Вестернизация мусульманского права



В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве, который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, и дойти даже до «светизации» права, отказавшись от основных понятий мусульманского права. Тем не менее мусульманское право в результате этого не войдет полностью в семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется длительный период времени.

Юристы мусульманских стран долго еще будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут. Надо реформировать все общество, а не только право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. В большинстве мусульманских стран такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько, чтобы отбросить все мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что модернизация права не приведет к полному присоединению этих стран к романской правовой системе или системе общего права.

 Скорее можно ожидать, что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права, и методов рассуждения, и подхода, глубоко пронизанных традицией мусульманского права. Некоторые недавно опубликованные работы показывают, как, имея тексты, сходные с европейскими кодексами, юристы арабских стран, тем не менее, могли более или менее сознательно применять мусульманскую традицию, которая иначе, чем в Европе, понимает понятие ущерба или принцип свободы договора. Кассационный суд Туниса, констатировавший, что мусульманское право сохраняет в стране значение лишь субсидиарного источника права, отказал, тем не менее, в праве на наследование мусульманке, вышедшей замуж за немусульманина, хотя такого рода ограничения не предусмотрены наследственным правом.

Основные институты мусульманского права

Нет деления на отрасли.

1) Деление на мусульман и немусульман. «Право личного статуса»: Не сложился сословный сторой. Юридическое положение лица определялось вероисповеданием.

(Мусульмане-полноправный личный статус; зиммии (христиане, иудеи и др.) -приниженное положение, обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Если они совершали сделки или совершали преступление, к ним применялись нормы шариата). Деление на рабов и свободных. Рабы—не субъекты права, а с согласия хозяев могли вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск на волю раба-мусульманина—богоугодное дело). Неравенство мужчин и женщин. Субъект права—Аллах. Мусульманин-носитель обязанностей. Т.е. разрабатывалась дееспособность (полная-совершеннолетние и здравый рассудок).

 

2) Вещное право. Вещи, которыее не могли находится в собственности мусульманина:

a. Воздух, море,пустыня, мечети, водные пути и др.

b. «Нечистые» -вино, свинина, книги противоречащие исламу.

Деление вещей: движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, с индивидуальными признаками и без них; гос-е имущество, земли частных лиц, земли, брошенные или не пригодные для обработки и др. Способы возникновения права собственности:

а) Завоевание (земля—гос-е имущество, иное делилось на части-собственность добытчика, гос-ву, мечети)

б) Наследование

в) Договор

г) 4.Находка на своем участке чужой вещи.

Правовые земельные статусы:

a. Хиджаз(особый правовой режим, исконные мусульманские земли, владение на правах аренды, с мусульман взимали десятину).

b. Вакуф (имущество, переданное на религиозные и благотворительные цели, освобождалось от налогов).

c. Мульк(частная).

d. Икта (временное пожалование земли с крестьянами за службу, впоследствии-наследственное).

 

3) Обязательства (не формальная общая концепция, разработаны практически вопросы договорного права). Возмездные и безвозмездные, дву- и односторонние, срочные и бессрочные. Распространённое одностороннее обязательство-обет. Условия договора закреплялись в неофициальном письме, в документе, устно. Обязанность исполнять договор-священна. Купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз.

 

4) Семейное. Брак—религиозная обязанность. Формально требовалось согласие сторон, фактически отец распоряжался судьбой дочери, стремясь получить максимальный выкуп. Брачный возраст женщин-9лет. Запр.брак с неверующими и отступниками, мужчина мог жениться на иноверке, т.к. обращал её в мусульманство. Жена не участвовала в расходах по дому, должна была вести хоз-во и воспитывать детей. Муж мог применять к жене различные наказания, в том числе и телесные. Можно было иметь до 4 жен одновременно и наложниц из числа рабынь. Несколько видов развода (например, с испытательным сроком). Муж мог развестись с женой без объяснения причин, выделив ей необходимое имущество, жена могла развестись только через суд и по определённым причинам (физический недостаток мужа, жестокое обращение, не выделение средств на содержание).

 

5) Наследственное: по завещанию (не составлялось в пользу законных наследников, не затрагивало более 1/3 имущества; при двух свидетелях) и по закону (из имущества умершего покрывались расходы по погребению, выплачивались долги). Наследовались только имущественные права, но не обязанности.

 

6) Уголовное право архаично. 3 группы преступлений:

а) Посягательства на «Права Аллаха» (верооотступничество); против порядка управления (бунт, сопротивление); тяжкий религиозный грех (кража,употребление спиртных напитков, прелюбодеяние),

б) Посягательства на права отдельных лиц наказывались по принципу талиона, кровной мести (выкупа);

в) Появились с развитием права: несоблюдение поста, оскорбление, хулиганство, взяточничество, мошенничество, азартные игры. Наказание в судебном порядке по усмотрению судьи. Наказания, но применялись и меры уголовной репрессии, носили карательный характер. За преступления 1 и 2 группы фиксированные и суровые. Жестокие и устрашающие (публичная и квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение).

 

7) Судебный процесс обвинительный. Дела возобновляются заинтересованными лицами (кроме преступлении против гос-й власти). Уголовные и гражданские дела не различались. Устные, публичные заседания в мечети. Дело рассматривалось на одном заседании стороны сами вели его. Доказательства: признание сторон, показания свидетелей, клятва. Свобода усмотрения судьи, мог пересмотреть своё решение при установлении новых обстоятельств (формализм и произвол).


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!