Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми
Последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
1. | Культура массовых коммуникаций | + | + | + | + | |||||
2. | Техники анализа текстов культуры | + | + | |||||||
3. | Культурная политика | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | Семин. | СРС | Всего |
1. | Визуальные исследования: основные понятия, базовые проблемы. | 2 | 4 | 12 | 18 | ||
2. | Эпоха современности. Условия производства визуальных текстов. Оптические медиа. | 2 | 4 | 10 | 16 | ||
3. | Культура кино. Экранная коммуникация. История публики 19-20 веков. | 2 | 4 | 12 | 18 | ||
4. | Визуальные средства современной эпохи: фотография, кино, видео, телевидение, компьютерные технологии. | 4 | 4 | 12 | 20 |
Лабораторный практикум
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ | Трудоемкость (часы/зачетные единицы) |
1. | 1. | Семинар. Образ до эпохи искусства. Образ и ритуал. | |
2. | 1. | Семинар. Наблюдатель. История публичных зрелищ. | |
3 | 1. | Семинар. Власть и инсценизация власти. | |
4 | 1. | Семинар. Общество зрелища Ги Дебора. | |
5 | 2. | Семинар. Оптические устройства. От перспективы до Google maps. | |
6 | 2. | Семинар. Война, прогресс и воображение. | |
7 | 2. | Семинар. Подлинник и копия в современную эпоху. | |
8 | 2. | Семинар. Обсуждение коллективных курсовых проектов. | |
9 | 3. | Семинар. Кинотеатр: от диорамы до 5 D. | |
10 | 3. | Семинар. Историческая рецепция кино. | |
11 | 3. | Семинар. Обсуждение коллективных курсовых проектов. | |
12 | 3. | Семинар. Представление коллективных курсовых проектов. | |
13 | 4. | Концептуальное искусство и перформанс в преодолении зрелища. | |
14 | 4. | Игра «от первого лица». | |
15 | 4. | Общество телезрителей. | |
16 | 4. | Семинар. Представление коллективных курсовых проектов. | 0,5 |
|
|
В рамках семинарских занятий возможны различные формы коллективной работы: от обсуждения рекомендованной литературы до анализа источника (фрагмента фильма, литературного произведения, и др.). Основная цель дисискуссий – выработка общего понятийного аппарата для анализа визуального восприятия, зрелища, образа. В рамках семинарских занятий теоретическая работа поддерживается проблематизацией повседневного и культурного опыта студентов и преподавателя. Диалектическая природа образа, его культовая и миметическая функции может послужить католизатором дискуссий, модерируемых преподавателем.
|
|
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Культура кинотеатра: фойе, расположение в городе, афиши и рекламы. Москва.
Власть и зрелище: кортеж, церемонии, участие в праздниках, архитектура, «лица» в интерьерах. Символы власти в тексте Москвы.
Образ публики на каналах телевидения. Статика/движение. Множество/единица. Эмоция/безучастность.
Военные технологии и воображение.
Увидеть невидимое. Изображения фантастического в современном кинематографе.
Зрительный код в современной литературе. Метафоры зрения.
Увидеть невидимое. Семиотика памятника. Новодевичье кладбище.
Увидеть невидимое. Технологический образ в риторике телевизионных научно-документальных фильмов.
|
|
Студенты самостоятельно готовят представления групповых проектов по темам близким к примерным темам проектов программы или по темам, затронутым в курсе. Самостоятельная работа студентов не ограничивается изучением литературы, но и включает полевые исследования и подготовку презентации основных выводов проведённого исследования. По итогам курса преподавателем оценивается понимание теоретической литературы, творческий подход к постановке проблемы и представлению результатов, проведённой работы. Также при оценки презентации учитываются способности студентов к командной исследовательской работе, способность к делегированию полномочий и использование современных технологий.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература.
Дисциплина «Визуальная культура» обеспечивается необходимой учебной, учебно-методической и специализированной литературой.
Дебор Ги-Эрнест. Общество спектакля / Дебор Ги-Эрнест. - М. : Логос, 2000. - 183 с.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Debor/index.php
Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. М.: Логос, 2009.
|
|
Фуко. М. Надзирать и наказывать : Рождение тюрьмы / Фуко Мишель Поль ; Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. - М. : Ad Marginem, 1999 ; : Ad Marginem. - 478 с.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Fuko_Tyrm/index.php
Эко У. Открытое произведение : Форма и неопределенность в современной поэтике : пер. с итал. / Эко Умберто ; Умберто Эко. - СПб. : Акад. проект, 2004. - 380 с.
http://yanko.lib.ru/books/cultur/eco-otkrutoe_proizvedenie-8l.pdf
Ямпольский М. Наблюдатель : Очерки истории видения / Ямпольский Михаил Бенеаминович. - М. : Ad Marginem, 2000. - 287 с. - (Коллекция "Passe-partout").
http://read.newlibrary.ru/read/jampolskii_mihail/nablyudatel__ocherki_istorii_videnija_.html
б) дополнительная литература.
