Основнаяидеяизамыселпитьевогонабора



 

Мыживемвособуюисторическуюэпоху; впериоднебывалогоскептицизма,религиознойполемикиибогоотрицания; ввекмассовогосомнения,неверияибогоборчества.

Мыживемвтакоевремя,когдаверавБогаиосновныедогматыподлинногоХристианства,какникогдараньше,подвергаютсяяростнойатакепоборниковневежественногоматериализмаивоинствующегобезбожия.

Мыживемвтакойотрезоквремени,когдамолодежьинародныемассыбуквальнозасыпаныантирелигиознойлитературой,печатающейсявгромадномколичествеэкземпляров,нагосударственныесредстваивгосударственныхтипографиях. Нерасполагаяниправами,нивозможностямизнакомитьсястемифактами,накоторыхпокоитсяподлинноеХристианствоихристианскоемировоззрение,людиподдаютсяловкойпропагандеатеистическихидейиобманулженаучныхаргументов. Приходитсятолькопожалетьобэтихневинныхлюдях,которыесталижертвамитакойбеспринципнойполитическойпропаганды,неимеющей,кстатисказать,ничегообщегосистиннойнаукой,философиейилибогословием.

Традиционныеблюда,которыеготовятнаПасху:

Убранствустолаикушаньямименновэтотпраздникуделяетсяособоевнимание. Какбудтосамавесна,радостная,созвономколоколовищебетаньемптиц,накрываетпраздничныестолы. Богатыйпасхальныйстолявляетсясимволомнебеснойрадости.

ВдомахещедоЗаутренинакрывалистолдлярозговин. Плохбылтотхозяин,еслиневыставитнастолпоросенка,колбасу,пасхускрашенымияйцами. Всеговдоволь! Узажиточныххозяевподавали48различныхблюдпочислуднейпрошедшегопоста. Обязательноприглашаливгостикумовьевисватов. Христосовалисьдругсдругом,садилисьзастолразговляться,потомотдыхали.

Вместесутромнастанетпраздник. Вкаждомдомечистота. Запасхальнымстоломсобираютсяродные,друзья,знакомые,такдавноневидевшиедругдруга: ведьвпостнепринятонаноситьдругдругувизиты.

Настолевсепестро,куличиипасхиврозочках,крашеныерасписныеяйца. Накухнезапекалицелогопоросенка,барашкаилиокорок,жарилителятину. Потрадициикрашеныеяйцаукладывалинадеревянноеблюдосредипроращеннойзелениовсаилипшеницы,перевязываливышитымрушникомиукрашалицветами.

Пасхальныйстол - праздничный,обильный. Помимотрадиционныхкуличей,пасхиикрашеныхяицнанемпочтивобязательномпорядкебываютпироги,студень,буженина,гусьилиуткасяблокамии т.д.

ВсюСветлуюседмицусвященникислужилипохрамампасхальныемолебны. Сраннегоутранаколокольняхтрезвониливовсеколокола,каждыймогвэтотденьстатьзвонарем,никомуотказанебыло.

ПоблагочестивомуобычаюнаПасхунавещалибедныхпобогадельнямиприютам. Тайнуюмилостынютворили. Заключеннымразговетьсяприсылали,собиралиденьгидлявыкупаизтюрьмыдолжников. Странников,юродивыхиувечныхвсвоихдомахдосытакормили. ИтаквсюСвятуюнеделю,атоПасхабудетневрадость.

Существуетмножестворецептов,покоторымизвекаввекготовятпасху,выпекаюткуличи,красятяйцаи т.д. Выбранныедляэтойработырецептывзятыизразныхизданий

Ассортиментпасхальныхблюд, Крашенныеяйца, Яйцакрашенныелуковойшелухой, Яйцакрашенныепищевойкраской, Яйцакрашенныетканью, Куличи, Куличпасхальный, Куличобыкновенный, Куличзаварной, Куличцарский, Куличнамолоке, Цукатныйкулич, Куличсшафраном, Куличихжидкоготеста, Шоколадныйкулич, Артос, Пасхи, Пасхавареная, Пасхасшоколадом, Ванильнаяпасха, Пасхарозовая, Пасхаскрутымижелтками, Пасхасфисташками, Сдобнаявыпечка, Греческийпасхальныйпирог, Кексдолматин, Традиционныеблюдапасхальногостола, СтуденьБуженина, Гусь (утка) сяблоками, Паштетпасхальный, Крашенныепасхальныеяйца.

