Те статусные позиции, которые сам индивид считает для себя главными, называются субъективными.



Социальная мобильность - это изменение социального статуса индивида, группы, организации, страны. Основателем концепции социальной мобильности является русский социолог, эмигрант "первой волны" в США, П.А.Сорокин.

Классификация видов социальной мобильности.

Во-первых, она делится на индивидуальную, связанную с перемещением отдельных лиц, и групповую, когда изменяется статус целых социальных групп, слоев, категорий и даже государств.

Во-вторых, мобильность делится на вертикальную и горизонтальную.

К горизонтальной мобильности относится изменение номинального статуса, а также любое изменение статуса, не связанное с существенным перемещением по стратификационным переменным. Например, перемена религиозной принадлежности; переход из одной организации в другую на должность, примерно равную по престижности, при условии, что организации также примерно равностатусны.

Вертикальная мобильность - перемещение индивидумов и групп в обществе между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

В-третьих, мобильность бывает внутрипоколенной и межпоколенной. Внутрипоколенная мобильность - это изменение положения индивида в течение его карьеры. Межпоколенная - изменение положения отдельных индивидов, семей, социальных категорий и групп, по сравнению с положением их родителей.

В-четвертых, мобильность бывает структурной и неструктурной. Структурная мобильность приводит к изменению всей социальной структуры общества. Пример - изменение структуры советского общества в период модернизации 30-60 гг. Неструктурная мобильность - любые перемещения в системе статусных переменных, не связанные с кардинальным изменением существующей социальной структуры.

Миграция – это перемещение, связанное с изменением места (населенного пункта) постоянного проживания.

 

Конфликт - это открытые активные действия борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями, которые как правило вырастают на базе скрытого напряжения из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями.

Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на внутригрупповые и межгрупповые.

Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы. 

Внутригрупповыми факторами вызываются:

- личностный конфликт между индивидами или индивида с группой;

- конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы;

Внешними по отношению к группе факторами вызывается социальный конфликт, когда некоторые (или многие) члены группы являются одновременно членами других групп, чьи интересы противоречат интересам данной группы.

Групповая динамика - это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

Стереотипом восприятия называется формирующееся в определенной социальной группе обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней социальной группы.

 

Маргинальность - состояние социальных категорий или личностей, принадлежащим двум или более социальным группам, но не принимающим до конца нормы ни одной из них, при условии, что нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.

Под межгрупповой дискриминацией понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям "своей" группы в ущерб "чужой".

Под межгрупповой агрессией понимаются коллективные действия одной или обеих контактирующих групп, осуществляемые посредством прямого физического воздействия (избиение, убийство или угроза таковых) направленные на то, чтобы лишить противоположную группу доступа к какому-либо ресурсу, подчинить эту группу своему влиянию или физически уничтожить ее как целое.

 

Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные);

Нормы социальные - стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке.

Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Знания - представления о свойствах природы и общества и закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе, или социальной группе.

Навыки - практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в данном обществе (группе).

Символы - "Знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной". К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.

Артефакты - совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.

Этнос - это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой, и отличающая себя от других таких же общностей.

Свойства, которыми обязательно обладает этнос.

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя "хай".

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп. Однако этническая история ведется только от восточных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык не обязательно должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры. Здесь в первую очередь имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология, и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос

1. Наличие государственности. Бывают этносы, имеющие свое государство, и не имеющие его в настоящее время, или не имевшие никогда.

2. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть, проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

3. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Однако в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские-баптисты, евреи-протестанты, и т.д.

Этнос, по сравнению с обществом, обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене - он гораздо более стабилен по составу.

Нация – высший уровень развития этноса, объединенного в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям, и т.д.) называются титульными.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей :Племя (союз племен); Народность; Нация.

Социальный институт - организованная система социаль­ных связей и норм, призванная удовлетворять основные пот­ребности общества ивходящих в него индивидов. Основными институтами современных обществ являются: экономика, политика, образование, право, религия, семья, и т.д.

Институты выполняют в обществе две ос­новные функции:

1) повышение эффективности удовлетворения данной пот­ребности или группы потребностей;

2) поддержание общественного порядка, предотвращение хаоса и неконтролируемой конкуренции между группами и инди­видами в процессе удовлетворения потребностей

Институт включает: социальную группу (или группы), осуществляющую удов­летворение данной потребности; совокупность норм, ценностей, образцов поведения, технологических приемов, обеспечивающих удовлет­ворение потребности; идеологичес­кое обоснование деятельности института; социальные ресурсы.

Семья есть большая или средняя социальная группа, обладающая тремя ос­новными свойствами:

1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;

2) все они проживают в одном помещении, или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято считать единым помещением (местом жительства);

3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существова­ния.

Брак есть устойчивый и признанный данным обществом со­юз между мужчиной и женщиной (или несколькими мужчинами и женщинами) созданный, как правило, для воспроизводства и вос­питания детей.

Основными формами брака являются моногамия и полига­мия (полигиния и полиандрия).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!