В 1897 году состоялось знакомство И.В. Цветаева с миллионером Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея, и что предрешило успех начинания.



Зорин СС

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

           

Портрет кисти Ивана Николаевича Крамского (1885) великого русского мецената, фабриканта, дипломата, тайного советника, владельца стекольных заводов, почётного гражданина города Владимира (1901), почётного члена Московского археологического общества, почётного члена Императорской Академии художеств (1902) Юрия Cтепановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), подарившего России Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве).

 

       

.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Здание музея, 2006 год

Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 771420397050006 (ЕГРОКН) объект № 7710127000 (БД Викигида)
Дата основания 1898
Дата открытия 1912
Основатель Иван Цветаев
Местонахождение · Москва
Адрес Россия, Москва, Волхонка, 12
Посетителей в год · 1 300 900 чел. (2018)[1] · 1 481 300 чел. (2019)[2]
Директор Марина Лошак
Сайт Официальный сайт

 

 

Wikimedia | © OpenStreetMap

Медиафайлы на Викискладе

Госуда́рственный музе́й изобразительных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (ГМИИ имени Пушкина, Пушкинский музей) — московский музей зарубежного искусства, основанный профессором Московского университета Иваном Цветаевым в 1912 году. Здание музея было построено по проекту архитектора Романа Клейна в неоклассическом стиле в виде античного храма на средства Нечаева-Мальцова . Изначально музей был задуман как учебный, однако после революции 1917 года учреждение было преобразовано в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937-м музей получил имя поэта Александра Пушкина [3] .

                                   

                                                   Иван Цветаев

Фотопортрет Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), русского учёного-историка, археолога, филолога и искусствоведа, член-корреспондента Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессора Московского университета (с 1877), тайного советника, создателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Автор фото: Карл Андреевич Фишер. Снимок 1913-го года.

            

Портрет кисти Ивана Николаевича Крамского (1885) великого русского мецената, фабриканта, дипломата, тайного советника, владельца стекольных заводов, почётного гражданина города Владимира (1901), почётного члена Московского археологического общества, почётного члена Императорской Академии художеств (1902) Юрия Cтепановича Нечаева-Мальцова (1834-1913), подарившего России Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве).

                             

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) — русский и советский архитектор, реставратор и преподаватель, работавший преимущественно в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX — начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры — строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И.И. Рерберг, Г.Б. Бархин и других.
Фото неизвестного автора 1890-х годов.

                          

Великий князь Сергей Александрович (1857-1905), пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор (1891-1905), член Государственного совета (1894-1905), член-учредитель и первый Председатель Императорского Православного Палестинского общества (1882-1905). Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Во время его руководства городом был открыт Художественно-общедоступный театр (1898). Также, будучи московским генерал-губернатором, обвинялся общественностью в катастрофе на Ходынском поле 18 (30) мая 1896 года, за что получил в народе прозвище «князь Ходынский». Погиб от бомбы революционера Каляева, не оставив потомства. Снимок 1898-го года.

                                 

В 1897 году состоялось знакомство И.В. Цветаева с миллионером Ю.С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея, и что предрешило успех начинания.

В 1991 году ГМИИ имени Пушкина внесли в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России[4].

По состоянию на 2018 год экспозиция состоит из более чем 700 тысяч предметов и включает в себя коллекцию слепков с античных статуй, художественные произведения, археологические находки, а также собрание предметов из Древнего Египта и Древнего Рима[5].

В 2018 году музей посетили 1,3 млн человек, благодаря чему он занял 47-е место в числе самых посещаемых художественных музеев мира[6].

 

· 1912—1917 — Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете

· 1917—1923 — Музей изящных искусств при Московском университете

· 1923—1932 — Государственный музей изящных искусств

· 1932—1937 — Государственный музей изобразительных искусств

· 1937 — настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Бюст Ивана Цветаева, 2014 год

Здание музея перед открытием в 1912 году

Царская семья во главе с Николаем II и меценат Юрий Нечаев-Мальцов на церемонии открытия музея, 1912 год

Художественный замысел

На рубеже XIX—XX веков в Российской империи появились частные художественные галереи, финансируемые меценатами и предпринимателями. Идея создания Музея изящных искусств при Московском университете была впервые предложена в 1831 году княгиней Зинаидой Волконской и профессором Степаном Шевырёвым, однако проект не был воплощён. В 1858-м с похожим предложением выступил профессор археологии и искусствоведения Карл Герц, но на проект не нашлось финансирования[5][7].

В 1894 году Иван Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой, предложил на Первом съезде русских художников и любителей художеств создать учебный музей. Примером послужил «Кабинет изящных искусств», созданный Цветаевым в 1848 году при Московском университете. Новый музей должен был иллюстрировать развитие искусства от Античности к Средневековью и Возрождению[7][3].

12 марта 1898 года Цветаев представил проект здания московского Музея изящных искусств императору Николаю II. Предпоказ макетов был назначен в царской бильярдной, где на столах можно было разместить крупные макеты. Император одобрил проект, но выделил всего 200 000 рублей на строительство здания. Однако многие инвесторы, узнав об одобрении Николая II, также начали давать деньги на воплощение этого плана. Так, Римский зал был оплачен князьями Юсуповыми, а копия Пергамского алтаря — архитектором Фёдором Шехтелем. Купчиха Варвара Алексеева выделила около 150 000 рублей при условии, что музей будет носить имя отца императора — Александра III[8][9][10].

Фундамент будущего здания музея был заложен в конце 1898 года в присутствии Николая II и членов его семьи. В тот же день был организован Комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III[7]. Организация задумывалась как добровольная, её участники должны были помогать университету в организации научных экспозиций, а также находить средства на его строительство. Первым председателем стал великий князь Сергей Александрович , покровительствующий музею со дня его основания. Заместителем председателя назначили промышленника Юрия Нечаева-Мальцова — главного спонсора музея. Секретарём комитета стал сам Иван Цветаев [5] .

Возведение здания

Вид на музей с высоты птичьего полёта, 2012 год

Иван Цветаев и Юрий Нечаев-Мальцов, 1910-е годы

В 1896 году Иван Цветаев опубликовал условия архитектурного конкурса для строительства здания музея. Его выиграли начинающий архитектор Роман Клейн и главный инженер Иван Рерберг. В 1904-м в здании случился пожар, уничтоживший большую часть построек и более 175 ящиков слепков, включающих копии из собора Святого Марка в Риме, заказанные незадолго до этого. После пожара многие инвесторы отказались вкладывать деньги в реконструкцию помещений, однако здание было восстановлено на средства Нечаева-Мальцова[11][12]. Музей был возведён к 1912 году в неоклассическом стиле в виде античного храма с высоким подиумом и ионической колоннадой по периметру фасада. Он стал последним сооружением в Москве, построенным с неогреческими элементами.

Стеклянный свод спроектировал инженер Владимир Шухов, создавший уникальные конструкции при помощи арочных стяжек, чтобы на экспонаты падал естественный свет[13].

Внутренняя планировка соответствовала музейной экспозиции: анфилада комнат второго этажа была предусмотрена для размещения древнегреческих скульптур и античного искусства. Остальные залы отводились под выставки предметов из Древнего Египта, Ассирии, работ Итальянского и Северного Возрождения. Также в музее действовала библиотека с отдельным входом из Колымажного переулка[14][15]. Внутренние помещения украшались декоративными росписями и живописными панно под руководством художника Игнатия Нивинского[16].

