ОсобенностикрымскойприродывкерамикенародовКрыма



Введение

 

ПредставленнаяработапосвященакерамикеКрымаиразработкепасхальногопитьевогонабора. Проблемаданногоисследованияноситактуальныйхарактер. НапротяжениимногихвековКрымнаселялиразличныеплеменаинародыикаждыйвнеснеповторимыйвкладвразвитиекерамикиКрыма. КакинтересениразнообразенКрым,такжеразнообразнаикерамика. Увсехнародовсвоиобычаи,религияибыт,новсехихобъединяеткрымскаяземляитесноесоседствоспособствовалопроникновениюоднойкультурывдругую. Историявсейкерамикинастолькообширнаиполнанеповторимости,чтодаженесколькихтомовкнигнехватит,чтобывсюеерассказать.

Напротяжениимногихлетученыеисследовалиданнуютему. БольшойвкладвизучениеираскрытиеданнойтемывнеслиЗалескаяВ.Н. вработеКерамикасполивой,люстромидругимиспособамиорнаментации,ШмидтЕ.А. вработеКерамикаиЯкобсонА.Л. вработеПривознаякерамика. Амфорыикрасноглиняныекувшины.

Вданномисследованиираскрываетсяисторияпитьевыхнаборов,ихвидыизначениеуразныхнародов. Неповторимостькаждогонабора,атакжепохожиетехники,формыиорнамент,свойственноетолькокрымскойкерамике,освещаютсявданнойработе. ИсториякерамикиКрыматаксвоеобразнаинеобычна,чтовызываетинтересмногихисследователей.

Актуальностьданнойработытакжеобусловлена,соднойстороны,большиминтересомксвоейкультуреиееистории,асдругой - практическимприменениемпраздничныхнабороввовремярелигиозныхпраздников.

Всовременноевремяподрастающеепоколениемалоинтересуетсясобственнойисториейирелигией,поэтомукерамическийнабор "Пасхальный" направленнапривлечениеинтересакэтойтеме,атакжераскрытиюисториипитьевыхнаборовКрымауразличныхнародов.

Историяправославнойрелигиознойпосудытакжепротиворечиваиувлекательнакакисамарелигия. МногиеисследователииученыепыталисьраскрытьвсетайныпроисхожденияиразвитиякерамикиКрыма,авчастностипасхальныхпитьевыхнаборов,ночембольшеизучаетсяэтатема,тембольшевозникаеттайнизагадоксвязанныхкакспоявлениемрелигиинаполуострове,такисвозникновениемкерамикиитехникеевыполненияиприменения.

ОбъектомданногоисследованияявляетсякерамикаКрыма.

Предметомисследования - керамическийпитьевойнабор "Пасхальный".

Цельюисследованияявляетсясозданиекерамическогопитьевогонабора "Пасхальный". Длядостиженияпоставленнойцелибылипоставленыследующиезадачи:

проанализироватьискусствоведческуюитехническуюлитературупоисследуемойтеме

определитьособенностикерамикинародовКрыма

выявитьисторическиеособенностипитьевыхнаборовнародовКрыма

раскрытьособенноститрадицийПасхи

Представитьосновнуюидеюизамыселданнойработы

разработатькерамическийпитьевойнабор "Пасхальный"

выполнитьработувматериале

рассчитатьсебестоимостьнабора "Пасхальный"

Впроцессеисследовательскойработыиспользовалисьследующиеобщенаучныеметодыиприемыкаксравнительныйметод,аналитическийметод,научнаяабстракцияиклассификационныйметод.


Глава1. Предпроектноеисследование

 

Анализискусствоведческойитехническойлитературыпоисследуемойтемедляреализациипроекта

 

Керамика. Производство. Техника. АвторДолорсРос. Книгаотехникесозданиякерамическихизделий: различныхспособахформовки,отделкеспомощьюгравировкиирельефа,работесангобамиикрасками,глазуровкеиобжиге. Последовательноиоченьнаглядноиллюстрируетсякаждыйпроцесс,основныеприемы.

Гончарноеремесло. АвторБугамбаевМ. Десятьуроковибесчетноемножествосоветовпоовладениютайнамигончарногоискусствасодержатсявпервойчастиэтойкниги. Авторподробнорассказываетотом,какможносудовольствиемделатькерамическуюпосудудлясебя,длядомаинапродажу.

Производствохудожественнойкерамики. Автор: ИмановГ.М., КосовВ.С., СмирновГ.В. Данысведенияоматериалахдлякерамическихмасс,глазурей,длядекорированиякерамики. Описанытехнологияхудожественнойкерамики (изфарфора,полуфарфора,тонкойкерамики,фаянса,майолики,терракоты): приготовлениемасс,формованиеизделий,модельно-формовочноедело,сушка,глазурование,обжиг,декорирование; контрольпроизводстваикачестваготовыхизделий. Учебникможетбытьиспользованприпрофессиональномобучениирабочихнапроизводстве.

Автор: ДжованнаБуббико,ХуанКру. Книга "Декорированиекерамики. История. Основныетехники":

Книгазнакомитсдревнейшимвидомдекоративногоприкладногоискусства - керамикой. Даетсяпоэтапноеописаниетехникдекорированиякерамическихизделийвсопровождениицветныхиллюстраций. Вкнигеданувлекательныйобзоробискусствекерамикиотдревнихвремендонашихдней. Крометого,читателюпредлагаетсяприобщитьсяксозданиюизделийизглинынапрактике,следуяданнымпоэтапнымописаниямработы. Дляширокогокругачитателей/

Вынаучитесьнетолькодекорироватьтарелки,вазы,подносыишкатулки,ноисоздаватьсобственныеоригинальныеизделиядлявашегодомаиливподарок.

Книга: Керамика,сборникСборникиз4книгвформатеdjvu: "Вмиреувлечений" ЧесноковЛ.А., "Глинаикерамика" ФедотовГ.Я., "Керамикадляначинающих" ЭткинДжеки, "Технологияхудожественнойкерамики" МиклашевскийА.И. Вмиреувлечений. ЧесноковЛ.А., Киев: "Реклама",1986,96с. Впятомразделекнигидаетсяисториявозникновенияиразвитиягончарногопромысла,технологическиесекретыизготовлениядекоративныхизделийизглины,методахихдекорированияимногоедругое.

