Иконостас Благовещенского собора московского Кремля.
Контрастность и насыщенность колорита, симметричность композиции, некоторая вытянутость фигур святых, их устремленность к небу, оторванность от земли, экспрессивность и динамичность в выражении чувств становятся отличительными чертами новгородской школы живописи.
Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой. Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый, порой даже грозный аскетизм.
Особенность стиля Феофана Грека.
Бросая коричневые краски на лица и темно-синие на одежду, он наносил поверх основных тонов несколько более светлых слоев. При прорисовке лиц он делал резкие «пробелы», «перистые» линии, вблизи кажущиеся грубыми, рваными и хаотичными. Но издали они воспринимаются как слитные и удивительно гармоничные. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения.
А главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, — это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.
Герои произведений Феофана Грека — седобородые монахи-старцы (столпники), отшельники, добровольно принявшие обет отречения. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли подавлять свои чувства и страсти. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчаяния. Глубоко посаженные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают лицам особую выразительность и аскетизм.
|
|
Слава и авторитет Феофана были огромными. Он писал, «не взирая на росписи», т. е. не копируя иконографические образцы. Прав Епифаний Премудрый: сила творчества Феофана — в умении воссоздавать «разумную доброту», воплощать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение. По утверждению писателя, Феофан к концу жизни расписал более 40 церквей.
Спас Нерукотворный.
В Эдессе царствовал Авгарь V Черный. Семь лет он страдал от черной проказы, самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Слух о появлении в Иерусалиме человека, совершающего чудеса, дошел и до Авгаря. Он уверовал в Иисуса Христа как в сына Божия и послал к нему живописца Ананию с письмом, в котором умолял Христа прийти и исцелить его от болезни.
Массы народа, окружавшие Господа, мешали Анании вручить письмо, и он, отчаявшись, встал на уступ скалы и пытался нарисовать Христа. Но лик Христа беспрерывно менялся, и Анания никак не мог изобразить его. Христос повелел апостолу Фоме привести к нему Ананию. Спаситель попросил принести воды и, умыв лицо, утерся убрусом (холст, полотенце). Вода чудесным образом превратилась в краски, и на убрусе отпечаталось нерукотворное изображение лика Христа. Приложившись к убрусу, Авгарь получил мгновенное облегчение в болезни. После вознесения Иисуса Христа на небо апостол Фома отправил к Авгарю апостола Фаддея, который крестил Авгаря со всем его семейством. Крестившись, Авгарь получил полное исцеление.
|
|
Поэт Н. И. Рыленков посвятил творчеству Феофана Грека стихотворение «Изограф Феофан Грек»:
О, как могуч разлив славянских рек,
Как широко глаза Руси открыты!
И Феофан изограф, мудрый Грек
Не зря сменил оливы на ракиты.
Под небом Византии золотым
Он всюду видел ржавчину корысти,
А у Руси простор необозрим —
Пиши, в лазури омывая кисти.
Как в мастерскую, он во храм входил,
Мыслитель смелый, а не раб убогий,
Подвижников своих он наделил
Земною, человеческой тревогой.
И с ним в веках поспорить будет рад
Андрей Рублев — достойный русский брат!
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!