма (не путать с авторитетом и статусом!) и пр.

К слову говоря: любопытно проследить, как на протяжении человеческой истории менялись источники власти. Если в древнем мире физическое превосходство рождало власть — кто сильнее, тот и правит, то уже в средневековье власть начинают наследовать. Средневековый король — символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В Новое время в символ власти превращается капитал. Капитал даёт власть над промышленностью, т. е. над рабочими местами, а это, в свою очередь, даёт власть над людьми. В наше время таким символом власти стала информация. Контролируя поток информации, который распространяется в обществе, вы получаете возможность влиять на это общество. Хотя стоит признать, что насилие и капитал тоже никуда не деваются, а просто отходят на второй план.

С источниками власти тесно связаны основания власти — база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания (конституция, законы страны и пр.).

В свою очередь наиболее распространённые механизмы власти (ресурсы власти) — это прямое внушение (суггестия), принуждение (насилие), поощрение, право, шантаж, манипуляция, санкции, убеждение, традиции, мифы и пр. Сила не единственный механизм власти. Более того, своеобразной «монополией» на насилие в наше время начинает обладать государство, для которого оно становится крайней узаконенной мерой в отношениях с обществом. Гораздо более действенны в современном мире другие механизмы, которые позволяют с большей эффективностью добиваться своих целей.

К слову говоря: английский философ и гуманист ХХ в. Бертран Рассел считал, что на человека можно влиять «а) посредством прямой физической власти над его телом, т. е. когда его заключают в тюрьму или убивают; б) воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, то есть предоставляя работу или отказывая в ней; в) влиянием на взгляды и мнения людей, то есть пропагандой в самом широком смысле» .

И здесь мы подходим к самому щекотливому вопросу данной темы, в котором можно выделить два нюанса.

Первый — мы живём и существуем в обществе, которое управляется какими-то людьми (условно — политиками) с помощью различных механизмов власти. Насколько эти механизмы жёсткие, зависит от политиков и от того, какой властью мы (общество) их наделяем. Если общество никак не реагирует на то, кто и как им управляет, то власть такого политика становится безграничной. На эту тему французский философ Ларошфуко еще в XVIII в. сказал: «Если вы не будете заниматься политикой, тогда политика займется вами».

Задание: сравните высказывание Ларошфуко с известным афоризмом Наполеона Бонапарта «Если вы отказываетесь кормить армию своего государства, тогда будете кормить армию вражеского государства».

Второй нюанс заключается в том, что власть непостижимым образом меняет людей. Одни древние философы говорили, что власть развращает людей, другие о том, что она делает людей высокомернее и недостижимее. Еще Платон писал: «Нет человеческой души, которая выстоит искушение властью».

К слову говоря: спустя две с лишним тысячи лет после Платона в 1887 году известный британский политик той эпохи лорд Актон высказался с трибуны британского парламента примерно в том же духе: «Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно… Великие люди почти всегда — дурные люди… Среди того, что ведёт к деградации и деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила.».

И для того чтобы стараться избежать подобного «самопорабощения властью», надо понимать одно: власть даётся человеку обществом и пониматься должна как забота об этом самом обществе. «Защищать и служить» — это не пустые слова. Власть должна восприниматься как честь, которую оказали человеку, для того чтобы он управлял другими. Но для этого власть должна доверяться лучшим из лучших. Причём понятие «лучший» трактуется именно с нравственной точки зрения, то есть наиболее честный, справедливый и порядочный, т. е. по-своему — «человек не от мира сего». Однако XX век, породивший феномен «восстания масс», противопоставляет ему свой идеал политика-популиста — человека из народа, человека как все, «выдающейся посредственности».

Задание: подумайте — какой механизм можно придумать, чтобы не дать человеку заразиться этим своеобразным «микробом власти»? Вспомните, какой механизм придумали для этого древние греки?

Политическая власть

Одной из важнейших видов власти в жизнедеятельности человека является политическая власть. Что же отличает политическую власть от других видов власти?

Политическая (от гр. politike — искусство управления государством, от гр. polis — город-государство) власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Политологическая аксиома: политику невозможно осуществлять без власти.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.

4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества.

5) Действует на основе права от имени всего общества.

Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.

Основные принципы устойчивости политической власти

Легитимность власти Результативность власти
Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население

Признаки


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!