Глинаикерамика. ФедотовГ.Я. М.: Иэд-воЭКСМО-Пресс,2002,160с. Простыеинаглядныесхемыирисункипозволятразобратьсявпроцессахизготовленияисамостоятельновылепитьигрушки,настенныепанноипосуду,атакжеобжечь,глазуроватьидекоративноотделатьих.

Керамикадляначинающих. ЭткинДжеки,Арт-Родник,2006,129с. Этакниганаучитвасосновнымприемам,которыепотребуютсядлясозданияпрекраснойкерамики.

Технологияхудожественнойкерамики. МиклашевскийА.И., Ленинград: Изд. лит-рыпостроительству,1971,303с. Вкнигесобранисистематизированматериал,иллюстрирующийкурспрактическогообучениявучебныхкерамическихмастерских. Даноподробноеописаниеприемовработпоизготовлениюитехникедекорированияхудожественныхкерамическихизделий.

ТехнологиякерамикиАвтор: А.С.Юшкевич,А.Р. РоговаВкнигеданаклассификациякерамическихизделийиподробнаяхарактеристикаиспользуемыхдляихпроизводствасырьевыхматериалов. Разобранытехнологическиепроцессыпроизводстваразличныхвидовкерамики,приведеныпараметрыпроизводства,указанытребованиякготовойпродукции. Рассмотреныобластиприменениякерамикивразличныхотрасляхтехникиипутитехническогопрогрессавкерамическойпромышленности.

Книгаявляетсяучебникомдлятехникумовпоспециальности "Технологиякерамики",атакжеможетбытьиспользованаширокимкругомработниковпромышленностистроительныхматериалов. Керамикадляначинающих.Этакниганаучитвасосновнымприемам,которыепотребуютсядлясозданияпрекраснойкерамики. Поэтапныефотографиииподробныеинструкцииоткроютвамсекретылепки,декорированияиобжигаизделийизглины,авдохновляющиепроектыпозволятприменитьнавыкинапрактикеипробудятинтересктворчеству. Прочтитеотипахглиныибазовыхметодахлепки. Повысьтеуровеньзнанийвработесглинойнагончарномкруге,приеедекорированиииобжиге.

Посмотритепроекты,представленныевкниге,онипокажутвамновыеметодикиизготовлениякерамики: отпростыхваздошкатулокизмраморнойглины,покрытыхпрозрачнойглазурью. Следуйтепростыминструкциямприоформленииповерхностиитекстурывашихизделийспомощьюинкрустации,жидкойглины,сграффито,перышек,полировкиитехникиручнойросписи. Глинаикерамика. Глинавовсевременасчиталасьсовременнымматериалом. Исегоднянашбытокружаютоблицовочныеплиты,ванны,раковины,кувшины,чашки. Фарфороваяпосуда,какипечнойкирпич,являетсяизделиемизобожженнойглины - керамики.

УвлекательныйрассказталантливогоавтораихудожникаГ.Я. Федотовапозволитчитателямпроследитьвесьпуть,которыйпроходитглина,преждечемстатькерамическимизделием. Вынаучитесьпростымспособамопределенияпригодностиглиныдлялепки. Узнаете,какеезаготовитьиобработать. Пройдявсестадииподготовкиглиняноготеста,высможетеприступитькформовкеглиняныхизделий. Простыеинаглядныесхемыирисункипозволятдаженачинающимумельцамразобратьсявпроцессахизготовленияисамостоятельновылепитьигрушки,настенныепанноипосуду,атакжеобжечь,глазуроватьидекоративноотделатьих.

Производствохудожественнойкерамики: Учеб. длясред. ПТУ. - М.: Высш. шк., 1985. - 223с. Автор: ИмановГ.М., КосовВ.С., СмирновГ.В. Данысведенияоматериалахдлякерамическихмасс,глазурей,длядекорированнякерамики. Описанытехнологияхудожественнойкерамики (изфарфора,полуфарфора,тонкойкерамики,фаянса,майолики,терракоты): приготовлениемасс,формованиеизделий,модельно-формовочноедело,сушка,глазурование,обжиг,декорирование; контрольпроизводстваикачестваготовыхизделий. Учебникможетбытьиспользованприпрофессиональномобучениирабочихнапроизводстве. Рецензенты: КозловскийЛ.В. - д-ртехн. наук,зав. каф. химииихимическойтехнологиитонкойтехническойкерамикиЛенинградскоготехнологическогоин-таим. Ленсовета; ПапихинВ.В. - инж., нач. Управленияразвитияфарфоро-фаянсовойпром-стиМинлегпромаСССР. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. Автор: ДолорсРос. Керамика - древнейшийвиддекоративно-прикладногоискусства,освоенныйчеловекомещевдоисторическиевремена. Ниодинматериалвприроденеможетсравнитьсясглинойпообилиюзапасовилегкостиобработки. Нашакнигарассказываетотехникесозданиякерамическихизделии: различныхспособахформовки,отделкеспомощьюгравировкиирельефа,работесангобамиикрасками,глазуровкеиобжиге. Последовательноиоченьнаглядноиллюстрируетсякаждыйпроцесс,благодарячемувыбезтрудаосвоитеосновныеприемыисможетесамисоздаватьнеповторимыеизделиядляукрашениявашегоТехнологияхудожественнойкерамики. Практическоеруководствовучебныхмастерских. Автор: МиклашевскийА.И. Издательство: Ленинград: Изд. лит-рыпостроительствуВкнигесобранисистематизированматериал,иллюстрирующийкурспрактическогообучениявучебныхкерамическихмастерских.

Даноподробноеописаниеприемовработпоизготовлениюитехникедекорированияхудожественныхкерамическихизделий. Книгаиллюстрированафотографиямиирисунками,дающиминаглядноепредставлениеоважнейшихтехнологическихпроцессах. Книгапредназначенавкачествеучебногопособиядлястудентоввысшихсредниххудожественно-промышленныхучебныхзаведений; можетбытьполезнамастерамкерамическихпредприятий.

