Концепции медиаобразования, исторические этапы медиаобразования выработанные за рубежом.



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ

Хз.  5, 6, 7,8, 9, 10 – чушь. 13,14 – возможно тоже

Вопросы – нормик

 

Развитие научной области медиаобразования.

 

Концепции медиаобразования,  исторические этапы медиаобразования выработанные в России.

Как и все образование в целом, медиаобразование в России долгие годы находилось под жестким идеологическим давлением. Доступ ко многим источникам (фильмам, радио, телепередачам, книгам, журналам, газетам, фотографиям, звукозаписям) был затруднен по цензурным мотивам. Однако медиаобразование в России существует уже более восьмидесяти лет.

 

Условно с позиций А. В. Федоров можно выделить пять основных этапов развития и становления медиаобразования в России:

 

- I этап (20-35-е гг. ХХ вв.): становление медиаобразования в России.

 

- II этап (35-55-е гг. ХХ вв.): времена застоя.

 

- III этап (55-60-е гг. ХХ вв.): возрождение медиаобразования.

 

- IV этап (60-85-е гг. ХХ вв.): резкий скачок развития медиаобразования.

 

- V этап (85-е гг.- по настоящее время): модернизация медиаобразования.

 

I этап (20-35-е гг. ХХ вв.) становление медиаобразования в России.

 

Начало первого этапа можно связать с открытием первой в мире киношколы осенью 1919 г. в Москве (сейчас это ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии). ВГИК готовил и готовит специалистов по всем основным направлениям, связанным с созданием фильмов, их финансированием, прокатом, анализом в прессе и т.д. В том же 1919 г. в Петербурге возник еще один вуз – Высший институт фотографии и фототехники. Профессионалов в области кино пытались в 20-е гг. ХХ в. выпускать и другие учебные учреждения, но к началу 30-х гг. ХХ в. они исчезли из-за разного рода экономических и идеологических причин [35].

 

С 1925 г. в России интенсивно работало Общество друзей советского кино (ОДСК). В Центральный совет этого общества входили С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Д. Вертов, В. Туркин и др. известные российские кинематографисты. В 1928 г. состоялась первая Всероссийская конференция ОДСК, делегаты которой представляли около 60-ти отделений и ячеек. В течение нескольких лет ОДСК издавало свою газету под названием «Кино». В 1930 г. это общество объединяло 110 тысяч членов. При этом уставом ОДСКФ предусматривались следующие задачи: изучение массового зрителя и политико-воспитательная работа с помощью кино, развитие кинофотолюбительства; использование кино в школах; содействие превращению кинотеатров в подлинные очаги культуры.

 

В 20-х гг. ХХ в. медиаобразование на материале прессы, фотографии и кино набирало силу и в обычных школах. 24 янв. 1927 г. при активном участи ОДСК в Москве состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино.

 

А.В. Федоров отмечает, что по данным Б.Н. Кандырина, только за два месяца 1928 г. в Москве киноуроками было охвачено 35 тысяч детей. Российские кинопедагоги тех лет активно использовали также такие формы работы, как организация выпуска стенгазеты с рецензиями, рисунками и заметками о кино самих ребят, школьные кинокружки и т.д. [35].

 

II этап (35-55-е гг. ХХ вв.) в России характеризуется временами застоя. Многие творческие начинания российского медиаобразования были ликвидированы сталинским режимом в 1935 г., когда было принято решение распустить ОДСКФ. Со второй половины 35-х до первой половины 55-х гг. ХХ в. разрешены были в основном лишь «пропагандистские киномероприятия», практическая деятельность любительских кружков фотокиносъемки, да выпуск стенгазет, полностью превращенных в пропагандистский идеологический рупор сталинского режима [35].

 

III этап (55-60-е гг. ХХ вв.) характеризуется возрождением медиаобразования. Увеличивалось число учебных заведений, в которых проводились занятия по кинообразованию (Москва, Петербург, Воронеж, Ростов, Самара, Курган, Тверь, Таганрог, Екатеринбург и др.). Начиная с 1957 г. в России снова стало развиваться киноклубное и кинолюбительское движение, объединившее тысячи поклонников десятой музы разного возраста.

 

IV этап (60-85-е гг. ХХ вв.) характеризуется резким скачком развития медиаобразования. В 1967 г. в Москве был проведен первый широкомасштабный семинар по киноклубному движению. Далее такого рода акции были продолжены (Воронеж, Самара, Пущино и т.д.). Уставы многих клубов предусматривали не только просмотры и обсуждения фильмов, но и изучение истории киноискусства, творчества выдающихся мастеров, социологические исследования и т.д.

 

В 1975 г. в Москве прошла знаменательная международная консультационная встреча по кинообразованию, несколько позже – совместные семинары российских, немецких и венгерских медиапедагогов [21].