Открытие музея

В оформлении музейной экспозиции Цветаеву помогали деятели русской культуры: Василий Поленов, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Александр Головин, архитектор Фёдор Шехтель, Никодим Кондаков, Дмитрий Айналов, Владимир Голенищев, Борис Тураев, Дмитрий Иловайский. Так, в первую экспозицию, представленную на открытии музея, вошли слепки со скульптур раннего средневековья и эпохи Возрождения: с оригиналов римских и греческих скульптур делались формы, которые потом заливались гипсом. Так получались точные гипсовые копии фигур из любого материала. Среди подлинных предметов в первоначальной экспозиции находились античные вазы, известная коллекция египетских подлинников и группа итальянских икон XIII—XIV веков[9].

Согласно легенде, первым посетителем ещё закрытого музея стал истопник Алексей, который работал у Ивана Цветаева и попросил показать ему музей: в начале XX века вход в учреждения культуры простолюдинам был воспрещён. Официальное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 31 мая 1912 года в присутствии Николая II и его матери Марии Фёдоровны, а также дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. В этот же день Юрий Нечаев-Мальцов получил орден Белого орла за свой вклад в развитие искусства, а Иван Цветаев был назначен первым директором музея[8].

Белое видение лестницы, владычествующей над всем и всеми. У правого крыла — как страж — в нечеловеческий и даже не в божественный: в героический рост — микеланджеловский Давид . Гости, в ожидании государя, разбредаются по залам. Вдруг — звон, грохот, испуг, отскок, серебряные осколки и потоки: это восемнадцатилетний зять моего отца задел поднос с кавказскими водами, побежавшими и засверкавшими, как породившие их источники. Старички, удостоверившись, что не бомба, успокаиваются. Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф . Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции . Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) — с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем. Но я об этом, по молодости лет, не думаю, я только чувствую жуть. Из очерка Марины Цветаевой «Открытие музея»[15]

Открытие вызвало большой интерес со стороны общественности: в первые годы средняя посещаемость составляла 700—800 человек в будние дни, а в выходные — 2500 человек. Основной аудиторией музея были преподаватели, студенты, представители интеллигенции и духовного сословия[5].

Формирование коллекции

Сергей Щукин, 1915 год

Портрет Ивана Морозова, 1910 год

Сбор экспонатов начался ещё до окончания строительства музея. В 1909—1911 годах в фонды вошли памятники искусства Древнего Египта, полотна западноевропейских художников Средневековья и Возрождения, а также работы русских художников. Шедевры мировой культуры в это время было уже невозможно приобрести, поэтому было решено создать около двух тысяч гипсовых слепков с произведений античной культуры[8][17]. В первые годы существования музея по заказу Цветаева было сделано около двух тысяч копий[7]. С 1894 — ещё до строительства основного музейного здания — скульптуры были доступны посетителям в бывшем Больничном корпусе университета на Большой Никитской улице, но уже через четыре года выставка закрылась из-за ветхости строения и планов его сноса. Слепки находились в Румянцевском музее и в складском помещении на Колымажном дворе. Первые спецхранилища музея возвели в 1904 году рядом с главным зданием, куда стали переноситься скульптуры[5].

Египетская коллекция была приобретена в 1909—1911 годах у известного востоковеда Владимира Голенищева. Собрание итальянской живописи и предметов искусства XIII—XV веков было передано дипломатом Михаилом Щёкиным, а княгиня Елизавета Фёдоровна и Дмитрий Хомяков передали итальянские скульптуры XVI—XVII веков. Эти коллекции стали первыми подлинниками в коллекции музея. Археолог Алексей Бобринский отдал образцы французского художественного литья XVIII—XIX веков. Остальные предметы были выкуплены у учёных Н. Лихачёва, Владимира Шилейко, Александра Живаго и Бориса Фармаковского[5].

До 1920—1930-х годов в музейной экспозиции живопись не была представлена. Художественный отдел стал формироваться во время перераспределения музейных фондов страны. В 1924-м в состав музея вошли коллекции из бывших собраний Генриха Брокара, Сергея Щукина, Ивана Шувалова, Юсуповых, экспонаты Государственного музейного фонда и музеев Ленинграда. Первая регулярная экспозиция картинной галереи открылась 10 ноября 1924 года. С 1924 по 1930 год в музей вошли собрания европейской живописи из Музея иконописи и живописи Ильи Остроухова, Исторического музея, Третьяковской галереи. Переданные из Эрмитажа в период с 1924 по 1930 год работы занимают важное место в коллекции. В их число входят картины: «Ринальдо и Армида» Никола Пуссена, «Вакханалия» Питера Пауля Рубенса, портреты Харменса ван Рейна Рембрандта, «Натюрморт с атрибутами искусства» Жан-Батиста Шардена, «Сатира на врачей» Антуана Ватто, а также картины Питера де Хоха и Сандро Боттичелли[9][4][18].

Окончательно художественная экспозиция сложилось в 1948 году после передачи в музей собрания Государственного музея нового западного искусства, созданного на основе коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина. В музей поступило более 300 работ французских и американских художников конца XIX — первой половины XX века[4]. В этот период в состав музея вошли знаменитые работы «Бульвар Капуцинок в Париже» Клода Моне, «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега, «Обнаженная» Пьера Огюста Ренуара, «Мост через Марну в Кретее» и два вида горы Сен-Виктуар Поля Сезанна, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключённых»Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Поля Гогена, Пьера Боннара, Андре Дерена и Фернана Леже[19][9].

В 1950—1960-е годы в музей стали поступать полотна художников европейских социалистических стран: Ксаверия Дуниковского, Жигмонда Кишфалуди-Штробла, Ганса Грундига, Корнелиу Бабы, Фрица Кремера, а также болгарских, румынских и венгерских художников[20].

Советское время

Ирина Антонова (на фотографии 2011 года) руководила музеем в течение пяти десятилетий — с 1961 по 2013 год

Марина Лошак — директор Пушкинского музея с 2013 года

После революции 1917 года музей пришёл во временное запустение. Первая экспозиция была открыта в 1920-м и представляла собой выставку проектов памятника «Освобождённому труду». На открытии выставки присутствовал Владимир Ленин, что утвердило статус музея как одного из главных мест культурной жизни Москвы. С началом НЭПа в 1921 году при музее открылась мастерская, в которой производились скульптуры для украшения общественных мест, такие как Девушка с веслом, выставленная в ЦПКиО имени Горького[19][9].

В 1924 году музей переименовали в Государственный музей изящных искусств. С новым названием музей получил правительственный план развития, по которому музей должен был стать местом собрания мирового изобразительного искусства — до этого момента в экспозиции художественные работы практически не были представлены. Работу по созданию картинной галереи доверили учёным Николаю Романову, Абраму Эфросу и Виктору Лазареву[21]. В 1932 году название снова изменили — учреждение стало Государственным музеем изобразительных искусств, а в 1937-м ему было присвоено имя Александра Пушкина — в честь столетней годовщины со дня смерти поэта[9].

