Компьютерные игры и их роль в развитии, воспитании и обучении детей. Кибераддикция – проблема 21 века



В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно - развивающей среды. В последнее время на помощь воспитателю и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)и в частности компьютер и компьютерные игры. В описании приведены требования и классификация компьютерных игр,длительность и рекомендуемое время при работе на компьютере детей дошкольного возраста. В статье раскрываются задачи воспитательно-образовательного характера, которые оказывают существенное влияние на процесс обучения и воспитания в целом, что способствует повышению качества дошкольного образования.

 

Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д.Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера и компьютерных игр.

 

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютеробладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес несет в себе образный тип информации, понятный до-школьникам движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

 

Специалисты выделяют ряд требований,которым должны удовлетворять игры для детей:

 

• исследовательский характер,

 

• легкость для самостоятельных занятий ребенка,

 

• развитие широкого спектра навыков и представлений,

 

• высокий технический уровень,

 

• возрастное соответствие,

 

• занимательность.

 

Существующие на рынке обучающиепрограммы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

 

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

 

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

 

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

 

4. Игры-путешествия, "бродилки".

 

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и другие.

 

Использование таких игр позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пре-делами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

 

При организации образовательной деятельности такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

 

Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:

 

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день

 

Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день

 

Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день

 

Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день

 

Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска

 

по состоянию зрения 10 минут в день

 

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска

 

по состоянию зрения 7 минут в день

 

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

 

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

 

- первая половина дня – оптимальна

 

- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16ч. 30мин., после дневного сна и полдника.

 

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

 

6 лет – 2 раза в неделю.

 

рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:

 

вторник, среда,

 

четверг – оптимальные;

 

понедельник – допустимый.

 

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

 

Цель компьютерных игр и программ-воспитание и обучение детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели,можно выделить следующие:

 

1. Формировать навыки и предпосылки к учебной деятельности.

 

2. Формировать элементарные математические представления.

 

3. Развивать речь.

 

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

 

5. Формировать эстетический вкус.

 

6. Развивать знаковую функцию сознания.

 

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка.

 

8. Развивать творческие способности детей.

 

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами.Но до сих пор отсутствуют:

 

• методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

 

• систематизация компьютерных развивающих игр и программ;

 

• единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. (

 

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность дошкольного образования.

 

Кибераддикция (аддикция – зависимость, кибер – виртуальное пространство) – это зависимость от виртуального пространства. Термин относится не только к играм, но и ко всему интернету вообще.

 

Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр?

 

Видеоигры дают детям то, в чем они нуждаются в данный момент времени.

 

Например, возможность:

 

детально изучить и развить свои интересы в более привлекательном и визуально стимулирующем формате;

попробовать себя в новой роли или в форме непохожего на себя реального персонажа;

экспериментировать с вещами, реализация которых в реальном мире (пока) затруднительна или невозможна;

тратить меньше ресурсов на увлечение, чем в реальной жизни.

 

И много чего еще!

 

Вовлечение подростка в компьютерную игру усиливается через социальные связи, вместе с которыми появляются обязательства перед другими игроками — товарищами по команде или клану.

 

Причины компьютерной зависимости у подростков

 

Хаос

 

На подростка давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа — другого, друзья — третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне.

 

Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

 

Стресс

 

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг — несправедливость, в школе — предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти.

 

Поиграть в компьютер — доступный и безопасный способ сбросить отрицательные эмоции.

 

Одиночество

 

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

 

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и даже получить от него поддержку.

 

Внутрисемейные конфликты

 

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или в виртуальный мир.

 

Неодинаковое отношение к детям

 

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, — нельзя это показывать. Тем более заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей.

 

Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

 

Завышенные ожидания

 

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость.

 

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!