"СокровищаРусскогоОрнамента"

В2008годувышлакнига "СокровищаРусскогоОрнамента". Еёавтор - замечательныймастерпоткачествупоясовиспециалистпосемантикеславянскогоорнамента - МаринаКачаева (Доброслава).Этонаиболееполноенасегодняшнийденьисследованиерусскоготекстильногоорнамента,егоисторииисмысла,значениятехилииныхорнаментовводеждеипредметахубранствадома.

Этакнига - результатстремленияавторапоставитьвопросы,связанныесосмысломнародноготекстильногоорнаментаиособенностямиегодействияна "носителя" украшеннойимодеждыилисмотрящегонаузорычеловека. Внейиспользуетсяинформациямногих,поройнетрадиционныхисточников: истории,этнографии,мифологии,биоэнергетики,альтернативноймедицины.

Книгасодержитценнейшуюинформациюосемантикеорнамента,таблицусимволов,расшифровкиузоровполотенец,рубах.

ИсследованиеподаносостороныязыческихпредставленийидохристианскихтрадицийРуси,затрагиваяглубинныеосновымифологиидревнихславян,героевсамыхпервыхмифов.

Расшифрованысмыслыархетиповввышивке "Мироваягора", "ДревнийГромовержец", "Ящер-дракон,владыкаподземногомира", "Громовница", "Рожаница", "Перун", "Огонь", "Купальскийогонь" и т.д.

Отдельноевниманиеуделенозначениювышиваемыхсимволов,местуихрасположениядлявыполненияимиобережнойролипоотношениюксвоемувладельцу. Восновномописываютсяразличныеорнаментыженскойодеждыкаксевернорусской,такирязанской. Показанаирольмужчины,действующегозачастуювовраждебнойвнешнейсреде,противостоящегоагрессииинуждающегосявсовершенноопределённойсимволике. Вкнигепредставленыобразцымужскихпоясовирубахсвышитымисимволами,защищающимивбоюиповседневнойжизнивагрессивнойсредероссийскихгородов.

Строкиизкниги: "…приупотребленииоружия (меча,ножаиликинжала) оказывается,чтолезвиеописываетнекиеплавныелинии,сложнуюперевитькоторыххочетсяпоэтическисравнитьспереплетениемнитейкружевилиплетёныморнаментомтакназываемого "кельтского" типа (которым,кстати,украшалидревниеклинки). Грозная,завораживающаякрасота,смертельноесовершенство!" Изучивэтукнигу,можно "читать" любыерусскиенародныетекстильныеорнаменты. Любые,потомучтовданнойкнигепредставленыпочтивсеихосновныевиды.

Данасводнаятаблицасимволовсуказаниемихзначения,рассмотренасвязьвышивкислечебнымэффектом. Ноэтонепростообщеобразовательноечтиво,котороесинтересомпрочиталипоставилнаполку - этокнига-методичка.

Болееполовиныкниги (авкнигеболее200страниц) занимаетальбомскрасочнымииллюстрацияминамелованнойбумаге,даннымиввидецветныхсхемвышивки,полностьюготовымикпереносунаткань.

Книга. Пасха. АвторЕленаРезник. Ниола21век

Пасха: история,традиции,рецептыВоскресениеТвое,Христеспасе,Ангелипоютнанебесех,инасназемлисподобичистымсердцемТебеславити. Христосвоскресеизмертвых,смертиюсмертьпоправисущимвогробехживотдаровав. ПасхунезряназываютВеликимднем. Этосамыйбольшойпраздникдляхристиан,ведьименновэтотденьвсечеловечествополучиловозможностьначатьновуюжизнь. Изэтойкнигивыузнаетеомногихнародныхтрадицияхицерковныхобрядах,посвященныхэтомувеличайшемупразднику.Использованиекерамическихкувшиновдляхраненияводывжаркуюпогодубылооченьпрактично. Дляэтихцелейизготовляласьчутьпористаякерамика,котораяпропускаласквозьмикроскопическиепорычастьвлагинаружу,навнешнююповерхность. Такойкувшинвнешневыгляделкакзапотевший. Влагаприконтактесжаркимвоздухомиспарялась,темсамым,создаваяневидимуюдляглазтонкуюоболочкуповнешнемуконтурукувшина - своегородазащитныйэкран,сохраняяжидкость (вода,вино,шербет,молоко) внутрикувшинапрохладной. Здесьможноговоритьопринципетермоса. Древниеумельцынаучилисьделатькерамическиечерепкиразнойстепенипористостииэтиэмпирические (тоестьдостигнутыевпроцессеопыта), сведениядошлидонастоящеговремени.

Таккувшинснабжалсяручками,былсширокимгорломипредназначалсядлячерпанияизастольногоразливаниявкна (гндряя,ойнохоя,ккаф). Вкувшиневнутреннеепространствозакрыто,темно. Длясмешиваниявинасводойилизастольногопитьяиспользовалисьоткрытыечашисбольшойвнутреннейповерхностью (кратер,скифос. килик. канфар). Исключительнокультовымисчиталисьвысокиевазы,вытянутыеповертикали,вотличиеот "горизонтальных" чаш (лутофор. лекяф,алебастр)

Кувшиндляводыимелоченьузкоегорло,кудаедвамогбыпройтидетскийкулачок,большуюручкуиширокоекруглоедно - чтобыудобнобылоноситьегонаплечеиздалека - отрекиилисоднаущелья.

 

ОсобенностикрымскойприродывкерамикенародовКрыма

 

Многоеповидалаииспыталакрымскаяземля: Немалопрошлопоеёдорогамнародов,культур,религий. Ивсеониоставлялиздесьчастичкусвоихтрадицийиобычаев,становившихсянеотъемлемымцелымобщейкрымскойкультуры. ОднойизособенностейэтойкультурыявляетсяналичиеунаселявшихКрымскийполуостровнародовтрадиций,основанныхнарелигиозно-мистическомпочитаниинекоторыхобъектовприроды. Чтоэтобылизатрадиции? Какиеобъектыкрымскойприродынаделялисьстатусом "святости"? Сохранилосьлипоклонение "священным" горам,источникам,пещерамидеревьямвнашевремя? ВмногонациональномКрыму,гдеиспоконвековмирноуживалисьразличныекультурыиконфессии,однимизглавныхфакторовэтогодобрососедскогососуществованиявыступаласамакрымскаяприрода. Еёнеиссякаемыегорныеисточникиодинаковоутолялижаждупутникалюбойнациональности,навершинахисклонахеёвечныхгорсовместновелихозяйствогрекиитатары,армянеирусские,караимыиболгары,атаврическиелесадарилипищу,теплоикрасотукакхристианину,такимусульманину.

