Год. Феофан Грек . Богоматерь Донская



Класс Тема: Феофан Грек и Андрей Рублев

                                               Тема рассчитана на 2 урока.

                                                  Урок №1 «Феофан Грек»

- Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы выявить основные особенности мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублёва.

Греческие мастера всегда чтились на Руси. И великим среди равных стал знаменитый выходец из Константинополя Феофан Грек (30-е гг. XIV в. — после 1405 г.) Именно он способствовал становлению в 70-х годах XIV в. новой новгородской художественной школы.

 

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе , Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму ) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице .

   

Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице.

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

 

 

Манера письма его резка и лаконична. Темный фон, чистые белые блики, вытянутые угловатые фигуры, жесткие складки одежд. Каждому образу свойственна мощная внутренняя энергия и – что совершенно не вписывалось в канон – индивидуальная характеристика, точная и неповторимая. Поэтому Феофана называли –неистовым.

 

        

Икона «Успение Божией Матери» (1380-1390-е)

 

В «Успении» запечатлена смерть Марии. В исполнении Феофана Грека сцена из легенды приобретает необычайную значительность и многоплановость. Со свойственной художнику способностью философски постигать смысл свершающегося строит он эту традиционную композицию.

Лежащая на светлом ложе Богоматерь в темно-вишневой одежде олицетворяет величие и строгость смерти, ее вечный покой. Четкой, непрерывной линией очерчивает художник фигуру умершей. В энергичном движении, словно устремленный вверх, возникает над Марией огромный Христос, божество, принявшее ее душу и возносящее ее на небо. Он изображен на фоне темно-синего ореола — небесной сферы, которую венчает ярко-красный серафим с распростертыми крылами. По контрасту с могучей, исполненной внутренней силы фигурой Христа апостолы у ложа Марии кажутся маленькими и слабыми. Их лица и жесты выражают смятение, испуг, жалость, ощущение бессилия человека перед лицом смерти и даже непонимание ее. Группа апостолов поражает жизненностью типов. Трепетность и живость изображению придают световые блики, быстрыми движениями нанесенные художником на лица и на ткани одежд.

«Успение» Феофана Грека — произведение высокого драматизма, глубины мысли и подлинной человечности.

 

 

год. Феофан Грек . Богоматерь Донская

Богоматерь, устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери.

«Богоматерь Донская» входила в местный ряд Благовещенского собора, принесена была из Успенского собора в Коломне. Свое имя икона получила благодаря князю Дмитрию Донскому, который брал её с собой на Куликово поле. В иконе нет ничего воинственного, нет в ней и пророческой скорби. Она принадлежит к типу «Умиление» -- и мы видим на ней мать и дитя нежно ласкающих друг друга. Плавность линий, изысканный, немного сумрачный колорит, основанный на синих, вишневых, золотистых тонах, лики полные доброты и покоя, -- все это придает иконе неповторимое очарование.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!