Факторы, влияющие на восприятие цвета



Существует огромное количество факторов и эффектов, изменяющих наше восприятие цвета. Эти факторы можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Ко внешним факторам относятся такие как: освещение, время суток, воздушная перспектива и удаленность объекта восприятия, тип поверхности и др. К внутренним факторам можно отнести те факторы, которые изменяют восприятие цвета на уровне нейронных связей: симультанный контраст, фигура-фон, ощущение теплых-холодных тонов, легкоксти-тяжести цвета и др. А так же эффекты типа: Пуркине, Кольрауша-Гельмгольца, Геринга, эффекты воздействия цвета на форму объекта и всевозможные иллюзии.

Так же необходимо отметить прямое физиологическое влияние цвета на жизнедеятельность нашего организма. В последнее время эта сторона вопроса активно изучается. Выявлен ряд закономерностей. В частности, российские ученые Т.А.Айвазян, В.П.Зайцев обнаружили, что больные сердечно-сосудистыми заболеваниями отдают предпочтение синему, а желтый и красный – отвергают [147]. Показано воздействие цвета на работоспособность, аппетит, психологическое состояние и настроение людей. Известны случаи «цветового голода», когда невыразительность и недостаточность цвета в окружающей среде вызывала у детей симптомы астенизации, слабости и пониженной реакции вплоть до задержек в умственном развитии [134] и т.д.

Давайте остановимся подробнее на некоторых эффектах, влияющих на наше восприятие цвета.

 

Эффект Пуркине

 

Ян Эвангелиста Пуркине (1787 – 1869) – один из наиболее выдающихся ученых своего времени. Он знимался вопросами физиологии и анатомии, увлекался политикой и искусством. Открыл новый вид нервных клеток, которые так и называли: «клетки Пуркине», занимался вопросами цветового зрения. В частности, им был установлен один из самых любопытных эффектов изменения цветового восприятия с уменьшением освещенности.

 

Рисунок 6. Эффект Пуркине

 

Было подмечено, что в вечерние часы разные цветовые тона теряют свою насыщенность по-разному. Первыми в сумерках теряют цвет желтые и красные тона, а зеленый и голубой остаются видимыми несколько дольше. Кроме того, красные цвета в сумерках кажутся более тёмными, чем зелёные, в то время как синие – светлеют (Рисунок 6). В дневное время, свет воспринимается на сетчатке глаза при помощи колбочек. Когда освещенность в сумерках падает, колбочки не справляются и восприятие цвета дополняется действием палочек. Но дело в том, что колбочки более чувствительны к желтым и красным тонам, а палочки – к синим и зеленым. Таким образом, в темноте мы видим палочками, а не колбочками. А так как палочки плохо передают цвет, мир в пониженных условиях освещения нам кажется черно-белым, лишенным цвета. Одновременно с этим надо отметить и обратный эффект. В условиях повышенной освещенности (скажем, на Севере, где много снега), наш глаз «слепнет» и не справляется с цветопередачей, способность различать цвета тоже снижается.

 

Расстояние

 

Воздушная перспектива была известна в античном мире (Рисунок 7), а затем заново была переоткрыта в средние века. Одним из наиболее почитаемых художников, использовавших прием «изменения окраски объектов в зависимости от их удаления от наблюдателя», был Иоахим Патинир, живший в конце XV века. Фламандский пейзажист еще долгое время считался учителем для многих самых знаменитых художников той эпохи. Было подмечено, что при увеличении расстояния до объекта, предметы испытывают влияние толщины воздушной массы: темные цвета светлеют, теплые цвета насыщаются холодными оттенками и все уходит в голубой тон, на большом расстоянии контрасты сглаживаются, все формы размываются, все становится более плоским в силу того, что границы объектов, тени и формы смешиваются.

 

Рисунок 7. Фрагмент фрески из виллы Ливии Друзиллы, жены императора Октавиана Августа. Конец 1-го века до нашей эры.

В этом ключе, принято делить пространство на три плана: первый план, в этом случае, будет наиболее четким, а дальний план – «размывается». С помощью воздушной перспективы художник создает в плоскости картины глубину, третье измерение. Это делается за счет учета воздушной среды. Но верно и обратное – в реальности воздушная среда влияет на восприятие объектов и их цветность. На восприятие также влияют: время суток, годовые циклы, погодные условия и др. Всё это изменяет цвет на переднем плане, на среднем и на дальнем и это необходимо учитывать.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!