С началом Великой Отечественной войны художественные коллекции музея эвакуировали в Новосибирск и Соликамск. Во время боёв за Москву здание сильно пострадало от бомбардировок, его реконструкция началась в 1944-м и продлилась несколько лет. Первая послевоенная экспозиция была открыта 3 октября 1946 года под руководством директора музея Сергея Меркурова. Однако уже в 1949-м все экспонаты убрали в подсобные помещения, а музейное пространство отдали под выставку подарков, присланных Иосифу Сталину к его 70-летию. Залы были заполнены фотографиями, коврами и картинами с изображениями генсека. После его смерти в 1953 году музейная экспозиция была возвращена на место. В 1955-м в залах музея открылась выставка коллекции полотен Дрезденской картинной галереи, вывезенных советскими солдатами из взятого Берлина и впоследствии отреставрированных в мастерской при музее[5][19].

В 1956 году в музее прошла выставка картин Пабло Пикассо, организованная политическим деятелем и другом художника Ильёй Эренбургом. Советские власти разрешили мероприятие из-за участия Пикассо в международном коммунистическом движении, а в 1962 году Пикассо наградили ленинской премией. Церемония вручения медали состоялась во французском имении художника, расположенном рядом с Муженом. В 1974 году в Пушкинский музей привезли портрет Джоконды работы Леонардо да Винчи, а в 1975 году более ста картин из Метрополитен-музея в Нью-Йорке[19][9].

С начала 1980-х годов Пушкинский музей снова стал одним из главных центров культурной жизни Москвы. В 1981-м в нём прошла советско-французская выставка «Москва—Париж», на которой экспонировались картины художников-авангардистов: Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, Казимира Малевича. Выставка пользовалась большой популярностью, её также посетил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. После выставки работы русского авангарда стали выставляться без государственного притеснения в российских музеях и имели популярность за рубежом[19][22][23].

31 мая 2012 года состоялся 100-летний юбилей Пушкинского музея. К мероприятию была выпущена серия медалей и почтовая марка. В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале» состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз Божий», посвящённого столетней истории музея[24].

Список директоров

Иван Цветаев

· 1913—1921 — Владимир Мальмберг

· 1921—1923 — Владимир Гиацинтов, исполняющий обязанности директора

· 1923—1928 — Николай Романов

· 1928—1929 — Фёдор Ильин

· 1929—1932 — Вячеслав Полонский

· 1932—1933 — Борис Этингоф

· 1933—1935 — Иосиф Бык-Бек

· 1935—1936 — Алексей Васильев

· 1936—1939 — Владимир Эйферт

· 1939—1944 — Иван Коротков

· 1941—1942 — В. Н. Крылова, исполняющий обязанности директора

· 1944—1950 — Сергей Меркуров

· 1950—1954 — Николай Слоневский

· 1954—1961 — Александр Замошкин

· 1961—2013 — Ирина Антонова

· с 2013 года — Марина Лошак[25]

]

Музейный городок

Проект музейного городка, 2012 год

В 2008 году был объявлен конкурс на строительство новых корпусов музея и реконструкцию главного здания музея[26]. Его выиграл британский архитектор Норман Фостер, заведовавший строительством небоскрёба Мэри-Экс в Лондоне. Инициатором расширения стала директор музея Ирина Антонова[27]. В 2013-м директором музея была назначена Марина Лошак[28], а спустя год из-за разногласий с ГМИИ архитектор отказался участвовать в проекте[29][30][31][32].

В том же году был объявлен новый конкурс, который выиграл архитектор Юрий Григорян, известный по постройкам жилого комплекса в Молочном переулке, павильона для выставки Born-house во время Архитектурной биеннале в Венеции, а также культурного центра «Типография». Согласно его проекту, целый квартал от станции метро «Кропоткинская» и до «Боровицкой площади» будет перестроен в музейное пространство. Напротив главного здания предполагается вмонтировать латунную карту с основными достопримечательностями. Также в состав музея перейдёт более 29 новых зданий, где разместят расширенные постоянные экспозиции. Завершение реконструкции планируется к 2023 году[33][34].

Мы предложили разбить это здание на два объема, чтобы создать проницаемость внутри квартала. В одном корпусе находятся общественные пространства — это так называемая агора , а второе — технологический корпус, где размещается реставрация, хранение — все то, что связано с внутренней работой музея. Масштабы этих корпусов продиктованы размерами участка, а серый цвет для них – цветом главного здания музея. Использование такого цветового решения — это возможность создать ощущение целостного комплекса. Юрий Григорян[35]

В 2018 году виртуальный музейный городок ГМИИ стал победителем Международного фестиваля F@IMP 2.0, проходившего в Германии 31 мая и 1 июня, и получил бронзовую награду в номинации «Виртуальные туры и 3D-панорамы»[36].

Виртуальная площадка

В марте 2020 года, на фоне карантина, вызванного пандемией коронавируса, музей объединил все свои интернет-проекты, включая онлайн-лекции и видеоэкскурсии, на единой платформе[37][38].

Крупные выставки

2016

· «Багатели» — серия картин Василия Кандинского[39].

· «Шедевры нового искусства. Собрание Щукина» — выставка работ Матисса, Пикассо, Гогена, Сезанна и Моне из Эрмитажа и Третьяковской галереи. Некоторые полотна были привезены из зарубежных коллекций: Нидерландов, Греции, Франции, Монако и США[40].

· «Рафаэль. Поэзия образа» — временная экспозиция художника Рафаэля Санти, в которой были представлены полотна «Мадонна с младенцем», «Святая Цецилия», «Ангел». За 25 дней мероприятие посетило более 50 000 человек[41].

2017

· «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства» — выставка, посвящённая культуре государства Восточного Крыма и Таманского полуострова. В ГМИИ выставлялись алтарь богини Дитагойе, мраморная голова Афины, а также элементы древних храмов[42].

· «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945—1968» — выставка, посвящённая послевоенному западноевропейскому искусству[43].

· «Ясумаса Моримура. История автопортрета» — временная экспозиция художника Ясумасы Моримуры, работающего в жанре апроприации[44].

· «„Капричос“. Гойя и Дали» — графическая серия работ, на которой были представлены работы испанских художников Гойи и Дали[45].

· «Октябрь» — экспозиция работ китайского художника Цай Гоцяна, посвящённая тематике революции 1917 года. В основе экспозиции находились две двадцатиметровые картины, которые были созданы мастером в технике пороховой живописи[46].

2018

· «От Тьеполо до Каналетто» — выставка 57 работ венецианских живописцев XVIII века. В число экспонируемых полотен вошли картины Джованни Питтони, Луки Карлевариса, Джованни Баттисты Пьяццетты, Франческо Гварди и Пьетро Лонги[47].

· «Шедевры Лейденской коллекции» — в Пушкинском были представлены коллекции американских филантропов Томаса Каплана и Дафны Реканати-Каплан, собирающих голландскую живопись. Особо ценными экспонатами являлись полотна Рембрандта и его учеников — Франса Халса и Яна Вермеера[48].

2019

· «Щукин. Биография коллекции» — временная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности коллекционера. Среди экспонируемых работ были произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Выставка стала самой посещаемой за последние 38 лет существования ГМИИ — за три месяца её посетили более 350 тысяч человек[49].