Соответственнымбылоиотношениечеловекаксвоейблагодетельнице - природе. Болеетого,чтонеобходимоунеестаралисьнебрать,азато,чтобрали,многоеотдаваливзамен: горныеисточникизабиралисьвискусныекаптажи-фонтаны,набезлесныхучасткахгорсажалидеревья,всуровуюзимувлесахподкармливалидикихживотныхиптиц. Чувствовалпредоксовременногокрымчанинаипейзажнуюценностьокружающейегоприроды: занеобычнуюкрасотумногиеместностиобъявлялисьзаповеднымиинеприкосновенными - "святыми".

Природаобъединялакрымскиенародывпрошлом,можетонаобъединятьихисейчас. ДляэтогонеобходимолишьболееглубокоиуважительноотноситсякПриродеипомнить,чтовсемы - общиееёдети,азначит,кровныебратьяисестрымеждусобой.

Необходимопомнитьиещёоднувещь. Судьбанашейземлизависиттолькоотнас: будьтырусскийилитатарин,украинецилиеврей - будущееКрымавтвоихруках. Внашесмутноевремяголоскаждогочеловекаимеетсилу. голосвкровавойибессмысленнойвражде,которойникогданебудетконца.

НаКрымскомполуостровепроизводиласьпочтивсянужнаянаселениюкерамика. ВКрымубылонесколькогончарныхцентров - вурочищеЧабан - КулеиКанакскойбалкенедалекоотселаМорского,надМисхором,уселаТрудолюбовкавблизиБахчисарая. ВЧабан-Кулераскопаноболеедвадцатидвухярусныхгончарныхпечей,представляющихсобойсложныетехническиекомплексыизобожженныхкирпичейразмерамидочетырехметроввширинуидопятиввысоту. ПроизведенныепосудаичерепицапродавалисьнетолькоповсемуКрыму,ноиповсемуСеверномуПричерноморью.

ВкурганахКрыма,вямахикаменныхсооружениях,встречаютсяскорченныепогребениянабокусрукамипередлицом,сопровождающиесяостроребернымисосудамисвыраженнойшейкойибанками,частоукрашеннымиврезныморнаментом. Такиепогребенияхарактерныкакдлясрубной,такидлякультурымноговаликовойкерамики. Однаковтомслучае,когдасосудыбогатоукрашенырельефныморнаментом,следуетвестиречьомноговаликовойкультуре,длякоторойвравнойстепенихарактернысосудысдекоромибезнего (орнаментпреимущественнорельефный).

Такиесосуды,острореберныесдвумягоризонтальнымигладкимиваликами (навенчикеиребре), найденывпогребенияхкурганауФилатовкиивкурганенагореКлементьевауКоктебеля; впервомслучаеумершийбылпомещенвгрунтовоймогиле,авовтором - вгробницесостенами,выложеннымиизкаменныхплит. Сходнаякерамиканайденавкатакомбныхгрунтовыхзахоронениях,окруженныхкромлехами,могильникаШтурмовоенатерриторииСевастополя.

Гораздолучше,чемкурганами,многоваликоваякультурапредставленапоселенияминапобережьеВосточногоКрыма. ЭтоАлчак-Кая,Деляметовское,Щебетовка,Планерское,Кирово,Слюсарево,Киммерик,Маяк,Каменкаипр. По-видимому,здесьсоздателимноговаликовойкерамикиперешликпрочнойоседлости. ВКаменкевыявленыостатки20наземныхжилищовальнойипрямоугольнойформы,укрепленныхпооснованиюкаменнымикладками. Напоселенияхнайденыкремневыеорудия (вкладышисерпов,наконечникикопийистрел,вчастности,счерешкомивыемкойвосновании,скребки), вещииздругихпородкамня (зернотеркиитерочники,грузила,абразивысжелобком), глинянаябусинаипросверленныекружкиизстеноксосудов (по-видимому,дляразглаживаниястыковуглиняныхлентприформовкегоршков), разнообразныерогово-костяныеизделия (псалий, т.е. принадлежностьконскойузды,круглыепряжки,аналогичныекурганным,проколки,острия,шпатель,лощина,лопаткиживотныхсзубцамидляобработкишкур,сверленыеастрагалы,молоточковидныебулавки,подвескаиззуба,скульптуры), атакжеметаллическиечетырехгранныешилья.

МногочисленныаналогикизилкобинскойкерамикинаСеверномКавказе. ЭтонаходкиизверхнегослояАлхастинскогопоселениявАссинскомущелье,изАйвазовскогопоселениянарекеСушкеивособенностиизЗмеиногопоселения. Сходнаякерамикаивсеверокавказскихмогильниках. Следовательно,какписалв1952г.П.Н. Шульц,кизилкобинскаякультуранепредставляетсобойизолированногоявления,онаимеетврядеэлементовблизкиеаналогиинаСеверномКавказе,инаюгематериковойУкраины (рис.24).

Крымскиетатарыразделилиучастьдепортированныхнародов,лишённыхвозможностижитьитворитьнасвоейземле. СизгнаниемкрымскихтатаризКрымаисчезлиматериальныеихудожественныеценностинарода,создаваемыевеками,прервалисьтрадицииинавыкистаринныхремесел. Крымскотатарскаякерамиканедостиглатакихвысотсовершенства,какметалл,ноонаширокоиспользоваласьвбыту,быланезаменимавнекоторыхотрасляхсельскогохозяйства.

