ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 5 страница



религиозного чувства и признавал вероятность того, что оно не за-

ключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической

точки зрения специфическую природу: религиозная любовь - это

лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный

объект; религиозный страх - это обычный трепет человеческого сер-

дца, но связанный с идеей божественной кары21, и т.д.

На основе выдвинутого прагматического критерия истинности У.

Джеймс полагал, что истинность религии и веры в Бога проистекает

из их "полезности", "выгодности": общей психологической функцией

всех религий является переход от душевного страдания к постепенному

освобождению от него. Религия обладает чудесной властью самые не-

выносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое

и самое прочное счастье22. Изучая процессы религиозных обращений

молодых людей, психолог пришел к выводу, что такие обращения ве-

дут юношу или девушку к внутреннему росту, к более интенсивной

духовной жизни.

На базе коллективной психологии интерпретировал религию фран-

цузский философ-позитивист, социолог и психолог Л. Леви-Брюль

(1857-1939). Он полагал, что различным социально-историческим

типам общества соответствуют различные формы мышления, отличал

 

26

 

 

первобытное мышление и мышление цивилизованных обществ. Сво-

еобразие первобытною мышления обусловливает характер соответст-

вующих "коллективных представлений". Первобытное мышление

является мистическим. Первобытный человек в каждый данный мо-

мент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и

надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает

какое-то действие, исходящее от объекта или воздействующее на него.

Это действие (влияние, сила, таинственная мощь) признается реаль-

ностью и составляет один из элементов представления о предмете. Но

первобытное мышление является не только мистическим, но однов-

ременно и пралогическим, нечувствительным к противоречиям и не-

проницаемым для опыта. Оно, вместо установления логических

отношений (включений и исключений), подчинено закону

партиципации (сопричастия). Оно не "антилогично" и не "алогично",

но относится к противоречиям с безразличием и не стремится избегать

их, "безразлично к логической дисциплине". Партиципация состоит

в том, что мышление всюду видит разнообразные формы передачи

свойств путем переноса, соприкосновения, передачи на расстояние пос-

редством заражения, осквернения, овладения. Сопричастность прояв-

ляется и в другом аспекте. Реализуемая пралогическим мышлением

интимная сопричастность обеспечивает тесную общность между суще-

ствами, сопричастными друг другу. "Сущность сопричастности, -

пишет Л. Леви-Брюлъ, - заключается как раз в том, что всякая двой-

ственность в ней стирается, сглаживается, что, вопреки принципу

противоречия, субъект является и самим собой, и существом, которому

он сопричастен"23.

Пралогическое и логическое, иррациональное и рациональное, за-

кон противоречия и закон партиципации сосуществуют. Но если в пер-

вобытном обществе преобладает пралогическое, то в дальнейшем

происходит расширение сектора логического мышления. Однако и

"...наша умственная деятельность является одновременно рациональ-

ной и иррациональной. Пралогический и логический элементы сосу-

ществуют в нем (нашем обществе. - И. Я.) с логическим"24.

Наряду с обычаем и языком к коллективным представлениям Л.

Леви-Брюль относил и верования. Коллективные представления слу-

жат "основанием" религиозных институтов (и не только их) в силу

следующих свойств: они носят императивный повелительный характер,

передаются из поколения в поколение, навязываются отдельным

личностям, пробуждая в них чувства уважения, страха, поклонения

в отношении своих объектов, не зависят в своем бытии от отдельной

личности; они не являются продуктом интеллектуальной обработки,

в них образ не отдифференцирован от чувств, слит с эмоционально-

моторными элементами.