Собрания[править | править код]

Римские статуи в коллекции музея, 2011 год

Бурдель. Отдыхающий скульптор, 1905—1908 годы

Зал Микеланджело, 2011 год

Слепки

Цветаевская коллекция слепков ГМИИ

Музей содержит большую коллекцию слепков с античных и средневековых произведений, основа которой была создана ещё при Иване Цветаеве. В число экспонатов входит слепок раки святой Гертруды, оригинал которой находился в церкви Сент-Гертруд в Нивеле, уничтоженной во время Второй мировой войны. Для музея был полностью скопирован итальянский внутренний дворик палаццо Барджелло во Флоренции, а также колонны из стеблей папируса, воссоздающие образ храма Карнак[4].

Скульптуры

По состоянию на 2018 год в коллекцию западноевропейской скульптуры входит около 600 произведений с XVI по XXI век. В музее хранятся образцы полихромной деревянной скульптуры XV—XVI веков, произведения бронзовой пластики XVI—XVII столетий, работы французских мастеров XVIII века: Жан-Батиста Лемуана, Филиппа Каффиери, Жан-Антуана Гудона, Клодиона, произведения Огюста Родена, Аристида Майоля, Эмиля Бурделя, Осипа Цадкина и других[9].

Художественная коллекция

Художественная коллекция музея насчитывает более 350 тысяч произведений, в том числе работы Дюрера, Андреа Мантеньи, Клода Калло, Рембрандта, Антона Зубова, Карла Брюллова, Ильи Репина, Дмитрия Врубеля, Анны Остроумовой-Лебедевой и Нивинского[21].

Экспозиция построена в хронологическом порядке и начинается с искусства I—XIV веков. В музее выставляются фаюмские портреты — образцы станковой живописи, написанные на досках в погребениях Фаюмского оазиса I—IV веков. Там же находится фрагмент мозаики с изображением святого Иосифа начала XVIII века — часть композиции «Рождество Христа» из базилики собора Святого Петра в Ватикане. Также в состав собрания входят византийские иконы XIV века, относящиеся к эпохе правления династии Палеологов: «Двенадцать апостолов», «Богоматерь с младенцем Христом», «Благовещение», «Успение богоматери», «Святой Пантелеймон»[50].

В Пушкинском музее также представлено итальянское искусство XIII—XV веков, в том числе житийная икона XIII века «Мадонна с младенцем на троне» работы художников Неаполя, Пистои, Флоренции и Сиены, а также триптихи. Отдельная экспозиция посвящена европейскому искусству XV—XVI веков. На ней экспонируются работы художников Италии, Нидерландов и Германии. Испанское Возрождение представлено, в частности полотном Педро Эспарагеса «Архангел Михаил, взвешивающий души умерших». Достаточно велика экспозиция картин художников Северной и Центральной Италии этого времени: «Мадонна с младенцем и святыми» Витторе Кривелли, «Мадонна с младенцем» Перуджино, «Крещение Христа» Гвидоччо ди Джованни Коццарелли и другие полотна. Музею принадлежит коллекция майолики XVI века: блюдо с изображением въезда Христа в Иерусалим, венецианские альбареллы, блюдо с гербом города Дерута, тарелка с Нептуном[50].

В коллекцию также входит фламандское и испанское искусство XVI—XVII веков: картины Питера Брейгеля Младшего, Йоос де Момпера, Лукаса ван Юдена, Рубенса, Якоба Иорданса, Антониса Ван Дейка, Франса Снейдерса, Ян Фейта, Сиберхетса, Рембрандта и других. Итальянское искусство XVII—XVIII веков представлено работами Караваджо, Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Доменико Фетти, Иоганна Лисса, Строцци и других[50].

Египетское собрание

Коллекция древнеегипетских экспонатов насчитывает около 800 предметов, датируемых с IV века до нашей эры до IV века. Экспозиция построена в хронологическом порядке. В состав собрания входят деревянные и каменные саркофаги, рельефы, скульптуры, украшения, папирусы, сосуды, статуэтки и амулеты. Самыми ценными экспонатами являются каменные орудия труда VI—V тысячелетия до нашей эры, шиферные палетки и расписные сосуды культур Негада I—III веков до нашей эры. Отдельно представлены погребальные обряды, которые играли важную роль в религиозной жизни египтян. В коллекции также находятся саркофаги, канопы, погребальные маски, фигурки ушебти, статуэтки богов и мумия жреца Хорха, на котором при раскопках нашли сетку из фаянсовых бусин[51][9][52].

Графика

По состоянию на 2018 год музею принадлежит около 150 тысяч предметами гравюр. Коллекция гравюрного кабинета музея была передана Пушкинскому из Румянцевского музея, сформированного на основе собрания Дмитрия Ровинского. Всего в Пушкинский музей перешло около 40 тысяч листов русской гравюры XVI—XIX веков. В дальнейшем коллекция музея пополнялась работами советских художников. В ГМИИ также представлены рисунки Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Николая Ульянова[53].

Нумизматика

Отдел нумизматики состоит из 200 тысяч экспонатов: медалей, монет, бон, гемм, слепков с европейских резных камней. Собрание основывается на коллекции монет и медалей Московского императорского университета, которое изначально входило в Кабинет изящных искусств. В 1888 году это собрание было разделено и стало основой крупнейших нумизматических собраний Москвы — Исторического музея и Музея изящных искусств имени императора Александра III[54].

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики университетского собрания вошли в состав коллекции Отдела скульптуры Музея изящных искусств. К июню 1925-го отдельные шкафы с монетами, медалями и слепками, рассеянные по Музею, усилиями хранителей были сгруппированы и оформлены как Нумизматический кабинет, расположенный на хорах Белого зала. В 1930-е годы коллекция регулярно пополнялась за счёт частных собраний коллекционеров А. Г. Голикова, Василия Розанова, Евгения Пахомова, Александра Смирнова, В. Н. Степанова, Александра Стаховича. Экспозиция разделена на четыре основных раздела: западноевропейский, античный, русский и восточный. С 1945 года Нумизматический кабинет Музея был выделен в самостоятельный отдел[54].

·

Экспозиция музея, 2011 год

 

·

Экспозиция музея, 2011 год

 

·

Стеклянный свод крыши Владимира Шухова, 2011 год

 

·

Поэт Архилох. Римская копия II века нашей эры, 2009 год

 

·

Копии древнеримских статуй в ГМИИ, 2011 год

 

·

Роден «Любовь убегает», 1881 год

 

·

Слепки статуй Афин, 2011 год

 

·

Греческие скульптуры, 2012 год

 

·

Свод египетского зала, 2011 год

 

·

Скульптурные композиции, 2011 год

 

·

Ника Самофракийская, 2017 год

 

·

Интерьеры музея, 2010 год

 

·

Интерьеры музея, 2010 год

 

·

Портрет Магдалены Строцци, 2016 год

 

·

Выставка «Феллини», 2015 год

 

· Выставка «Я Петербург люблю…», 2003 год

 