Насегодняшнийденьсудитьокрымскотатарскомкерамическомискусствепрошлогомыможемлишьпонесколькимисохранившимсявмузеяхичастныхколлекцияхобразцам,адляпрофессиональногоосвещениятемывынужденыобратитьсякрезультатамархеологическихисследований.

Ещесдревнихвременкерамикаигралабольшуюрольвжизнилюдей,населявшихКрымскийполуостров. Возникнувкакотрасльутилитарногозначения,онапостепенноприобреталаиэстетическое. Посудастановиласьукрашениеминтерьеровбогатыхдомов; декоративнаякерамика,вчастности,изразцы - изпростоговыразительногосредстваархитектурывырасталавмонументальноеискусство.

В1926годунапобережьемеждуФеодосиейиАлуштойвдревнихкрымскотатарскихселахбылапроведенаширокаяархеологическаяразведка,которойруководилН. Барсамов. ВразличныхпунктахбылиобнаруженыгончарныепечиVIII-IXвв. (вКапсихоре,нс. Морское).А. ЯкобсонобнаружилболеедвадцатигончарныхпечейVIII-IXвв. околоЧобан-Кулле (Башнячабана). В1957годуимбылиоткрытыдвегончарныепечивКанакскойбалке (д. Ускут,нынес. Приветное). Здесьже,вКанакскойбалке,крымскойэкспедициейИнститутаархеологииАНСССРподруководствомМ.А. Фронджулов1961-1962годахбылинайденыещетригончарныепечи. Печивозводилисьнасклонаххолмов,наберегахрексучетоммощныхотложенийглиныхорошегокачества.

Напримерепечи,обнаруженнойвЧобан-Кулеможновосстановитьобликиконструкциюкрымскихгончарныхпечей. Печьимелаодинтопочныйпродольныйканал,ширинойв1,15м,длинуканалаустановитьнеудалось. Подтопкойузападнойстенкипрослеживаетсянатяжениев2м,околоюжнойстенкионосохранилосьввысоту0,80м. Изтопкижарпоступалпобоковымканаламвобжигательнуюкамеру. Сохранившаясядлинаканалав1мначинаетсянавысоте0,40мотподатопкииподнимаетсяподугломв40°. Ширинаканала (0,30-0,35м) назападномконцеканаласужается (0,20 м). Печьсооруженаизсырцовогокирпича (0,50-0,20 мпритолщине12-15см). ПризачисткеподатопкивслоезолыиобожженнойглиныбылинайденыобломкигладкостенныхкруглодонныхамфорVIII-IXвв. Вяменаходилосьболее100бракованныхамфор. Средиостальнойкерамики,обнаруженнойвтойжеяме,можноотметитьнесколькофрагментовраннесредневековых,плоскихиконьковыхчерепицобломкивенчиков,стенокиножекнебольшихиотносительнокрупныхпифосов. Найденфрагментручнойфлягисгорломиручками,обломокбоковой (выпуклой) частифляги,украшеннойпокраюдужкамиилигирляндами,написаннымикраснойкраской. Обнаруженывенчикдовольнобольшогокувшинасобломкомплоскойручкиспальцевымвдавлениемиобломкинижнихчастейплоскодонныхкрасноглиняныхсосудов (229, с.137).

Якобсонпишет,чтоизремесленныхцентров,такихкакЧобан-Кулле,амфорывывозилинетольковприбрежныеселения,ноидалекозапределыКрыма: онираспространялисьсредитюркскихплемен,родственныхкрымскимтатарам. (А.Я. Якобсон. СредневековыегончарныепечиврайонеСудака. КСИИМК,вып.60,1955,с.1-8).

Разнообразнаярасписнаякерамика,обнаруженнаяприраскопкахгончарнойпечивКанакскойбалке,даетвозможностьпоставитьвопросовывозепродукциикрымскихгончароввразличныерайоныюго-восточнойЕвропы (наДониСеверныйКавказ), гдетакжевпогребенияхобнаруженааналогичнаякерамика (229,с.141).

МассовоепроизводствоамфорVIII-IXвв. былосвязаносрасцветомсредневековоговиноградарстваивиноделиявюго-восточномКрыму. Надополагать,чтоамфорывэтовремя,какивантичнуюэпоху,использовались,восновном,кактарадлявинаивкачестветаковойрасходились,вместестоваром,поморскимиречнымпутям.

ВXIV-XVвв. наполуостроверазвиваетсяпроизводствоместнойпосуды,сохраняющейприверженностьвизантийскойтрадиции,хотявсеболееощутимымстановитсясоприкосновениесдекоративнымискусствомВостока.

ОднимизцентровкерамическогопроизводстваКрымаэтоговременибылиАлустон (н. Алушта). Здесьв1992годуприраскопкахгенуэзскойбашниОрта-Кулле (СредняяБашня) средибольшогоколичествафрагментовкерамикиобнаруженодваблюда,представляющихсобойвысокохудожественныепроизведения,отмеченныесложностьюиизысканностьюрисунка,насыщенныедеталями. Вцелом,этоизделия,носящиепарадныйхарактер. Обаблюдакрасноглиняные,накольцевомподдоне,сполихромнойполивойпобеломуангобу. Преобладающийколоритнайденныхфрагментовиизделий - желтый,коричневый. Этицветабудутхарактернымивпоследствииидлякрымскотатарскойкерамики.

Средикерамики,обнаруженнойприраскопкахАлустона,частовстречаютсяизделиясизображениемптициживотных. (223,с.7). Аналогичныерисункисптичьимифигурамиможновстретитьнакерамикеизг. Изник (б. Никея,Турция). Этораннеосманскаякерамикаимеетназвание "Милетскиеизделия" (Ф. Зарре. КерамикаисламскихвременизМилета. ИсламскийМилет,Берлин1935,т.3,с.69). Птицынаэтихизделияхизображенывполете,сидящимивгнезде,средивиноградныхгроздьев,сидящимидругпротивдруга. ЭтотстильполностьюотличаетсяотизображенийптичьихфигурнавизантийскойкерамикеXIIIиXIVвв. Крымскаякерамикаотличаетсяотвизантийскойипоцвету (Д. ТалботРаис. Византийскаякерамика. Оксфорд,1930,с.88). Кстати,навышивкахкрымско-татарскихмастеровXVIII-XIXвв., привезенныхэкспедициейРКМИизДо-бруджи,такжевбольшомколичествеизображеныптицы. Изображенияптицвстречаютсятакжевкрымскотатарскойторевтике (вфондахРКМИхранятсягугумы,наповерхностикоторыхвыгравированысилуэтыптицирыб).

