ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ 2 страница



6. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения

религии: "развитие и эволюция" религии, "сакрализация", "секу-

ляризация", "церквообразование", "расцерковывание", "сектообразование", "детеологизация", "демифологизация", "модернизация".

Методы исследования Являясь   комплексной   дисциплиной,

религиоведение использует большое число

разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней приме-

няются общефилософский, социально-философский, специальные

общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы:

диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обоб-

щение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция,

дедукция, наблюдение, эксперимент и пр. В соответствующих разделах,

кроме названных, используются свои методы. Так, в социологии

религии дают плодотворные результаты методы установления социаль-

ных фактов: изучение документов, опросы разного рода - интервью,

анкетирование и пр., методы первичной обработки полученных дан-

ных: группировка, ранжирование, составление статистических таблиц

и др. Психология религии использует анализ биографий, проективные

тесты, личностные опросники, методы исследования установок и

диспозиций личности, социометрию и т. д.

В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые

интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в

течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следствен-

ных отношений, выявление причин возникновения и эволюции

различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа,

главным вопросом которого является "почему?", религия не может

быть понята лишь из самой себя, она не суть causa sui (причина

самой себя). Именно причинное объяснение прежде всего помогает

обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм

из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей.

Историзм, исходя из единства исторического и логического,

использует в качестве инструмента познания логику истории, которая

позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее

и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий

и фактов прошлого. Историзм может выступать в нескольких

 разновидностях. Генетический подход имеет в виду

выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе

этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных

звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь

веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его

распоряжении фактического материала. В этом случае историзм

предстает в форме актуализма: поскольку современное состояние

всякого явления есть итог развития, изучение этого состояния

позволяет создать теоретическую модель, которая может помочь

характеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе

и начальных. Сравнительно-историческое исследо-

вание сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии

в различные моменты времени, разные религии, существующие

одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое

значение имеет сравнение сопоставимых образов разных религий

(например, Будды и Христа). На базе сравнительного анализа

сформировалась специальная область исследования - сравнительное

религиоведение.

Типологический метод представляет собой совокупность процедур

расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо

признакам. В результате типологизации получаются статистически

устойчивые группы признаков - типы, которые задают модель

типологической общности для определенных объектов, явлении.

Инвариантность признаков какого-то объекта позволяет относить его

к соответствующему типу. Различия признаков объектов внутри типа

носят случайный характер, эти различия незначительны по срав-

нению с различиями свойств объектов разных типов. С помощью

типологизации получены характеристики исторических типов

религий, типов свободомыслия.

Феноменологический метод включает совокупность приемов

выяснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей,

соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически действу-

ющих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи

их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения,

субъективные факторы общественных отношений. Использование

приемов феноменологического анализа способствовало выделению

одного из разделов религиоведения - феноменологии религии.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами,

представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их

строения и функционирования. Результатом является выделение

элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой

в целом, выяснение воздейственности этих элементов. Такая же

операция может быть проделана и над каждым выделенным

элементом, который, в свою очередь, представляет собой систему

("подсистему"). С этой точки зрения религия предстает в качестве

подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей

соответствующие функции.

Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и

нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся те

направления, которые представлены теологами, а также другими

исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на

позициях религиозного мировоззрения. В этом случае изучение объекта

непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные

течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах.

По мнению конфессиональных исследователей, в основе понимания

религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии

доступно лишь для верующей души. Чтобы познание было успешным,

необходимы "орган религии", "способность чувствования".

Несомненно, личный религиозный опыт исследователя в процессе

самонаблюдения становится объектом внутреннего созерцания, в ходе

которого может быть получен уникальный материал, имеющий

большое значение для развития религиоведческого познания. Но

результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозный исследователь, используя методы современной науки

(о них уже шла речь), имеет возможность успешно познавать и

различные феномены религии, и ее сущность. Отсутствие религиозной

веры восполняется фундаментальной и ответственной религиоведче-

ской образованностью и компетентностью. Верно, что при познании

субъективного религиозного опыта может оказаться недейственной

"сухая" формально-логическая рациональность. Но есть и иные виды

рациональности, познавательное значение имеют и чувства ("вчув-

ствование"). Высокопрофессиональный религиовед владеет и такими

приемами постижения объекта.

9

 

Принципы изложения               При раскрытии содержания, в расположении теоретического материала и фактов, в

дидактике и методике религиоведения реализуются некоторыепринципы. Охарактеризуем их.