· Выставка одной картины Андреа Мантеньи «Святое семейство», 2009 год

Филиалы

Иллюстрация Название Адрес Описание
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков Волхонка, 14 В 2006 году галерея открылась в левом флигеле бывшей усадьбы князей Голицыных XVIII века. В помещениях экспонируются работы западноевропейских мастеров Новейшего времени: Эжена Делакруа, Поля Делароша, Филиппа Руссо. В залах, отведённых работам французских мастеров XIX—XX веков, представлены полотна импрессионистов и постимпрессионистов: Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса, Пикассо. Экспозиция художественной коллекции завершается работами второй половины XX века, в том числе и представителей русского авангарда: Василия Кандинского, Марка Шагала, Джорджо де Кирико. После открытия Галереи в освободившихся помещениях Главного здания музея были размещены экспонаты античного времени[4].
Отдел личных коллекций Волхонка, 10 Открытие состоялось в 1985 году в доме графини Шуваловой по инициативе директора музея Ирины Антоновой и собирателя Ильи Зильберштейна. В собрание отдела входят коллекции Зильберштейна, Фёдора Лемкуля, Святослава Рихтера, Александра Родченко, Александра Тышлера, Георгия и Ореста Верейских[4][5].
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» Колымажный переулок, 6, стр. 2 Центр был открыт в 2006 году в усадьбе конца XVIII — начала XX века. С конца 1990-х по 2006 год в здании проводилась реконструкция, а внутренние помещения были переоборудованы под нужды музея[55].
  Учебный художественный музей имени Ивана Цветаева Улица Чаянова, 15 Создан в 1996 году и расположен при Российском государственном гуманитарном университете. В коллекции находятся слепки с античных скульптур, не вошедшие в основную экспозицию музея. В семи залах представлено более 750 работ[4].
  Мемориальная квартира Святослава Рихтера Улица Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж) В 1999 году по завещанию музыканта в состав музея вошла мемориальная квартира музыканта Святослава Рихтера. В квартире хранятся книги музыканта, картины и записи концертов[5][56].
Усадьба Вяземских-Долгоруковых Малый Знаменский переулок, 3/5 Усадьба XVIII века вошла в состав ГМИИ в 2002 году. Согласно плану по расширению музея, в здании планируется размещение Галереи западной живописи[57].
Дом текста Малый Знаменский переулок, 8/1 Дом был построен по заказу купцов братьев Петра и Николая Тимофеевичей Стуловых в 1913 году. В 2015-м дом перешёл в ведение ГМИИ, с того же времени в нём проводится реконструкция, по итогам которой будет укреплён фундамент, заменены перекрытия и кровля. В 2019 году в здании планируется открытие Дома текста, где будут экспонироваться предметы, связанные с печатным делом, а также размещены научная библиотека, музейный архив и отдел редкой книги[58].
  Депозитарий   В 2016 году состоялась закладка первого камня будущего депозитария ГМИИ. После окончания строительства в нём планируется размещение пространства для хранителей, реставрационные мастерские, химическая лаборатория и студия для съемки экспонатов[59].
  Мастерская Эдуарда Штейнберга Таруса, улица Паустовского, 15 В 2016 году вдова художника-авангардиста Эдуарда Штейнберга Галина Маневич подарила Пушкинскому музею его мемориальную мастерскую в городе Таруса. Согласно планам ГМИИ, в мастерской планируется организация постоянной экспозиции, посвящённой художникам-нонконформистам[60].

Примечания

↑ Показывать компактно

1. ↑ Art's most popular (англ.): Exhibition and museum visitor figures 2018 // The Art Newspaper — 2019. — Vol. XXVIII, Iss. 311. — ISSN 0960-6556

2. ↑ Art's most popular (англ.): Exhibition and museum visitor figures 2019 // The Art Newspaper — 2020. — Vol. XXIX, Iss. 322. — ISSN 0960-6556

3. ↑ Перейти обратно:12 Демская, 1995.

4. ↑ Перейти обратно:1234567 Директ-Медиа, 2011, с. 1—100.

5. ↑ Перейти обратно:123456789 История Музея. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Дата обращения: 7 августа 2018.

6. ↑ Art's Most Popular: here are 2018's most visited shows and museums. theartnewspaper.com. Дата обращения: 27 марта 2019.

7. ↑ Перейти обратно:1234 Открытие Пушкинского музея. Русская Планета (13 июня 2018). Дата обращения: 7 августа 2018.

8. ↑ Перейти обратно:123 Глаз Божий. Фильм Леонида Парфенова о Пушкинском музее. Серия 1 на YouTube

9. ↑ Перейти обратно:123456789 Антонова, 1986, с. 1—30.

10. ↑ Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. museum.ru. Дата обращения: 7 августа 2018.

11. ↑ Нечаев-Мальцов Юрий Степанович. История российского предпринимательства. Дата обращения: 5 сентября 2018.

12. ↑ Блохина, 2014, с. 349.

13. ↑ Кирилл Яблочкин. ГМИИ им. Пушкина. История создания одного из лучших музеев мира. Аргументы и Факты (13 июня 2014). Дата обращения: 7 августа 2018.

14. ↑ Зинаида Одолламская. Музей изящных искусств. Узнай Москву. Дата обращения: 7 августа 2018.

15. ↑ Перейти обратно:12 Открыт для публики Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина-Пушкинский музей). История.рф. Дата обращения: 7 августа 2018.

16. ↑ Никольский, 2015, с. 115—136.

17. ↑ Данилова, 1998.

18. ↑ Макарова, 2010.

19. ↑ Перейти обратно:12345 Глаз Божий. Фильм Леонида Парфенова о Пушкинском музее. Серия 2 на YouTube

20. ↑ Полякова, 1974, с. 1—38.

21. ↑ Перейти обратно:12 Седова, 1987, с. 9.

22. ↑ Иван Толстой. Три гроба Малевича: вспоминая легендарную выставку Париж-Москва, Москва-Париж. Радио Свобода (8 ноября 2009). Дата обращения: 26 августа 2018.

23. ↑ Анастасия Китель. Очередь на Серова — рекорд, но не абсолютный. Art Newspaper (16 января 2016). Дата обращения: 1 октября 2018.

24. ↑ Арина Бородина. Леонид Парфенов о фильме "Глаз Божий". Коммерсантъ (31 мая 2012). Дата обращения: 1 октября 2018.

25. ↑ Екатерина Алленова. От Ивана Цветаева до Ирины Антоновой: все директора ГМИИ им. А.С. Пушкина. Artguide (4 июля 2013). Дата обращения: 1 октября 2018.

26. ↑ Реконструкция Пушкинского музея вызывает недовольство экспертов. Вести.ru (2 октября 2009). Дата обращения: 1 октября 2018.

27. ↑ Антонова Ирина Александровна. Vesti.ru. Дата обращения: 30 сентября 2018.

28. ↑ Антонова выбрала Лошак своей преемницей из нескольких кандидатур. РИА Новости (1 июля 2013). Дата обращения: 1 октября 2018.

29. ↑ Пушкинский музей: Проект реконструкции. The Village. Дата обращения: 7 августа 2018.

30. ↑ Камень в основание нового здания в комплексе ГМИИ заложат 9 сентября. ТАСС (5 сентября 2016). Дата обращения: 7 августа 2018.

31. ↑ Марина Лошак: революции в Пушкинском музее не будет. Вести.ru (1 июля 2013). Дата обращения: 30 сентября 2018.

32. ↑ Не вынесла душа проекта. 2013-08-26. Дата обращения: 1 октября 2018.

