Анализ художественного произведения.



Выразительное чтение как учебная дисциплина и вид искусства

 1. Трактовка термина «выразительное чтение», сведения из истории.

 2. Выразительное чтение как учебная дисциплина.

 3. Техника речи.

4. Анализ художественного произведения.

 Трактовка термина «выразительное чтение», сведения из истории

. Термин "Выразительное чтение" получил распространение с середины 19 в., когда он наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" стал обозначать искусство художественного слова. Термин имеет и более узкое значение, обозначая чтение литературных произведений педагогом и детьми. Под выразительным чтением понимают комплексную деятельность, проявляющуюся одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова и как воплощение, передача своего личного истолкования смысла прочитанного. Выразительное чтение, как вид художественной деятельности, имеет свои цели, мотивы (социально–педагогические и личностные), средства (речевой аппарат человека, его голос). Важнейшая цель выразительного чтения заключается в том, чтобы донести до слушателя идею произведения, его подтекст (смысл). В России художественное чтение развивалось по двум направлениям:

1) чтение своих произведений авторами – авторские чтения;

 2) исполнение литературных произведений актерами.

 Воспоминания современников, очевидцев авторского чтения, показывают разнообразие репертуара, жанров, манер исполнения произведений художественной литературы в действенном звучащем слове А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, В.В. Маяковского. Значительным многообразием отличалось актерское исполнительское мастерство. Основоположником «реалистического» типа чтения был М.С. Щепкин. И.В. Ильинский, И. Андронников выступили как мастера «игровой» интерпретации, импровизации в форме устного рассказа. П.С. Мочалов соединил художественное слово с музыкальным аккомпанированием. Героико–романтическую манеру в искусстве чтения представляли актеры М.Н. Ермолова, А.И. Южин, Ю.М. Юрьев.

В современный период продолжается традиция «чтений» с участием звезд театра и кино. В частности, популярен цикл концертов «Сказки с оркестром»: известные актеры читают тексты сказок в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери читает С. Безруков, «Щелкунчика» Э. Гофмана – О. Табаков, сказки Х.К. Андерсена – Е. Добровольская и т.п.).

Выразительное чтение как учебная дисциплина.

Целью изучения дисциплины является совершенствование выразительности речи студентов через освоение системы специальных теоретических и практических знаний и навыков.

Задачи курса:

· овладение основами техники речи на уровне постановки дыхания и выработки дикции;

· усвоение логики речи с учетом ритмики, значения пауз, логических ударений;

·  выработка эмоционально–образной выразительности речи;

·  освоение основных приемов исполнительского анализа произведения; обучение выразительному чтению и рассказыванию произведений различных жанров.

Связь курса с другими дисциплинами Изучение речеведческих дисциплин выступает основой для формирования правильной (строгое следование нормам литературной речи), точной (отбор наиболее уместных и стилистически оправданных слов) и выразительной (выбор лексико–интонационных средств, дающих эмоциональную оценку изображаемому) речи. В курсе выразительного чтения востребованы знания литературного анализа художественного текста, получаемые при изучении литературных дисциплин (очевидна тесная связь выразительного чтения с курсом детской литературы). Стадии подготовки к выразительному чтению

 Чтение произведения.

Анализ текста.

 Постановка задачи чтения.

Поиск выразительных средств для ее решения.

Выразительное произнесение текста, сопровождаемое при необходимости мимикой и жестами.

Техника речи.

 Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. К технике речи относят дыхание, голос, дикцию, орфоэпию.

Для производства речи необходим речевой аппарат, включающий дыхательные органы, активные и пассивные органы речи:

 1) дыхательные органы (легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы);

 2) органы речи пассивные (неподвижные органы): зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

 3) органы речи активные – подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки). Основой внешней речи человека выступает дыхание.

 Выделяют следующие типы дыхания: грудное, диафрагмальное, диафрагмально– нижнерѐберное (наиболее оптимальный тип). Существует ряд упражнений, содействующий правильной постановке дыхания: привести себя в состояние покоя; отрабатывать диафрагмально–нижнерѐберное дыхание, отрабатывать направленность выдоха, фокусируя его на губах; тренировать умение на паузах «добирать» воздух.

Голос – звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. В голосе различают силу, высоту, полѐтность, гибкость, тембр.

Сила голоса – его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации, одинаково необходимо умение говорить, как громко, так и тихо.

Высота голоса – его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3–4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости. Подвижностью (гибкостью) голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в нижних (трахея, бронхи) и верхних резонаторах (полость рта и полость носа). Использование верхних резонаторов поддается совершенствованию. Под дикцией понимают ясное, чистое, чёткое, правильное произношение всех звуков родного языка, слов, фраз в целом.

 Работа над дикцией включает в себя развитие подвижности губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.

К дикционным упражнениям относят чтение слоговых таблиц, скороговорок и др.

Орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся изучением норм литературного произношения; соблюдение правил литературного произношения. Правила литературного произношения и словесного ударения закреплены в орфоэпических словарях. Используются специальные упражнения в выработке навыков произнесении отдельных слов.

Анализ художественного произведения.

 При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

Идейное содержание включает:

1) тематику произведения;

2) его проблематику;

3) пафос произведения – идейно–эмоциональное отношение писателя к изображенным характерам.

Художественная форма включает:

1) детали предметной изобразительности: портрет, пейзаж, бытовые подробности;

2) композиционные детали: авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды;

3) изобразительно–выразительные особенности авторской речи.

 Схема анализа литературного произведения:

1. История создания произведения, его место в творчестве автора.

2. Тема, проблема, идея.

3. Жанровое своеобразие.

4. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

5. Сюжет и композиция.

 6. Автор и способы его самовыражения.

7. Речевой строй произведения.

План характеристики художественного образа:

 1. Место персонажа в системе образов произведения.

 2. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

 3. Внешний облик.

4. Своеобразие мировоззрения.

 5. Область чувств: особенности внутренних переживаний.

6. Авторское отношение к персонажу.

Подготовка к выразительному чтению произведения:

 познакомиться с произведением, вникнуть в содержание, уяснить тему, представить действующих лиц, события, причинно–следственные связи между ними;

 установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора; продумать способы исполнения.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 740; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!