В цивилизованных обществах мышление способно анализировать

объект веры рационально-логически, но он дается и в коллективных

 

27

 

 

представлениях: в современном молении в состоянии экстаза

происходит слияние субъекта и объекта. "Достаточно, - приводит

пример Л.Леви-Брюль, - рассмотреть один объект, Бога, например,

как его рассматривает и исследует логическое мышление и как он дан

в коллективных представлениях иного строя. Рациональная попытка

познать Бога одновременно как будто и соединяет мыслящего субъекта

с Богом, и отделяет от него. Необходимость подчиняться логической

дисциплине противополагает себя партиципациям между человеком и

Богом, не могущим быть представленным без противоречия. Таким

образом, познание Бога приводит к нулю. А между тем какая нужда

в этом рациональном познании у верующего, чувствующего себя со-

единенным со своим Богом? Разве сознание сопричастности своего су-

щества с божественной сущностью.не дает ему такой уверенности, по

сравнению с которой логическая достоверность остается всегда чем-то

бледным, холодным и дочти безразличным?"25 Л. Леви-Брюль делает

следующий прогноз: логическое мышление никогда не сможет сделать-

ся универсальным наследником пралогического мышления; всегда бу-

дут сохраняться коллективные представления, которые выражают

интенсивно переживаемую и ощущаемую сопричастность, в которых

нельзя будет вскрыть ни логическую противоречивость, ни физическую

невозможность26.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд (1856 -

1939) применил принципы основанного им психоанализа и к иссле-

дованию религии. Он биологизировал и натурализировал психику че-

ловека. По его мнению, основу психики индивида составляет

бессознательное - "Id" ("Оно"), которое является психическим пред-

ставителем "первичных влечений" - природного биологического нача-

ла. Среди первичных имеются влечения к жизни - сексуальные и

влечения к самосохранению (Эрос), а также влечения к смерти, к раз-

рушению (Танатос). В сфере "Оно" доминируют сексуальные вле-

чения, которые, в отличие от стремления к самосохранению, способны

 к вытеснению и сложной трансформации. Под влиянием окружающих,

предъявляющих индивиду систему табу, формируется "Ego" ("Я"),

поверхностный слой душевного аппарата - сознание, которое соизме-

ряет деятельность "Оно" с принципом реальности. В ходе

социализации формируется еще одна структура - "Super-Ego"

("Сверх-Я"), в ней интериоризуются моральные, этические требо-

вания, идеалы и запреты. Она воспроизводит в личности ту функцию,

которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни

индивида. Стремящиеся к осуществлению бессознательные влечения

наталкиваются на сопротивление сознания, происходит их вытеснение.

"Я" оказывается под давлением "Оно", с одной стороны, и "Сверх-Я"

- с другой. Стремясь примирить эти тенденции, "Я" постоянно терпит

неудачу, а потому оказывается "льстецом, оппортунистом, лжецом".

Развивается чувство страха и вины, а вытеснение влечений чревато

 

28

 

 

появлением невроза. 3.Фрейд считает невроз индивидуальной

религиозностью, а религию - универсальным коллективным неврозом.

Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от

опасности индивидуального невроза. 3. Фрейд писал: "Последствия

происшедших в доисторическое время процессов, подобных  вы-

теснительным, потом еще долгое время преследуют культуру. Религию

в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым

неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, ко-

ренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу...

благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности

известных невротических заболеваний: усвоение универсального не-

вроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза"27.

Эдипов комплекс выражается в эмоциональной привязанности

мальчика к матери и двойственном отношении к отцу. Испытывая вле-

чение к матери, мальчик одновременно ненавидит и любит отца

(амбиваленция "ненависть - любовь"), привязан к нему, но невольно

хочет его смерти. Религия коренится в Эдиповом комплексе сына, ко-

торый хотя бы в воображении убил своего отца, чтобы занять место

рядом с матерью. "Психоанализ, - писал 3. Фрейд, - научил видеть

нас интимную связь между отцовским комплексом и верой в Бога,

он показал нам, что личный Бог психологически не что иное, как

идеализированный отец..."28. Происхождение религии 3. Фрейд связы-

вал с беспомощностью человека перед противостоящими силами

природы и внутренними инстинктивными силами: он видел в ней "ар-

сенал представлений, порожденных потребностью сделать человече-

скую беспомощность легче переносимой"29. Религиозную веру он

 считает иллюзией, поскольку к ее мотивировке примешано исполнение

желания; по своей психологической природе и религиозные учения

оказываются иллюзиями. Под влиянием рационального начала человек

со временем расстанется с религией, обретет "чувство реальности".

