ГМИИ им. А. С. Пушкина: история создания.



 

           

Портрет кисти Ивана Николаевича Крамского (1885) великого русского мецената, фабриканта, дипломата, тайного советника, владельца стекольных заводов, почётного гражданина города Владимира (1901), почётного члена Московского археологического общества, почётного члена Императорской Академии художеств (1902) Юрия Cтепановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), подарившего России Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве).



Музей изящных искусств имени императора Александра III перед открытием 31 мая (13 июня) 1912 года.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина появился благодаря активности Ивана Владимировича Цветаева - отца крупнейшего поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой, его сподвижников и широкой общественной поддержке, в том числе денежным пожертвованиям. В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, И.В. Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве.



Фотопортрет Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), русского учёного-историка, археолога, филолога и искусствоведа, член-корреспондента Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессора Московского университета (с 1877), тайного советника, создателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Автор фото: Карл Андреевич Фишер. Снимок 1913-го года.

В 1895 году поступило первое пожертвование на его создание (150 тыс. рублей). 1896–1897 годах Академия художеств по инициативе И.В. Цветаева провела архитектурный конкурс на здание Музея, который выиграл проект московского архитектора Романа Ивановича Клейна, который выработал окончательный проект здания, использовав, при этом, проект архитектора-самоучки П.С. Бойцова.


Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) — русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры — строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И.И. Рерберг, Г.Б. Бархин и других.
Фото неизвестного автора 1890-х годов.

Правление Императорского Московского университета организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И. Рерберг — первый заместитель руководителя проекта и В.Г. Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г.Б. Бархин, А.Д. Чичагов, М.М. Перетяткович и др.), инженеров, художников.

В 1897 году состоялось знакомство И.В. Цветаева с миллионером Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея, и что предрешило успех начинания.
29 (17) августа 1898 года состоялась церемония торжественной закладки здания в присутствии императора и членов царской семьи.



Торжественная церемония закладки Музея. Москва, Российская империя, 1898 год.
«… Одно из первых моих впечатлений о музее — закладка. Слово — закладка, вошедшее в нашу жизнь, как многие другие слова, и утвердившееся в ней самостоятельно, вне смыслового наполнения, либо с иносмысловым. Мама и Лёра шьют платья к закладке. Дедушка приедет на закладку из Карлсбада. Дай Бог, чтобы в день закладки была хорошая погода. На закладке будет государь и обе государыни… Музей был заложен. Отец же три дня подряд напевал свой единственный за жизнь мотив: три первых такта какой-то арии Верди…»
(с) М.И. Цветаева, очерк «Отец и его музей»


Марина Цветаева с отцом, 1906 год.

А полгода ранее (28 февраля) было Высочайше утверждено «Положение о Комитете по устройству Музея изящных искусств» под председательством Великого князя Сергея Александровича.

                                
Великий князь Сергей Александрович (1857-1905), пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор (1891-1905), член Государственного совета (1894-1905), член-учредитель и первый Председатель Императорского Православного Палестинского общества (1882-1905). Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Во время его руководства городом был открыт Художественно-общедоступный театр (1898). Также, будучи московским генерал-губернатором, обвинялся общественностью в катастрофе на Ходынском поле 18 (30) мая 1896 года, за что получил в народе прозвище «князь Ходынский». Погиб от бомбы революционера Каляева, не оставив потомства. Снимок 1898-го года.
Секретарем Комитета стал И.В. Цветаев, а заместителем Председателя – промышленник и придворный Ю.С. Нечаев-Мальцов. Его взнос, около 2 млн рублей (огромная по тем временам сумма), составил 2/3 стоимости строительства здания и заказа слепков и копий.
«…Слово „музей“ мы, дети, неизменно слышали в окружении имен: великий князь Сергей Александрович, Нечаев-Мальцев, Роман Иванович Клейн и еще Гусев-Хрустальный. Первое понятно, ибо великий князь был покровителем искусств, архитектор Клейн понятно тоже (он же строил Драгомиловский мост через Москва-реку), но Нечаева-Мальцева и Гусева-Хрустального нужно объяснить. Нечаев-Мальцев был крупнейший хрусталезаводчик в городе Гусеве, потому и ставшем Хрустальным. Не знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто „для души“ и даже для ее спасения (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во всяком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец Мальцева обрабатывал, как те итальянцы — мрамор) Нечаев-Мальцев стал главным, широко говоря — единственным жертвователем музея, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (Даже такая шутка по Москве ходила: „Цветаев-Мальцев“.)…»
(с) М.И. Цветаева, очерк «Отец и его музей»

        
Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. 1905 год.
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года. «Наш гигантский младший брат», — отметила Марина Цветаева.

             
Фотография открытия музея, вырезанная из кинохроники. На ступенях — император Николай II с семьёй и основатель музея Иван Владимирович Цветаев в парадном мундире. Москва, Российская империя, 31 мая (13 июня) 1912 года.


«Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что - с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) - с человеком делает искусство.»
(с) М.И. Цветаева, рассказ "Открытие музея"

 



Торжественное открытие музея. Николай II c семьёй и И.В. Цветаев. Москва, Российская империя, 1912 год.



Торжественное открытие музея имени императора Александра III в Москве, Российская империя, 1912 год.



И.В. Цветаев и главный меценат музея Ю.С. Нечаев-Мальцов, пожертвовавший на музей более двух миллионов золотых рублей. Москва, Российская империя, 1912 год. Оба умрут в следующем - 1913 - году...
В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году музею присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий В.Г. Шуховa, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года.

                                          



ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.



ГМИИ им. А.С. Пушкина, современный вид.

Tags: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Иван Владимирович Цветаев, Марина Ивановна Цветаева, Роман Иванович Клейн, Россия, Юрий Cтепанович Нечаев-Мальцов, история, память

https://paul-kartashev.livejournal.com/tag/Иван%20Владимирович%20Цв


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!