33. ↑ Ах, как хочется вернуться в «городок». Газета Культура (8 июня 2017). Дата обращения: 7 августа 2018.

34. ↑ Синьяк под глазом (недоступная ссылка — история ). Российская газета (5 июля 2017). Дата обращения: 7 августа 2018.

35. ↑ Юрий Григорян: новое основание для развития музея. Архсовет Москвы (1 июля 2014). Дата обращения: 7 августа 2018.

36. ↑ Российские виртуальные музеи стали победителями Международного фестиваля F@IMP 2.0. Новости на сайте Культура.РФ. (недоступная ссылка)

37. ↑ Пушкинский музей собрал свои интернет-проекты на единой платформе. ТАСС. Дата обращения: 24 марта 2020.

38. ↑ Акция Пушкинского музея "Я покажу тебе музей" пройдет в онлайн-формате. ТАСС. Дата обращения: 7 апреля 2020.

39. ↑ Россия культура. Россия культура (24 декабря 2016). Дата обращения: 6 сентября 2018.

40. ↑ Коллекция Щукина: в Париж привезли «сокровище России». РИА Новости (20 октября 2016). Дата обращения: 6 сентября 2018.

41. ↑ Выставку Рафаэля в ГМИИ имени Пушкина посетили более 50 тысяч человек. РИА Новости (6 октября 2016). Дата обращения: 6 сентября 2018.

42. ↑ Новая выставка в Пушкинском музее расскажет об истории Боспорского царства. РИА Новости (29 июня 2017). Дата обращения: 6 сентября 2018.

43. ↑ Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» открывается в Пушкинском музее. Mos.ru (3 июля 2017). Дата обращения: 6 сентября 2018.

44. ↑ Анна Михайлова. Угадай кто: японский фотограф вставляет свое лицо в шедевры живописи. РИА Новости (1 февраля 2017). Дата обращения: 6 сентября 2018.

45. ↑ Анна Михайлова. Два художника – один «диагноз»: в Москве открылась выставка Гойи и Дали. РИА Новости. Дата обращения: 6 сентября 2018.

46. ↑ Дым и порох. ТАСС. Дата обращения: 6 сентября 2018.

47. ↑ Жанна Васильева. В Пушкинском музее открылась выставка "От Тьеполо до Каналетто и Гварди". Российская Газета (25 июля 2018). Дата обращения: 6 сентября 2018.

48. ↑ Главные выставки года. Культура.рф. Дата обращения: 26 августа 2018.

49. ↑ "Щукин. Биография коллекции" стала самой посещаемой выставкой в ГМИИ. РИА Новости (16 сентября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019.

50. ↑ Перейти обратно:123 Седова, 1987, с. 1—90.

51. ↑ Искусство Древнего Египта. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Дата обращения: 8 августа 2018.

52. ↑ Павлов, 1949, с. 1—30.

53. ↑ Александрова, 1985, с. 1—38.

54. ↑ Перейти обратно:12 Коллекция. Отдел нумизматики. Дата обращения: 8 августа 2018.

55. ↑ Из истории эстетического воспитания в Музее. Мусейон (2016). Дата обращения: 24 июля 2017.

56. ↑ Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. РИА Новости (31 мая 2012). Дата обращения: 23 декабря 2017.

57. ↑ Зинаида Курбатова. В центре Москвы на Волхонке создадут музейный городок. Вести.ru (30 августа 2014). Дата обращения: 26 августа 2018.

58. ↑ День открытой стройки. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (17 октября 2015). Дата обращения: 26 августа 2018.

59. ↑ Дарья Палаткина. Заложен первый камень депозитария ГМИИ им. А.С.Пушкина. The Art Newspaper (9 сентября 2016). Дата обращения: 26 августа 2018.

60. ↑ Мастерская художника-нонконформиста Эдуарда Штейнберга передана в распоряжение ГМИИ. Vania Marcade (6 июля 2016). Дата обращения: 27 августа 2018.

Литература

Антонова И. А. Шедевры Государственного Музея Изобразительных Искусств Имени А. С. Пушкина. — Москва: Советский художник, 1986. — С. 120. — 608 с. — ISBN 978-5-373-03809-6.

· Александрова Н. Д. Русская графика. — Москва: Изобразительное искусство, 1985. — 38 с.

· Блохина В. В. Всемирная история архитектуры и стилей. — Москва: АСТ, 2014. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-17-085217-9.

· Борисова Е. А. Русский неоклассицизм. — Москва: Галарт, 2002. — 298 с.

· ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Москва: Директ-Медиа, 2011. — 100 с.

· Данилова Е. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – 100 лет, 1898-1998. — Москва: Галарт, 1998. — 417 с.

· Демская А. А., Смирнова Л. М. И. В. Цветаев создает музей. — Москва: Галарт, 1995. — 448 с. — ISBN 5—269—00718—5.

· Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. — Москва: Московский рабочий, 1982. — С. 49, 16.

· Макарова И. И. К вопросу о модернизации ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Москва: Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2010. — С. 283—288.

· Музей 3: Художественные собрания СССР: Сборник (70 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). — Москва: Советский художник, 1982. — 256 с.

· Никольский А. А. Неоклассические тенденции в монументально-декоративной живописи интерьеров Музея изящных искусств в Москве. Неизвестные эскизы Р.И. Клейна и И.И. Нивинского // Искусствознание. — 2015. — Вып. 1. — С. 115—141.

· Павлов В. В. Египетская скульптура в государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Москва: Издательство государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 1949. — 166 с.

· Полякова Н. П. Художники стран социализма в государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Живопись. Скульптура. — Москва: Изобразительное искусство, 1974. — С. 1—38. — 38 с.

· Седова Т. А. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Путеводитель по картинной галерее. — Москва: Изобразительное искусство, 1987. — 196 с.

 

Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. Май 1905 г.

История музея

В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

Проекты подобного учреждения неоднократно излагались в печати княгиней Зинаидой Александровной Волконской и Степаном Петровичем Шевырёвым (1831), профессором Карлом Карловичем Гёрцем (1858), директором Публичного и Румянцевского музеев в Москве Николаем Васильевичем Исаковым (1864). О необходимости Москве такого музея неоднократно с 1893 года писал и профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев (1847–1913). Он же разработал условия конкурса.

 

На конкурс было представлено 18 проектов 15 архитекторов, из которых семь удостоены премий и наград. Три главные денежные премии присудили проектам: Г.Д. Гримма (девиз «Hic Rhodus, hic salta») – первая премия; Л.Я. Урлауба (девиз «ΈΛΛΑΣ») – вторая премия; Б.В. Фрейденберга (девиз «Паллада») – третья премия. Четыре проекта получили дополнительные награды, не предусмотренные условиями конкурса: П.С. Бойцов (девиз «Мысль») – золотая медаль, Р.И. Клейн (девиз «Anno MDCCCXCVII») – золотая медаль, М.С. Шуцман (девиз «Москвичам») – серебряная медаль, И.Н. Сеттергрен и Э.И. Гедман (девиз – четыре свитых кольца) – серебряная медаль. В комиссию по рассмотрению проектов входили: В.А. Беклемишев, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов, Н.В. Султанов, А.О. Томишко, М.А. Чижов. Заключение комиссии утверждалось Собранием Академии художеств; премии оплачивались университетом из средств, пожертвованных на музей из наследства купеческой вдовы В.А. Алексеевой. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858–1924). Он и вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям правления и комитета по устройству музея. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг (в его обязанности входило наблюдение за строительством и отчетность).

