Психология цветового восприятия



ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

 

Принято разделять понятия о цвете и свете. Изучению света и его эффектов посвящен целый раздел современной науки, который называется «физическая оптика». Оптика или «наука о зрительных восприятиях» изучает свойства света и объясняет явления и эффекты, с ним связанные. В более общем плане, современная физика выделяет «квантовую оптику», которая описывает взаимодействие света с веществом с учётом карпускулярно-волновой природы вещества, рассматривает релятивистские эффекты и изучает распространение света в различных средах. Таким образом, квантовую оптику (а значит и само понятие о свете) можно считать фундаментальным научным знанием, описывающим, в каком-то смысле, саму природу мироздания.

В современной физике принято определять «свет», как определенную часть электромагнитной волны в диапазоне частоты от инфракрасного до ультрафиолетового спектра (Рисунок 1). Электромагнитные взаимодействия считаются основным видом фундаментальных взаимодействий. Свет – лишь одно из видимых проявлений одной и той же силы, которая одновременно является тем, за счет чего работает радио, телевидение, мобильные телефоны, микроволновые печи и рентгеновские аппараты.

 

Рисунок 1. Видимый свет – это отрезок электромагнитного спектра, который находится на участке с длинами волн приблизительно от 380 нм (фиолетовый) до 780 нм (красный).

 

Цвет, по сути, являясь частью спектра электромагнитной волны, тем не менее, имеет несколько иную природу, чем свет. Природа восприятия цвета – психофизиологического характера. Цвет начинает существовать для нас только тогда, когда отраженный от предметов свет попадает к нам в центральную нервную систему.

Подобные представления о цвете, хотя и исходившие из несколько неверных представлений, существовали еще со времен Платона, трансформируясь и меняясь на протяжении всей истории. Основную точку в этом вопросе поставил Герман Гельмгольц, когда определил структуры на сетчатке глаза, ответственные за принятие электромагнитных волн соответствующей длинны и передачей импульсов в мозг. С XIX века, в науке о физиологии цвета, ничего кардинальным образом не поменялось. Тем не менее, в XXI веке, набирает обороты так называемая «психология зрительного восприятия», которая изучает способность человека воспринимать цвет. В последнее время это связано с биологическими науками, в частности, с «нейроэстетикой». Если говорить обобщенно, то цвет, в наше время, не воспринимается, как что-то определенное и понятное – у разных людей и народов, понимание, восприятие и отношение к цвету разное. Люди, воспитанные в разных социальных средах и климатических регионах, имеют разные понятия о цвете [37, 38, 39, 40]. Для того чтобы лучше понимать принципы воздействия цвета на человека, необходимо рассмотреть подробнее физиологические и психологические основы цветового восприятия.   

 

Строение зрительного аппарата человека

 

Человеческий глаз представляет собой шарообразный орган, наполненный прозрачной жидкостью и окруженный тремя оболочками. Внутренняя оболочка называется сетчаткой. Она представляет собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. Сетчатка является самой важной частью глаза и именно она реагирует на свет разных длинно волн, передавая информацию об окружающей нас «цветной» реальности в мозг (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Устройство глазного яблока

 

Вся система цветовосприятия в ЦНС достаточно сложна и зависит не только и не столько от оптики глаза и фоторецепторов, сколько от нейронных реакций головного мозга, именно там происходит различение цветов и реакция на них [41, 42, 43]. Но уже на сетчатке происходит специализации цветоразличения от периферии (которая больше чувствительна к движению, чем к цвету) к центральным областям [44, 45, 47]. Восприятие цвета начинается на уровне фоторецепторов сетчатки, «палочек» и «колбочек», которые воспринимают электромагнитные волны определенной частоты и по-разному реагируют на свет разных длин волн. 

Понимание реакций клеток сетчатки основывается на так называемой трехкомпонентной теории цветоразличения Юнга-Гельмгольца, а так же, некоторым образом, на представлениях об оппонентности цветовых каналов в теории Эвальда Геринга. Восприятие цвета дифференцируется в колбочках и палочках. Такие колбочки бывают всего трех типов. Они воспринимают три типа цвета: красный (Red), зеленый (Green), и синий (Blue). Восприятие цвета таким образом – это результат смешивания всего трех цветов в различных пропорциях. Если все три вида колбочек придут в возбужденное состояние в одинаковой степени, мы увидим белый цвет, при отсутствии реакции со стороны колбочек, соответственно, мы получим черный. При этом, восприятие цвета создается путем соотношения реакций от колбочек, а яркость – от интенсивности их реакции. Совместно, колбочки передают сигнал в первичную зрительную кору. Однако по пути они проходят ряд других зон мозга, в частности, латеральное коленчатое тело таламуса (Рисунок 3). В нейронах коленчатого тела сигналы от колбочек дополняются противоположным цветом, и теперь каждый сигнал может быть представлен в двух вариантах: для синего цвета – синим и желтым, для красного – красным и зеленым (и наоборот). Согласно теории Геринга, сочетание цветов получается из таких оппонентных, зависимых цветов. Нервные импульсы взаимодействуют друг с другом, и соотнесение этих сигналов латеральном коленчатом теле дает нам цветовой образ.

