Увязка цветовой палитры с образом.



ГЛАВА 6. Методика «Образно-цветовых ассоциаций»

 

Образно-цветовое моделирование может быть использовано в качестве способа актуализации концептуального пространства проектируемого сооружения. Как уже говорилось, любое здание – это текст, это информация, которую здание несет вместе с собой (см. п. 1.4). Любое здание говорит с нами на языке цвета, формы и символов. Не всегда эта информация является внятной или приятной, но она есть. Проектируя объекты в современном городе, мы обязаны учитывать все то, что наше здание будет транслировать в визуальную городскую среду. И, чтобы текст нашего здания был ясным, чтобы он считывался так, как задумано, нужно приложить специальные усилия. В дизайнерской деятельности, необходимы приемы и методы, при помощи которых можно создавать концепт, концентрирующий формирование образа объекта во взаимодействии его формы с колористическим решением. Актуальная задача архитектурной теории и практики – разработка методов и приемов, помогающих формированию концепции в процессе работы над проектом. В этом ключе была разработана методика «Образно-цветовых ассоциаций». Предлагаемая методика может помочь студентам и практикующим архитекторам в поиске художественного образа здания, его цветового решения и формы.

 

Разработка колористического решения по методу «Цвет-образ» ведется в четыре этапа. Однако прежде чем переходить к подробному разбору этапного процесса моделирования, необходимо остановиться на сути самого метода. Цветовой и объемный образ здания, в воображении проектировщика рождается не одномоментно. Зачастую, еще на доэскизной стадии, это сложный процесс поиска концепции, образа будущего объекта. Необходимо учесть множество факторов, таких как: функциональное назначение и особенности целевого использования объекта, его габариты и месторасположение, особенности окружающей застройки и визуальной среды, исторически сложившиеся условия и контекст места застройки, климатические данные, индивидуальные стилистические особенности, предпочтения заказчика, и др. Насколько бывает ухвачен общий смысл, направление, настолько удачным будет проектное решение. Форма и цвет объекта зависят от того образа, концептуальной модели, которую архитектор визуализирует в своем воображении. Перед, собственно, самим моделированием, необходимо найти некий предварительный образ, символ, объект для ассоциаций, который послужит отправной точкой в направлении развития будущего решения. Сутью подобного объекта является та интуитивная идея, которую можно назвать «зерном» нашего образа. В качестве подобного зерна, из которого затем вырастет весь проект, может быть принято, что угодно, главное, чтобы это максимально соответствовало, четко отражало внутренний посыл. Это может быть какой-то физический предмет, вещь, растение или животное, явление природы, стихия или фотография какого-то действия и др. Это может быть картина или музыкальное произведение. В конце концов, это может быть просто фраза, словосочетание, точно отражающее вашу мысль. В любом случае, вам необходима картинка, с некоторым визуальным содержанием. В том случае, если вы решили ограничиться словом или фразой, напишите ее на листке бумаги – это послужит отправной точкой для выбора цветового решения на первом этапе. Поиск подобного «зерна» - важнейший процесс, в результате которого вы приходите к первому этапу работы.

 

Цветовая раскладка (предварительная цветовая палитра).

 

Когда «зерно образа» найдено, найдена конкретная картинка с некоторым визуальным содержанием, необходимо выполнить ее цветовую раскладку. Цветовая палитра подбирается таким образом, чтобы на ней оказалось 5-10 цветов, наиболее близких к визуальному материалу изображения (Рисунок 1). Вполне очевидно, что адекватно выразить цвет изображения при помощи нескольких оттенков невозможно. Но сведение цветового тона картинки к определенным, выраженным палитрой тонам – важный и необходимый этап работы, требующий значительного количества усилий. В результате мы получаем предварительную цветовую палитру и переходим ко второму этапу. Предварительная цветовая палитра выполняется не из одинаковых «квадратов» цвета, но составляется согласно примерному процентному содержанию цвета на картине, т.е. какого-то цвета в палитре будет меньше, а какого-то больше и это создаст эффект «узнавания». Важно добиться такого состояния подбора цвета, чтобы идея или впечатление от картинки могло читаться или узнаваться в палитре.

 

Рисунок 1. Выполняем цветовую раскладку, набирая некоторое количество тонов, пока не станет понятно, что палитра собрана.

 

Увязка цветовой палитры с образом.

 

Надо понимать, что цвет – достаточно условная, необъективная конструкция, зависящая от особенностей индивидуального восприятия [29]. Кроме того, профессиональная фотография – это не «природа», а продукт творчества фотографа. Цвет на такой картинке отличается от того, что было в реальности. Люди по-разному воспринимают цвета и по-разному к ним относятся, какие-то цвета они выделяют больше, какие-то – меньше, что-то им нравится, а что-то отталкивает. Это субъективный процесс, во многом зависящий от индивидуальной физиологии и эстетических факторов. Но именно в этом и кроется тайна индивидуальной одаренности, творческого таланта и профессиональных приемов. То, как вы соотнесете цвет с образом, возникающим перед вашим внутренним взором, рождающимся в вашей интуиции – так и подберется сочетание цветов.

Если за основу для работы вы взяли фотографическое изображение или картину, не важно, сделана она профессиональным художником или это простое любительское фото с мобильного телефона, в любом случае, цвета на этой фотографии не соответствуют действительности. Важна не реальность настоящего объекта, скажем, дерева, важны цветовые ассоциации, которые передает картинка. Таким образом, мы корректируем предварительную палитру, сводя цветовой образ к 3-5 цветам, учитывая их пропорциональный вклад в изображение (Рисунок 2).

 

  

Рисунок 2. Предварительная палитра сокращается до нескольких цветов, которые мы переносим в работу с интерьером или экстерьером здания.

 

На этом этапе самое главное – получить адекватное соответствие между образом и цветовой раскладкой. Важно, чтобы в вашем цветовом подборе четко читалась картинка, даже если вы на нее не смотрите. Полезно будет пробовать закрыть чем-нибудь изображение и, глядя только на цветовую раскладку, подумать о том, насколько она напоминает об изображении. Если у вас четко, только от взгляда на палитру, возникает мысль об объекте вашей картинки, значит все сделано правильно.

 

Вербальная компонента образа

 

После того, как ваша цветовая палитра найдена, на третьем этапе работы с ассоциациями, важно оформить ваш опыт в словах. Чарльз Дженкс первый выразил мысль о том, что архитектурное творчество может быть описано в форме текста [28]. Если понимать, что «здание – это текст», становится понятно, для чего необходимо актуализировать образ и цвет вербально. За любыми образами, будь то картина, фотография или архитектурное сооружение, кроется какая-то история, сюжет, событие. Поиск подходящих слов, способных четко и определенно отразить смысл архитектурной формы, поможет в создании характера образа. Можно сказать, что это важнейший из шагов на пути к созданию целостного произведения. На этом этапе, интуитивное знание становится объективным приемом и выражается практически. Подобрав правильные слова, вербальную характеристику вашему объекту, вы начинаете увязку цветового решения с формой. И, в результате одновременной работы с цветом и формой здания, вербальная характеристика поможет вам найти правильное решение.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!