ПочемунаПасхукрасятяйца,дарятихдругдругу,почемучащевсегопредпочитаютименнокрасныйцвет?

Этосвязаностем,чтонекогдасвятаяравноапостольнаяМарияМагдалина,даваяримскомуимператоруТивериюяйцо,сказала; "Христосвоскресе!" Императорнеповериливозразил: "Скорееэтобелояйцостанеткрасным,чеммертвыйвоскреснет!"

Ияйцовтотжемигсталокрасным.

Считается,чтокрасныйцвет - этоицветтойсвятойкрови,которуюпролилСпасительзанаснакресте.

Пасхальноеяйцонапоминаетнамободномизглавныхдогматовнашейверыислужитвидимымзнакомблаженноговоскресениямертвых,залогкоторогомыимеемвВоскресенииИисусаХриста - Победителясмертииада.

Какизяйцарождаетсяноваяжизнь,такиизскорлупыгробавоскресИисусХристос.

ПоэтомунаПраздникПраздников,встречаядругдруга,мыдаримкрашеныеяйца,словнопродолжаятудавнююпроповедь,которуюМарияМагдалинаначаласловами: "Христосвоскресе!"

Графиныикувшины:

Ксожалению,сейчасэтотвидпосудыиспользуетсямало,напиткиобычноподаютнастолвбутылках. Инапрасно: графинпридаетстолуособуюторжественность,солидность. Графин,какпредметсервировкистола,пришелвЕвропусВостока. Названиеэтогососудаобозначалоарабскуюмерусыпучихтел. Графиныдлиннойвытянутойформыделалиизбамбуковыхстволовиливыдолбленныхстволовфиниковойпальмы. Современемихсталииспользоватьнетолькодлясыпучихпродуктов,ноидляводыидругихнапитков. Современныйграфинчастоимеетпричудливуюформуипробку. Ихиспользуютдляподачинастолвыдержанныхкрасныхвин,портвейна,хереса,рома. Кувшиниспользуетсядляразличныхводислабоалкогольныхнапитков. Вотличиеотграфина,кувшинвсегдаимеетручку. Емкостькувшиназависитотегоназначения: 0,5,1,0,3,0л. Различаютследующиевидыкувшинов:

- Кувшиндляводыивина - низкий,широкий,округлый.

- Кувшиндляпива - удлиненнойформыскрышкой.

- Разливочныйкувшиндлявыдержанныхвин - вытянутойформы,дноокруглое,ширегорлышка (дляотделениявинногоосадка), скрышкой.

- Кувшиндлямеда - стеклянный,сметаллическимпорционнымраспределителемизадвижкойсверху.

Нарядныекувшиныиграфиныдлянапитковпростонеобходимыдляпраздничнойсервировки.

Кувшиныпредназначеныдляводы,молока,квасаидр. Ониустойчивы,имеютручкуиширокоегорлосносикомдлясливажидкости. Формаобычноконическаяилицилиндрическая. Емкостькувшинадляводыдо1,5л,длядругихнапитков - до2,5-2,7л. Кувшинымогутбытьскрышкойибезнее.

Бокалы

Стаканыибокалы:

Дляразличныхнапитковобычноиспользуетсястекляннаяпосуда. Конечно,графины,бокалы,фужерымогутбытьсделаныиздругихматериалов - керамики,металлаи т.д. Но,какправило,дляопределенныхнапитковиспользуютемкостиопределеннойформы,внезависимостиотматериала,изкоторогоонисделаны.

