Медицинские школы Древней Греции



Особенностью развития медицины в Древней Греции является наличие медицинских школ. Первоначально это семейное предприятие, но со временем школа разрасталась, приходили и чужие люди и таким образом возникали школы

Кротонская школа. г. Кротон на юге Италии. Основные её положения

- организм есть единства противоположностей

- здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного и т.д., господство одной из них есть болезнь. Отсюда и принцип:

- противоположное лечится противоположным

Представитель школы Алкмеон известный ученый врач, сторонник учения Пифагора. Открыл перекрест зрительных нервов, и слуховой канал который позже был назван евстахиевой трубой, говорил, что мозг есть орган познания.

Книдская школа. г. Книд, побережье Малой Азии. Учение о четырех телесных соках (черная желч, светлая, флегма и кровь). Здоровье это результат благоприятного смешения этих соков. Это дало начало так называемой гуморальной теории. Через много лет в средние века на этой основе было сформировано учение о четырех типах темперамента.

Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей эта школа также развивала учение о симптоматике (признаках болезни) и о диагностике включая метод выслушивания и открытия плевретического трения. Наиболее известный представитель Эврифон из Книда.

Сицилийская школа (Сицилия).  Была основана Эмпедоклом который кроме этого был философом, поэтом, жрецом и оратором. Известна его работа «О природе» в котором изложена натурфилософская традиция Эмпедокла. Он считал, что сутью всех вещей является четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. Это первостихии Они вечны, неизменны, непознаваемы и неразрушаемы. Они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваться механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил учение об элементах. Первостихии Эмпедокла наделяются им свойствами жизненности, разумности и чувственности. В крови человека, по мнению Эмпедокла, находится самое полное и совершенное единение (или смешение) элементов. Кровь окружающая и питающая сердце по мнению Эмпедокла обеспечивает функцию его мышления. телесных сока представители этой школы отождествляли ассоциировали с четырьмя состояниями: горячее, холодное, влажное сухое. Есть легенда (а может быть и быль), что Эмпедокл (спас город Селинунт от вспышки массового заразного заболевания предположительно моровой язвы или малярии.

Косская школа (о. Кос). Считалась главной медицинской школой Древней Греции. Была расположена на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 г., когда к врачам этой школы Неброса и Хрисоса обратились с просьбой прекратить эпидемию моровой язвы свирепствовавшей в войске. Отмечается, что врачам удалось это сделать и эпидемия прекратилась.

Последователи этой школы придерживались натурфилософской позиции и полагали, что человек, его здоровье и болезнь находятся в тесной связи с окружающим миром. Представители этой школы при лечении стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы. Считали, что болезнь не наказание богов, а имеет естественные причины. Разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного и таким образом стояли у истоков клинического метода. Являлись сторонниками теории четырех соков и типах людей живущих в разных местностях.

Безусловно, самым выдающимся представителем этой школы стал великий Гиппократ имя которого стало символом врачебного искусства в Древней Греции, но о нём будет сказано ниже. Кроме Гипократа представителем этой школы был Праксагор – учитель Герофила – одного из основоположника Александрийской врачебной школы.

Медицинские школы Древнего Рима.

Методическая школа. Основоположник Асклепиад из Прусы в Вифании. Рассматривал, во-первых, как результат стагнации (т.е. застоя) твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых – как расстройство движения соков и пневмы. Придавал большое значение правильному потоотделению и дыханию кожных покровов. Лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдение чистоты кожи, водолечения, массаж. Главная задача такого лечения расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы.

 Пневматическая школа. Её основоположником считается Афиней Атталийский. Школа объясняла расстройство в теле несоответствием душевных свойств. Согласно учению пневматиков телом, кроме духа управляют четыре элемента (теплота, сухость, холод, сырость). Теплота и сухость вызывают «горячие болезни», холод и сырость флегматические, холод и сухость – меланхолию. При каждом заболевании сначала поражается дыхание затем другие органы и их функции.

 

Заключение

Таким образом, подводя итог нашей лекции, мы отмечаем, что переосмысление натурфилософских теорий и медицинско практики с позиции рационализма привело в свою очередь к бурному развитию медицины в политических и культурных рамках эллинского мира, а позднее и Древнего Рима. Немалую роль в этом процессе сыграли крупнейшие врачи Античности и в первую очередь великий врач Древней Греции «отец медицины» Гиппократ. Его роль в этом процессе трудно переоценить. Отказавшись от бесплодной софистики натурфилософии своей эпохи, Гиппократа сделал важный шаг в сторону научного метода познания – утверждение главенства клинического наблюдения и  изучение физиологических явлений.

 

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!