В аналитической психологии К. Г. Юнга (1875-1961), швей-

царского психолога и культуролога, религиозные представления

выступают как продукты "коллективного бессознательного", а пос-

леднее - как "базовый религиозный феномен". Он считает, что

вытесненные содержания личного опыта индивида составляют лишь

поверхностный слой бессознательного; более глубокий и более

значимый слой является врожденным и имеет не индивидуальную,

а всеобщую природу. "Коллективное бессознательное идентично у

всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной

жизни каждого, будучи по природе сверхличным" 30 . Содержание

коллективного бессознательного составляют архетипы: "...говоря о

содержаниях коллективного бессознательного, мы имеем дело с

древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон

веку наличными всеобщими образами" 31 . Они могут открываться

сознанию   во сне, в медиумическом трансе или в мистическом

 

29

 

откровении. Другим выражением архетипов являются мифы, сказки,

религиозные учения. Во всех этих случаях сознание имеет дело с

более или менее "переработанными" архетипами, предстающими  в

виде систем символов.

Религию К. Г. Юнг определяет как "тщательное наблюдение" за

тем, что Р. Отто назвал "нуминозным". "Религия, - пишет К. Г. Юнг,

- является особой установкой человеческого ума... внимательное рас-

смотрение, наблюдение за некими динамическими факторами, поня-

тыми как "силы", духи,.,демоны, боги, законы, идеи, идеалы-и все

прочие названия, данные человеком подобным факторам, обнаружен-

ным им в своем мире в качестве могущественных, опасных; либо спо-

собных оказать такую помощь, что с ними нужно считаться; либо

достаточно величественных, прекрасных, осмысленных, чтобы благо-

говейно любить их и преклоняться перед ними... Можно сказать, что

"религия" - это понятие, обозначающее особую установку сознания,

измененного опытом нуминозного"32.

Полученные в результате переработки изначальных априорных ар-

хетипов "вечные образы", содержащиеся в символических системах,

должны привлекать, убеждать, очаровывать, потрясать. "Они, - пола-

гает К. Г. Юнг, - созданы из материала откровения и отображают

первоначальный опыт божества. Они открывают человеку путь к

пониманию божественного и одновременно предохраняют от непосред-

ственного с ним соприкосновения. Благодаря тысячелетним усилиям

человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему

мироупорядочивающих мыслей. Они предстают в то же самое время

в виде могущественного, обширного, издревле почитаемого института,

каковым является церковь"33. Психологию не занимает вопрос об

истинности или ложности идеи, она интересуется исключительно фак-

том наличия идеи, например непорочного зачатия. С точки зрения

психологии эта идея истинна ровно настолько, насколько она суще-

ствует. К. Г. Юнг видит в религии коллективно вырабатываемую фор-

му защиты от невроза и делает вывод о психологической

необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении

к душевному здоровью.

"Гуманистический психоанализ" немецко-американского филосо-

фа, социолога и психолога Э. Фромма (1900- 1980) переосмысливает

символику бессознательного, акцентируя внимание на противоречиях

человеческого существования, конфликтных ситуациях, вызванных

социокультурными факторами в обществе тотального отчуждения.