Символомбессмертияивоскресениясчиталсяпавлин,этобылизлюбленныйперсонажвсредневековомискусствекакВизантии,такиБлижнегоВостока. БлюдасизображениемпавлинаизХерсонеса (Сары-Кермен) образуютузколокальнуюгруппухудожественнойкерамики. Навсехблюдахптицы-павлиныобращенывлево,унихузкоеикороткоетуловищессильновыступающимбрюшком,голованакороткойшеесчелкой (почетнымзнаком), оченьразвитонижнееоперение (декорированобольшейчастьюполосамиилиплетенкой); верхнееоперениеввидетрехS-образноизогнутыхлентсзавиткаминаконце,какухвостабарсов. Расцветкавсехчастейизображенияосновананачередованиизеленогоикоричневого. (237,с.135).

Следуеттакжеотметить,чторезультатыисследованийостатковкерамическогопроизводства,обнаруженныхнатерриториикрепостиАлустон,позволяютпредположитьследующее: всевернойчастигородищавовторойполовинеXIVвекафункционироваламастерскаяпопроизводствуполивнойкерамикисорнаментом "сграффито",специализировавшаяся,восновном,навыпускесосудовоткрытыхформ. Работалвнейодинмастер,возможно,снебольшимколичествомпомощниковилиучеников. Человекэтотбыл,скореевсего,приезжим,решившимналадитьизготовлениеполивнойкерамикивгороде,гдераньшеэтимниктонезанимался. Онбылхорошознакомстрадициямикерамическогопроизводстваипроисходилизкакого-либоцентратакогопроизводства. Продукциямастерапокупаласьнаселениемсоседнихкрепостей,очеммогутсвидетельствоватьнаходкиизФуны (с. Демирджи,н. Лучистое) иАй-Тодора.

Изготовлениехудожественнойполивнойкерамикиотноситсякразрядугородскихремёсел. СамфактпоявлениятакогопроизводстваотмечаетпрогрессвразвитииАлустона,какгородскогоцентравовторойполовинеXIVв.

Однимизсредневековыхкрымскихцентровпопроизводствукерамикиявляласьг. Кафа (Феодосия). ПоливнаякерамикаизКафыиСолхата (СтарыйКрым), производившаясянаместе,представляетсобойтеже,чтоибытовавшиеранее,глубокиечаши-мискиилипиалы,декоркоторыхвыполненособеннотолстыми,врезнымилиниями,образующимиосновнойрисунок; снимконтрастируютсравнительнотонкиелинииорнаментальногозаполнения. Неменеехарактернаияркаяполихромнаярасцветка (зеленая,коричневаяижелтая). Радиудешевленияпродукцииполивныеизделиячастооставлялибезрасцветки - монохромными,затоширокоеприменениеполучилвыемчатыйфон,создававшийнавнутреннейповерхностичашиилиблюданетолькодополнительный,тёплыйкоричневыйтон (глазурьвсоответствующихместахложиласьнепосредственноначерепок,аненаангоб,которыйснималиприуглублениифона), ноирельефностьрисунка,большейчастьюорнаментального. ТаковаполивнаякерамикаXIVиXVвв. изСолхатаиКафы. Кстатисказать,онаоченьблизкахудожественнойкерамикеиззападногоПричерноморья,заселенногородственнымикрымцамтюркскимиплеменами - вРумыниииБолгарии. (ШтернЭ.Р. Феодосияиеекерамика. Одесса,1906).

В1980годунасеверо-западеокраиныФеодосиивпоймерекиБай-бугабылараскопаначастьпоселениязолотоордынскоговремени. Керамическийматериалисследованногопамятникаделитсянанескольковидов: кухоннаяистоловаянеполивнаякерамика,красноглинянаякерамика,покрытаяпрозрачнойполивой,подсвечникииетильники. Всегонаисследованномучасткепоселениянайдено8целыхи72фрагментакрасноглиняныхполивныхсосудов. Крометого,вкерамическомматериалеизЗападногопомещенияусадьбыАсодержалсяфрагментсветлоглиняногососуда,покрытогозеленойполивойивподъемномматериалепоселения - мелкийфрагментстенкикрасноглиняногососудаслюстровойросписью (239,с.9).

Поливныекрасноглиняныесосудыпредставленынесколькимиформами: хумы,тарелкиимиски,пиалысорнаментомсграффитотонкойитолстойлинией,покрытыепрозрачнойглазурьюпоангобу,подсвечникисветильник - плошка. Такжесредикерамикипоселениябылинайденынебольшиефрагментыгорлышекполивныхкувшиновсручками,верхняячастькоторыхкрепиласьксерединевысокогогорла. Поливабылананесенанаангоб,горлоукрашалосьврезнымилиниями. Этисосудыблизкиктипуодноручныхкувшинов,изготовлявшихсявАзаке. (Перевозчиков,Классификацияархеологическогоматериалазолотоордынскоговремени (поматериаламраскопокисборов1960-Х-1990-хгг., Азов,1996).

Оченьинтереснанаходкадонцамонохромноймискисзеленойполивой,декорированнойфигурамиизспиралевидныхзавитковипрямыхлиний (сохраниласьчастьдонца). ЭтотмотивприменяетсявдекоремонохромныхмисокизАзова (Романчук,Перевозчиков,рис.8-30,9-28,10-29. ГлазурованнаякерамикаизАзова,АДСВ - Свердловск,1990). Поформеподобныемискиявляютсяширокораспространеннымтипомкрасно-глинянойполивнойпосуды,онивстречаютсявслояхАзовазолотоордынскоговремени (240,1996,с.32). Подобныемискиширокопредставленывкерамикеместногопроизводства,вчастности,вКафе,гдеони,восновном,являютсяполихромнымисподглазурныморнаментомсграффито. (242, с.11).