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный музей лучше всего при естественном освещении, и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Значительна роль Цветаева в формировании облика музея. Он рассматривал его не только в градостроительном смысле, в качестве здания, имеющего общественно-культурное назначение, располагающегося на территории вблизи Кремля и напротив храма Христа Спасителя, но и как учебный объект по истории архитектуры. Желая избежать распространенного в то время в архитектурной практике эклектического соединения стилей, Цветаев, составляя условия для участников архитектурного конкурса, особенно подчеркнул, что проект должен быть выполнен или в формах античной архитектуры, или в стиле эпохи Возрождения. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. Стремясь к научной точности и в деталях, Цветаев постоянно обеспечивал архитектора новейшей специальной литературой по наиболее характерным, образцовым для своих эпох архитектурным памятникам, которые предполагалось использовать в качестве ориентиров или прообразов при проектировании фасада и интерьеров. Так, например, главный фасад музея украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421–406 годах до н.э.). Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец.

Для организации музея при Московском университете в 1898 начал функционировать комитет по устройству Музея изящных искусств имени Александра III. Он задумывался как добровольное сообщество лиц, желающих активно участвовать в систематическом распространении научных знаний в области изящных искусств среди широких кругов русского общества, и объединял руководство университета (правление в полном составе), профессоров историко-филологического факультета и высших представителей властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты или оказывавшими другие важные услуги работе комитета. Участие в его работе для всех членов, кроме архитектора и его помощника, было безвозмездным. Назначение комитета – содействие университету в сооружении здания музея и в комплектовании его художественными и научными коллекциями, в изыскании денежных средств для дальнейшего существования музея. Полученные суммы передавались правлению университета, которое утверждало их расходование по представлению комитета. Комитет учреждался на период сооружения Музея изящных искусств, однако фактически существовал до февраля 1917 года.

Председателем комитета со дня его основания вплоть до своей гибели в феврале 1905 года был великий князь Сергей Александрович (1857–1905), который еще в 1894 году начал оказывать покровительство создаваемому университетскому музею. По его докладу в июле 1895 года Николай II распорядился приостановить закладку на Колымажном дворе здания Промышленно-технического училища в память 25-летия царствования Александра II, чтобы освободить это место для музея, а в 1898 году вся территория была безвозмездно передана для строительства. В том же году, благодаря ходатайству великого князя, из государственной казны было выделено на постройку музея 200 тысяч рублей. Активное участие и заинтересованность великого князя в деле созидания музея во многом предопределили общественный резонанс цветаевского начинания, выдвинули его за рамки внутриуниверситетского и стали одним из решающих моментов в судьбе музея на весь период его строительства.

Товарищем (заместителем) председателя комитета состоял Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913), крупный промышленник и придворный. На его средства был добыт и доставлен с Урала белый морозоустойчивый мрамор для облицовки фасадов музея и для колоннады, оплачена стоимость гранитного цоколя и внешней лестницы музея, цветных мраморов для парадной лестницы. Им заказаны два скульптурных фриза для фасада музея. В 1897 году Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные памятники искусства и культуры Древнего Египта. Благодаря ему музей получил целый ряд ценных копий со всемирно известных произведений искусства древности. В общей сложности им было потрачено на строительство и комплектование около 2 миллионов рублей (две трети всей стоимости музея). Нечаев-Мальцов внес свою лепту и в разработку парадной части музея. Его мнение оказалось решающим при обсуждении планировки Центрального зала и ведущей к нему главной лестницы. Секретарем комитета, а по сути фактическим организатором музея являлся Цветаев.

Церемония торжественной закладки здания музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов комитета и почетных гостей.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки, и превращение его в Музей изящных искусств (с 1895 – имени императора Александра III) – учебно-образовательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях по единой научной программе должны были быть представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени (по XVI век). В этом качестве музей становился первым в России учреждением такого типа.

С 1881 года скульптурное собрание Кабинета изящных искусств располагалось в двух комнатах бывшего Больничного корпуса университета на Б. Никитской ул. Несмотря на тесноту и ветхость здания с 1894 года этот небольшой учебный музей стал доступен не только для студентов кафедры классической филологии, но и для всех любителей искусства. Однако в 1898 году, в связи со сносом здания, экспозиция была свернута. Слепки, непрерывно поступавшие из-за границы, в упакованном виде хранились в подвалах университета и Румянцевского музея, в складском помещении на территории строительства на Колымажном дворе. В 1904 году их начали перевозить во временные хранилища возводимого здания Музея изящных искусств на Волхонке.

Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Большую часть экспозиции музея занимало античное искусство, главным образом ваяние. Коллекция отражала новейшие на тот момент археологические открытия и научные реконструкции скульптурных памятников. Искусство Средних веков, итальянского и Северного Возрождения, впервые представленное в России, составляло самостоятельные разделы экспозиции. Многие произведения, показанные в музее в первоклассных слепках и копиях, стали открытием для любителей искусств и художников хотя бы уже потому, что отображали оригиналы в их реальном масштабе.

В музее с самого начала стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в музей в 1909–1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щёкин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII–XV веков, великая княгиня Елизавета Фёдоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI–XVII веков. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского. В 1913 году этнограф граф Алексей Алексеевич Бобринский передал в музей свое фамильное собрание бронз: канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII–XIX веков.

В 1909 году, за три года до открытия, законодательно были утверждены ежегодные штатные суммы для Музея изящных искусств. До этого времени музей строился и экспонаты заказывались главным образом на денежные средства членов-учредителей комитета и других жертвователей, общее количество которых первоначально превышало 40 человек. В 1895 году 150 тысяч рублей на строительство здания выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Андреевны Алексеевой ее душеприказчики Михаил Степанович Нагаткин и Константин Алексеевич Казначеев, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III – в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы. Получение этой суммы определило намерение строить музей в значительных масштабах и не в переулке, как думали раньше, а на видном месте. Новое местоположение потребовало высокого художественного уровня проекта, обеспечить который должен был архитектурный конкурс.

На строительство экспозиционных залов в разное время внесли средства предприниматель и благотворитель Степан Алексеевич Протопопов, владельцы текстильных фабрик братья Арманд, великие князья Сергей и Павел Александровичи, московская благотворительница Мария Семёновна Скребицкая, писатель и издатель Николай Иванович Пастухов, предприниматель и благотворитель Павел Григорьевич Шелапутин, мануфактурист и собиратель произведений новых русских и французских художников Михаил Абрамович Морозов, владельцы усадьбы Архангельское княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович Юсуповы, предприниматель Иван Андреевич Колесников и его жена Ксения Фёдоровна, Александра Васильевна Протасова, душеприказчики Елизаветы Ивановны Бенардаки, а также банкир Иван Михайлович Рукавишников (Нижний Новгород) и промышленник Михаил Николаевич Журавлёв (Рыбинск). Некоторые оплатили по два зала. На экспонаты деньги пожертвовали чаеторговец Константин Семёнович Попов, коллекционеры Козьма Терентьевич Солдатёнков и Павел Михайлович Третьяков, тесть Цветаева Александр Данилович Мейн, архитектор Фёдор Осипович Шехтель, князь Александр Алексеевич Щербатов, королева греческая, урожденная великая княжна Ольга Константиновна, основатель Кустарного музея в Москве Сергей Тимофеевич Морозов, гравер и собиратель редких гравюр Николай Семенович Мосолов, земский деятель и литератор Дмитрий Фёдорович Самарин, банкир Лазарь Соломонович Поляков, вдова и сын знаменитого врача-терапевта Григория Антоновича Захарьина Екатерина Петровна и Сергей Григорьевич, а также его дочь Александра Григорьевна Подгорецкая и другие.