 

В первой половине 80-х ХХ в. в Тушинском районе Москвы под руководством Ю.Н. Усова был проведен масштабный эксперимент по внедрению кинообразования в начальной и средней школе. В эстетической теории медиаобразования виделась возможность избежать официоза и возможность развития художественного восприятия, творческого мышления учащихся на материале лучших произведений медиакультуры [33].

 

V этап (85-е гг. ХХ в. - по настоящее время): модернизация медиаобразования. Видео начало менять облик «клубного» и «студийного» движения в аудиовизуальной сфере. Для показа и съемки фильмов все больше использовались видеомагнитофоны и видеокамеры [6]. Стали возникать школьные телецентры и телестудии. Начиная с середины 90-х гг. ХХ в. в поле деятельности вошел и Интернет. Определенные организационные изменения произошли и в сфере кинообразования. В 1988 г. Совет по кинообразованию трансформировался в Ассоциацию деятелей кинообразования. В начале 90-х гг. ХХ в. она вступила в Европейскую ассоциацию медиаобразования, а в конце этого же года была переименована в Российскую Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики [6].

 

В 2000-х годах в России резко увеличилось количество публикаций на медиаобразовательную тему. С 2001 по 2008 гг. было издано свыше 60 монографий и учебных пособий, десятки научных сборников и сотни статей по тематике медиаобразования, медиаграмотности, медиакомпетентности. С 2005 года при поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Московского бюро ЮНЕСКО стали издаваться печатные и электронные версии всероссийского журнала «Медиаобразование». В 2000-х гг. был создан ряд российских сайтов медиаобразовательной тематики [33].

 

В 2008 году Таганрогский государственный педагогический институт и Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России стали официальными партнерами ООН в новом проекте: был подписан соответствующий договор с руководством Программы ООН «Альянс цивилизаций» о создании русскоязычного сегмента всемирного портала Media Literacy Education Clearinghouse [33].

 

Концепции медиаобразования, исторические этапы медиаобразования выработанные за рубежом.

Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-40-е гг. XIX-XX вв. опиралось в основном на материал кинематографа и прессы.

Лидером европейского медиаобразования, бесспорно, была родоначальница кинематографа – Франция. В 1915 г. одна из парламентских комиссий обратилась к министерству образования с рекомендациями по использованию кинематографа в учебном процессе. С 1921 г. в Париже возникло киноклубное движение, отличавшееся ярко выраженными кинообразовательными целями. Параллельно во многих учебных заведениях активно развивалось движение юных журналистов. В 1922 г. во Франции прошла первая национальная конференция региональных отделений кинообразования. На одном из педагогических конгрессов было предложено готовить кинопедагогов в университетах [30].

Нацистская оккупация прервала интенсивное развитие медиаобразования во Франции, однако после 1945 г. оно получило новый импульс — возникла Федерация киноклубов Франции, начался выпуск журнала «Образование и кино» [30].

В октябре 1947 г. под патронажем Министерства по делам молодежи и спорта Франции открывается Национальный институт молодежи и массового образования. Целью данной организации стала поддержка образования молодежи во всех формах, в том числе и средствами медиа.

В Британии существует несколько организаций, занимающихся различными вопросами медиаобразования. Среди них можно выделить Британский киноинститут (British Film Institute – BFI), основанный правительством в 1933 г. Отдел образования в течение многих лет проводит конференции и семинары, медиакурсы для учителей, осуществляет масштабные исследования, публикует книги, учебные пособия и методические рекомендации для педагогов [23].

К.Э. Разлогов отмечает, что история медиаобразования в Германии, по сути, началась еще в XVII в. с инициативы знаменитого педагога Я.А. Коменского, который был убежден, что газета может развивать лингвистические способности учащихся, дать им полезную информацию по текущим событиям и географии [30, с. 35].

II этап (40-60-е гг. XX вв.) характеризуется временами застоя. C 1952 г. во Франции стали проводиться курсы аудиовизуального образования для педагогов.

В 1963 г. в документах Министерства образования Франции нашли отражение идеи эстетической теории медиаобразования. Поощрялись стремления учителей к кинообразованию учащихся [22, с. 67].

Тогда как, медиаобразование в Германии развивалось более медленными темпами. Лишь к 60-м гг. ХХ в. немецкие педагоги стали рассматривать медиа не только как технические средства обучения или вспомогательный инструмент к уроку, но и как предмет для отдельного изучения [21].

В 60-х гг. ХХ в. медиаобразование в США, как и во многих других ведущих странах мира, концентрировалось вокруг кинообразования. В частности, получило довольно широкое распространение практическое кинообразование, основанное на том, что школьники или студенты под руководством педагога пытались снимать короткие документальные и игровые фильмы на восьмимиллиметровой пленке. Этот вид деятельности стал возможен благодаря тому, что поступили в массовую продажу относительно недорогие, компактные любительские кинокамеры. В 1969 г. на базе университетов штатов Юта и Огайо была разработана серия материалов по развитию «критического видения» для внедрения в Орегоне, Сиракузах, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Неваде и Флориде [36, с. 35]. Таким образом, кинообразование стало первой ступенькой к современному медиаобразованию.