Бокалыирюмкимогутбытьяблокообразной,тюльпанообразной,прямойиразвернутойформы. Яблоко - итюльпанообразныеформыбокаловпозволяютраскрытьароматвинаиликоньякавовсейполноте. Втакихбокалахподаютгустые,выдержанныевина. Прямыеиразвернутыеформыбольшеподходятдляигристыхимолодыхвин,букеткоторыхменеевыражен. Формаиразмерножкибокалатакженеслучайны. Высокаяпрямаяножкаубокалов,предназначенныхдлянапитков,которыепьюттеплыми. Дляохлажденныхнапитковивинпредназначеныбокалысукороченнойножкой. Иногданожкаимеетбулавообразнуюформусутолщением - длятого,чтобытеплопальцевнепередавалосьбокалуивинонегрелось.

Слово "бокал" впереводесфранцузскогоозначает "банка". ЭтапосудапоявиласьвоФранциивXVIIIвеке. Бокалыиспользовалисьдляразличныхвин. Теперьбокаломназываютсосудемкостью125-150млудлиненнойцилиндрической,грушевиднойформы,иливвидевазочкидляигристыхвин. Убокаланизкая,широкаяножка. Фужер,вотличиеотбокала,имеетемкость200-250млииспользуетсядляфруктовойилиминеральнойводы. Этоцилиндрическийилисужающийсякверхусосудбезножки. Стаканпохожнафужерформойиназначением. Изнегопьютпивоихолодныенапитки (воды,чай).

Рюмкимогутбытьчашеобразнойиливытянутойформы,сдлиннымиикороткиминожками. Емкостьрюмки,какправило,небольшая: от25мл (ликерные) до100мл (рейнвейныеилафитные). Изрюмокпьютликеры,водку,коньяк,винаи т.д. Вообще,чемкрепченапиток,темменьшепредназначеннаядлянегорюмка.

Полныйнаборпосудыдлянапитковимеетвосемьосновныхпредметов:

- фужердляводы (пива) емкостью200-250мл;

- удлиненныйбокалцилиндрическойиликоническойформы (иногдаввидевазочки) дляшампанского,шипучихиигристыхвинемкостью125мл;

- бокалыилирюмкидлякрасноговина ("лафитные") емкостью125мл;

- бокалыилирюмкидлябелоговинаемкостью100мл;

- рюмкаилибокалдлядесертныхвин ("мадерные") емкостью75мл;

- рюмкадляводкиигорькихнастоекемкостью50мл;

- рюмкадляликеровиконьякаемкостью25-35мл;

- "лимонадный" стакандлясоков,лимонада,морсаемкостью200-250мл,прямойилинесколькорасширяющийсякверху.

Поотношениюксервировочнойтарелкебокалыдлянапитковрасставляютсясправаивверху. Порядокихрасстановкитаков: дальнимстоиттотбокал,которыйбудетиспользованпервым. Есликоньякиликерпредусмотреныккофе,торюмкисервируютвместескофейнойпосудой. Нерекомендуетсяставитьбутылкисконьякомилиликеромначайныйиликофейныйстол: напиткиподаютналитымиврюмки.

Длявинаподаютспециальныебокалы:

Онидолжныотвечатьследующимтребованиям:

- бытьизпростого (нецветного) инеграненогостеклаилихрусталя,чтобыцветичистотавинабылихорошовидны;

- увинногобокаладолжнабытьобязательновысокаяножка;

- бокалдолженсужатьсякверху,чтобыароматкакбыконцентрировалсявнебольшомпространственадповерхностьювина; допускаютсятакжебокалыспрямымистенками.

Терпкиевинаподаютввысокихиокруглыхбокалах,алегкие - вбокалах,сужающихсякверху. Длякрасныхвин,имеющихбогатыйнасыщенныйцвет,необходимыглубокиеиширокиебокалы. Чашиэтихбокаловсамыеширокиеивысокие,обычнояблокообразнойформы,ножкапрямаяивысокая. Бокалненаполняютвиномполностью,иначепотеряетсяеговкусовойбукет. Виноналиваютвбокалнадветрети,однутретьбудетзаниматьвоздух. Существуютспециальныебокалыдляособыхвин - длябордо,бургундскогои т.д. Кувшиныпредназначеныдляводы,молока,квасаидр. Ониустойчивы,имеютручкуиширокоегорлосносикомдлясливажидкости. Формаобычноконическаяилицилиндрическая. Емкостькувшинадляводыдо1,5л,длядругихнапитков - до2,5-2,7л. Кувшинымогутбытьскрышкойибезнее.