Интересенфрагментмискисподглазурнойросписьюангобом. Поливапрозрачная,зеленая. Орнаментсохранившейсястенкипредставляетсобойдварядаодинаковонаправленных,слегкаизогнутых "капель",нанесенныхбелымангобом. Ангобнаяросписьвыполненагустымраствором,чтопридаетнетолькозрительнуювыпуклостьорнаменту,ноилегкуюрельефностьповерхностисосуда.

Орнаментввидеизогнутыхкапельширокоизвестенвдекорекашинныхмисокиблюд,накоторыхэтиэлементырисункавыполненытакжевлегкомрельефе. СосудыизкашинамоглипоступатьвКрымсконцаXIIIдоконцаXIVвекавпериодтесныхконтактовсгородамиПоволжьяисреднеазиатскимицентрами,вчастностиизСараяиХорезма. (АйбабинаЕ. КашиннаякерамикаизКафы. МАИЭТ-Симферополь,1991).

Средисосудовоткрытыхформ,найденныхнапоселении,крометарелокимисоксорнаментомсграффитоимонохромных,выделяютсячашивформепиалнанизкомиливысокомподдоне,сосферическимистенкамиитонкимпрямымилислегкаотогнутымвенчиком. Онипокрытыглазурьюжелтогоизеленогоцветовпоангобированнойповерхностиижелтогоцвета,нанесеннойбезангоба,сподглазурнойподцветкоймарганцемпоангобированнойповерхности.

СосудыэтойформыиорнаментациинайденывслояхXIV - первойполовиныXVвекаврядепамятниковКрыма,вматериалезолотоордынскогоАзова,городищПоволжья.

Анализкерамическогоматериалапоселенияур. Байбуга (Феодосия) позволяетсчитатьегоуникальнымсредиисследованныхиопубликованныхпамятниковКрыма. ВеськерамическийкомплекснаходитаналогиивпроизводствеАзовазолотоордынскоговремениигородищ,чтопозволяетдатироватькомплексвцеломвторойполовиной - концомXIVв. Некоторыеотличиядекора,главнымобразом,поливнойкерамикисграффито,отазовскихиповолжскиханалогийи,напротив,схожестьорнаментациискерамикойкрымскихцентров,вчастностиКафы,позволяетговоритьоместном,крымскомеепроизводстве. ПомнениюАйбабиной,центромэтимявлялсяСолхат (СтарыйКрым), расположенныйвнепосредственнойблизостиотпоселения. (АйбабинаЕ.А. КерамикаизраскопокзолотоордынскогопоселенияблизФеодосии. "ИсторическиесвязиПричерноморьяиСредиземноморьяX-XVIIIвв. (поматериаламполивнойкерамики). Симферополь,1998

 

ТрадицииПасхи

 

Крымскаявосточнославянскаякультура - представляетсобойудивительныйсимбиозтрадицийукраинского,белорусскогоирусскогонародов,проживающихнаоднойтерритории.

ВобрядахславянКрыма,какидругихславянскихнародов,немогутнеугадыватьсяобряды,сохранившиесясовременязычества. Многиепраздники,хотяиприуроченыкдатамрелигиозныхсобытий,представляютсобойкультыпочитанияпредков,солнца,различныхприродныхявлений.

ТрадициипразднованияПасхивКрымуаналогичнытрадициямвдругихрегионахУкраины. Воскресныешколыпроводятсовместносбиблиотеками,городскимидомамикультурыиДомамидетскоготворчествапасхальныеконцерты,утренники,музыкально-литературныепрограммы (например,вЕвпатории,Феодосии,Симферополе,Саках,Джанкое,Севастополе,Алуште,Керчи,Раздольненском,Советскомблагочиниях). ЕжегоднонаПасхудетиизкаждойвоскреснойшколыдлясвоихсверстниковготовятпраздничныеконцерты,выставки,конкурсыналучшийпасхальныйстоликонкурсыпасхальныхоткрыток.

СимферопольскаяиКрымскаяепархияУПЦМосковскогопатриархатаежегоднонаПасхупроводитфестивалицерковныххоров, "СлавимХристовоВоскресение",которыестановятсянастоящимпраздником,таккакпроходятвцентреСимферополянаоткрытомвоздухе. ЕжегодночленыОбществаправославныхврачейКрыманаПасхупосещаютвсекрымскиебольницы,детскиедомаивместесосвященнослужителямираздаютпасхальныекуличиияйца.

Пасха,какизвестномногим,деньвоскрешенияИисусаХриста. Этомупраздникуужеболее2000лет,имногиетрадиционныедействияпотерялисвойсмыслвглазахобычногочеловека. Однако,темнеменее,многиенаПасхупекуткуличи,замешиваютпаскуикрасяткуриныеяйцавразныецвета,такпринято. Почемужеэтотпраздниквсегдабылоднимизсамыхмассовых? КромеднявоскресенияХриста,этотденьзнаменитокончаниемстрогогопоста. Строгийпостнакладывалзапретналюбыеувеселения,атакжеоченьстрогоограничиваетпродукты,которыевэтотпериоднельзяупотреблятьпостящимся. Многиепраздникиспециальнопереносилисьнавремяпослепоста,чтобыотпраздновать,какследует. Самирелигиозныетрадиции - крестныйход,всенощнаяслужба - былинеобычайнояркими,всравнениисрутиннымииобыденнымиднямистрогогопоста. Вовремявсенощнойлюдиосвящаливцерквитрадиционныеблюда,чтобыпотомподатьихнастол,всветлыйпраздникПасхи. Традиционновденьпраздникалюдихристосовались - говорилидругдругу "Христосвоскресе" - "воистинувоскресе" иобменивалисьтроекратнымпоцелуем. Сегодняэтатрадицияподдерживаетсядаженеверующимилюдьми.

