Глава 2. Искусство Древнего Египта



Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

 

 

РЕФЕРАТ

«Искусство Двуречья и Египта в IV тысячелетии до н. э.: сравнительная характеристика»

Автор:

обучающаяся 1 курса

группы УГИЗ-103404

заочной формы обучения

Карасева Анастасия Андреевна

 

 

Проверил:

кандидат искусствоведения

Винокуров Сергей Евгеньевич

 

 

Екатеринбург

2020

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Искусство Древнего Двуречья. 3

1.1. Роль мифологической системы в жизни Двуречья. 3

1.2. Архитектура. 4

1.3. Изобразительное искусство. 5

Глава 2. Искусство Древнего Египта. 6

2.1. Роль мифологической системы в жизни Египта. 7

2.2. Архитектура. 7

2.3. Изобразительное искусство. 8

Заключение. 9

Список литературы.. 10

Приложения. 11

 

 

 


Введение

Древние Двуречье и Египет являются одними из первых человеческих цивилизаций, повлиявших на развитие всей мировой культуры. Искусство этих стран являлось наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Месопотамия и Египет совершили гигантский скачек в переходе от первобытного искусства к более передовым формам как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве. Впервые искусство обращается не только к окружающим человека событиям, но и к самой его индивидуальности, показывает человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Искусство Двуречья и Египта имеет много общего, но также и много отличий. Попытаемся их разобрать.

Глава 1. Искусство Древнего Двуречья

 

    Древнее Двуречье (Междуречье или Месопотамия) – одна из древнейших цивилизаций, располагавшаяся в Западной Азии в долине рек Тигр и Евфрат. Наряду с Египтом считается первой цивилизацией на земле. Ранний этап развития месопотамской цивилизации восходит к XI – началу III тысячелетия до н.э. В этом раннем времени различаются периоды Обейда, Урука и Джемдет - Наср, получившие названия от местностей, где были сделаны основные археологические находки.

Происхождение и древнейшая история месопотамской цивилизации до сих пор еще плохо изучены. Предполагается, что некое население, говорящее на шумерском языке, пришло с севера и расселилось в Нижней Месопотамии. Однако несмотря на это, мы с уверенностью можем утверждать, что цивилизация Двуречья колоссальным образом повлияла на всю траекторию развития мировой культуры, среди ее достижений - изобретение письменности, первые города, древнейшая литература.  

Изобразительное искусство Двуречья также изучено в гораздо меньшей степени, чем, например, искусство древнего Египта. Однако по существующим археологическим находкам и литературным источникам мы можем выявить и охарактеризовать общие тенденции и черты древнего месопотамского искусства.

 

Роль мифологической системы в жизни Двуречья

 

    Однако, прежде чем говорить об особенностях изобразительного искусства, кратко охарактеризуем роль мифологии Двуречья – той почвы, на которой строится вся месопотамская культура.

    Вначале была богиня Намму – «Первоматерь», прародительница всех богов. Намму путем партеногенеза породила первую пару божественных сущностей — Небо (Ан) и Землю (Ки) — воплощение мужского и женского начал[1]. От их союза происходит Энлиль - бог воздуха (наиболее активное божество в месопотамской мифологии). В своей совокупности Ан, Ки (Энки) и Энлиль составляют триаду Великих Богов. Энлиль, как архетипический божественный сын, разъединяет своих родителей: бог Ан поднимает небо вверх, а Энлиль забирает с собой свою мать (Землю).

              Что касается происхождения человека, то здесь исследователи говорят о, как минимум, четырех шумерских текстах, объясняющих возникновение человека. Спектр повествования в этих текстах совершенно различен: один миф рассказывает, что первые человеческие существа выросли из земли, как растения; другой, что человека сделали из глины некие божественные мастера, затем богиня Намму слепила ему сердце, а Энки дал жизнь и др. Все это позволяет говорить нам о множественности традиций в месопотамской культуре.

Человек был создан, чтобы служить богам, нуждавшимся прежде всего в пище и одежде.[2] Но в то же время люди не являлись рабами богов. Жертва представлялась как добровольное приношение и знак верности. Важно отметить, что люди являлись не просто слугами богов, но и их «подражателями», поддерживая божественный порядок на земле.

 

Архитектура

 

Одной из наиболее важных форм поддержания божественного порядка было строительство храмов. Согласно шумерской традиции, после сотворения человека один из богов основал все пять городов. Затем боги передали прямо правителям план городов и святилищ. Каждый храм был посвящен определенному богу-покровителю. Таким образом, для шумеров устройство храмов уже само по себе имеет трансцедентальную природу. Храм становился центром города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, где работали как свободные люди, так и рабы (позже – исключительно рабы).

Храмы старались возводить на возвышенных местах, что с одной стороны обуславливалась необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливам, а с другой было желанием сделать здание видимым со всех сторон. Дополнительную высоту и устойчивость храму предавала высокая платформа, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма располагалось у края платформы и имело обычно прямоугольную или овальную форму. В глубине святилища находилась статуя божества, которому был посвящен храм.