2.2 Разработкакерамическогопитьевогонабора "Пасхальный"

 

Каждоеизделиеобладаетсвоейспецификой,ставитсвоизадачи,раскрываетсвойнеповторимыйзамысел. Вданнойработеиспользовалисьосновныеформы - вовсехсосудахподчеркиваетсяформаяйца,которыенамойвзглядсимволизируетПасху,какбыпоказываетначалобытия. Этотпраздникнесетвсебенетолькорелигиозноезначение,онглубокоуходитвкорни,когдаещенебылохристианстваилюдипокланялисьдухам (язычество).

ВнашенелегкоевремякогдалюдиуженетакверятвБога,неинтересуютсяисториейиживутвосновномвматериальноммиреглубокоуходятвбытзабываяодуховности. Мояосновнаязадачазаключаласьвтом,чточерезформусосудовпередатьнашуисториюикультуру. Каждыйкувшининдивидуален. Винныйсосудграциозный,тонкий,взвивающийсявверх,каквинограднаялозастремящеесяксолнцу (свету). Издавнасчиталось,чтовино - этонапитокБогов,новэтотсветлыйпраздниконосимволизируеткровьГосподню. Молочный - болееприземистый,статичный,невысокий. Онсимволизируетначало,рождение. Кувшиндляводы - символизируетжизнь. Этонастолькоразные,втожевремянеповторимыесосуды,которыеобъединяетформаяйца. СимволВозрождения.

Мывсеисповедуемразнуюрелигию,новеримводногоБога. Инасобъединяетвера. Веравсветлоебудущее,вкоторомнебудетвойн,катаклизм,междоусобицикатастроф. Ведьнезнаяпрошлого,мыникогданепознаембудущего.

Актуальностьэтойтемызаключаетсявтом,чтоонавечнаибудетинтереснавсегдаивсем. Какчеловекпознаетмир,такимирпознаетчеловека. Внашевремяонанапоминаетоединствевсехрелигийикультур,рождениеивоскрешение.


Работавматериале

 

Средиразличныхспособовформовкикерамическихизделийлитьезанимаетособоеместо. Онодаетвозможностьсбольшойточностьюизготовитьмножествосовершенноодинаковыхтонкостенныхсосудов,имеющихсложнуюформу,небольшихскульптурокстонкойпроработкойдеталей. Глиняное,илишликерное,литьеоснованонасвойствегипсавпитыватьвсебявлагуинасвойствеглиныотдаватьвлагу.

Шликер - этоглина,разведеннаядосостояниятекучести,напоминающаяпоконсистенциигустыесливки

Гипсоваяформа,вкоторуюналиваютшликер,интенсивновбираетвсебяводу. Приэтомслойглинистоймассыодинаковойтолщиныравномернораспределяетсяповнутреннимповерхностямформы,образуястенкибудущегоизделия,или,какговоряткерамисты,черепок. Послевысыханияполоеглиняноеизделиеизвлекаютизформыидосушиваютпередтем,какподвергнутьобжигу. Таковавобщихчертахсхемаглиняного (шликерного) литья. Непосредственномулитьюпредшествуетбольшаяподготовительнаяработа. Необходимовыполнитьэскизиизготовитьпонемумодельбудущегоизделия,азатемотлитьизгипсапомоделилитейнуюформу.