Понятие религии получает широкое толкование. Неправомерно

сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся

Бог и сверхъестественные силы; кроме монотеистических существо-

вало и существует множество иных религий. И светские системы,

такие, как современный авторитаризм, психологически необходимо

отнести к религиозным, "...под "религией", - пишет Э. Фромм, - я

понимаю любую систему взглядов и действий, которой придержива-

 

30

 

 

ется какая-то группа людей и которая дает индивиду систему

ориентации и объект поклонения" 34 . Религиозность усматривается

в любом служении идеалам, независимо от того, поклоняется человек

идолам, богам и святым, или вождям, классу, нации и партии, или

успеху, богатству и силе. Любой человек является религиозным, а

религия - неизбежно присущей всем историческим эпохам. Одной

из разновидностей религии Э. Фромм считает невроз. Он перево-

рачивает формулу 3. Фрейда, который считал религию коллективным

неврозом, и трактует "невроз как личную форму религии или,

точнее, как регрессию к примитивным формам религии, находящимся

в конфликте с официально признанными формами религиозной

мысли" 35 .

Э.Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии.

Авторитарной религию делает идея, согласно которой человек должен

повиноваться внешней силе, господствующей над ним. Главная добро-

детель такой религии - послушание, а главный грех - неповино-

вение. По мнению Э. Фромма, "повиновение могущественной власти

представляет собой один из способов, при помощи которого человек

избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности.

Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность

как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности бла-

годаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как

бы становится"36. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена

на человеке и его способностях, ориентируя индивида на самостоя-

тельность и веру в собственные силы, на реализацию своего

потенциала; она утверждает ценность человеческой личности, право

человека на счастье и свободу. Религиозное переживание в такого рода

религии есть переживание единства со всём сущим, основанное на род-

ственном отношении к миру, осознанном при помощи мысли и любви.

Гуманистическая религия развивает способности любви к ближнему

и к самому себе и чувство солидарности со всеми живыми существами.

Целью человека в такой религии является достижение величайшей

силы, а не величайшего бессилия, добродетелью - самореализация, а

не покорность.

Э. Фромм считает, что религиозный опыт не обязательно связан

с теизмом, и идею Бога рассматривает как символическую. Однако

безбожие, с его точки зрения, не означает безрелигиозности, и соб-

ственную концепцию психоанализа Э. Фромм провозглашает "новой

теологией".

Этнологический      Этнологические теории строятся на основе

подход      использования этнографического материала, а

для объяснения религии чаще всего исполь-

зуют идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии

усматривается в некоей "человеческой природе", присущей индивиду

 

31

 

 

я образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,

или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.

Английский этнограф Б. Малиновский известен и как "полевой"

исследователь, и как. систематизатор теоретических подходов к

религии, развитых с точки зрения этнологии. Разрабатывая в 

функциональном аспекте идем социальной антропологии, он берет в

качестве исходного понятие культуры. Она представляет собой слож-

ную органическую совокупность институтов, "инструментальный ап-

парат", посредством которого человек осваивает окружающий мир и

удовлетворяет свои потребности - первичные (самосохранения и сох-

ранения вида) и вторичные (формируемые и развиваемые самой куль-

турой). На поведение человека оказывают влияние врожденные

факторы, а культура поднимает его над биологической де- -

термннированносгыо. Внутри целого элементы находятся в состоянии

взаимозависимости, каждый элемент оказывается функцией другого

элемента, изменения одного влекут за собой изменения других эле-

ментов.

Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры. Б.Малиновский анализирует религию в ее соотношении с наукой и

магией на материалах бесписьменной культуры, главным образом

жителей Тробриандовых островов. Наука является рациональным осво-

ением действительности. Рациональное отношение к миру существо-

вало на всех ступенях культуры" На основе знаний изготовлялись

орудия охоты, конструировалось оружие, образовывались объединения

дай совместной деятельности, организовывались сельскохозяйственные

работы и т. д. Наука представляет собой "рациональное обращение"

с окружающим миром в соответствии с имеющимися знанием и

техникой, она конституирует повседневный, "профанный" мир.

Наряду с этой областью имеется, сфера "сакрального", к которой относятся Магия определяется как "вера в возмож-

ность достижения успеха с помощью волшебных формул и .ритуалов".


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!