Символизм, стилизация и форма в декоративно-прикладном искусстве



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ТЮРКСКИХ НАРОДОВ

 

Содержание понятия. История научного изучения декоративно-прикладного искусства.

 

Декоративное искусство – совокупность пластических искусств, произведения которых имеют эстетическое идейно-образное начало и призваны украшать материальный мир человека.

Главная цель декоративного искусства – украсить окружающую среду, создать у человека положительные чувства через зрительное восприятие и чувство прекрасного. Декоративное искусство тесным образом связано с эстетикой – учением о красоте. Эстетика бывает естественной (природной) и рукотворной. Декоративное искусство формирует рукотворную эстетику, но само чувство прекрасного, идеи и формы для него оно, как правило, черпает из окружающего мира. Поэтому формы декоративного искусства тесным образом связаны с миром природы.

Ученые не могут точно сказать, когда и при каких обстоятельствах зародилось декоративное искусство. Однако совершенно точно установлено, что умение украшать себя было характерно для всех древнейших цивилизаций в истории человечества. Также украшают себя и те народности и племена, которые живут или жили на уровне каменного века. Поэтому можно утверждать, что чувство прекрасного, эстетическое удовольствие способны получать люди вне зависимости от уровня экономического и политического развития.

С глубокой древности стремление украшать себя развивалось как утилитарное, бытовое, прикладное творчество. Довольно часто в украшениях и узорах люди закладывали мировоззренческие смыслы, образ и символ были связаны с духовной культурой и имели вполне конкретное содержание. Поэтому прикладное творчество выполняло несколько функций:

Создание мира прекрасного – эстетическая функция;

Духовно-религиозные и мифологические символы и сюжеты;

Отражение мира природы и природных форм, воссоздание природных форм и объектов в человеческой среде.

 

С течением времени по мере развития технологии производства и экономических отношений декоративное творчество получило свое развитие не только как бытовая деятельность, но и как профессиональная форма деятельности по созданию украшений и предметов с высоким мастерством исполнения декоративных элементов. Профессионализация, специализация отдельных ремесленников и мастеров на изготовлении таких предметов декора привела к появлению декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство рассматривается как форма профессиональной деятельности. Декоративно-прикладное искусство (в узком смысле) – это раздел изобразительного искусства, ориентированный на создание художественных изделий, имеющих утилитарное или художественное назначение. В более широком смысле под декоративно-прикладным искусством понимается не только профессиональная деятельность и создание высокохудожественных вещей, но и декоративно-прикладное творчество, народное художественное творчество.

Поэтому следует различать два понятия: предметы и произведения декоративно-прикладного творчества. Эти понятия соотносятся как общее и частное.

Предметы декоративно-прикладного творчества должны соответствовать нескольким критериям:

– обладать способностью вызывать у человека эстетическое чувство (быть красивым на его взгляд);

– иметь художественный эффект;

– использоваться для оформления быта, внутренней и внешней обстановки.

Особенности предметов декоративно-прикладного искусства:

1. Национальная (этническая, локальная) самобытность: форма, узор и цвет.

2. Эстетика – субъективное восприятие чувства прекрасного, красоты через понятия «свое, наше, родное».

3. Технология изготовления.

 

Орнамент

Функции орнамента

Классификация орнаментов

 

Виды декоративно-прикладного искусства

Предметы декоративно-прикладного искусства можно классифицировать по нескольким признакам: по материалу, по технике изготовления, по бытовому использованию и утилитарному назначению.

В качестве материала для изготовления предметов декоративно-прикладного искусства могут использоваться: дерево, бумага, металл, камень (в том числе цветные, драгоценные и полудрагоценные камни), глина (в том числе керамика), кость, кожа, нити и ткани, пластик и др.

В зависимости от предназначения предметы декоративно-прикладного творчества можно разделить на:

– ткани: плательные, декоративные;

– одежда;

– обувь;

– войлок;

– ковры;

– мебель;

– посуда: деревянная, фарфоровая, фаянсовая, керамика, стекло, металл;

– детские игрушки;

– ювелирные изделия.