Кразработкеэскизаследуетприступатьтолькопослетого,каквычеткопредставитесебеназначениеразрабатываемогоизделия,ведьформа,пропорции,величинаидекоративнаяотделканаходятсявтеснойсвязисним. Ноучтите,какимбыудачнымнибылэскиз,при. изготовлениипонемуобъемнойвещипочтивсегдавозникаетнеобходимостьвнестикакие-топоправки. Такимобразом,непосредственнаяработанадобъемноймодельюможетподсказатьхудожникутакиерешения,которыеневсегдаможнопредугадатьвэскизе. Напроизводствеиногдасуществуетразделениетруда,когдаэскизвыполняетхудожник,амодельвытачиваетмастер-модельщик. Чтобытворческийпроцесснепрерывался,художникдолженуметьсамвытачиватьиливырезатьмодели. Модельможновыполнятьиздереваилигипса. Издеревамоделиточатнатокарномстанкеилиизготавливаютстолярнымиирезчицкимиинструментами. Выточенныеивырезанныедеталисоединяютвединоецелоеспомощьюгвоздей,шуруповиводостойкогоклея,напримерБФ-2илиэпоксиднойсмолы. Готовуюмодельнесколькоразпропитываютгорячейолифойипросушивают. Моделиизгипсавытачиваютнаспециальномточильномстанке,которыйпредставляетсобой,посутидела,гончарныйкруг,поправуюилевуюстороныкоторогорасположеныступенчатыеподпорки (рис.33.1а). Вовремяточениянаступенькиукладываютдеревяннуюрейку-правилку (33.16). Правилкаслужитопоройрезцапривытачиваниимодели. Есликгончарномукругуподсоединитьэлектромотор,тоеговполнеможноиспользоватьвкачестветочильногостанка. Наверхнийдискнабиваютнесколькореекипопериметрупривязываютбечевкамиопалубкуизводостойкогокартона,пропитанногоолифойилипарафином (33.1 в). Вопалубкузаливаютгипс (33.1г). Такимобразом,надискепослезатвердениягипсаиснятияопалубкиобразуетсямассивнаяцилиндрическаяболванка - головкаточильногостанка (33.1д). Головкарасполагаетсястакимрасчетом,чтобывовремяработывращающаясямодельнаходиласьпримернонауровнеглазточильщика.

Также,какипривытягиванииглиняногоизделиянагончарномкруге,дискдолженвращатьсяпротивчасовойстрелкисоскоростью300-350оборотоввминуту. Попринципудействияточильныйстанокнапоминаеттокарный: свращающейсязаготовкитакжепостепенноснимаютсярезцамистружкидотехпор,поканебудетполученанужнаяконфигурациятелавращения. Новотличиеоттокарногостанка,гипсоваязаготовкарасполагаетсявертикально,анегоризонтально.

Благодаряэтомузаготовкуудобноотливатьнепосредственнонаголовкеточильногостанка; ктомужемастервидитизделиевестественномположении,тоестьтакже,какеслибыоностоялонастоле. Впроцессепоискаилиуточненияформыэтооченьважно. Резцыдляточильно-модельногостанканазываютсяклюшками (33.2б). Клюшкиизготавливаютизстальныхстержней,которыенасаживаютнадеревянныеручки. Наторцестержняподпрямымугломприкрепляетсястальнаяпластинка,имеющаяформутреугольника,ромба,трапеции,валаи т.п. Таккакобрабатываемыйматериалдостаточномягок,тонетнеобходимостизакалятьрежущиечастирезцов. Некоторыерезцыможноизготовитьизтолстойпроволоки,конецкоторойрасплющиваютисгибаюткрючком. Подобныеклюшкииспользуютсяприточенииглиняныхизделийнагончарномкруге.

Определяяразмерымодели,аследовательно,изаготовки,нужноучитывать,чтоглинянаяотливкапослесушки,азатемипослеобжигауменьшаетсявобщейсложностина10-15%. Чтобыкерамическоеизделиепослесушкииобжигаимелоранеезапланированныенаэскизеразмеры,следуетмодельдляееформыделатькрупнее,сучетомпроцентаусадки,которыйопределяетсяопытнымпутем. Еслижеонзаранееизвестен,размерыгипсовойилидеревянноймоделиопределяютпоформуле: X=100ха/100 - б,гдеа - размеркерамическогоизделияпослесушкииобжига,б - воздушнаяиобжиговаяусадкавпроцентах. Предположим,чтовысотаготовогокерамическогоизделиядолжнабыть250ммпри10-процентнойусадкеглиняноймассы. Поформулеопределяем,чтовысотамоделиизгипсадолжнабытьравной276мм. Еслижевыимеетеделосоднойитойжеглинойпостоянно,то,значит,иусадкавсегдабудетпостоянной. Вэтихслучаяхдляопределенияразмеровмоделиможноиспользоватьмасштабныйциркуль,сделанныйиздвухстальныхполосок (33.2а). Кончикициркуляподогнитетак,чтобырасстояниямеждунимиимелиопределенныепропорциональныесоотношения,которыеустанавливаютсяопытнымпутем. Растворциркулянаоднойсторонедолженсоответствоватьдействительнымразмерамглинянойотливки,надругой - размеру,которыйнеобходимовзятьнамодели. Подготовивстанокиинструменты,установитенагипсовойголовкеобечайкуввидецилиндра,свернутогоизплотного,пропитанногоолифойкартонаилитоля (33.3а). Цилиндрскрепитемягкойпроволокойилисшейтетолстыминитками.