III этап (60-85-е гг. XX вв.) характеризуется активным развитием медиаобразования. В середине 60-х годов ЮНЕСКО заявило не только о своей полной поддержке медиаобразования, но и о медиаобразовании, как о приоритетном направлении на ближайшие десятилетия [30]. С 1972 г. медиаобразовательные аспекты включены в программные документы Министерства образования Франции. В 1975 г. был основан Institute de formation aux activites de la culture cinematographique – I.F.A.C.C. (Институт подготовки кадров для развития кинематографической культуры), ожививший процесс медиаобразования в вузах, теперь в большей степени ориентированного на семиотическую теорию. А в 1976 г. медиаобразование впервые официально стало компонентом национального учебного плана средних учебных заведений [30].

В 1973 г. одна из крупнейших американских благотворительных организаций объявила о поддержке медиаобразования в школах. Так в 70-х гг. XX в. в США появилось «движение критического видения», которое совмещало политическое и научное обоснование. Американские медиапедагоги и исследователи подключились к политическому течению, вызванному дискуссиями в подкомитете Сената на тему телевизионного насилия и его влияния на детей [35, с. 9].

В 80-е гг. XX в. медиаобразование в США продолжало расширять сферу своего влияния. Одна за другой в разных штатах страны возникали педагогические и исследовательские ассоциации, поставившие своей целью внедрение изучения тех или иных аспектов медиа и медиакультуры в учебный процесс школы и вуза. В большинстве университетов (включая педагогические факультеты) курсы по медиа стали обычным явлением. Однако, медиаобразование так и не получило статуса обязательной дисциплины в начальной и средней школе [35].

Позитивные изменения в медиаобразовании в США наметились лишь к концу 80-х гг. XX в., когда шире стал использоваться опыт других ведущих англоязычных стран [20, с.32].

IV этап (85-е гг.- по настоящее время) характеризуется резким скачком развития медиаобразования.

В Великобритании коренные изменения произошли лишь в 1988-1989 гг., когда по инициативе Британского киноинститута медиаобразование впервые стало составной частью национальных учебных планов в Англии и Уэльсе. При этом наиболее эффективным путем медиаобразования был признан интеграционный подход. Однако вскоре оказалось, что многие учителя отнеслись к нововведениям без особого энтузиазма. Быть может, именно поэтому британское правительство дважды (в 1992 и в 1993 гг.) делало попытки исключить медиаобразовательные элементы из школьных учебных планов. Возможно поэтому, в отличие от Канады или Австралии доля изучения медиакультуры в интегрированных занятиях британских школ не слишком высока (к примеру, изучение медиа может занимать по времени лишь одну-две недели за учебный год, более продвинутое изучение медиакультуры происходит лишь в примерно 8% средних школ) [35, с. 54].

В 90-е гг. XX в. медиаобразование в США использовалось как образовательная стратегия для телевизионной реформы, пропаганды здорового образа жизни, и как противодействие опасным стереотипам в мультикультурном обучении - другими словами, как продолжение «инъекционной» модели, которая стремится защитить аудиторию от вредного влияния медиа. К примеру, в специальной брошюре, опубликованной в 1997 г. Американским министерством здравоохранения и социальной сферы, медиаобразование превозносилось как лучшее средство борьбы с наркоманией [24, с. 42].

На современном этапе американские медиапедагоги стали более активно сотрудничать с зарубежными деятелями в области медиаобразования (в основном из англоязычных стран - Канады, Великобритании, Австралии). Но для того, чтобы заимствованный опыт мог успешно работать на американской почве, канадские или английские модели медиаобразования, бесспорно, должны быть адаптированы к культурным, социальным, историческим и экономическим условиям, лежащим в основе общего образования в США.

Условно А. В. Федоров выделяет четыре основных этапа развития медиаобразования за рубежом:

- I этап - становление медиаобразования за рубежом (20-40е гг. XIX-XX вв.): характеризуется становлением медиаобразования. Которое берет свое начало в Германии в XVII веке, благодаря знаменитому педагогу Я.А. Коменскому;

- II этап - времена застоя (40-60е гг. XX вв.): связан с тем, что медиаобразование в Европейских странах было подвержено влияниям военных действий;

- III этап - активное развитие медиаобразования (60-85е гг. XX вв.): характеризуется очень активным развитием медиаобразования во всем мире;

- IV этап - резкий скачок развития медиаобразования (85-е XX вв. - по настоящее время): связан с тем, что изучение медиакультуры стало обязательным для учащихся всех средних школ во всех странах.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!