 

В зависимости от техники изготовления можно выделить:

– художественная резьба по камню, дереву, кости;

– роспись: батик – ручная роспись по ткани (холодный и горячий батик); роспись по дереву, металлу, керамике; лаковая миниатюра; витражная роспись;

– пирография: выжигание по дереву, коже, ткани и др.);

– вырезание из бумаги;

– оригами;

– художественное ткачество;

– вышивка: гобелен; нитяная графика (изонить), тамбурная вышивка;

– вязание (крючком, спицами, интарсия); кружевоплетение;

– плетение: прутьев, макраме, бисероплетение;

– ковроткачество: ворсовые и безворсовые ковры;

– набойка;

– аппликация;

– керамика;

– художественная ковка;

– литьё;

– чеканка;

– гравировка;

– басма (прессование);

– стеклодувное производство, художественное стекло, витраж, мозаика;

– эбру – рисование на водеи др.

 

Основные виды декоративно-прикладного искусства

· Батик

o Холодный батик

o Горячий батик

· Гобелен

· Нитяная графика

· Кружевоплетение

· Художественная резьба

o Резьба по камню

o Резьба по дереву

o Резьба по кости

· Керамика

· Вышивка

o Древнерусское лицевое шитье

· Вязание

o Вязание крючком

o Вязание спицами

· Макраме

· Ковроделие

o Ворсовый ковёр

o Безворсовый ковёр

· Ювелирное искусство

· Лаковая миниатюра

o Палехская миниатюра

o Федоскинская миниатюра

o Холуйская миниатюра

o Мстерская миниатюра

· Художественная роспись по дереву

o Городецкая роспись

o Хохлома

o Мезенская роспись по дереву

· Художественная роспись по металу

o Жостовская роспись

· Художественная роспись по керамике

o Гжель

o Дымковская игрушка

o Филимоновская игрушка

· Художественное вырезание из бумаги

· Художественная обработка кожи

· Художественная обработка металла

o Христианская оловянная миниатюра

o Художественная ковка

o Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни

o Художественное литье из чугуна

· Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)

· Работа со стеклом

o Витраж

o Витражная роспись

o Мозаика

· Набойка

· Бисероплетение

 

Символизм, стилизация и форма в декоративно-прикладном искусстве

Декоративно-прикладное искусство развивалось на основе двух начал: творческом восприятии действительности и стремлении человека к осмыслению мира. Так как стремление украшать предметы зародилось у древних людей еще до появления первых государств, то логично искать истоки этого явления в жизни древних людей. Древний человек воспринимал окружающий мир как некую стихию, наполненную различными силами и управляемую ими. С течением времени у человека возникало естественным образом желание защититься от неблагоприятного воздействия внешней среды, получать как можно больше благ от природы и влиять на стихии. Следствием этого стало зарождение различных культов, религиозных практик, магических обрядов. Вместе с тем развитие материального мира, создаваемого человеком, осмысливалось как некая параллельная среда миру природы и стихий. В это время человек еще не отделял мир природы и материальный мир, создаваемый для своей жизни, так как сам жил в трудился в природной среде. Однако культурная среда не была полностью похожа на мир природы. Поэтому вещи, создаваемые человеком, наделялись свойствами через символы. Украшения и узоры имели не эстетическое, а религиозное или прагматическое значение. Человек с помощью символов защищал себя от духов и неблагоприятных факторов внешней среды; Также символы дополняли предметы. И лишь с зарождением государств эстетическая функция вещей приобретает значение, что хорошо видно в призведениях древних мастеров цивилизаций Древнего Востока.

Именно на Древнем Востоке ученые находят признаки стилизации, вырабатываются характерные элементы и узоры (древнеегипетское.ассиро-вавилонское, древнеперсидское, древнекитайской, древнегреческое искусство). В древнегреческой культуре классического периода возникает представление о каноне и эстетике. Пропорциональность, форма и декоративные элементы приобретают характер стиля – единого образца, по которому создаются все последующие предметы или строятся здания. Канон и стиль можно считать наивысшей формой развития традиционного прикладного творчества.

Однако нельзя считать, что канон – это всегда лишь следование традиции. В рамках традиционной культуры канон был также изменчив и могла произойти смена одного канона н другой. Важно понять, что сохранялся не конкретный канон, а приверженность к подражанию и воспроизведению образца – традиция воспроизводства, преемственность.

В течение ХХ в. под влиянием индустрии моды, научно-технического прогресса роль традиции и канона ослабла. В декоративно-прикладном творчестве важное значение приобрело творческое начало и эксперимент. Оба направления сейчас сосуществуют и взаимодействуют.

 

Узоры

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!