Высотаобечайкидолжнасоответствоватьвысотевытачиваемоймодели,адиаметр - наибольшемудиаметрумоделиснебольшимприпуском.

Взакрепленнуюнаголовкеточильногостанкаопалубкуналейтедоверхугипсовыйраствор (на7частейгипса10частейводы). Кактолькочерез8 - 10минутгипсзатвердеет,снимитеопалубкуи,разметивкарандашомвсеосновныеразмеры (33.3б), приступайтеквытачиваниюмодели. Правильцеположитенаверхниеступеньки,обопритенанегоклюшкуиначинайтесниматьстружкусвращающейсягипсовойзаготовки (33.3в). Насыщенныйвлагойгипсрежетсяоченьлегко. Вовлажномсостоянииегоследуетподдерживатьдоокончанияточения. Привысыханиигипснужноувлажнятьсмоченнойвводегубкой. Добившисьнужнойконфигурациимодели,срежьтеееуоснованиястальнойпроволокой,азатемпросушитеприкомнатнойтемпературе2-3суток. Высушеннуюмодельпропитываютнесколькоразолифойилиэпоксиднойсмолой,разведеннойацетоном. Чтобымодельпросохла,требуетсяещенеменеедвухсуток. Модельслужитосновойдляизготовлениялитейнойгипсовойформы. Простейшаягипсоваяформасостоитиздвух "половин. Преждечемприступитькотливкеформы,состороныдонышкавоснованиимоделисделайтенеглубокийполусферическийвырез. Этообеспечитустойчивостьбудущейотливки. Установитеопалубкуизтолянаровныйщит, предварительносмазавразъединительнойсмазкойеевнутренниеповерхности (рис.34). Разъединительнуюсмазкуприготовьтеиздвухчастейпарафинаипятичастейкеросина,расплавленныхнаводянойбане. Закончивподготовку,налейтевопалубкуслойгипсатолщиной10-15мм (34.1). Кактолькогипссхватится,нонепотеряетпластичности - примерночерез1,5-2минуты, - установитевнутриопалубкимодель,вдавиввмягкийгипсееоснование. Затемдолейтегипсвопалубкустакимрасчетом,чтобыраствороказалсянауровнесамыхвыпуклыхучастковмодели. Помните,чтоеслиуровеньгипсовогорастворабудетподнятвышесамыхвыпуклыхточек,томодельневозможнобудетизвлечьизнижнейчастиформы.

Снявопалубку,вырежьтеножомвдольвсегопериметрафальц (четверть), котораявдальнейшембудетявлятьсячастьюзамковогосоединениядвухполовингипсовойлитейнойформы (34.2). Плоскостисрезовсмажьтеразъединительнойсмазкойисноваустановитевопалубку,которуютеперьуженужнозалитьгипсовымрастворомдоверху (34.3). Послезатвердеваниягипсаснимитеопалубкуинабоковойповерхностинанеситериску (34.3а), идущуювдольееосиипересекающуюобеполовиныформы. Этонеобходимодлятого,чтобыприсборкеформыможнобылобыстроиточносоединитьоднуполовинусдругой. Посленанесениярискизатвердевшиеполовиныформыразъединяютиизвлекаютизнеемодель (34.4). Формунужнодосушитьужебезмоделивтечениедвух-трехсуток. Онавысохнетгораздобыстрее,еслиеесушитьоколопечиилиубатареицентральногоотопления. Формаготова. Теперьнужноприготовитьшликер - отмученнуюжидкуюглину. Оспособеотмучиванияглинырассказановсамомначалекниги.