Итак,какжепроисходитсамопразднование? ПасхепредшествуетСтрастнаянеделя,посвященнаяразличнымрелигиознымдействиям,предваряющимпраздник. ОсновнаяподготовкакПасхеначинаетсясЧистогочетверга,вэтотденьпринятонавестивездепорядок,втомчислеивдуше,атакжевыкупаться. Этотденьпосвященмирскому,обычномубытовомутруду,чтобывстрастнуюпятницуивсубботуготовитьсявстретитьпраздниксчистымсердцемидушой. Наверное,нестоитприниматьзначениеднястольбуквально,иустраиватьгенеральнуюуборкусбольшихбукв,болееглубокийсмыслднябылочиститьсядуховно. ДалееследуетСтрастнаяпятница,деньвыносаплащаницы,воспоминанийосмертиХриста. Этодень,вкоторыйнедолжнобытьделмирских,толькодуховные. Конечно,внашихреалияхсложноизбежатьбытовойрутины,номожностаратьсяделатьлишьнеобходимое. Вэтотденьверующиепосещаютбогослужение,происходитцелованиеплащаницы,котораябудетнаходитьсявхраметридня,вчестьтрехднейнахожденияХриставгробу. Нуавсубботнююночьипроисходитосвящениетрадиционныхкушанийивсенощнаямолитва. Послеэтого,собственноиприходитвоскресенье - деньПасхи. Передпасхойхозяйкинетолькоготовилиеду,ониукрашаливесьдомсалфеткамиибукетамипервоцветов,всеэтосимволизироваловоскрешениеижизнь. ДетиивзрослыеначиналиПасхальнуютрапезу,съедаятрадиционноокрашенноевкрасныйцветяйцо. ПопреданиюяйцосталокраснымврукахимператораТиберия,когдаМарияМагдалинапришлаизвеститьимператораовоскрешенииХриста. Император,конечноже,неповерил,сказав,чтоэтоневозможно,итакаяжевероятностьвоскрешения,какеслиэтояйцовегорукахпокраснеет. Согласнолегенде,яйцопокраснело,иродиласьтрадиция.

Куличипеклисьсдохристианскихвремен,изначальноихсмыслбылвсамойформе,пасхальныйкуличияйцабылисимволамиплодородия,однакотрадициясохраниласьивхристианстве,ихозяйкидосихпорвыпекаютэтисдобныекексы,покрываяихглазурью. Паска,илижепасха - этотворожноеблюдо. Традиционноемупридавалиформупирамидки,ставилипечатьизбуквХВ (Христосвоскрес). Творогдляпасокбралисамыйлучший,несколькоразперетиралиисдабриваливсевозможнымипряностями,орехами,изюмом,атакжедобавляливтворогсливокияиц. Такиепаскиделалисьнебольшими,таккакхранитсяэтоблюдооченьнедолго.

Наверное,вкаждойсемьеестьсвойрецептипаски,икулича (нетстрогихканонов), акраскидляяицсейчаспродаютивмагазине,какиполиэтиленовыенаклейки,имитирующиекрашенки. Нашихозяюшкикрасилияйцакрепкимотваромлуковойшелухи,шелухуприходилосьсобиратьзадолгодопраздника. Длятакойпокраскибольшоеколичествошелухизаливалосьводойибурлилооколополучаса,послевкипящуюводупогружалисырыекуриныеяйцаиварилиоколо10минут. Такжеокрашивалияйцасвекольнымсоком,черникой,краснойкапустойикуркумой. Яйцаоставлялиостыватьвэтойжеводе,длялучшегозакрепленияцвета. Послеяйцавытиралинасухоисмазывалимаслом,дляблеска. Дляобразованияразличныхузоровскорлупуобматывалиниткой,заливалипарафиномивырезалиузоры,обматывалитонкойтканьюитакварили. Современныекраскикрасятярче,результатболеепредсказуем,новсеже,покрашенныенатуральнымикрасителямияйцанамногокрасивее.

ОграниченияведеВеликимпостом,кулинарныехлопотыпередПасхой,разговлениевпасхальнуюночьделаютВоскресениеХристовосамым "вкусным" праздником. Особоевниманиеуделялосьубранствустола. Белоснежнаяскатерть,красиваяпосуда,живыеиискусственныецветы,насамомвидномместеяркиеритуальныеблюдасовсевозможнымиукрашениями. Каждаяхозяйкастремиласьсделатьсвойстолнеповторимым. Дляяициспользовалисьспециальныеплоскиеблюда. Одниизнихпростолежалинастолах,удругихбыливысокиеножки-подставкиионикакбывозвышалисьнадвсемостальнымугощением.

Внекоторыхдомахдлятакоготоржественногослучаясуществовалидажеотдельныескатерти,которыестелилисьтольконапраздникПасхи. Натакойскатертиумелыехозяйкивышивалиобычноразличныеузорысприсутствиемименнопасхальныхатрибутов. Можнобылоувидетьвышитыеяйца,свечи,цветы,дажекуличии,конечно,буквы: ХВ,что,какизвестно,означало "ХристосВоскресе". Вышивалиськтакойскатертиисалфетки. Материалдлятакихизделийвыбиралсяпростой: лен,ленславсаном,холст,плотныйхлопок. Цветабыливосновномсветло-серыеибелые. И,конечно,яркиепраздничныеузоры. Былаиспециальнаяпосуда,всестемижепредметами,которыеолицетворялиэтотсветлыйпраздник. Такаяпосудахраниласьвдомахидоставаласьтольконапраздник.

НаПасхуготовяткуличиипасхи,запекаютокорок,жаряттелятину. Пасхальныйстолнеимеетникакихзапретов,норыбныеблюдананемобычнонеприсутствуют. ВденьВоскресенияХристованастолставятособыеблюда,которыеготовяттолькоразвгоду, - пасхальныйкулич,творожнуюпасху,пасхальныекрашеныеяйца. Кромепасхальныхблюднастолемножествотрадиционныхлакомстврусскойкухни. Пасхальныйстолнакрывалинавесьдень. Занимсобираласьсемьяидрузья,которыедавноневиделись,потомучтовпостнепринятобылоходитьвгости. Рассылалисьоткрыткидальнимродственникамизнакомым. Пообедав,людисиделизастоламиииграливразличныеигры,ходилинаулицу,поздравлялидругдруга.


Глава2. Разработкакерамическогопитьевогонабора "Пасхальный"

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!