Создавая музей, Цветаев пользовался консультациями таких специалистов, как автор книг по древнерусскому, византийскому и итальянскому искусству Дмитрий Власьевич Айналов, историк византийского и древнерусского искусства Никодим Павлович Кондаков, фольклорист и этнограф Всеволод Фёдорович Миллер; художников Виктора Михайловича Васнецова и Василия Дмитриевича Поленова. К оформлению интерьеров здания привлекались художники Павел Васильевич Жуковский, Александр Яковлевич Головин, Игнатий Игнатьевич Нивинский, Клавдий Петрович Степанов. Из зарубежных ученых наибольшим авторитетом у Цветаева пользовался археолог, директор скульптурного собрания Дрезденских королевских музеев Георг Трей. Первыми сотрудниками музея были профессор Московского университета антиковед Владимир Константинович Мальмберг (после смерти Цветаева – директор музея), и петербургский востоковед Борис Александрович Тураев, создававший первую экспозицию Египетского и Вавилоно-Ассирийского залов. В музей пришло молодое поколение: Александр Владимирович Назаревский, Николай Арсеньевич Щербаков и ученики Цветаева, только что окончившие Московский университет, практиканты Александр Николаевич Зограф, Дмитрий Саввич Недович, Алексей Алексеевич Сидоров. К работе были привлечены также ученицы Цветаева – слушательницы московских Высших женских курсов.

Научная программа Музея изящных искусств была связана с лекционным курсом, читавшимся в Московском университете на кафедре теории и истории искусства. Организовав художественный музей, Цветаев способствовал тому, что в Московском университете, впервые в России, вспомогательная кафедра истории искусств фактически превратилась в 1909 году в отделение, а сам предмет приобрел значение самостоятельной профилирующей дисциплины.

Музей изящных искусств имени Александра III открылся в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. На церемонии присутствовали император Николай II и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Первым директором музея с 1911 года до дня смерти был И.В. Цветаев.

Новый музей сразу приобрел популярность у широкой публики: посещаемость его доходила в будни до 700–800 человек, а по воскресеньям и в праздники – до 2 500 человек. Приходили в основном преподаватели и учащиеся гимназий, Высших женских курсов, Московского археологического института, Народного университета им. А.Л. Шанявского. Музей интересовал и художников, и представителей духовного сословия. В залах проводились занятия со студентами и экскурсии для публики.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпрос РСФСР принял решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в музее коллекцией М.С. Щёкина позволили научному коллективу музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичом Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи – непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в музее сложилось ядро картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше тысячи клинописных табличек и около 3 тысяч других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941–1944 годах бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе, профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

Помимо регулярных экспедиций в Северное Причерноморье в 1951–1973 годах ГМИИ участвовал своим отрядом в работе Закавказской археологической экспедиции на территории древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем; часть добытых памятников урартского искусства и культуры поступила в музейные фонды.

В 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из знаменитых собраний московских коллекционеров Ивана Абрамовича Морозова и Сергея Ивановича Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности и придало музею славу обладателя всемирно известных шедевров. Фактически же зрители смогли понемногу знакомиться с этой частью коллекции только с 1953 года, когда отдельные произведения стали включаться в постоянную экспозицию картинной галереи. Лишь в 1974 году, в результате реорганизации всей экспозиции музея, был осуществлен широкий показ живописи и скульптуры из бывшего собрания ГМНЗИ.

С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея разместилась выставка подарков И.В. Сталину. Однако 25 декабря 1953 года обновленная постоянная экспозиция была открыта, а с середины 1950-х годов выставочная деятельность музея приобретает всё больший размах. В целом, за время существования музея в его стенах состоялось свыше 1200 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов музея, так и из многих других отечественных и зарубежных собраний.

Значительным событием в культурной жизни Москвы стала демонстрация в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах музея под руководством Павла Дмитриевича Корина. Эта выставка стала первой в ряду выставок художественных произведений, перемещенных на территорию Советского Союза во время Второй мировой войны и сохраненных стараниями музейных сотрудников. На базе фонда перемещенных ценностей в 1958-м, а затем в 1995–2007 годах в ГМИИ были подготовлены экспозиции: «Произведения искусства из музеев Германской Демократической Республики. Живопись, графика, скульптура, прикладное искусство», «Выставка произведений европейской живописи XIV–XIX веков», «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кёнигса», «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», «Археология войны. Возвращение из небытия», «Эпоха Меровингов – Европа без границ».

В 1985 году по инициативе советского коллекционера, доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. По своему замыслу этот отдел явился новацией в музейном деле – впервые сами коллекции, а не только отдельные произведения из их состава становились предметом изучения и музейного собирания. Экспозиция отдела открылась для посетителей в специально реконструированном здании (Волхонка, 14) 24 января 1994 года. В 2005 году он был переведен в другое помещение (Волхонка, 10/2).

В настоящее время в ГМИИ им. А.С.Пушкина сочетаются четыре типа экспозиции. Во-первых, это скульптурно-архитектурная экспозиция слепков, сохранившаяся с некоторыми изменениями от университетского периода музея – скульптура Передней Азии, Античности, Средних веков, памятники итальянского и Северного Возрождения. Во-вторых, это раздел, посвященный искусству и культуре древних цивилизаций в оригиналах – в экспозицию включены также и материалы из раскопок, проводившихся музеем. В-третьих – это картинная галерея VIII–XX веков. В ней представлены произведения старых европейских мастеров, включая византийские иконы и древние мозаики, и работы западноевропейских и американских художников и скульпторов XIX–XX веков. Экспозиция организована по принципу показа национальных школ и смены художественных эпох. Наконец, в-четвертых – экспозиция Отдела личных коллекций, где демонстрируются художественные собрания как культурное явление, с сохранением их целостности и с вниманием к личности их авторов.

Помимо экскурсионной и лекционной работы, ведущейся в музее с самого его открытия, в области популяризации истории искусств ГМИИ является инициатором различных форм работы с детьми: это Клуб любителей искусств для учащихся средних классов, Клуб юных искусствоведов для старшеклассников, изостудия. Проводятся занятия для родителей с детьми («семейные группы»). В 2006 году при ГМИИ, в близлежащем старинном особняке, открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

С августа того же года в бывшем помещении Отдела личных коллекций развернута значительно расширенная экспозиция живописного и скульптурного собрания ГМИИ, относящегося к XIX–XX векам. Это здание это получило название Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Музей имеет отделы и в других районах Москвы. В 1996 году был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ, или их дублетные экземпляры.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

https://www.pushkinmuseum.art/museum/history/about_museum/index.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_музей_изобразительных


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!