Глиняноелитье. Залейтешликервхорошопросушеннуюгипсовуюформудоверху (рис.35.1). Пористыйгипссразуженачнетвсасыватьизнеговлагу. Обэтомлегкодогадатьсяпотому,какбудетбыстропадатьвформеуровеньшликера. Всасываявлагу,гипспритягиваеткповерхностиформымельчайшиечастицыглины,находящиесявшликеревовзвешенномсостоянии. Постепеннонастенкахформыобразуетсядостаточноплотныйслойглиняноймассы.

Процессвсасываниявлагисодновременнымнарастаниемглиняногослоянастенкахформыназываетсяукерамистов "насасываниемчерепка". Сразужепослезаливкишликераэтотпроцессидеточеньбыстро,затемзамедляетсяипрекращаетсясовсем. Именновэтотмоментшликернужнослить (35.2). Настенкахвнутреннихповерхностейгипсовойформыостаетсяслойглины,находящийсявтестообразномсостоянии, - стенкибудущегососуда. Черезнекотороевремяслойглинынастенкахформыначинаетподсыхать (35.3). Одновременнопроисходитегоусадка. Приэтомотливкауменьшаетсявразмерах,иеестенки (черепок) постепенноотделяютсяотгипсовойформы. Вэтотмоментстенкизатвердеваютистановятсятоньше. Убедившись,чтоотливкадостаточнохорошоподсохла,аеестенкиотделилисьотформы,осторожноснимитеверхнююполовинуитакженеспешаизвлекитеотливкуизнижнейполовины. Покаизделиеещенесовсемвысохло,производятегооправку: срезаютножомрельефновыступающиешвы,образовавшиесякое-гденастыкахгипсовойформы; заделываютмягкойглинойвсевозможныевмятины,углубленияицарапины; послеэтогоповерхностьзаглаживаетсяувлажненнойгубкой. Еслиизделиепересохло,тонеровностиможноустранитьспомощьюнаждачнойбумаги. Послеоправкиизделиеставятнаполкуисушатприкомнатнойтемпературевтечениепяти-шестидней. Послепросушкигигроскопичность (влагопоглощаемость) гипсовойформыполностьювосстанавливаетсяивнейможноотливатьследующеекерамическоеизделие,котороебудетточнойкопиейпервого. Воднойформеможновыполнитьоколодвухсототливок. Конечно,сосуд,восновекотороголежиттеловращения,можноизготовитьидругимспособом,напримернагончарномкруге. Ноестьсосуды,длякоторыхлитьечутьлинеединственныйспособформовки. Книмотноситсяпрямоугольнаядекоративнаяваза,изображеннаянарисунке (рис.36). Модельвазыизготовляютизпрямоугольногодеревянногобруска,ккоторомуприклеиваютножкиигорлышки,выточенныенатокарномстанке (36.1). Наоднойилидвухстенкахмоделивырезаютрельеф. Готовуюмодельзачищаютнаждачнойбумагойипропитываютгорячейолифойдва-трираза. Формапоэтоймоделиотливаетсявтойжепоследовательности,чтоикруглаяваза,тольковместоцилиндрическойопалубкиприменяетсяпрямоугольная,собраннаяизчетырехдощечек (36.2). Опалубкуиподдонсмазываютразъединительноймастикойиналиваютвнеежидкийгипстак,чтобывнемоказаласьровнополовинамодели. Замковоесоединениеполучаютвырезаниемвнижнейполовинеформыпоугламконическихуглублений (36.3а), которыесмазываютмастикой. Послезаливкивторойполовиныформы (36.4) гипсзаполняетэтиуглубления,образуяшипы. Присборкеформышипыточновойдутвсоответствующиеуглубленияиобеспечатточностьсоединенияобеихполовин.

Готовуюформуосвобождаютотмодели,сушат,азатемвыполняютотливкуужеизвестнымспособом (36.5).

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!