Бельтинг Х. Образ и культ : История образа до эпохи искусства / Бельтинг Ханс. - М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 748 с.
Беньямин В. Озарения : [перевод] / Беньямин Вальтер ; Вальтер Беньямин. - М. : Мартис, 2000. - 376 с.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе / Беньямин Вальтер. - М. : Медиум, 1996. - 239 с.
Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Бодрийяр Жан ; Жан Бодрийяр ; [пер. с фр. Д. Кралечкина]. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М. : Библион, 2004 ; : Рус. кн. - 299 с.
Бурдье, П. О телевидении и журналистике : [пер. с фр.] / Бурдье Пьер ; Пьер Бурдье. - М. : Фонд науч. исслед. "Прагматика культуры" : Ин-т эксперим. социологии, 2002. - 159 с. ; 21 см.
Вирилио П. Машина зрения / Вирилио Поль ; Поль Вирильо ; пер. с фр. А. В. Шестакова ; под ред. В. Ю. Быстрова. - СПб. : Наука, 2004. - 140 с.
Из истории французской киномысли : Немое кино, 1911-1933 гг. : пер. с фр. - М. : Искусство, 1988. - 314 с.
Йейтс, Ф. Искусство памяти / Йейтс Фрэнсис Амелия ; Фрэнсис Йейтс ; [пер. Е. В. Малышкина]. - СПб. : Унив. кн., 1997. - 479 с.
Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства / Лотман Юрий Михайлович. - СПб. : Акад. проект, 2002. - 542 с.,[4] л.ил. : рис.,фронт. - (Мир искусств).
Лотман, Ю. Диалог с экраном / Лотман Юрий Михайлович, Цивьян Юрий Гаврилович ; Юрий Лотман, Юрий Цивьян. - Таллинн : Александра, 1994. - 214,[1] с.
Флюссер, В. За философию фотографии / Флюссер Вилем ; Вилем Флюссер ; [пер. с нем. Г. Хайдаровой]. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 145 с.
Фрейд, З. Сон и сновидения / Фрейд Зигмунд ; Зигмунд Фрейд ; [сост., предисл., примеч. В. М. Лейбина]. - М. : Олимп : АСТ, 1997. - 541 с.
Фромм Э. Забытый язык: Введение в понимание снов, волшебных сказок и мифов. / Пер. с англ. Ангарск: АО "Формат", 1994. - 161 с.
Цивьян, Ю. Историческая рецепция кино : кинематограф в России, 1896-1930 / Цивьян Юрий Гаврилович ; Ю. Г. Цивьян ; Латв. акад. наук, Ин-т яз. и лит. - Рига : Зинатне, 1991. - 492 с.
Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. / Пер. с англ. М.: REFL-book, 1996. - 288 c.
Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. / Пер. с нем. Киев: AirLand, 1994. - 405 с.
Arnheim Rudolf. Visual thinking / Arnheim Rudolf. - Berkeley; Los Angeles; London : Univ. of California Press, 1969. - XI,345 p.
Elsner, Jas. Roman eyes : visuality a. subjectivity in art a. text / Elsner Jas ; Jas Elsner. - Princeton ; Oxford : Princeton Univ. Press, 2007. - XVII, 350 p.
Visualizing the Tragic : drama, myth and ritual in Greek art and literature: Essays in honour of Froma Zeitlin / ed. by Chris Kraus, Simon Goldhill, Helene P. Foley [et al.]. - Oxford [etc.] : Oxford Univ. Press, 2007. - XXII, 457 p.
в) программное обеспечение.
Преподавание и подготовка студентов предполагает использование стандартного программного обеспечения для персонального компьютера, браузеров для поиска информации в глобальной сети интернет, поиска информации в базах данных по предмету дисциплины.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы для освоения курса Рекомендуется использование баз данных JSTOR, EBSCO и др. специализированных информационно-справочных систем по предмету данной дисциплины.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Освоение дисциплины «Визуальная культура» предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Форма текущего контроля знаний – работа студента на семинарских занятиях. Форма промежуточных аттестаций - письменная (домашняя) работа по проблемам изучаемой дисциплины или подготовленное сообщение по теме семинара. Итоговая форма контроля знаний – представление индивидуального или коллективного проекта на итоговом зачетном коллоквиуме по курсу.
Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!