Исходный принцип - строгая объективность, конкретно-историче-

ское рассмотрение предмета. Не приняты абстрактные стереотипы,

согласно которым "темная" и "светлая" краски заранее предназна-

чаются для живописания явлений религии или свободомыслия.

Излагаются научно обоснованные положения, прочно установленные

факты; используются результаты, полученные в мировом религиове-

дении, философии. Подбор и расстановка теоретического и фактиче-

ского материала осуществляются с намерением как можно более

точно воспроизвести историю, чтобы в ней искусственно не

образовывались пустоты и "белые" пятна.

Другой принцип - рассмотрение религии, религиозной

философии, свободомыслия в контексте развития духовной культуры.

Религиоведение занимается исследованием своеобразных ее областей

в их истории и современности, а значит, в своем аспекте решает

ряд культурологических проблем. Выявляются особенности религии

как феномена культуры, свойства религиозно-культурных образо-

ваний, специфика религиозной философии, своеобразие различных

выражений свободомыслия в духовной жизни общества и личности.

Еще один принцип - анализ мировоззренческих вопросов под

углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существо-

вания, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря,

в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.

Принято понимание мировоззрения в широком смысле слова:

мировоззрение образуют наиболее обобщенные знания на мир в

целом и" отдельные явления в нем, на человека и человечество,

место их в мире, на общество и его отдельные сферы, на процесс

познания; оно синтезирует экономические, социально-политические,

правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские

и другие взгляды. Мировоззрение включает картину природы,

систематизирующую достижения естествознания, картину общества,

результирующую данные обществознания, картину человека, обоб-

щающую содержание человековедения. Главное измерение решения

мировоззренческих проблем проходит по линии "человек - природа",

"человек - общество и история", "человек - человек".

Следующий принцип - изложение вопросов на языке толерант-

ности, терпимости, диалога религиозных и нерелигиозных мировозз-

рений о человеке, обществе, мире. Мировоззрения - религиозные и

нерелигиозные - имеют ряд слоев: 1) совокупность исходных

интегрирующих представлений, понятий, идей, образующих "фунда-

мент" и "каркас" мироосознания, мирообъяснения, отношения к миру;

2) объяснение основ бытия отдельных областей природы, общества,

человека - космоса, биосферы, экосистемы, экономики, политики,

 

10

 

 

права, морали, искусства, психики, сознания и пр.; 3) представления

и идеи, описывающие те или иные события, явления в природе,

обществе, человеке; 4) общечеловеческие элементы (объективно-

истинные знания, нравственные представления, выражающие необ-

ходимые условия всякого человеческого совместного существования,

общезначимые художественные ценности и пр.) и особенные,

свойственные только некоторым культурам компоненты. Исходные

базисы религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны.

Различны в этих мировоззрениях и принципы объяснения процессов

и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические,

социально-политические, экологические, нравственные, эстетические

и другие идеи, ценности могут совпадать, а общечеловеческие -

совпадают.

Наконец, обозначим следующую принципиальную позицию: свобода

совести интерпретируется с учетом истории становления данного

понятия, мирового опыта (в том числе и в нашей стране) обеспечения

прав человека в этой области. Осмысление свободы совести велось и

ведется на разных уровнях и в разных аспектах - общефилософском

и теологическом, этическом и эстетическом, политологическом и

правоведческом, логико-познавательном и пр. В государственно-право-

вых документах - конституциях, законах, постановлениях - использу-

ется юридическое понимание свободы совести, формулируются

положения, обеспечивающие право на такую свободу. И это вполне

естественно. Но правовое понимание и правовые нормы не должны

быть оторваны от историко-культурного контекста, должны принимать

во внимание более широкое осмысление феномена свободы совести. В

противном случае государственно-правовые документы не будут служить

надежным основанием обеспечения равного права на такую свободу

граждан с разными мировоззрениями, убеждениями и образом мыслей.

