Роль мифологической системы в жизни Египта



 

Мифологические и религиозные системы, в особенности догма о божественной сущности фараонов, способствовали формированию особенной структуры египетской культуры. Фарон являлся воплощением божества на земле, «он устанавливал новый мир, цивилизацию, бесконечно более сложную и более высокую, чем та, которая существовала в неолитических поселениях».[7] Предполагалось, что все действия фараона выполняются в соответствии с божественным образом, поэтому чрезвычайно важно было поддерживать их постоянство.

Египетская религия отличалась огромным количеством разнообразных богов и богинь (древнеегипетские источники упоминают окло 1500 божественных существ), но фактически известный нам пантеон включает менее сотни божеств. Этот пантеон формировался одновременно с централизованным государством на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. и сложился в основном в эпоху Древнего царства.

Уже в эпоху Древнего царства возникала потребность упорядочить массу божеств. Ключевая попытка такой систематизации сложилась в Гелиопе. Согласно ей, мир возник из Первобытного Океана (Нуна), содержащего семена всего живого. Из него «вышел» бог солнца Атум, сотворивший первую твердь — Первохолм и извергший из себя первую пару богов — воздух - Шу и влажность - Тефнут. Они породили небо - Нут и землю - Геба, которые дали жизнь четырем близнецам: двум сыновьям — Усире (греч. Осирис), будущему богу плодородия, возрождения, позднее Загробного мира, и Сету (Сетху) — богу пустынь, чужеземных стран, хаоса, и двум дочерям — Исет (греч. Исида), великой волшебнице, символу трона, и Небетхут (греч. Нефтида). Эта Великая гелиопольская девятка играла ключевую роль в развитии культуры и искусства Египта на протяжении всей его истории.

 

Архитектура

 

Все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека, они мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта.

Памятники монументального зодчества Раннего царства практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом являлся кирпич-сырец, дерево, глина и тростник. Культовые строения Раннего царства сохранились лучше. К ним относятся молельни, посвященные почитаемым богам и богиням - Нейт, Анубису, Сету.

Погребения I—II династий были сосредоточены главным образом в районе Мемфиса и Абидоса. Развитие культа мертвых и система представлений о вечной жизни обусловили особое отношение египтян к местам захоронений и их оснащению. Основная роль отводилась погребальному ритуалу, цель которого заключалась в сохранении тела умершего и обеспечении его загробного существования. Для этого сооружались гробницы, куда помещались трупы, пропитанные особыми смолами, чтобы уберечь их от тления.

Фасады ряда царских погребний в Саккара были подчеркнуты изображением бычьих голов, размещенных на невысокой приступке, со вставленными в них настоящими рогами (Приложение 4). Прием выделения фасада гробниц в Саккара подтверждает подлинность данных захоронений, бык имел символическое значение в культе правителя.

Изобразительное искусство

 

Большинство дошедших до нас объектов изобразительного искусства древнего Египта связано с ритуалами погребения. Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины (Приложение 5). Со временем формы сосудов становились разнообразнее, менялся сам тип росписей, а также и их техника. Выполненные красной краской на желтоватой поверхности сосуда рисунки отражали древнейшие погребальные и земледельческие обряды.  

 

Как и в раннем искусстве Двуречья, образы людей в росписях и примитивных скульптурах охарактеризованы лишь в самой общей и условной форме. Передавались лишь общие черты, существенные для содержания данного изображения. Стремление к наибольшей наглядности привело первобытных художников к изображению различных частей одной и той же фигуры с разных точек зрения. Условно воспроизводились наиболее важные признаки человека или предмета, в первую очередь изображалась то, что было главным для той или иной сцены - оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега или пляски[8].

 

Чуть позже художественные требования древнего Египта начинают изменяться. Образы передаются отчетливее, чаще соблюдаются пропорции, композиции приобретают организованность. Ярким примером нового этапа, в развитии искусства являются рельефные изображения битв между общинами, которые привели к образованию крупных объединений на юге и севере Египта (Приложение 6). Характерной чертой этих рельефов является выделение роли предводителя объединения: он изображается в виде льва или быка, поражающего врагов.

 

Заключение

 

    Искусство Древнего Египта и Месопотамии имеет не мало общих характерных черт, в прочем, как и отличий. Египет заимствовал в свою культуру множество изобретений Двуречья - цилиндрические печати, искусство кирпичной кладки, ряд художественных мотивов. Прослеживается и общность в способе изображения человеческих образов с повернутыми в профиль ногами и головой и развернутым в фас туловищем. Однако шумеры делают яркий акцент на элементах человеческого лица - огромные глаза, нос или уши особенно характерны для работ шумерских художников.

Различия в искусстве двух этих великих цивилизаций вытекают из многих факторов. Во-первых, это особенности религиозных систем. Из-за превалирующего культа загробной жизни большинство объектов искусства древнего Египта являются ритуальными. В Двуречье же погребальные ритуалы не имели такого значения, поэтому художественный потенциал древнешумерских художников проявлялся в разнообразных предметах быта. Второй фактор - само устройство социальных систем. В Египте существовали жесткие социальные порядки, проявлявшиеся в том числе и в искусстве. Жесткий канон обуславливал художественную однотипность пропорций и образов. В месопотамском искусстве несмотря на канон существовала свобода композиции, живость и разнообразие образов и изображений, что говорит нам о большой творческой свободе художников.

 

 

Список литературы

1. Виноградова, Н.А., Николаева, Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. Малая история искусств. М., 1979.

2. Веймран Б.В., Колпинский Ю.Д. Всеобщая история искусств. Том 1. Искусство. 1965.

3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 1961

4. Матье М.Э. Ми­фы древ­не­го Егип­та. Л., 1940

5. Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.

Приложения

Приложение 1:

 

«Белый храм» в Эане (Урук). Лестница. Додинастический период, ок. 3200-3000 гг. до н.э.

 

Приложение 2:

Культовый сосуд из храма богини Инанны в Уруке. Период Джемдет-Наср, начало III тыс. до н.э. Алебастр. Багдад, Иракский музей.

Приложение 3:

 

Голова богини из белого храма в Уруке. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000 г.тыс. до н. э. Багдад. Иракский музей.

Приложение 4:

Фасад мастабы в Саккара с головами быков. I династия. Ок. 3000 г. до н.э.

Приложение 5:

 

Глиняный сосуд с росписью

Приложение 6:

 

Плита фараона Нармера. Оборотная сторона. Шифер. I династия. Конец 4 тыс. до н. э. Каир. Музей.


[1] Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001. С. 58.

 

[2] Там же. С. 60.

 

[3] Веймран Б.В., Колпинский Ю.Д. Всеобщая история искусств. Том 1. Искусство. 1965. С. 61.

 

[4] Виноградова, Н.А., Николаева, Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. Малая история искусств. М., 1979. С 61.

 

[6] Веймран Б.В., Колпинский Ю.Д. Всеобщая история искусств. Том 1. Искусство. 1965. С. 64.

[7] Элиаде Мирча. История веры и религиозных идей. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001. С. 83.

[8] Веймран Б.В., Колпинский Ю.Д. Всеобщая история искусств. Том 1. Искусство. 1965. С. 123.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!