Несмотря на общие черты и переданный «божественный план», архитектурное устройство имело и свои различия. В Уруке найдены остатки нескольких храмов, среди которых особый интерес вызывает высокая сырцовая платформа, служившая основанием так называемому «Белому храму» (Приложение 1). Стены платформы не были гладкими, предполагается, что разделка стен повторяла внешность примитивных хижин, сделанных из вязок тростника. Другой пример - храм, отрытый в Уруке – монументальная постройка со стенами, обработанными в виде полуколонн, возведенная на каменном основании. Само здание украшено пестрой мозаикой из разноцветных шляпок глиняных гвоздей, вставленных в сырцовую стену здания[3].

 

Изобразительное искусство

 

Примерно в это же время появляется первый скульптурный рельеф, пока еще очень неумелый и примитивный. Фигуры неловки и угловаты. Однако уже здесь проявляются черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени. Устанавливается изображение человеческой фигуры на плоскости: ноги и голова повернуты в профиль, туловище развернуто в фас. Человеческое лицо имеет огромные глаза и большой нос. Как правило, руки подняты до уровня рта, что символизирует преклонение перед божествами.

Для изобразительного искусства Двуречья была характерна повествовательность. Рассказы-повествования встречаются в сценах, изображенных на больших цилиндрических каменных печатях, а также разнообразных культовых сосудах Человеческий образ в искусстве создавался путем подобного рассказа о действиях человека или воспроизведения его таким как его знает разум, а не видит глаз.[4] Так, например, большие уши и глаза выражали мудрость, а преобладание размера человека на иллюстрациях над другими людьми говорило о его высоком социальном статусе. Наиболее полной характеристикой человеческой фигуры оказывался полный поворот плеч, профильное изображение ног и лица и глаз в фас.

Подобный принцип изображения неизбежно вел к формированию канона, но несмотря на это в искусстве древней Месопотамии мы постоянно прослеживаем отхождение от вырабатывающихся правил. Свобода композиции, введение элементов пейзажа, живость и относительная правдивость изображений, особенно человека заставляют предположить большую творческую свободу и техническое совершенство искусства.[5]

Прекрасный образец раннего искусства Двуречья культовый сосуд из албастра (Приложение 2). Он разделен поперечными полосами на четыре регстра, фигуры на сосуде свободно размещены на плоскости. Действие-рассказ, изображенный на нем, необходимо читать снизу вверх. В самом низу обозначается место действия или «фон» на котором оно происходит: река, изображенная волнистыми линиями, чередующиеся колосья листьев и пальм. На следующем ряде представлено шествие домашних животных – баранов и овец. На третьем ряду иллюстрируется ряд обнаженных мужских фигур с разнообразными сосудами, чашами и блюдами, наполненными приношениями – плодами фруктов. Верхний регситр является ключевым, здесь изображена заключительная фаза шествия – дары сложены перед алтарем, рядом с ними символ богини-покровительницы Урука – Инанны (если точнее, то жрицы, исполнявшей роль Инанны в культовых церемониях). К ней направляется жрец в длинных одеждах, которые поддерживает человек следующий за ним. Таким образом, сам по себе сосуд не просто является уникальным произведением шумерского искусства, но и дает нам подробный рассказ о ритуальных шествиях древних шумеров.

Подобные сюжеты мы встречаем лишь на каменных печатях или ритуальных сосудах. Скульптура как таковая в искусстве раннего Двуречья только начинала свое развитие. Одним из памятников подобной ранней скульптуры является женская головка из Урука (Приложение 3). «Величественная и спокойная, выполненная в широкой обобщенной манере, передающей строгие и суровые черты лица с большими, некогда инкрустированными глазами, она кажется намного опередившей свое время».[6]

 

Глава 2. Искусство Древнего Египта

 

Древний Египет наряду с Месопотамией является одной из первых цивилизаций. Рождение египетской цивилизации всегда вызывало у историков огромное удивление. На протяжении двух тысячелетий, предшествовавших формированию Объединенного царства, неолитическая культура развивались довольно медленно. Однако столкновение с шумерами в начале IV тысячелетия привнесло серьезные изменения в египетскую культуру. Египет заимствовал у шумеров цилиндрические печати, искусство кирпичной кладки, технику судостроения, ряд художественных мотивов а, главное, письменность, которая появилась внезапно, не имея предшественниц, при Первой династии (около 3000 лет до н.э.). Примечательно, что в отличие от Месопотамии, наиболее важные социо-политические и культурные события осуществлялись при самых ранних династиях. После Пятой династии (2500-2300 гг. до н.э.) к культурному наследию не добавилось ничего существенного. Египтяне стремились сохранять «первоначальные творения».

На развитие египетской культуры в значительной степени повлияло и само географическое положение Египта, отличавшейся от расположения шумерско-аккадских культур. В отличие от Месопотамии, уязвимой для вторжения с любой стороны, долина Нила — была не только изолирована, но и защищена пустыней, Красным и Средиземным морями. Египет не знал опасностей извне, поэтому египетские правители сконцентрировали все усилия на укрепление своих позиций внутри страны. Более того, судоходство по Нилу позволяло правителю все время усиливать централизацию власти и тем самым облегчало управление страной. В Египте не было больших городов, как в Древней Месопотамии, основную массу населения составляли сельскиежители, которыми управлял представитель воплощенного бога — фараон.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!