Содержание, дидактика и методика изложения сообразованы с

положениями о свободе мысли, совести, религии и убеждений в

международных правовых документах, таких, как: "Всеобщая декла-

рация прав человека" ООН от 10 декабря 1948 г., "Международный

пакт о гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г.,

"Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству

в Европе" от 1 августа 1975 г., "Парижская хартия для новой

Европы" от 21 ноября 1990 г., а также с соответствующими

положениями Конституции России и Закона России "О свободе

вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Цели и задачи курса Преподавание и освоение религиоведения

вносят свой вклад в гуманитаризацию обра-

зования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры,

свободное самоопределение студенческой молодежи в мировоззрен-

ческих позициях, духовных интересах и ценностях. Курс принимает

непосредственное участие в профессиональной подготовке студентов,

готовящихся к научной деятельности в области фундаментальных

 

11

 

исследований, к работе в педагогической, правовой области, в сфере

обслуживания, здравоохранения, культуры, искусства, журналистики.

Опосредованно он оказывает помощь в профессиональной подготовке

студентов других специальностей.

В высших учебных заведениях преподается немало обществовед-

ческих дисциплин - история, философия, культурология, экономика,

политология, социология, правоведение, психология, искусствоведение

и др. Религиоведение конкретизирует гуманитарные знания студентов

применительно к анализу религии.

В этом курсе не только раскрываются некоторые теоретические

положения, но и дается информация о совокупности интересных

фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом

и настоящем - в экономической, политической истории, в истории

науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-

политической жизни и т. д. Тем самым вносится вклад в восстанов-

ление и развитие исторической памяти.

Чтобы человек имел возможность делать свой мировоззренческий

выбор, перед ним должны предстать различные варианты решений.

Религиоведение обращается к рассмотрению мировоззренческих

вопросов в специфическом аспекте и предлагает соответствующие

варианты ответов. Осваивая эту дисциплину, студент приобретает

навыки ведения мировоззренческого диалога, овладевает искусством

понимания других людей, чей образ мысли является иным. Это

поможет ему избежать догматизма и авторитаризма, с одной стороны,

релятивизма и нигилизма - с другой.

Религиоведение своими средствами способствует реализации

свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая инфор-

мацию о правовых нормах по этому вопросу, оно способствует

становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в

определенных социально-политических процессах, выявляет общее и

особенное в политике различных партий и общественных движений

в религиозном вопросе. Знание программных документов и практиче-

ской деятельности этих партий и движений в аспекте отношения к

религии и свободе совести способствует росту политической культуры.

Велика значимость курса для утверждения гуманистических цен-

ностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гар-

монизации межчеловеческих отношении, в том числе представителей

различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение

теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска

путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный

век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей

угрозы экологического кризиса. Излагаемые в курсе идеи зовут к

участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противо-

стоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию,

попранию прав личности, к совместным действиям в социальном

оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.

 

12

 

 

Раздел первый

"ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЛИГИИ"

Глава I

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ

§ 1. Типы определений

В религиоведении разработан ряд концепций религии: тео-

логические (конфессиональные), философские, социологические,

биологические, психологические, этнологические и др., различа-

ющиеся по главному объяснительному принципу. Они взаимосвязаны,

влияют друг на друга, заимствуют друг у друга определенные идеи,

корректируя их в соответствии с собственными исходными посылками,

и часто оказываются едиными в выделении конкретных свойств объек-

та.

Теологические     Теологические (конфессиональные) интерпре-

(конфессиональные)       тации стремятся понять религию "изнутри",

объяснения на основе соответствующего религиозного

опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представ-

ление о религии как связи человека с Богом, с Абсолютом, с какой-то

Силой, с Нуминозным, с Трансценденцией и т. д.

Рассмотрим, как объясняют религию Христианские исследователи.

Хотя их идеи несут на себе печать принадлежности к конфессии -

католицизму, протестантизму, православию, в главном они согласны

друг с другом: религия есть "величина sui generis (особого рода)", появ-

ляется как результат взаимосвязи между Богом и человеком. Однако

уже в период становления религиоведения как науки обнаружились

два подхода к определению религии: с точки зрения крайнего суп-

ранатурализма и с позиций исторической школы в теологии. Под

влиянием супранатурализма разрабатывавшееся в христианской тео-

логии понятие "сверхъестественное" было применено к определению

религии. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения,

 

13

 

 

основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют

и что отношения с ними возможны.

Супранатурализм исходил из "сверхъестественной откровенности"

христианства и возможности его постижения лишь через Откровение.

Но сложившееся на этой основе представление о религии как "не-

производимом первичном феномене" приходило в противоречие с фак-

том зависимости эволюции христианства от развития общества. Связь

христианства с различными общественными отношениями была под-

вергнута обстоятельному анализу представителями исторической шко-

лы в теологии. Протестантский теолог, историк и социолог религии


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!