Рациональная медицина Гиппократа



Институт социальных наук

Кафедра гуманитарных наук

 

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой гуманитарных наук   «___ »____________20__ г.                                                               

 

Тема: Основные медицинские школы античности. Рациональная медицина Гиппократа

Лекция

Москва 20202

Учебно-материальное обеспечение:

- система «Мультимедиа»

- презентация лекции в PowerPoint

- экран;

- указка

 

 

Литература для самостоятельной работы студентов

По теме лекции

1) Сорокина Т.С. «История медицины»: Учебник для студентов высших медицинских заведений /Т.С. Сорокина //3-е изд. перераб.и доп. М.: «Академия», 2004. – 600 с.

2) Медицина // Большая медицинская энциклопедия (БМЭ) Изд. 3-е М. 1980 г. Т 14

3) Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII век /Д.А. Балалыкин / Учебное пособие, М.: Весть, 2003.– 256 с.

 

Учебные вопросы и расчет времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Вводная часть 5
1. Медицина Древней Греции

80

2 Рациональная медицина Гиппократа
3. Основные медицинские школы Античности
  Заключение. 5

Всего:

90

Медицина Древней Греции

Для того что бы осветить вопрос первых медицинских школ, а также фигуру великого врача Античности – Гиппократа  необходимо рассказать о медицине Древней Греции, поскольку зародились эти школы как проходила и вся деятельность Гиппократа именно там.

В истории медицины Древней Греции мы выделяем следующие периоды:

- предполисный период IX – XI до н.э.

- полисный VIII – VI до н.э.

- классический V-IV до н.э.

- эллинистический IV до н.э. – I н.э.

Медицина предполисного и полисного периода

Полис (греч. город). Период расцвета самостоятельных городов-государств. Греки колонизировали берега Средиземного, Эгейского и Чёрного морей (Геродот: греки обсели Черное море как лягушки болото).

 История греческой медицины имеет глубокие корни, тесно связанные с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.
Одним из источников наших знаний о медицине Древней Греции является Гомер. Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением.
Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит. Махаон – первый военный врач, родоначальник военной медицины.
Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее, медицинская номенклатура «Иллиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.
Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл - один из главных героев 'Иллиады.'
В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными. По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.
Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.
Медицина классического периода.
Храмовая медицина. В пантеоне богов Древней Греции немаловажную роль занимал бог врачевания – Асклепий. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Кроме этого врачебному искусству в мифологии греков покровительствовали также дочери Асклепия – Гигиея и Панакея (отсюда гигиена – наука изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека с целью сохранения его здоровья) и панацея – мифическое средство от всех болезней (поиском такого средства занимались в Эпоху Средневековья алхимики).   Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу – асклепейоны. Обязательным условием при сооружении асклепейонов были наличие кипарисовой аллеи которая вела к храму, наличие на территории храмового комплекса минеральных источников, расположение асклепейона на берегу моря, наличие кипарисовой рощи. По существу они носили 'лечебно-санаторный характер'.
В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о более 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.
На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.
Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.
После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Этот обряд назывался энкомиссис. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.
В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши. Такие изображения назывались вотивами.

Уже в это время древние греки большое значение придавали образу жизни. Так например, в одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физические упражнения, закаливание, и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым что бы в минуту опасности стать на защиту своего отечества. В этом плане характерен пример Спарты. Больных новорожденных умерщвляли, а здоровых детей с 7 лет забирали и отдавали на воспитание воинам в строгих ограничениях и под суровым надзором. Остриженные наголо, босые в одном и том же платье в жару и холод они постигали военное спартанское искусство, упражняясь в кулачном бою, борьбе и гимнастике. После 30 лет спартанцу предписывалась семейная жизнь, но и она не прекращала постоянных гимнастических упражнений. Спартанские женщины также занимались гимнастикой: бег, прыжки, метание диска и копья были обязательными составляющими их воспитания, – ведь у здоровых воинов должны быть здоровые матери.

Если говорить о физических упражнениях, то следует отметить важность спорта у греков. На столько важно, что это стало частью их общественной жизни. И здесь конечно необходимо отметить Древнюю Грецию как родину Олимпийских игр. Начиная с 776 г. до н.э. каждые четыре года в Олимпии, где находился храм Зевса проводились эти игры. На время игр объявлялось всеобщее перемирие, прекращались войны, а победитель игр переводился на общественное содержание, в честь него слагались гимны и воздвигалась статуя атлета.

