Право современных мусульманских стран: общее и различия. Правовой статус личности. Вестернизация мусульманского права. Основные институты мусульманского права.



По масштабам использования норм мусульманского права, степени их воздействия на действующие законодательства разработана классификация правовых систем стран Востока, присутствующих в современном мире. Классификация мусульманских правовых систем:

· 1 группа - мусульманское право применяется максимально широко, его принципы и нормы значительно влияют на конституционное законодательство и существующую форму правления (Иран, Саудовская Аравия);

· 2 группа – действие мусульманского права значительно, но не всеобъемлюще, право регулирует отношения «личного статуса» (Судан, Пакистан, Ливия);

· 3 группа – конституционное право закрепляет специальные положения мусульманского права, конституции некоторых стран предусматривают, что источником законодательства является мусульманское право, а главой государства может стать только мусульманин (Афганистан, Мавритания, Сомали, Ирак, Ливан, Сирия, Египет).

· 4 группа – некоторые основополагающие институты брачно-семейные законодательства не используют (Народно-Демократическая республика Йемен, Тунис).

В Европе после окончания Второй мировой войны наблюдалась масштабная миграция населения, обусловленная неравномерным развитие разных стран, мировым экономическим кризисом. В конце XX века главные потоки рабочей силы поступают из исламских стран. Они позволяют решить экономические и демографические проблемы.

В обращение в последние годы введено новое понятие «европейский ислам». Более половины мусульман, которых натурализовали в европейцев при сохранении мусульманских традициях, обычаях, культуре, считают себя верующими, но не практикующими мусульманами. Огромное количество мусульман проживает в Англии, во Франции, в ФРГ, Дании, Голландии, Италии, Испании. Основную численность мусульман стран Европейского Союза составляют мигранты Магриба, Турции, Индийского субконтинента.

Около 30 млн. мусульман проживает в России. В Российской империи существовало 4 масштабных региональных мусульманских центра. Хивинский хан и бухарский эмир входили в Госсовет, принимали участие во всех государственных церемониях, включая интронизацию православного императора. Все четыре мусульманских центра сохранялись вплоть до распада СССР. В настоящее время насчитывается больше 40 духовных управлений. Мусульманское сообщество РФ разделено на этнические и региональные анклавы.

В России отсутствует «политический ислам» (исключение – регионы Северного Кавказа). Граждане, исповедующие ислам, являются этническими мусульманами. Характерно исполнение незначительной части религиозных предписаний и обрядов. Различие в мусульманских традициях наблюдается в разных регионах России.

Правовой статус личности

1. Права и свободы личности - критерий цивилизованности стран современного мира.

Глубокие перемены, происходящие в мире под воздействием нового политического мышления, выдвигают на передний план, как самую высокую ценность личность, ее потребности, интересы, ее права и свободы (см. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, а также Пакты о социальных, экономических, политических и культурных правах 1966 года.) критерием цивилизованности стран современного мира.

Стремление, а иногда даже и опережение в следовании этим ценностям наблюдается и в афро-азиатских развивающихся странах, что объясняется не только широким распространением здесь религии ислама, но и ее спецификой, обусловливающей значительное мусульманское влияние на государство, право, политико-правовое сознание.

2. Теоретические посылки исламской концепции прав человека.

В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Права человека, дарованные всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой.

Подчинение божественной воле пронизывает и разрабатываемые мусульманской юриспруденцией проблемы соотношение частного и публичного права, оценку поступков людей, субъективных прав и юридических обязанностей.

Статус мусульманина, основанный прежде всего на подчинении его воле Аллаха, включает две взаимосвязанные стороны: его обязанности как верующего и одновременно, сбалансированные права и обязанности, как участника мирских отношений таким образом статус личности в ортодоксальном исламе определяется посредством норм не только права, но и религии.

3. Шариат об отдельных правах и свободах человека.

Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов Корана (которые детальным образом истолкованы в книгах авторитетных юристов являющихся так же источникам права), посвященных правам и обязанностям человека. Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость.

Исключительность статуса личности по мусульманскому праву обуславливается содержанием и природой права на безопасную и достойную жизнь, свободу совести и вероисповедания, свободу мнения, права собственности, социальных прав.

По сравнению с выше перечисленными, относительно других конкретных прав (Напр. свобода передвижения, неприкосновенность жилища, тайна частной жизни), расхождения в юридическом содержании между европейскими и современными исламскими представлениями значительно меньше, о чем свидетельствует и сопоставление международных актов с принятыми мусульманскими странами документами, (см. Исламская декларация прав человека 1990 г.) закрепляющими все основные международные права и свободы человека, хотя и ставя их в зависимость от норм шариата.

4. Исламский и либеральный подходы к правам человека: противостояние и диалог.

Специфика исламской концепции прав человека заключается в:

• Верховенстве прав человека, основанных на шариате, по отношению к государственным законам или международно-правовым акта.

• Слитности правосознания с нормами, готовностью мусульман соблюдать последние без вмешательства государства и особого аппарата принуждения, что обуславливает глубокие различия на уровне принципиальных подходов к пониманию правового статуса личности и характера отношений индивида с властью.

В современной исламской теории прав человека намечается две тенденции – линии на культурно-цивилизационное своеобразие, уникальность шариата, оппонирующего иным правовым системам, и движения по пути глобализации в направлении сближения исламской правовой мысли с общемировыми подходами к правам человека.

Деление всех нормативных предписаний шариата по степени определенности на три группы позволяет, сбалансировано сочетать обе тенденции.

Учитывая специфику понимания прав человека в мусульманском мире и на Западе важно, чтобы эти различия воспринимались не как препятствие на пути взаимодействия и сотрудничества различных культур, а как повод для обмена мнениями, сопоставления, диалога и сбалансированного обогащение практики реализации прав человека.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!