 

Рисунок 3. Устройство зрительного анализатора

 

Восприятие цвета не ограничивается работой зрительного анализатора. Последние исследования говорят о том, что цвет – это сложное понятие, зависящее от нейронной активности неокортикальных зон, связанное с высшей ассоциативной нервной деятельностью [48, 52, 54]. Одним из доказательств вышеназванного факта может быть то, что наша способность правильно воспринимать цвет не зависит от условий освещенности. Мы способны узнавать цвет предмета, несмотря на то, чем этот предмет освещен: лампочкой накаливания, полуденным солнцем или закатными лучами. Для этого необходимо «узнавать» источник освещения и перерабатывать зрительное восприятие, соотнося его с источником (Рисунок 4).

Рисунок 4. Цветопостоянство создаёт иллюзию, что квадрат A темнее квадрата B, в то время как они одного цвета.

Цветопостоянство (цветовая константность) – особенность человеческого восприятия цвета, которая заключается в том, что воспринимаемый цвет объекта остается примерно одинаковым при изменении цвета освещения. Например, глаз (а точнее, мозг) видит зелёное яблоко зелёным как в середине дня, при белом освещении, так и на закате, когда освещение красное.

Очевидно, что подобная сложная работа происходит не на уровне простых зрительных реакций. Тем не менее, до сих пор остается непонятным, где и как происходит осознанное восприятие цвета.

 

Рисунок 5. Восприятие цвета позволяет выделить объект и фон, делает мир объемным, помогает его интерпретировать

 

Мы далеко не все знаем о цвете, но мы знаем, что наш мир и наша жизнь зависят от цветного восприятия (Рисунок 5). Кроме того, в следующих главах будет объяснено, что мы, в некотором роде, обречены на видение цветного мира, что ничего кроме цвета, в сущности, мы не видим и не способны к черно-белой интерпретации визуальной реальности.

 

Психология цветового восприятия

 

Цвет – это свет, воспринятый и обработанный мозгом в виде впечатлений, ощущений, понятий и мыслей. Всем известно, что цвет у человека связан с эмоциями. Как и музыка, цвет заряжен эмоционально-смысловым содержанием. Вопрос только в том, универсально ли это содержание для всех людей и в какой степени?

Истоки восприятия цвета необходимо искать в эволюционном прошлом человека. На протяжении миллионов лет, мы формировались в определенном цветном окружении. Синий цвет неба, зелень листвы и желтое солнце – являлись основными поставщиками цветных ощущений для нашей психики. С этой точки зрения, очевидно, что на самом глубоком уровне, физиология и психология цвета у всех людей одинаковая – базовые, простые цвета миллионы лет идентифицировались с простыми понятиями, окружавшими наших эволюционных предков. На самом глубоком, бессознательном уровне реакции на цвет универсальны: какие-то цвета успокаивают, а какие-то возбуждают, какой-то цвет обостряет внимание, а какой-то его рассеивает. Однако, со времен расселения человека по всей планете и развития цивилизаций, отношение к тем или иным цветам и их сочетаниям менялось. Мы интерпретируем визуальную среду, обрабатываем поток визуальных впечатлений в тех возможностях и контекстах, которые предоставляет нам наша социальная среда. Мы все видим только то, что позволяет нам видеть наше воспитание, наша социо-культурная парадигма. Интерпретация цветовых впечатлений зависит от культуры и среды обитания. Другими словами, в разных культурах цвет воспринимается и трактуется несколько по-разному в силу климатических, территориальных, политических и др. различий [37-40, 52].

В науке и искусстве было множество попыток провести параллели между цветами и психологическими состояниями человека, эмоциями, чувствами и физиологическими реакциями. И, если на уровне физиологии результаты были получены вполне объективные, то на уровне психологии – цвет не поддается универсальным трактовкам. Аристотель, да Винчи, Ньютон, Ломоносов, Гете, Шопенгауэр, Ницше, Пуркине, Клее, Иттен, Кандинский, Делоне и многие другие – пытались классифицировать цвет, связав его с эмоциями и психологическими темпераментами, и не смогли этого сделать. Не удалось так же выработать какую-то универсальную классификацию цвета. Мы все слишком разнообразны и по-разному воспринимаем мир. Тем не менее, цвет можно воспринимать, как отдельную знаковую систему, своего рода языковую среду, в которую погружен человек, со своими категориями, символами и знаками. Практика изобразительного искусства (особенно в XX веке) показала, что эта среда вполне и недвусмысленно может быть интерпретирована на вполне объективных основаниях [56]. У каждого из цветов есть свое вполне определенное эмоциональное и символьное пространство смыслов, о котором речь пойдет в следующих главах.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!