Врачебная этика в Древней Греции

В «Гиппократовом сборнике» можно обнаружить и сведения, касающиеся врачебной этике. Это такие работы как: «Клятва», «Закон», «О враче», « О благоприличном поведении» и «Наставления». Вряд ли эти работы принадлежат самому Гиппократу, тем не менее, они дают представление об обучении, моральном воспитании врачевателей и тех требований которые предъявлялись к ним в обществе. Так, например, согласно этическим воззрениям будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать в «презрение к деньгам» (очень актуально в наше время), « … совестливость, скромность, решительность опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами … ведь врач философ равен богу» («О благоприличном поведении» в кн. Т.С. Сорокиной История медицины, 2004) . Кроме этого требовалось умение держать в памяти лекарства и способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором, то, что следует делать и отвращать больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении» в кн. Т.С. Сорокиной История медицины, 2004). Высказывается мысль о том, что беспокоясь о здоровье больного врачеватель не должен начинать с забот о своем вознаграждении, т.к. «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром считая благодарную память выше минутной славы». Если же случай представиться оказать помощь чужеземцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить … Лучше упрекать спасенных, чем обирать находящихся в опасности» («О благоприличном поведении» в кн. Т.С. Сорокиной История медицины, 2004). Интересно, что наряду с определенными этическими требованиями большое внимание уделялось и внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе. Так например, требовалось что бы врачеватель «держал себя чисто, имел хорошую одежду и натирался благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных … Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» » («О враче» в кн. Т.С. Сорокиной История медицины, 2004). 

«Клятва» занимает особое место в «Гиппократовом сборнике». В устной форме врачебная клятва переходила из рода в род от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. Следует учесть, что наряду с клятвой врача в Древней Греции были клятвы и представителей других профессий (купцов, ваятелей, свидетелей и т.д.). Все они предполагали помощь и поддержку богов, которые освещали клятву, равно как и наказание клятвопреступников ( в случае врачебной клятв это были боги Апполон, Панакея, Гигиея, Асклепий. Таким образом, клятва данная врачевателем по окончанию обучения с одной стороны защищала пациентов являясь гарантией высокой врачебной нравственности, с другой – обеспечивала врачевателю полное доверие общества.  

Медицина эллинистического периода.

Заключительный этап развития Греции как самостоятельного государства, этот период связан с деятельностью Александра Македонского который (356-321 гг. до н.э.) практически завоевал все государства Античности, создал империю и способствовал таким образом распространению греческого культурного влияния на весь мир. Связан с деятельностью великого философа Аристотеля, Александрийского мусейона о котором пойдет речь в следующей лекции.

Рациональная медицина Гиппократа

Великий греческий врач Гиппократ. Гиппократ по легенде – 17-ый потомок рода Асклепия. В его роду все были врачи, среди них известны 7 врачей. Уже его дед был известным врачом (лечил Роксану – Александра Македонского, но его внук Гиппократ Косский (родился на острове Косс) превзошел всех. Много странствовал. Объехал многие страны Азии, Африки, Ближнего Востока. Был странствующим врачом. Вскоре слава о его врачебном искусстве разошлась по всему миру. «Гиппократов сборник». Так назвали сборник медицинских текстов рукописей (72 рукописи) в Александрии Птолемеев. Неизвестно сколько из них принадлежит лично Гиппократу, поскольку все рукописи были анонимны. Сборник назван так в честь Гиппократа и его заслуг перед медицинской наукой. «Афоризмы» диетические и лечебные наставления по внутренним болезням, хирургии и родовспоможению. «Прогностика» здесь в основном работы по терапии. Изложены основы наблюдения и лечения больного. «Эпидемия в семи частях». Здесь приведены интересные и поучительные истории болезни. «О воздухах, водах и местностях» – первое дошедшее до нас сочинение в котором разные формы воздействия окружающей природы на человека обобщены с позиции натурфилософии. В этом сочинении болезни людей связываются главным образом с местом проживания человека (на горах, на равнине, в лесу) т.е. с условиями окружающей природы, временем года. Сочинения по хирургии: «О ранах головы», «О переломах», «О вправлении суставов» дают четкое представление о высоком развитии учении о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждения головы, в том числе и лицевого черепа. В сочинении «О вправлении суставов» описана так называемая скамья Гиппократа – рычаговое устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка известная как шапка Гиппократа до сих пор используется в медицине. 

В этом же сборнике приведено описание заболеваний зубов и десен (пульпит, некроз кости), а также полости рта (гингивит, стоматит и т.д.), давались рекомендации по устранению дурного запаха изо рта. При этом при зубной боли рекомендовалось как общее лечение (кровопускание, слабительные, рвотные), так и местное – полоскание рта настойкой лекарственных трав.

 Гиппократ один из первых в качестве причины болезни назвал не кару богов, но говорил, что причина болезни имеет природный характер (привычки, нарушения режима питания и т.д.). Этим же он отделил медицину от религии и классифицировал медицину как отдельную науку, поэтому он и назван «отцом медицины». Считал, что хороший врач может поставить диагноз по внешнему виду. При лечении не советовал применять сразу много лекарств отсюда и его принцип – не навреди. Был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, был сторонником гимнастики, купания, массажа, целебных трав которых знал около 200. Разработал учение о четырех темпераментах. Считал, что в человеке циркулируют 4 жидкости: кровь слизь, черная желчь и светлая желчь. Они циркулируют в определенном соотношении. Нарушение этого соотношения приводит в психическому расстройству. Позднее в период Поздней Античности и Средневековья на основе этих представлений было создано учение о четырех темпераментах – деление людей на 4 типа темперамента, а каждый темперамент имеет склонность к определенным болезням. Гиппократ описал, как можно обследовать больных и в частности аускультацией и пальпацией. Конечно все это в примитивной форме. Описал способ лечения вывихов вытяжением, как лечить переломы, раны, свищи.

Гиппократ был современником Платона. Известно, что в молодости он бывал в Афинах и слушал известного софиста Протагора и был знаком с Сократом. Он знакомится с основами натурфилософии в конце V в. до н.э. в момент кризиса натурфилософии. В чем собственно кризис? Теории натурфилософов становятся все более абстрактными, что вызывает к жизни школу софистов (дословно – говорунов). Последние видят смысл философии в красноречивой критике начал всего и вся. Огромное значение в их взглядах имеет скептицизм. Реакцией на это становятся философская реформа Сократа и учение Платона открывших миру рациональную теорию познания. Теории софистов в свою очередь начинают влиять и на медицину. Такой же реформой в медицине можно считать и работы Гиппократа. В его работах  сделан важный шаг в сторону научного метода познания – постулирование главенства клинического наблюдения, изучения физических явлений. Он один из первых в качестве причины болезни назвал не кару богов, но говорил, что причина болезни имеет природный характер (привычки, нарушения режима питания и т.д.). Этим же он отделил медицину от религии и классифицировал медицину как отдельную науку, поэтому он и назван «отцом медицины». Говоря о рациональной медицине Гиппократа мы имеем в виде следующее. Гиппократ противопоставляет отвлеченному умственному поиску метод практического накопления знаний – эмпирическое познание и их дальнейшее теоретическое осмысление. В частности он высмеивал отвлеченные понятия «холодном» или о «теплом» отмечая при этом, что врач не знает «теплого» вообще. А что же он знает? Он знает конкретные вещи – согревающие или прохладительные средства, которые применяются при тех или иных заболеваниях. Практический опыт врача отмечает Гиппократ, учит индивидуализировать тактику лечения каждого больного (лечим не болезнь, а человека).  Возражая своим оппонентам он отмечает многообразие болезней человека, а также многообразие и соответствующего лечения. Важна количественная мера дозировки любого из лекарств. По Гиппократу проверенный путь по которому должен идти врач – путь эмпирический – широкого наблюдения и накопления опыта. Именно на этом пути греческие врачи открыли много ценного в области диагностики, диететики, установления гигиенических правил, совершенствование хирургической техники. Гиппократ решительно порывает всякую связь с натурфилософской физикой своего времени как с беспочвенной теорией. Вот именно в этом смысле мы видим в работах Гиппократа важнейший шаг в сторону научного метода познания – утверждение главенства клинического наблюдения, изучение физиологических явлений т.е. первый шаг по длинному пути, который завершился обоснованием с XVII веке главенства экспериментального метода подтверждения объективности естественнонаучного знания.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!